30 января 2023 г. |
Дело N А56-28564/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Корабухиной Л.И., Родина Ю.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Диагностический центр "Энерго" Сергеевой М.Н. (доверенность от 10.01.2022 N 1), от акционерного общества "Медицинская акционерная страховая компания" Сенчукова С.П. (доверенность от 01.01.2021 N 02/МСД), от государственного учреждения "Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга" Тимофеевой И.М. (доверенность от 04.07.2022 N 8),
рассмотрев 30.01.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Диагностический центр "Энерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.07.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2022 по делу N А56-28564/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Диагностический центр "Энерго", адрес: 196084, Санкт-Петербург, Киевская ул., д. 5, корп. 4, пом. 20-Н, ОГРН 1117847002547, ИНН 7810812758 (далее - Центр), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением о взыскании с акционерного общества "Медицинская акционерная страховая компания", адрес: 115184, Москва, ул. Малая Ордынка, д. 50, ОГРН 1027739099772, ИНН 7702030351 (далее - Компания), 7 484 520 руб. задолженности по оплате оказанной медицинской помощи за 2021 год.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное учреждение "Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга" (далее - Фонд).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.07.2022, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Центр, ссылаясь на несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, неполное выяснение судами фактических обстоятельств дела, а также на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм материального права, просит обжалуемые судебные акты отменить и полностью удовлетворить исковые требования.
По мнению подателя жалобы, из положений пункта 1 статьи 38, пункта 2 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), не следует, что фактическое оказание медицинской помощи сверх установленного в договоре со страховой организацией объема освобождает страховую медицинскую организацию от исполнения обязательств по оплате оказанной медицинской помощи, предусмотренной базовой программой обязательного медицинского страхования и перечнем территориальной программы обязательного медицинского страхования (ОМС). Податель жалобы полагает, что доводы Центра, изложенные в апелляционной жалобе, проигнорированы судом апелляционной инстанции, ряд доводов не получил должную оценку судов обеих инстанций. По мнению заявителя, медицинская помощь, оказываемая исходя из потребностей, включенных в реестр медицинских организаций по выполнению стандартов медицинской помощи и порядков ее оказания, должна быть оплачена по факту ее оказания полностью, поскольку в Санкт-Петербурге отсутствует механизм, который позволяет направляющей медицинской организации определить, у какой медицинской организации не исчерпаны объемы выделенных средств для оказания бесплатной медицинской помощи. Также Центр считает, что ответчик, достоверно зная, что комиссией в отношении медицинской организации не перераспределен плановый объем медицинской помощи и финансовых средств на фактически выполненные в 2021 году исследования (КТ/МРТ), имел все основания обратиться ко второму механизму оплаты медицинской помощи, поскольку только у него в соответствии с действующим законодательством есть такая возможность.
В отзыве на кассационную жалобу Компания просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, полагая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Центра поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Компании возражал против ее удовлетворения.
Третье лицо в судебном заседании возражало против удовлетворения кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует и установлено судами, что между Фондом, страховыми медицинскими организациями АО "ГСМК", ООО СК "Капитал-полис Медицина", АО "МАКС-М" (Компания), ООО "Страховая медицинская компания РЕСО-Мед", ООО "Капитал МС", АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" и Центром заключен договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию от 28.01.2021 N 780361/2021 (далее - договор), по условиям которого, Центр принял на себя обязательства по оказанию необходимой медицинской помощи застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация - по оплате медицинской помощи в соответствии с договором.
В соответствии с пунктом 8.1 договора Центр обязан обеспечить оказание медицинской помощи по территориальной программе в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями к ее оказанию, в пределах распределенных Центру комиссией, указанной в части 9 статьи 36 Закона N 326-ФЗ, объемов предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи, в рамках работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность Центра.
На основании пункта 8.8 договора Центр обязуется представлять в страховую медицинскую организацию счета и реестры счетов на оплату медицинской помощи в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным правилами обязательного медицинского страхования.
Правила обязательного медицинского страхования, которые устанавливают порядок оплаты медицинской помощи по ОМС, утверждены приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования" (далее - Правила ОМС).
В силу пункта 7.1 договора страховая медицинская организация обязуется оплачивать медицинскую помощь по территориальной программе, оказанную Центром застрахованному в страховой медицинской организации лицу, в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями к ее оказанию в пределах распределенных Центру решением комиссии, указанной в части 9 статьи 36 Закона N 326-ФЗ, объемов предоставления медицинской помощи и ее финансового обеспечения, по тарифам на оплату медицинской помощи, установленным в соответствии с частью 2 статьи 30 Закона N 326-ФЗ, на основании представленных Центром в Фонд реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи по территориальной программе с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи и в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным правилами обязательного медицинского страхования, путем перечисления денежных средств на расчетный счет организации не позднее 25 числа месяца (включительно).
Приложением N 2 к договору установлены объемы финансового обеспечения медицинской помощи на 2021 год по всем шести страховым медицинским организациям в сумме 29 450 634 руб.
В течение 2021 года комиссией неоднократно корректировались установленные для Центра объемы предоставления медицинской помощи и финансовых средств. В результате, решением комиссии от 17.12.2021 N 9 были выделены в общем итоге объемы предоставления медицинской помощи и финансовых средств в размере 34 054 443 руб.
В рамках заключенного договора в 2021 году Центром бесплатно оказана застрахованным лицам медицинская помощь в соответствии с надлежаще оформленными направлениями на КТ и МРТ исследования (далее - медицинская помощь/исследования) за счет средств ОМС, в том числе 1841 исследование сверх установленного комиссией по разработке территориальной программы ОМС в Санкт-Петербурге объема.
За 2021 год Центром была оказана медицинская помощь по обязательному медицинскому страхованию на общую сумму 9 816 517 руб.
Для оплаты оказанной медицинской помощи, Центр в установленный в пункте 8.8 договора срок, направлял в адрес ответчика соответствующие счета на оплату и реестры счетов пролеченных больных, в том числе: сводный счет от 01.04.2021 N цЭнерго/25958-МАКС-М/2021/03, в котором числятся исследования, выполненные сверх установленного комиссией по разработке территориальной программы ОМС в Санкт-Петербурге объема по реестрам 10/6008 от 23.03.2021, 10/6037 от 29.03.2021; сводный счет от 01.05.2021 N цЭнерго/25958-МАКС-М/2021/04, в котором числятся исследования, выполненные сверх установленного комиссией по разработке территориальной программы ОМС в Санкт-Петербурге объема по реестрам 10/6015 от 07.04.2021, 10/6094 от 21.04.2021, 10/6095 от 21.04.2021; сводный счет от 01.06.2021 N цЭнерго/25958-МАКС-М/2021/05, в котором числятся исследования, выполненные сверх установленного комиссией по разработке территориальной программы ОМС в Санкт-Петербурге объема по реестрам 10/6117-п от 05.05.2021, 10/6127 от 14.05.2021, 10/6128 от 14.05.2021, 10/6151 от 26.05.2021, 10/6152 от 26.05.2021; сводный счет от 01.07.2021 N цЭнерго/25958-МАКС-М/2021/06, в котором числятся исследования, выполненные сверх установленного комиссией по разработке территориальной программы ОМС в Санкт-Петербурге объема по реестрам 10/6163 от 01.06.2021, 10/6164 от 01.06.2021, 10/6177 от 04.06.2021, 10/6204 от 24.06.2021, 10/6205 от 24.06.2021, 10/6226 от 29.06.2021, 10/6227 от 29.06.2021; сводный счет от 06.08.2021 N цЭнерго/25958-МАКС-М/2021/07, в котором числятся исследования, выполненные сверх установленного комиссией по разработке территориальной программы ОМС в Санкт-Петербурге объема по реестрам 10/6255 от 07.07.2021, 10/6256 от 07.07.2021, 10/6280 от 27.07.2021, 10/6307 от 30.07.2021, 10/6312 от 04.08.2021, 10/6313 от 04.08.2021; сводный счет от 07.09.2021 N цЭнерго/25958-МАКС-М/2021/08, в котором числятся исследования, выполненные сверх установленного комиссией по разработке территориальной программы ОМС в Санкт-Петербурге объема по реестрам 10/6339 от 17.08.2021, 10/6340 от 17.08.2021, 10/6351 от 20.08.2021, 10/6352 от 20.08.2021, 10/6363 от 27.08.2021, 10/6364 от 27.08.2021, 10/6390 от 03.09.2021, 10/6391 от 03.09.2021; сводный счет от 07.10.2021 N цЭнерго/25958-МАКС-М/2021/09, в котором числятся исследования, выполненные сверх установленного комиссией по разработке территориальной программы ОМС в Санкт-Петербурге объема по реестрам 10/6418 от 10.09.2021, 10/6419 от 10.09.2021, 10/6430 от 17.09.2021, 10/6431 от 17.09.2021, 10/6461 от 01.10.2021, 10/6520 от 06.10.2021, 10/6521 от 06.10.2021; сводный счет от 12.11.2021 N цЭнерго/25958-МАКС-М/2021/10, в котором числятся исследования, выполненные сверх установленного комиссией по разработке территориальной программы ОМС в Санкт-Петербурге объема по реестрам 10/6563 от 22.10.2021, 10/6575 от 28.10.2021, 10/6564 от 22.10.2021, 10/6576 от 28.10.2021, 10/6628 от 08.11.2021; сводный счет от 07.12.2021 N цЭнерго/25958-МАКС-М/2021/11, в котором числятся исследования, выполненные сверх установленного комиссией по разработке территориальной программы ОМС в Санкт-Петербурге объема по реестрам 10/6708 от 03.12.2021, 10/6709 от 03.12.2021, 10/6648 от 15.11.2021, 10/6663 от 19.11.2021, 10/6677 от 26.11.2021, 10/6678 от 26.11.2021; сводный счет от 14.01.2021 N цЭнерго/25958-МАКС-М/2021/12, в котором числятся исследования, выполненные сверх установленного комиссией по разработке территориальной программы ОМС в Санкт-Петербурге объема по реестрам N 10/6726 от 10.12.2021, 10/6727 от 10.12.2021, 10/6738 от 17.12.2021, 10/6739 от 17.12.2021, 10/6783 от 24.12.2021, 10/6784 от 24.12.2021, 10/6796 от 29.12.2021, 10/6795 от 29.12.2021, 10/6807 от 10.01.2021, 10/6808 от 10.01.2021.
За оказанную в 2021 году медицинскую помощь по обязательному медицинскому страхованию от страховой медицинской организации на расчетный счет Центра поступило 2 331 997 руб.
Основанием для отказа в оплате остальной части выставленных счетов явился вывод Фонда о превышении объема предоставления медицинской помощи, что является самостоятельным основанием для отказа в оплате оказанных услуг.
Ссылаясь на то, что задолженность страховой медицинской организации за оказанную Центром медицинскую помощь, составила 7 484 520 руб., Центр обратился с соответствующей претензией от 10.02.2022 к Компании.
Поскольку указанная претензия была оставлена Компанией без удовлетворения, Центр обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал, поскольку пришел к выводу о необоснованности заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал.
Суд кассационной инстанции, проверив законность принятых при рассмотрении дела судебных актов и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, пришел к следующим выводам.
Договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию является договором возмездного оказания услуг, который регулируется положениями статей 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), определяющими, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить данные услуги.
Пунктом 5 договора предусмотрено, что Центр вправе получать от ответчика денежные средства в качестве оплаты за оказанную в соответствии с условиями настоящего договора медицинскую помощь по территориальной программе застрахованным лицам в рамках объемов предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи по итогам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи и в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным правилами обязательного медицинского страхования.
По договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования (часть 2 статьи 39 Закона об ОМС).
Во исполнение названного договора медицинские организации оказывают застрахованным лицам медицинскую помощь тех видов, которые установлены базовой и территориальной программами ОМС.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 35 Закона N 326-ФЗ базовая программа ОМС определяет виды медицинской помощи, перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи. В базовой программе обязательного медицинского страхования устанавливаются требования к условиям оказания медицинской помощи, нормативы объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативы финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи, нормативы финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо, а также расчет коэффициента удорожания базовой программы обязательного медицинского страхования.
Территориальная программа ОМС формируется в рамках реализации базовой программы в соответствии с требованиями, установленными базовой программой ОМС (часть 9 статьи 35, часть 1 статьи 36 Закона N 326-ФЗ). При этом территориальная программа ОМС может включать в себя перечень страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой (часть 7 статьи 36 Закона N 326-ФЗ).
Объемы предоставления медицинской помощи, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования, распределяются решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС (В Санкт-Петербурге такая комиссия создана постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.12.2011 N 1775, далее - комиссия) между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями исходя из количества, пола и возраста застрахованных лиц, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим амбулаторно-поликлиническую помощь, а также потребности застрахованных лиц в медицинской помощи (часть 10 статьи 36 Закона N 326-ФЗ).
Принимая во внимание взаимосвязанные положения части 6 статьи 39 Закона N 326-Фз, пунктов 121, 151 Правил ОМС, медицинская организация и страховая медицинская организация ежемесячно анализируют предъявленные к оплате объемы оказанной медицинской помощи и финансовых средств и за два месяца отчетного квартала оценивают риск превышения объемов медицинской помощи и финансовых средств, распределенными медицинской организации и страховой медицинской организации на соответствующий квартал решением Комиссии.
В случае превышения объемов медицинской помощи и финансовых средств, распределенных медицинской организации решением комиссии на квартал, медицинская организация до окончания отчетного квартала и формирования реестров счетов обязана обратиться в комиссию с предложением о перераспределении объемов медицинской помощи и финансовых средств.
Страховая медицинская организация в течение одного рабочего дня с даты принятия реестров счетов медицинской организации с учетом результатов медико-экономического контроля, при превышении объемов медицинской помощи и финансовых средств, распределенных медицинским организациям решением комиссии на квартал, обязана обратиться в комиссию с предложением о перераспределении медицинским организациям объемов медицинской помощи и финансовых средств.
В соответствии с пунктом 20 Положения о деятельности комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (приложение N 1 к Правилам ОМС), решения, принимаемые комиссией в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для всех участников обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 40 Закона N 326-ФЗ контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями в объеме и на условиях, которые установлены программами обязательного медицинского страхования, договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и договором на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, проводится в соответствии с порядком проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, устанавливающим в том числе формы его проведения, его продолжительность, периодичность, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1).
Контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи осуществляется путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи (часть 2).
В силу пункта 4 Положения о деятельности комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (приложение N 4 к Правилам ОМС) комиссия разрабатывает проект территориальной программы, распределяет объемы предоставления медицинской помощи между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями (за исключением медицинских организаций, находящихся за пределами Российской Федерации, включенные в реестр медицинских организаций) до 1 января года, на который осуществляется распределение.
Как указано в определении Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 20.02.2020 N АПЛ19-569, пункт 5.3.2 Приложения 8 к Порядку организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденному приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 28.02.2019 N 36, относит к нарушениям в оформлении и предъявлении на оплату счетов и реестров счетов, являющимся основанием для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи), предъявление к оплате медицинской помощи сверх распределенного объема предоставления медицинской помощи, установленного решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС; счета и реестры счетов на оплату медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, должны представляться медицинской организацией в пределах установленных ей в надлежащем порядке объемов предоставления медицинской помощи; действующим законодательством предусмотрены необходимые правовые инструменты для обоснованной корректировки распределенного комиссией объема медицинской помощи в целях надлежащего исполнения обязательств по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию сторонами этого договора.
Объемы медицинской помощи и ее финансового обеспечения, устанавливаемые медицинской организации на год, могут быть скорректированы исключительно при наличии оснований, установленных Законом N 326-Ф, Правилами ОМС.
Суды установили, что пользуясь нормативно предусмотренной возможностью, Центр в 2021 году неоднократно обращался в комиссию с заявлениями о перераспределении объемов медицинской помощи, предусмотренных территориальной программой ОМС и договором, в свою пользу.
По результатам обращений комиссией приняты решения от 29.04.2021, от 29.06.2021, 28.10.2021, 17.12.2021 которыми объемы финансового обеспечения в отношении истца были увеличены до суммы 34 054 443 руб., и выплачены страховыми медицинскими организациями (АО "Городская страховая медицинская компания", ООО Страховая компания "Капитал-полис Медицина", АО "Медицинская акционерная страховая компания", ООО "Страховая медицинская компания РЕСО-Мед", ООО "Капитал медицинское страхование", АО "Страховая компания "Согаз-Мед") в полном объеме.
Как установлено судами, Фонд в соответствии с пунктом 6.4 договора и статьи 40 Закона N 326-ФЗ провел медико-экономический контроль полученных от Центра реестров счетов, по результатам которого отказал в оплате оказанных медицинских услуг в спорной сумме в связи с предъявлением к оплате медицинской помощи сверх распределенного объема предоставления медицинской помощи, установленного медицинской организации.
Между тем, как верно отметили суды, медицинская организация согласилась с выделенным объемом предоставления медицинской помощи и доказательств обжалования решений комиссии об установлении объемов медицинской помощи и объема финансового обеспечения, а также решений об отказе в выделении дополнительных объемов в материалы дела не представила.
Материалами дела подтверждается, что в пределах распределенных решениями комиссии объемов предоставления медицинской помощи и ее финансового обеспечения на 2021 год, с учетом контроля счетов Фондом, страховая медицинская организация свои обязательства исполнила в полном объеме и в установленный договором срок.
Доказательства невыплаты распределенного объема материалы дела не содержат.
При этом, в течение всего 2021 года медицинские услуги по ОМС оказывались Центром с превышением объемов предоставления медицинской помощи, установленных решением комиссии (в том числе, учитывая состоявшуюся корректировку лимита).
Суд апелляционной инстанции правомерно принял во внимание, что распределение и корректировка объемов оказания медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС, в том числе в судебном порядке, без учета критериев, поименованных в пункте 8 Положения о деятельности комиссии, и фактической ситуации оказания услуг другими участниками территориальной программы обязательного медицинского страхования, не может носить ретроспективный характер, поскольку определяет показатели на текущий год по каждому участнику территориальной программы обязательного медицинского страхования. Объем предоставления медицинской помощи является условием договора между сторонами и не может быть изменен в одностороннем порядке. Порядок действий медицинской организации при превышении объема предоставления медицинской помощи регламентирован законодательством об ОМС и предполагает наличие соответствующего решения комиссии.
Поскольку решения комиссии являются обязательными для всех участников ОМС, до принятия комиссией соответствующего решения, страховая медицинская организация не вправе оплачивать медицинскую помощь, оказанную сверх объемов, установленных комиссией в соответствии с ее компетенцией. Кроме того, пунктом 5.3.2 приложения N 8 Порядка N 36 установлен отказ в оплате медицинской помощи в случае превышения медицинской организацией установленных комиссией объемов.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованного указал, что требование Центра об оплате суммы, выходящей за пределы цены договора, является намерением истца изменить цену договора в одностороннем порядке, что противоречит пункту 2 статьи 424, статье 450 ГК РФ.
Исследовав и оценив с учетом положений статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимной связи, установив, что медицинской организацией оказаны услуги с превышением объемов оказания медицинской помощи, установленных решением комиссии, а страховая организация не располагает собственными денежными средствами на оплату услуг медицинской организации по ОМС, оплата производится исключительно после получения денежных средств от Фонда, а, также учитывая что именно Фонд, являясь стороной договора, по результатам МЭК отказал в оплате медицинской помощи, суды пришли к выводу об отсутствии у Центра права на истребование у страховой медицинской организации спорной суммы.
Выводы судов обеих инстанций соответствуют правовому подходу Верховного Суда Российской Федерации, сформулированному в пункте 21 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1(2022), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 01.06.2022, определениях от 11.11.2021 N 308-ЭС21-5947, от 04.04.2022 N 301-ЭС21-24224, от 17.05.2022 N 304-ЭС21-27079.
При таком положении судебные инстанции правомерно отказали в удовлетворении исковых требований.
Иное толкование подателем жалобы действующего законодательства Российской Федерации и иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Доводы заявителя кассационной жалобы со ссылкой на иную судебную практику отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку основаны на ошибочном толковании положений законодательства применительно к установленным фактическим обстоятельствам спора.
Оснований для отмены судебных актов, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, не установлено.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права, в связи с чем кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.07.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2022 по делу N А56-28564/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Диагностический центр "Энерго" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.С. Васильева |
Судьи |
Е.С. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку решения комиссии являются обязательными для всех участников ОМС, до принятия комиссией соответствующего решения, страховая медицинская организация не вправе оплачивать медицинскую помощь, оказанную сверх объемов, установленных комиссией в соответствии с ее компетенцией. Кроме того, пунктом 5.3.2 приложения N 8 Порядка N 36 установлен отказ в оплате медицинской помощи в случае превышения медицинской организацией установленных комиссией объемов.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованного указал, что требование Центра об оплате суммы, выходящей за пределы цены договора, является намерением истца изменить цену договора в одностороннем порядке, что противоречит пункту 2 статьи 424, статье 450 ГК РФ.
...
Выводы судов обеих инстанций соответствуют правовому подходу Верховного Суда Российской Федерации, сформулированному в пункте 21 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1(2022), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 01.06.2022, определениях от 11.11.2021 N 308-ЭС21-5947, от 04.04.2022 N 301-ЭС21-24224, от 17.05.2022 N 304-ЭС21-27079."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 января 2023 г. N Ф07-22686/22 по делу N А56-28564/2022