27 января 2023 г. |
Дело N А56-16243/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Кудина А.Г., Толкунова В.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "СК Партнер" Пирогова И.М. (доверенность от 20.12.2022 N 14), от Комитета по природным ресурсам Ленинградской области Котолевской Н.А. (доверенность от 09.01.2023 N 1/2023-2),
рассмотрев 25.01.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по природным ресурсам Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.08.2022 по делу N А56-16243/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СК Партнер", адрес: 198035, Санкт-Петербург, ул. Двинская, д.3, лит. А, пом. 108, ОГРН 1167847296011, ИНН 7810600707 (далее - ООО "СК Партнер", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Комитета по природным ресурсам Ленинградской области, адрес: 191124, Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д.2, лит.А, ОГРН 1077847192609, ИНН 7842354966 (далее - Комитет), оформленного письмом от 10.11.2021 N 02-2722/2021, об отказе в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда во Всеволожском лесничестве, Ореховском участковом лесничестве, на участке общей площадью 189 га, а также об обязании Комитета оказать ООО "СК "Партнер" испрашиваемую государственную услугу по выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на названных землях.
Решением суда первой инстанции от 10.08.2022, заявленные требования ООО "СК "Партнер" удовлетворены: суд признал незаконным оспариваемое решение Комитета, оформленное письмом от 10.11.2021 N 02-2722/2021 и обязал Комитет оказать государственную услугу по выдаче Обществу разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда во Всеволожском лесничестве, Ореховском участковом лесничестве, на участке общей площадью 189 га, а также взыскал с Комитета в пользу Общества 3000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось: определением апелляционной инстанции от 17.10.2022 апелляционная жалоба возвращена Комитету на основании пункта 3 части 1 статьи 264 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 22.12.2022 оставил определение от 17.10.2020 без изменения.
В кассационной жалобе Комитет просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решения об отказе в удовлетворении заявленных требований в связи с неправильным применением судом норм материального права, применительно к тому обстоятельству, что в целом недропользование на участке недр "Смородинка", отнесенного к особой охраняемой природной территории для создания планируемых природных заказников "Долина реки Смородинки" и "Северо-Ингерманландский" противоречат документам стратегического и территориального планирования Ленинградской области лесохозяйственному регламенту Всеволожского лесничества. Как следствие, отказ о выдачи испрашиваемого Обществом разрешения на исследования недр для добычи песка на таком участке является законным и обоснованным.
Представитель Комитета в судебном заседании поддержал доводы жалобы, а представитель Общества с позицией Комитета не согласился.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "СК Партнер" предоставлена лицензия на пользование недрами от 24.07.2017 серии ЛОД N 47565 ТП, зарегистрированная Комитетом 24.07.2017 с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение в целях поисков и оценки месторождения песков строительных на участке недр "Смородинка" во Всеволожском районе Ленинградской области (с описанием границ участка недр, в отношении которого выдана лицензия, приведены в приложениях 1, 3 к лицензии).
Обществом на основании лицензии разработан Проект на выполнение работ по объекту "Геологическое изучение в целях оценки месторождения песков строительных на участке недр "Смородинка", расположенном во Всеволожском районе Ленинградской области", получив на него 11.09.2020 положительное экспертное заключение N 241-02- 01/2020 Федерального государственного казенного учреждения (ФГКУ) "Росгеолэкспертиза".
На основании указанных документов Общество 04.01.2021 обратилось в Комитет с заявлением N 01-29351/2021 о выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда.
В первом абзаце заявления соискателем указано, что разрешение на выполнение работ по геологическому изучению недр требуется без предоставления лесного участка, без рубки лесных насаждений на срок 12 месяцев. Цель, вид и срок использования лесов: для выполнения условий лицензии на пользование недрами от 24.07.2017 серии ЛОД N 47565 ТП, необходимо выполнение работ по геологическому изучению недр. Согласно утвержденному проекту на выполнение работ по геологическому изучению в целях оценки месторождения песков строительных (Положительное экспертное заключение N 241-02-01/2020 от 11.09.2020) на участке недр "Смородинка", расположенном во Всеволожском районе Ленинградской области, основным видом работ является бурение скважин. Устройство площадок под буровую установку не планируется, скважины располагаются на полянах, просеках и обочинах дорог, лишенных растительности. По завершении буровых работ скважины ликвидируются. Топографо-геодезические работы будут заключаться в выносе в натуру и привязке проектных положений устьев скважин, что не повлечет за собой вырубки лесных насаждений. Срок окончания геологоразведочных работ IV квартал 2021 года.
Комитет письмом от 10.11.2021 N 02-2722/2021 отказал в предоставлении в выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр, указав на то, что по информации Комитета Экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области согласно схеме территориального планирования Ленинградской области от 29.12.2012 N 460 участок недр Смородинка попадает в границы планируемого государственного природного заказника "СевероИнгерманландский" (площадь 10750 ГА) с назначением сохранения массива старых ельников. Таким образом, последующая добыча песка и других общераспространённых полезных ископаемых не соответствует назначению планируемой особо охраняемой природной территории (ООПТ), а именно прямо противоречит сохранению участков естественных ландшафтов и в целом недропользование на участке недр Смородинка противоречит документам стратегического и территориального планирования Ленинградской области. Кроме того в соответствии с лесохозяйственном регламентом Всеволожского Лесничества данный земельный участок находится в границах планируемого ООПТ "Долина реки Смородинка". Выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда в кварталах испрашиваемых Обществом, противоречит режиму ООПТ регионального значения Долина реки Смородинка.
Посчитав отказ Комитета в выдаче разрешения необоснованным, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции исследовал и оценил доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установил обстоятельства дела и пришел к выводу о незаконности отказа Комитета в испрашиваемом Обществом разрешении на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда во Всеволожском и Ореховском участковом лесничествах. Суд также обязал Комитет устранить допущенные нарушения прав Общества в порядке статьи 201 АПК РФ.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 2 статьи 69, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статьи 198, 200, 201 АПК РФ).
В соответствии с положениями пункта 7 статьи 10.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" одним из оснований для предоставления права пользования участками недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении права пользования участком недр местного значения, содержащим месторождение общераспространенных полезных ископаемых и включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых открытого месторождения при установлении факта его открытия пользователем недр, осуществлявшим геологическое изучение такого участка недр в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, за исключением участка недр в случае осуществления геологического изучения недр такого участка в соответствии с государственным контрактом.
Согласно статье 18 того же Закона участки недр местного значения предоставляются в пользование для геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для осуществления по совмещенной лицензии их геологического изучения, разведки и добычи, для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения, для разведки и добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи, для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статьей 43 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс, Кодекс) предусмотрено, что использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с установлением или без установления сервитута (пункт 1).
Допускается использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр без предоставления лесного участка, установления сервитута, если выполнение работ в указанных целях не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений или строительство объектов капитального строительства (пункт 3).
В случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, использование лесов осуществляется на основании разрешений органов государственной власти, органов местного самоуправления в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса (пункт 4).
Согласно пункту 5 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений по выдаче разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда.
Приказом Минприроды России от 07.07.2020 N 417 утверждены Правила использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых и Перечня случаев использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута.
Согласно указанным Правилам (пункты 5-7) для использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр на основании разрешений пользователь недр (далее - Заявитель) подает в уполномоченный орган письменное заявление, в котором указываются сведения о Заявителе и местоположение и площадь земель, необходимых для выполнения планируемых работ, обоснование использования лесов и срок выполнения работ по геологическому изучению недр. Заявление рассматривается в течение 30 календарных дней со дня его поступления в уполномоченный орган.
В результате рассмотрения заявления принимается решение о выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр или об отказе в выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр.
Решение об отказе в выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр принимается в случае, если:
а) заявление подано с нарушением требований, установленных пунктом 5 настоящих Правил;
б) в заявлении указаны цели использования лесов или лесного участка, не предусмотренные частью 3 статьи 43 Лесного кодекса.
В период рассмотрения поданной Обществом заявки действовал Административный регламент по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда, утвержденный постановлением Губернатора Ленинградской области от 13.02.2017 N 12-пг (далее - Административный регламент).
В соответствии с пунктом 2.10 Административного регламента основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения являются:
а) несоответствие представленных документов требованиям, установленным пунктом 2.6 Административного регламента;
б) запрет в соответствии с лесным планом Ленинградской области и лесохозяйственным регламентом лесничества на использование лесных участков для выполнения работ по геологическому изучению недр;
в) отсутствие лицензии на пользование недрами или государственного контракта на выполнение работ по геологическому изучению недр для государственных нужд.
Судом установлено, что основанием для отказа Обществу в выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр послужили основания, указанные в подпункте "б" пункта 2.10 Административного регламента, а именно, ссылка Комитета на то, что добыча песка и полезных ископаемых на испрашиваемой территории невозможна, поскольку участок включен в границы планируемого к размещению заказника.
В обоснование означенного утверждения Комитет ссылается на схему территориального планирования Ленинградской области от 29.12.2012 N 460 и схему территориального планирования от 25.01.2022 N 41, из которых действительно следует, что участок недр в районе реки Смородинка попадает в границы планируемого к размещению государственного природного заказника "Северо-Ингерманландский" (площадь 10750 га) с назначением сохранения массива старых ельников, а в соответствии с лесохозяйственным регламентом Всеволожского лесничества спорные участки включены в границы планируемых ООПТ государственных природных заказников "Долина реки Смородинка" и "Северо-Ингерманландский".
Комитет полагает, что факт включения испрашиваемого земельного участка в границы, планируемых к созданию заказников исключает возможность ведения на таких участках деятельности, указанной заявителем.
Суд оценил позицию Комитета, обратив внимание на Порядок создания и статус ООПТ определенный Федеральным законом Российской Федерации от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее- Закон N 33-ФЗ).
В пунктах 11-14 статьи 2 Закона N 33-ФЗ указано, что решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон особо охраняемых природных территорий, принимаются в отношении:
а) охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся указанные особо охраняемые природные территории;
б) охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Обязательным приложением к решению о создании особо охраняемой природной территории являются сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Форма графического описания местоположения границ особо охраняемой природной территории, требования к точности определения координат характерных точек границ особо охраняемой природной территории, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Основные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяются положением об особо охраняемой природной территории. Положением об особо охраняемой природной территории могут быть также предусмотрены вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков. В случае зонирования особо охраняемой природной территории основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются положением об особо охраняемой природной территории применительно к каждой функциональной зоне особо охраняемой природной территории.
В случаях, если разрешенное использование земельных участков в границах особо охраняемой природной территории допускает строительство на них, в положении об особо охраняемой природной территории устанавливаются предельные (максимальные и (или) минимальные) параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Указанные виды разрешенного использования земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не распространяются на случаи размещения линейных объектов. При этом не допускается размещение линейных объектов в границах особо охраняемых природных территорий в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, а в случае зонирования особо охраняемой природной территории - в границах ее функциональных зон, режим которых, установленный в соответствии с настоящим Федеральным законом, запрещает размещение таких линейных объектов.
В случаях, предусмотренных статьей 3.1 Закона N 33-ФЗ, виды разрешенного использования земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства устанавливаются правилами землепользования и застройки.
С учетом изложенных норм, суд согласился с доводами Общества, что статус ООПТ земельный участок приобретает только после принятия уполномоченным органом в установленном законом порядке соответствующего решения и определения границ ООПТ.
Между тем, применительно к рассматриваемому случаю в отношении спорного земельного участка решения о включении его в зону ООПТ не принято, что не отрицается подателем жалобы.
Однако, в обосновании правомерности своего отказа, Комитет ссылается на Лесохозяйственный регламент Всеволожского лесничества и Постановление Правительства Ленинградской области от 29.12.2012 N 460 "Об утверждении схемы территориального планирования Ленинградской области" которыми регламентировано, что до момента создания особо охраняемых природных территорий следует избегать коренного преобразования ландшафта и смены типа землепользования и других видов деятельности, делающих невозможным создание особо охраняемых природных территорий в соответствии с заявленными целями.
Сопоставив цели для которых Обществу необходимо разрешение, суд удостоверился в том, что ни преобразование ландшафта, ни смена типа землепользования заявителем не предполагаются.
Так, в заявлении о выдаче разрешения Общество указало, что разрешение требуется на выполнение работ по геологическому изучению недр без предоставления лесного участка, без рубки лесных насаждений на срок 12 месяцев. При этом согласно утвержденному проекту на выполнение работ по геологическому изучению в целях оценки месторождения песков строительных основным видом работ является бурение скважин. Устройство площадок под буровую установку не планируется, скважины располагаются на полянах, просеках и обочинах дорог, лишенных растительности. По завершении буровых работ скважины ликвидируются. Топографо-геодезические работы будут заключаться в выносе в натуру и привязке проектных положений устьев скважин, что не повлечет за собой вырубки лесных насаждений.
Следует согласиться, что такая деятельность не окажет влияния на последующую возможность включения земельного участка в зону ООПТ.
При изложенных обстоятельствах и доказательствах, является правильным вывод суда, что Общество подало заявление на выдачу разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр в установленном законом порядке, в установленной форме с приложением всех необходимых документов, оснований для отказа в выдаче разрешения, предусмотренных пунктом 2.10 Административного регламента, у Комитета не имелось.
Выводы суда первой инстанции по существу спора отвечают приведенным нормативным положениям, основаны на полном установлении фактической стороны дела.
Суд счел доводы Общества правильными; оспариваемые действия Комитета не соответствующими закону и нарушающими права и законные интересы Общества в экономической сфере.
Основания для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.08.2022 по делу N А56-16243/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета по природным ресурсам Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приказом Минприроды России от 07.07.2020 N 417 утверждены Правила использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых и Перечня случаев использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута.
...
б) в заявлении указаны цели использования лесов или лесного участка, не предусмотренные частью 3 статьи 43 Лесного кодекса.
...
Суд оценил позицию Комитета, обратив внимание на Порядок создания и статус ООПТ определенный Федеральным законом Российской Федерации от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее- Закон N 33-ФЗ).
В пунктах 11-14 статьи 2 Закона N 33-ФЗ указано, что решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон особо охраняемых природных территорий, принимаются в отношении:
...
В случаях, предусмотренных статьей 3.1 Закона N 33-ФЗ, виды разрешенного использования земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства устанавливаются правилами землепользования и застройки."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 января 2023 г. N Ф07-21606/22 по делу N А56-16243/2022