02 февраля 2023 г. |
Дело N А42-10564/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Аникиной Е.А., Кудина А.Г.,
рассмотрев 01.02.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Огни Кайрал" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 25.07.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2022 по делу N А42-10564/2021,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области, адрес: 183032, г. Мурманск, Кольский пр., д. 1, ОГРН 1055100201815, ИНН 5190136260 (далее - Министерство), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Огни Кайрал", адрес: 184060, Кандалакшский р-н, н.п. Кайралы, д. 1, ОГРН 1025100539232, ИНН 5102070038 (далее - Общество), о взыскании 763 829,50 руб. задолженности по арендной плате.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 25.07.2022, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2022, с Общества в пользу Министерства взыскано 763 829,50 руб. задолженности.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить принятые судебные акты и отказать Министерству в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы настаивает на том, что в соответствии с дополнительным соглашением от 25.10.2013 в спорный договор аренды были внесены изменения, согласно которым стороны согласовали установленный ежегодный объем изъятия древесины в объеме 10,6 тыс. куб. м., в том числе 8,6 тыс. куб. м. при рубке спелых и перестойных насаждений. Данные изменения, как указывает Общество, были внесены сторонами в соответствии с частью 2 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) в редакции, действовавшей на момент заключения дополнительного соглашения, которой не запрещалось по соглашению сторон изменять условия аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Министерством (арендодателем) и Обществом (арендатором) был заключен договор аренды лесного участка для заготовки древесины от 22.12.2008 N 6 (далее - Договор), по условиям которого арендатору предоставлялся лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 99 639 га, расположенный по адресу: Мурманская обл., Кандалакшский р-н, Кандалакшское лесничество, Алакурттинское участок, кварталы 97-103, 107-116, 118-128, 130-141, 143-148, 154, 155, 157, 158, 160, 162-164, 168-170,291-293, 306-310, 320-323, 333-336, 346-350, 402-416, 423-437,450-457, 460, 463, 464, 466, 477-483, 493-495, 505.
В соответствии с пунктом 2.1 Договора арендная плата определена исходя из ежегодного объема заготовки древесины (16,2 тыс. куб. м) и составила 1 294 380 руб. в год.
Согласно пункту 2.3 Договора размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии статьей 73 ЛК РФ.
Срок действия договора установлен с 22.12.2008 по 18.05.2026 (пункт 6.1 Договора).
В результате выборочной проверки правильности исчисления арендной платы по Договору, проведенной Федеральным агентством лесного хозяйства в 2020 году, выявлен недополученный доход федерального бюджета в размере 1 189 195,63 руб., в том числе 567 154,84 руб. за 2018 год и 622 040,79 руб. за 2019 год.
Ссылаясь на то, что недоимка возникла вследствие неправомерного изменения существенных условий Договора в части изменения объема заготавливаемой древесины, Министерство сочло, что на стороне Общества образовалась задолженность в размере 1 189 195,63 руб., в связи с чем направило в адрес ответчика претензию от 22.11.2021 N 321 с требованием оплатить выявленную сумму задолженности.
Оставление Обществом указанной претензии без исполнения послужило основанием для обращения в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суды первой и апелляционной инстанций признали заявленные требования обоснованными.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Общества не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
В силу статьи 94 ЛК РФ размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются статьей 73 ЛК РФ и договором аренды лесного участка.
Согласно части 4 статьи 73 ЛК РФ для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр (часть 2 статьи 74.1 ЛК РФ).
Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка (часть 3 статьи 74.1 ЛК РФ).
Судами установлено, что используемый Обществом лесной участок по Договору изначально предоставлен по результатам торгов.
Следовательно, изменение условий Договора, в том числе в части объемов изъятия древесины, влекущих изменение размера арендной платы, осуществляются исключительно в установленных законом случаях и по решению суда.
Вместе с тем, как установлено судами, дополнительное соглашение от 25.10.2013 к Договору (устанавливающее объем изъятия древесины в меньшем размере, чем это определено условиями Договора) было заключено его сторонами в нарушение требований части 3 статьи 74.1 ЛК РФ, что свидетельствует о его ничтожности.
В связи с этим суды пришли к выводу, что условия Договора, в том числе определяющие размер арендной платы, продолжают действовать в первоначальной редакции, следовательно, у Общества имеется задолженность по арендной плате в размере 1 189 195,63 руб. На основании указанных выводов суды удовлетворили заявленные Министерством требования.
У суда кассационной инстанции отсутствуют основания не согласиться с обоснованными выводами судов первой и апелляционной инстанций.
При рассмотрении дела судами установлены и надлежаще оценены все существенные для дела обстоятельства. Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 25.07.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2022 по делу N А42-10564/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - общества с ограниченной ответственностью "Огни Кайрал" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка (часть 3 статьи 74.1 ЛК РФ).
Судами установлено, что используемый Обществом лесной участок по Договору изначально предоставлен по результатам торгов.
Следовательно, изменение условий Договора, в том числе в части объемов изъятия древесины, влекущих изменение размера арендной платы, осуществляются исключительно в установленных законом случаях и по решению суда.
Вместе с тем, как установлено судами, дополнительное соглашение от 25.10.2013 к Договору (устанавливающее объем изъятия древесины в меньшем размере, чем это определено условиями Договора) было заключено его сторонами в нарушение требований части 3 статьи 74.1 ЛК РФ, что свидетельствует о его ничтожности."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 февраля 2023 г. N Ф07-22693/22 по делу N А42-10564/2021