26 января 2023 г. |
Дело N А56-8383/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Кудина А.Г., Толкунова В.М.,
рассмотрев 25.01.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СМС" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.05.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2022 по делу N А56-8383/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СМС", адрес: 124489, Москва, г.Зеленоград, корп. 602, пом. 3, ком. 1-6, ОГРН 1127746373358, ИНН 7715918352, (далее - ООО "СМС", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., 13, лит. А, ОГРН 1027809242933, ИНН 7825413361 (далее - УФАС, Управление) от 24.11.2021 N РНП -78-1384/21 о включении сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП, Реестр).
Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская Покровская больница", адрес: 199106, Санкт-Петербург, Большой пр. В.О., д.85, ОГРН 1027800528359, ИНН 7801001369 (далее - СПб ГБУЗ "Городская Покровская больница" - Учреждение).
Решением суда от 16.05.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 06.09.2022, Обществу отказано в удовлетворении заявления.
В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, поскольку УФАС не доказало совершение Обществом виновных, недобросовестных действий, направленных на умышленное уклонение от исполнения контракта, поскольку Общество в течение десятидневного срока с даты уведомления о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта поставило товар по контракту от 30.08.2021, что подтверждается актом приема-передачи товара от 09.11.2021 и товарно-транспортной накладной от 09.11.2021 N 000002030/1. Податель жалобы поясняет, что нарушения сроков поставки были вызваны нехваткой сырья и несвоевременной отгрузкой товара его производителем - АО "Инноватор". В обоснование поставки товара надлежащего качества ссылается на технические условия производителя ТУ 14.19.32-014-10984186-2021, которыми установлено допустимое отклонение от размеров +/- 5 см. Общество утверждает, что всем его доводам судами дана необъективная оценка.
Представители сторон, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, на официальном сайте Единой информационной системы в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru СПб ГБУЗ "Городская Покровская больница" (заказчик) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (извещение N 0372200262221000161); начальная (максимальная) цена контракта 4 994 000 руб.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 08.08.2021 N 0372200262221000161-3 победителем аукциона признано ООО "СМС", предложившее цену контракта 2 346 610 руб. Между СПб ГБУЗ "Городская Покровская больница" (Заказчик) и ООО "СМС" (Поставщик) заключен контракт от 30.08.2021 N 0372200262221000161 (далее - Контракт), предметом которого является поставка медицинских изделий.
Пунктом 1.2 Контракта предусмотрено, что номенклатура товара и его количество определяются Спецификацией (Приложение N 1 к Контракту), технические характеристики товара определяются в Приложении N 2 к Контракту.
Согласно пункту 5.1 Контракта Поставщик обязуется поставлять товар Заказчику после заключения Контракта и внесения его в единый реестр контрактов Санкт-Петербурга партиями в течение 10 календарных дней после получения заявки на поставку от Заказчика в письменной форме посредством факсимильной связи или в электронной форме с электронной почты ( opetropavlovskava@pokrovskava.org., ezhigalova@Dokrovskava.org, hospital@pokrovskava.org) на адрес электронной почты Поставщика, указанный в реквизитах Поставщика по контракту или по адресу, указанному в разделе 12 Контракта или в отдельном письме Поставщика, направленном Заказчику после заключения контракта или передаётся письмом под роспись Поставщику или по адресу, указанному в ЕИС.
В соответствии с пунктом 5.2. Контракта датой поставки Товара считается дата подписания акта приема-передачи Заказчиком.
Пунктом 10.4 Контракта предусмотрено, что стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в порядке и сроки, определенные статьей 95 Закона N 44-ФЗ.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Поставщиком своих обязательств по контракту, выразившихся в нарушении срока поставки (при просрочке поставки более чем на 3 рабочих дня), поставки товара ненадлежащего качества, непредставления документов, предоставление которых требуется настоящим контрактом, Заказчик вправе расторгнуть настоящий контракт в одностороннем порядке путем направления письменного уведомления Поставщику.
В ходе исполнения Контракта Заказчиком направлена заявка на поставку части товара от 31.08.2021 N 01-09/319. Следовательно, товар надлежало поставить в срок до 10.09.2021 включительно.
Вторая заявка на поставку части товара направлена 10.09.2021 N 01-09/198 со сроком поставки не позднее 20.09.2021.
В нарушение условий пункта 5.1 Контракта поставка товара по вышеуказанным заявкам в установленный срок Обществом не произведена.
Поскольку Обществом допущено неоднократное нарушение сроков поставки товара (не произведена поставка по заявкам от 31.08.2021 и 10.09.2021) Учреждением на основании пункта 10.4 Контракта, а также статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон) и пункта 1 статьи 523 ГК РФ принято решение от 04.10.2021 N 01-14/2466 об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Решение от 04.10.2021 N 01-14/2466 об одностороннем отказе от исполнения Контракта направлено в адрес Общества почтовой связью 07.10.2021. На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта размещено в разделе "Дополнительная информация о закупках, контрактах" 04.10.2021.
Согласно акту приема-передачи от 09.11.2021 и товарно-транспортной накладной от 09.11.2021 N 000002030/1 Общество поставило в адрес Учреждения товар по Контракту на общую сумму 2 346 610 руб.
Однако Учреждением направлен в адрес Общества мотивированный отказ от приемки товара от 10.11.2021 N 01-14/2849, в связи с тем, что поставленный товар не соответствует по качеству условиям Контракта (Приложению N 2 "Технические характеристики").
В соответствии с частью 6 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Учреждение направило в антимонопольный орган сведения в отношении ООО "СМС" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (вх. N 35996-ЭП/21 от 18.11.2021).
По результатам рассмотрения указанного обращения УФАС вынесено решение от 24.11.2021 по делу N РНП-78-1384/21 о рассмотрении сведений о включении в РНП в отношении ООО "СМС" в реестр сроком на два года.
Не согласившись с означенным решением Управления, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суды исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и сочли выводы УФАС о наличии оснований для включения сведений об Обществе в Реестр обоснованными.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения по следующим основаниям.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Законом N 44-ФЗ, которым, в том числе, установлен единый порядок размещения заказов в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно части 14 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В силу части 8 статьи 95 Закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ).
В силу пункта 12 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ).
Применительно к обстоятельствам настоящего дела в пункте 10.4 Контракта стороны также предусмотрели право принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в порядке и сроки, определенные статьей 95 Закона N 44-ФЗ.
Так, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Поставщиком своих обязательств по контракту, выразившихся в нарушении срока поставки (при просрочке поставки более чем на 3 рабочих дня), поставки товара ненадлежащего качества, непредставления документов, предоставление которых требуется настоящим контрактом, Заказчик вправе расторгнуть настоящий контракт в одностороннем порядке путем направления письменного уведомления Поставщику.
Из материалов дела следует, что между Учреждением (Заказчик) и Обществом (Поставщик) заключен Контракт предметом которого является поставка медицинских изделий.
Пунктом 1.2 Контракта предусмотрено, что номенклатура товара и его количество определяются Спецификацией (Приложение N 1 к Контракту), технические характеристики товара определяются в Приложении N 2 к Контракту.
Согласно пункту 5.1 Контракта Поставщик обязуется поставлять товар Заказчику после заключения Контракта и внесения его в единый реестр контрактов Санкт-Петербурга партиями в течение 10 календарных дней после получения заявки на поставку от Заказчика.
В ходе исполнения контракта Заказчиком направлена заявка на поставку части товара от 31.08.2021 N 01-09/319, следовательно, товар надлежало поставить не позднее 10.09.2021. Вторая заявка на поставку части товара направлена 10.09.2021 N 01-09/198 со сроком поставки не позднее 20.09.2021.
В нарушение условий пункта 5.1 Контракта поставка товара по вышеуказанным заявкам в установленный срок Обществом не произведена, что им не отрицается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 Кодекса).
В силу пункта 2 статьи 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок и неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Поскольку Обществом допущено неоднократное нарушение сроков поставки товара (не произведена поставка по заявкам от 31.08.2021 и 10.09.2021) Учреждением на основании пункта 10.4 Контракта, а также статьи 95 Закона N 44-ФЗ и пункта 1 статьи 523 ГК РФ правомерно принято решение от 04.10.2021 N 01-14/2466 об одностороннем отказе от исполнения Контракта (решение направлено в адрес Общества почтовой связью 07.10.2021 и размещено на официальном сайте ЕИС в сфере закупок 04.10.2021).
Таким образом, Заказчиком соблюдена предусмотренная статьей 95 Закона N 44-ФЗ процедура одностороннего отказа от исполнения контракта.
Доводы Общества об отсутствии намерения уклониться от исполнения контракта и поставке товара по Контракту на общую сумму 2 346 610 руб., что подтверждает акт приема-передачи от 09.11.2021 и ТТН от 09.11.2021 N 000002030/1), получили объективную оценку судов двух инстанций.
Так судами установлено, что по факту означенной поставки, Учреждение направило в адрес Общества мотивированный отказ от приемки товара от 10.11.2021 N 01-14/2849, в связи с тем, что поставленный товар не соответствует по своему качеству условиям Контракта, указанному в Приложении N 2 "Технические характеристики", в том числе выявлено: несоответствие размеров, конструктивные изменения (отсутствие запаха на спине и увеличенной проймы), неаккуратное выполнение швов, а также невозможность идентифицировать материал, из которого изготовлено изделие при необходимости изготовления изделия строго из материала СММС.
Ссылки подателя жалобы на то, что техническими условиями производителя АО "Инноватор" ТУ 14.19.32-014-10984186-2021 установлено допустимое отклонение от размеров +/- 5 см, отклонены судом, поскольку в Приложении N 2 к Контракту установлены конкретные технические характеристики, которым должен соответствовать поставляемый товар (халат процедурный) - без каких-либо допустимых отклонений от размеров.
При этом, доказательства устранения Обществом нарушений условий Контракта (осуществление поставки товара, соответствующего по качеству условиям Контракта), в материалы дела не представлены.
Таким образом, с учетом положений части 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ Контракт считается расторгнутым с 16.11.2021.
Частью 16 статьи 95 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (часть 2 статьи 104 Закона).
В соответствии со статьей 104 Закона N 44-ФЗ, а также Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила N 1078), антимонопольный орган осуществляет ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ (в редакции, применимой к спорным правоотношениям) в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В соответствии с пунктом 15 Правил N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в Постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, а одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа (часть 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
Закон N 44-ФЗ не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям упомянутого Закона.
Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение.
При этом Верховный Суд Российской Федерации в определении от 07.08.2015 N 305-КГ15-9489, отметил, что недобросовестность может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению соответствующих норм и правил.
Неисполнение условий Контакта в части поставки товара надлежащего качества и соответствующего требованиям Приложения N 2 к Контракту подтверждено материалами дела и Обществом не опровергнуто, поскольку, указанные в Контракте характеристики товара являются существенными для Заказчика (халаты необходимы для использования в работе больницы, полностью перепрофилированной для оказания медицинской помощи пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 (инфекционного стационара)).
Обществом не представлены ни в антимонопольный орган, ни суду доказательства возникновения у Общества обстоятельств непреодолимой силы, не позволивших своевременно поставить товар, соответствующий условиям Контракта, свидетельствующих о добросовестности заявителя.
Ссылка, как на обстоятельства непреодолимой силы, на отсутствие надлежащего сырья у контрагента (АО "Инноватор"), являющегося непосредственным изготовителем изделий, а равно его "особые" технические условия 14.19.32-014-10984186-2021, обоснованно не принята судом.
Юридическая квалификация обстоятельства как непреодолимой силы возможна только при одновременном наличии совокупности ее существенных характеристик: чрезвычайности и непреодолимости.
В силу положений пункта 3 статьи 401 ГК РФ нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, по общему правилу не относится к обстоятельствам непреодолимой силы, исключающим ответственность за неисполнение обязательства.
Следовательно, к обстоятельствам непреодолимой силы (форс-мажор) не могут быть отнесены предпринимательские риски, такие как нарушение обязанностей со стороны контрагентов исполнителя, отсутствие на рынке нужных для исполнения обязательств товаров, отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, участник размещения заказа как субъект предпринимательской деятельности обязан учесть специфику заключения и исполнения государственного (муниципального) контракта, предусмотренную Законом N 44-ФЗ, и соблюсти все предусмотренные для этого условия. В ином случае для него возникает риск наступления соответствующих неблагоприятных последствий (отказ заказчика от исполнения контракта, начисление штрафов и пени, включение в реестр недобросовестных поставщиков).
Подавая заявку на участие в спорном электронном аукционе, участник аукциона (ООО "СМС") согласился поставить товар по Контракту на условиях, предусмотренных аукционной документации (в том числе на условиях, установленных Контрактом), соответственно, Общество как субъект предпринимательской деятельности должно было рассчитать свои возможности по поставке необходимого Заказчику товара в соответствии с условиями Контракта по предложенной Обществом сниженной более чем в два раза цене контракта.
При включении сведений об Обществе в РНП комиссией УФАС проанализированы все значимые для дела обстоятельства. В данном конкретном случае поведение Общества по неисполнению взятых на себя обязательств по Контракту свидетельствует о недобросовестном поведении участника закупки, наличии его вины и отсутствии необходимой степени заботливости и добросовестности. Поставка товара не соответствующего условиям Контракта не может расцениваться как добросовестное поведение стороны Контракта.
Таким образом, суды установили в действиях Общества признаки недобросовестности в той мере, какая позволила поставить вопрос об обоснованном включении его в РНП.
Учитывая системное толкование требований статьи 104 Закона (во взаимосвязи с его целями и принципами), двухлетний срок нахождения заявителя в РНП (по факту оспариваемого решения) является разумной и адекватной мерой гражданско-правовой ответственности профессионального субъекта с определенной спецификой деятельности.
Эта мера отвечает обстоятельствам дела, характеру поведения заявителя, целям и принципам юридической ответственности, балансу частных и публичных прав.
Кассационный суд не находит оснований для иной оценки выводов судов по существу спора, для восстановления прав Общества в экономической сфере.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
При подаче кассационной жалобы Общество уплатило государственную пошлину в размере 3000 руб. по платежному поручению от 05.12.2022 N 448.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 104, 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.05.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2022 по делу N А56-8383/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СМС" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "СМС" (адрес: 124489, Москва, г.Зеленоград, корп. 602, пом. 3, ком. 1-6, ОГРН 1127746373358, ИНН 7715918352), из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 05.12.2022 N 448.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Закон N 44-ФЗ не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям упомянутого Закона.
Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение.
При этом Верховный Суд Российской Федерации в определении от 07.08.2015 N 305-КГ15-9489, отметил, что недобросовестность может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению соответствующих норм и правил.
...
В силу положений пункта 3 статьи 401 ГК РФ нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, по общему правилу не относится к обстоятельствам непреодолимой силы, исключающим ответственность за неисполнение обязательства.
...
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, участник размещения заказа как субъект предпринимательской деятельности обязан учесть специфику заключения и исполнения государственного (муниципального) контракта, предусмотренную Законом N 44-ФЗ, и соблюсти все предусмотренные для этого условия. В ином случае для него возникает риск наступления соответствующих неблагоприятных последствий (отказ заказчика от исполнения контракта, начисление штрафов и пени, включение в реестр недобросовестных поставщиков)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 января 2023 г. N Ф07-19433/22 по делу N А56-8383/2022