г. Санкт-Петербург |
|
09 ноября 2022 г. |
Дело N А42-10564/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 ноября 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Нестерова С.А.,
судей Пивцаева Е.И., Черемошкиной В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Дмитриевой О.В.,
при участии:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: управляющий Глебов А.М. (решение от 27.03.2003);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-29593/2022) Общества с ограниченной ответственностью "Огни Кайрал" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 25.07.2022 по делу N А42-10564/2021 (судья Евсюкова А.В.), принятое
по иску Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области (адрес: 183032, г. Мурманск, Кольский пр-кт, 1, ОГРН: 1055100201815);
к Обществу с ограниченной ответственностью "Огни Кайрал" (адрес: 184060, Мурманская обл., н.п. Кайралы, д. 1, ОГРН: 1025100539232);
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Обществу с ограниченной ответственностью "Огни Кайрал" (далее - ответчик, Общество) о взыскании 763 829 руб. 50 коп. задолженности по арендной плате.
Решением суда от 25.07.2022 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, Общество подало апелляционную жалобу, в которой просило решение от 25.07.2022 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска в полном объеме. По мнению подателя жалобы, оснований для удовлетворения иска у суда первой инстанции не имелось, поскольку размер арендной платы по договору был изменен сторонами путем заключения дополнительного соглашения от 25.10.2013 к договору.
В судебном заседании представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, кроме того, на вопрос суда пояснил, что спорный договор заключен сторонами по результатам проведенного конкурса (торгов).
Комитет, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в апелляционный суд не направил, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие истца в порядке статей 123, 156, 266 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между истцом (арендодатель) и ответчиком (арендатор) был заключен договор аренды лесного участка для заготовки древесины от 22.12.2008 N 6 (далее - договор), по условиям которого арендодатель, действующий в соответствии с приказом Министерства Природных Ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258 приказом Комитета по лесному хозяйству Мурманской области от 08.02.2008 N 27 "О приведении договоров аренды участков лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации", на основании Решения Комитета по лесному хозяйству Мурманской области от 18.12.2008 N 284 обязался предоставить, а арендатор - принять в аренду лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 99639 га, расположенный по адресу:: Мурманская область, Кандалакшский район, Кандалакшское лесничество Алакурттинское участковое лесничество, квартала 97-103, 107-116, 118-128, 130-141, 143-148, 154, 155, 157, 158, 160, 162-164, 168-170,291-293, 306-310, 320-323, 333-336, 346-350, 402-416, 423-437,450-457, 460, 463, 464, 466, 477-483, 493-495, 505. Установленный ежегодный объем: 16,2 тыс. кубм. Лесной участок, как часть земельного участка (земель лесного фонда) с единым кадастровым номером 51:00:000000:0006, с учетным кадастровым номером 51:19:000000:0039.
Пунктом 2.1 договора установлено, что арендная плата по договору составляет 1 294 380 руб. 00 коп. и определяется исходя из ежегодного объема (16,2 тыс. куб. м) и цены за 1 куб.м (79 руб. 70 коп.) при заготовке древесины, начисление арендной платы осуществляется с момента подписания договора.
Размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации (пункт 2.3 договора).
Срок действия договора установлен с 22.12.2008 по 18.05.2026 (пункт 6.1 договора).
По акту приема-передачи от 10.01.2009 лесной участок передан арендатору.
В результате выборочной проверки правильности исчисления арендной платы, проведенной Рослесхозом в 2020 году по данному договору выявлен недополученный доход федерального бюджета в размере 1 189 195 руб. 63 коп., в том числе 567 154 руб. 84 коп. за 2018 год и 622 040 руб. 79 коп. за 2019 год.
Ссылаясь на то, что недоимка возникла вследствие неправомерного изменения существенного условия договора в части изменения объема заготавливаемой древесины, Министерство указало, что на стороне Общества образовалась задолженность в размере 1 189 195 руб. 63 коп.
Поскольку в добровольном порядке спорные денежные средства ответчиком оплачены не были, истец обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, оценив в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, признал исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения и отмены принятого по делу решения ввиду следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В силу статьи 614 ГК РФ и статьи 94 ЛК РФ размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются статьей 73 ЛК РФ и договором аренды лесного участка.
Согласно части 4 статьи 73 ЛК РФ для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности (далее - Постановление N 310).
В соответствии с частью 2 статьи 74 ЛК РФ (в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям) при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам торгов изменение условий аукциона на основании соглашения сторон или по требованию одной из сторон не допускается.
Согласно части 2 статьи 74.1 ЛК РФ изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.
Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка (часть 3 статьи 74.1 ЛК РФ).
В рассматриваемом случае Обществом не оспаривается, что изначально спорный договор лесного участка был заключен по результатам проведенного конкурса по продаже права на заключение соответствующего договора аренды лесного участка, соответственно, используемый Обществом лесной участок по договору аренды изначально предоставлен по результатам торгов.
По общему правилу размер арендной платы, установленный по результатам аукциона, предметом которого являлась арендная плата, не может быть изменен в сторону уменьшения, поскольку обратное приведет к нарушению прав иных участников аукциона, предлагавших меньшую сумму, чем победитель.
При этом, как указано ранее, в силу статьи 74.1 ЛК РФ изменения условий (в том числе размера арендной платы) договора аренды лесного участка, заключенного по результатам торгов, осуществляются в исключительных установленных законом случаях по решению суда. Размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, исходя из ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, установленных Постановлением N 310 (статья 73 ЛК РФ).
Размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, исходя из ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, установленных Постановлением N 310 (статья 73 ЛК РФ). Расчет арендной платы зависит от применения ставки, обусловленной различными параметрами, характеризующими лесной ресурс. Изменение одного из факторов лесного ресурса влечет в части размера арендной платы изменение договора аренды лесного участка, заключенного на торгах, что подлежит судебному контролю.
Без заключения дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка осуществляется изменение размера арендной платы в соответствии с нормативными актами, устанавливающими расчетные величины (ставки платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, коэффициенты и так далее).
При этом изменение разрешенного ежегодного объема заготовки древесины на лесном участке в результате проведения лесоустроительных работ к таковым случаям не относится.
В рассматриваемом случае апелляционным судом установлено, что ни Министерство, ни Общество не обращались в суд с иском о внесении изменений в указанный договор аренды лесного участка путем заключения к нему дополнительного соглашения.
Исходя из того, что дополнительное соглашение от 25.10.2013 к договору аренды заключено сторонами не в порядке, предусмотренном законом, апелляционный суд вопреки доводу Общества приходит к выводу о том, что условия договора, в том числе определяющие размер арендной платы, продолжают действовать в первоначальной редакции.
Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.01.2020 N 68-О, внесение изменений в договор аренды лесного участка в судебном порядке поставлено в зависимость от волеизъявления сторон договора, инициирующих необходимую процедуру путем подачи иска; непринятие же арендатором мер по внесению изменений в договор после законодательного установления такой возможности ведет к соответствующему риску исполнения договора аренды лесного участка в прежней редакции.
При таких обстоятельствах следует признать, что Министерство вопреки позиции Общества правомерно доначислило Обществу арендную плату в размере 1 189 195 руб. 63 коп., в том числе 567 154 руб. 84 коп. за 2018 год и 622 040 руб. 79 коп. за 2019 год, а потому учитывая, что ответчиком вопреки положениям статей 9, 65, 68 АПК РФ не представлено в материалы дела доказательств перечисления спорных арендных платежей, равно как и каких-либо доказательств, которые опровергали бы доводы истца или указывали на их несоответствие иным письменным доказательствам, требование истца о взыскании с ответчика 1 189 195 руб. 63 коп. задолженности по арендной плате удовлетворено судом первой инстанции обоснованно и правомерно.
Таким образом, при вынесении решения судом первой инстанции оценены все доводы сторон и представленные в материалы дела доказательства, нормы материального права не нарушены, нарушений или неправильного применения норм процессуального права, в том числе являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного акта, при вынесении решения от 25.07.2022 судом также не допущено, а потому у апелляционного суда не имеется правовых оснований для удовлетворения жалобы Общества и отмены или изменения принятого по делу решения.
По результатам рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции и в соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы ответчика по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 25.07.2022 по делу N А42-10564/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.А. Нестеров |
Судьи |
Е.И. Пивцаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-10564/2021
Истец: Кандалакшское лесничество, МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "ОГНИ КАЙРАЛ", ООО "Огни Кайрал"
Третье лицо: ГОКУ МО "Региональный центр лесного и экологического контроля"