24 января 2023 г. |
Дело N А26-3051/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М.,
рассмотрев 24.01.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Карелиянефтепродукт" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.06.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2022 по делу N А26-3051/2022,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Карелиянефтепродукт" (185003, г. Петрозаводск, ул. Володарского, д. 6; ОГРН 1021000509650; ИНН 1001011293; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным постановления Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (191028, г. Санкт-Петербург, ул. Моховая, д. 3; ОГРН 5067847165018; ИНН 7841340833; далее - Управление) от 29.03.2022 N 26-549-877/ПС о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 14.06.2022 оспариваемое постановление Управления изменено - размер назначенного Обществу наказания в виде штрафа уменьшен до 200 000 руб.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 19.09.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить. По мнению подателя жалобы, оснований для привлечения его к административной ответственности не имеется.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании решения от 14.02.2022 N 26-549 Управлением проведена внеплановая выездная проверка исполнения Обществом ранее выданного ему предписания от 24.09.2021 N 26-814-2147/ПР об устранении в срок до 10.02.2022 нарушений в области промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов III класса опасности - складов ГСМ (рег. NN А24-00719-0014, А24-00719-0023).
В ходе проверки Управлением выявлено и отражено в акте от 04.03.2022 N 26-549-706/А, что пункты 3, 4, 13, 24, 29 указанного предписания не исполнены.
По факту невыполнения предписания в установленный срок Управление составило в отношении Общества протокол от 18.03.2022 N 26-549-827/ПТ об административном правонарушении, предусмотренном частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ, а постановлением от 29.03.2022 N 26-549-877/ПС признало его виновным в совершении этого административного правонарушения, назначив наказание в виде штрафа в размере 400 000 руб.
Общество не согласилось с постановлением Управления о привлечении к административной ответственности и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, однако, руководствуясь частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, изменил оспариваемое постановление, уменьшив размер штрафа до 200 000 руб.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ) опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Закону.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, в частности, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии; выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 10 Закона N 116-ФЗ, в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в частности, планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.
В силу пункта 1 статьи 14.1 Закона N 116-ФЗ работники, в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте (далее - работники), в целях поддержания уровня квалификации и подтверждения знания требований промышленной безопасности обязаны не реже одного раза в пять лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности и проходить аттестацию в области промышленной безопасности. Категории таких работников определяются Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации постановлением от 25.10.2019 N 1365 утвердило Положение об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики (далее - Положение N 1365), постановлением от 15.09.2020 N 1437 - Положение о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах (далее - Положение N 1437), постановлением от 18.12.2020 N 2168 - Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности (далее - Правила N 2168), а Ростехнадзор приказом от 15.12.2020 N 529 и приказом от 15.12.2020 N 533 - федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов" (далее - Правила N 529) и "Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств" (далее - Правила N 533).
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что в установленный срок Обществом не устранены нарушения требований промышленной безопасности, указанные в пунктах 3, 4, 13, 24, 29 предписания от 24.09.2021 N 26-814-2147/ПР, предусмотренные пунктом 1 статьи 9, пунктом 1 статьи 10, пунктом 1 статьи 14.1 Закона N 116-ФЗ, Положением N 1365, Положением N 1437, Правилами N 2168, Правилами N 529 и Правилами N 533: начальник службы ПБОТОС, работники опасных производственных объектов не аттестованы в области специальных требований Б1.7; начальник Кочкомского ТУ не аттестован в области специальных требований Б1.11 и в области общих требований промышленной безопасности А1; план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте склада ГСМ п. Кочкома и склада ГСМ г. Петрозаводск не пересмотрены в связи с истечением срока их действия; срок безопасной эксплуатации клапанов ЗКО-150 (зав. NN 1035, 1036, 1037, 1038, 1039), установленных на нагнетательном трубопроводе для предотвращения перемещения транспортируемых веществ обратным ходом, составляющий 10 лет, на момент проведения проверки истек.
Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, исходя из отсутствия в деле доказательств невозможности выполнения Обществом законного предписания Управления в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, соблюдая обычную степень заботливости и осмотрительности, суды пришли к выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения.
При этом суды не усмотрели каких-либо процессуальных нарушений, допущенных в ходе производства по делу об административном правонарушении, а также признаков его малозначительности.
В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Доводы Общества, изложенные в жалобе, были рассмотрены судами первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Несогласие подателя жалобы с выводами судов, а также иное толкование им положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм права.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.06.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2022 по делу N А26-3051/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Карелиянефтепродукт" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правительство Российской Федерации постановлением от 25.10.2019 N 1365 утвердило Положение об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики (далее - Положение N 1365), постановлением от 15.09.2020 N 1437 - Положение о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах (далее - Положение N 1437), постановлением от 18.12.2020 N 2168 - Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности (далее - Правила N 2168), а Ростехнадзор приказом от 15.12.2020 N 529 и приказом от 15.12.2020 N 533 - федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов" (далее - Правила N 529) и "Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств" (далее - Правила N 533).
...
Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 января 2023 г. N Ф07-21499/22 по делу N А26-3051/2022