25 января 2023 г. |
Дело N А05-5213/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Родина Ю.А., Савицкой И.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Архангельск" Михайловой И.В. (доверенность от 01.07.2021 N 10-2021),
рассмотрев 24.01.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Архангельск" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.07.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2022 по делу N А05-5213/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Архангельск", адрес: 163069, г. Архангельск, наб. Северной Двины, д. 30, ОГРН 1142901007160, ИНН 2901249290 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным вынесенного Северо-Западным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, адрес: 191028, Санкт-Петербург, Моховая ул., д. 3, ОГРН 5067847165018, ИНН 7841340833 (далее - Управление), решения от 09.02.2022 N УР.27.013990.22 об отказе во внесении изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре опасных производственных объектов (далее - Реестр ОПО), об обязании Управления внести по заявлению Общества от 12.01.2022 N АК-21-04/73 изменения в сведения, содержащиеся в Реестре ОПО, в течение тридцати дней с даты вступления в силу решения суда.
Решением суда первой инстанции от 14.07.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 11.10.2022, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 14.07.2022 и постановление от 11.10.2022, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя кассационной жалобы, вывод судов о том, что сеть газоснабжения является единым производственно-технологическим объектом, не соответствует обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам; суды не учли, что Общество обращалось к Управлению не с заявлением об исключении объекта из Реестра ОПО, а о внесении изменения в сведения о таком объекте; исходя из приложения N 1 к Административному регламенту Ростехнадзора предоставления государственной услуги по регистрации ОПО в Реестре ОПО, утвержденному приказом Ростехнадзора от 08.04.2019 N 140 (далее - Административный регламент N 140), Общество вправе было обратиться к Управлению с заявлением о внесении изменений в сведения, содержащиеся в Реестре ОПО, в связи с изменением состава ОПО или исключения из него предприятий или их цехов, участков, площадок, наружных установок, зданий и сооружений, эксплуатация которых обусловливает признак опасности.
В отзыве на кассационную жалобу Управление, считая решение от 14.07.2022 и постановление от 11.10.2022 законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
До начала судебного заседания от Управления поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является газораспределительной организацией на территории Архангельской области, осуществляющей эксплуатацию сетей газораспределения и газопотребления.
В Реестре ОПО за Обществом 15.11.2015 за номером А27-02226-0009 зарегистрирован ОПО с типовым наименованием "сеть газоснабжения, в том числе межпоселковая", расположенный в Приморском р-не Архангельской обл., класс опасности - III, что подтверждено свидетельством о регистрации от 19.09.2016 N А27-02226.
Суды установили и из материалов дела следует, что в состав сети газоснабжения входят газопроводы:
- межпоселковый от газораспределительной станции - 2 "Уйма" до открытого акционерного общества "Комбинат Силбет" (кадастровый номер сооружения 29:22:000000:1697);
- распределительный среднего давления в пос. Уемский Приморского р-на Архангельской обл. (кадастровый номер сооружения 29:22:000000:4728);
- распределительный низкого давления по Устьянской ул. в пос. Уемском от газорегуляторных пунктов N 4, 5 (кадастровый номер сооружения 29:22:000000:1966).
Руководствуясь Административным регламентом N 140, Общество обратилось к Управлению с заявлением от 12.01.2022 N АК-21-04/73 (получено Управлением 13.01.2022) о внесении с Реестр ОПО изменений в отношении сети газоснабжения. Согласно приложенной к заявлению пояснительной записке к сведениям, характеризующим ОПО, внесение изменений в сведения о сети газоснабжения было обусловлено утратой газопроводом с кадастровым номером 29:22:000000:1966 в силу приложения 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ) с учетом изменений, внесенных в него Федеральном законом от 02.06.2016 N 170-ФЗ (далее - Закон N 170-ФЗ), признаков опасности.
Решением от 09.02.2022 N УР.27.013990.22 Управление отказало Обществу во внесении изменений в Реестр ОПО на основании заявления от 12.01.2022 N АК-21-04/73, указав, что межпоселковая сеть газоснабжения является единым производственно-технологическим объектом. Разделение сети газоснабжения на участки с газопроводами низкого давления, не регистрируемые в Реестре ОПО, и участки с газопроводами, регистрируемыми в Реестре ОПО, не предусмотрено действующим законодательством. Управление отметило, что в сведениях, характеризующих ОПО, указываются все его характеристики, в том числе участки газопроводов и оборудование, работающие под низким давлением.
Не согласившись с решением Управления, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, пришла к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 2 Закона N 116-ФЗ ОПО в соответствии с названным Законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к Закону N 116-ФЗ.
ОПО подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 2 закона N 116-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 1 "з" пункта 14 Требований к регистрации объектов в Реестре ОПО и ведению Реестра ОПО, утвержденных приказом Ростехнадзора от 30.11.2020 N 471 (далее - Требования N 471), для регистрации объекта в Реестре ОПО эксплуатирующая организация не позднее 10 рабочих дней со дня начала эксплуатации ОПО представляет в регистрирующий орган на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в том числе сведения о наименовании площадки, участка, цеха, здания, сооружения, входящих в состав ОПО.
Из материалов дела видно, судами установлено и Управлением не оспорено, что в состав сети газоснабжения, которая является ОПО, входит газопровод низкого давления с кадастровым номером 29:22:000000:1966.
Согласно пункту 6 приложения 1 к Закону N 116-ФЗ в редакции Закона N 170-ФЗ к ОПО не относятся работающие под давлением природного газа или сжиженного углеводородного газа до 0,005 МПа включительно сети газораспределения и сети газопотребления.
То обстоятельство, что газопровод низкого давления с кадастровым номером 29:22:000000:1966 работает под давлением до 0,005 МПа включительно сторонами не оспаривается.
Управление, указав что сеть газоснабжения является единым производственно-технологическим объектом, отказал в удовлетворении заявления Общества.
Суды двух инстанций пришли к выводу о том, что сеть газоснабжения представляет собой единый производственно-технический объект и отвечает критериям ОПО при наличии оборудования, работающего под давлением природного или сжиженного углеводородного газа свыше 0,005 МПа, даже если в составе ОПО есть оборудование, работающее под давлением природного или сжиженного углеводородного газа 0,005 МПа и ниже.
Суды указали, что к ОПО в соответствии с приложением 1 к Закону N 116-ФЗ не относится именно сеть газораспределения, работающая под давлением до 0,005 МПа включительно, а не отдельные ее участки в составе ОПО; сеть газоснабжения не утратила признаков опасности.
Между тем судами не учтено следующее.
Как следует из заявления Общества от 12.01.2022 N АК-21-04/73 (том дела 1, лист 39), составленного по типовой форме, приведенной в приложении N 1 к Административному регламенту N 140, и пояснительной записки к сведениям, характеризующим ОПО, Общество просило Управление не исключить сеть газоснабжения из Реестра ОПО, а внести изменения в такой Реестр в связи с изменением состава ОПО или исключения из него предприятий или их цехов, участков, площадок, наружных установок, зданий и сооружений, эксплуатация которых обусловливает признак опасности.
В соответствии с подпунктами 1.1, 1.2, 1.3 пункта 27 Требований N 471 основаниями для внесения изменений в сведения, содержащиеся в Реестре ОПО, являются изменения характеристик ОПО, а именно:
- внесение изменений (в том числе в параметры, количество и место эксплуатации) или исключение из него предприятий или их цехов, участков, площадок, наружных установок, зданий и сооружений, технических устройств, эксплуатация которых обусловливает признак опасности в соответствии с приложениями 1 и 2 к Закону N 116-ФЗ;
- внесение изменений состава ОПО;
- внесение изменений состава технических устройств (замена оборудования или реконструкция, модернизация, исключение, использование на ОПО новых (дополнительных) технических устройств, эксплуатация которых обусловливает признаки опасности, перечисленные в приложении 1 к Закону N 116-ФЗ.
Из материалов дела следует, что Общество не ставило перед Управлением вопроса об исключении сети газоснабжения из Реестра ОПО в связи с утратой признаков опасности, а просило на указанном основании внести в описание сети газоснабжения, содержащееся в Реестре ОПО, изменения относительно ее состава.
Суды двух инстанций надлежащим образом не оценили довода Общества о том, что оно просило внести в Реестр ОПО изменения в сведения о сети газоснабжения в связи с изменением состава ОПО, параметров газопровода, который включен в состав сети, с учетом представленных в материалы дела доказательств.
При изложенных обстоятельствах следует признать, что решение от 14.07.2022 и постановление от 11.10.2022 по настоящему делу приняты при неправильном применении норм материального права и неполном выяснении обстоятельств, имеющих существенное значение для разрешения спора, и недостаточном исследовании представленных в материалы дела доказательств.
Поскольку суды, вопреки требованиям статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), неправильно применили нормы материального права, не установили и не исследовали в полном объеме обстоятельства, относящиеся к предмету доказывания по настоящему спору, не дали надлежащей правовой оценки представленным доказательствам и всем доводам сторон, судебные акты по данному делу подлежат отмене в соответствии с частью 1 статьи 288 АПК РФ.
Так как для принятия законного и обоснованного решения требуются установление обстоятельств, исследование и оценка доказательств, принятые судами по данному делу решение и постановление подлежат отмене, а дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции необходимо учесть изложенное, установить и исследовать указанные в постановлении суда кассационной инстанции обстоятельства, доводы сторон и имеющиеся в материалах дела доказательства и при правильном применении норм материального и процессуального права оценить законность оспоренного решения Управления.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.07.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2022 по делу N А05-5213/2022 отменить.
Дело N А05-5213/2022 направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области.
Председательствующий |
С.В. Соколова |
Судьи |
С.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.