15 января 2024 г. |
Дело N А56-10200/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Лущаева С.В.,
рассмотрев 15.01.2024 кассационную жалобу Смоленской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.06.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2023 по делу N А56-10200/2023,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "БИЗНЕСРЕСУРС", адрес: 196240, Санкт-Петербург, Кубинская ул., д. 75, корп. 1, лит. А, пом. 5-Н, комн. 11, офис 411, ОГРН 1176952001819, ИНН 6950202951 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Смоленской таможни, адрес: 214032, г. Смоленск, ул. Лавочкина, д. 105, ОГРН 1026701425849, ИНН 6729005713 (далее - Таможня), от 27.01.2023 о назначении административных наказаний по делам об административных правонарушениях N 10113000-4136/2022, 10113000-4137/2022, 10113000-4138/2022, 10113000-4139/2022, 10113000-4140/2022, 10113000-4141/2022, 10113000-4142/2022, 10113000-4174/2022, 10113000-4175/2022, 10113000-4176/2022, 10113000-4177/2022, 10113000-4178/2022, 10113000-4179/2022, 10113000-4180/2022, 10113000-4181/2022, 10113000-4182/2022, 10113000-4183/2022, 10113000-4184/2022, 10113000-4185/2022, 10113000-4186/2022, 10113000-4187/2022, 10113000-4188/2022, 101130004189/2022, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 2 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде 50 000 руб. административного штрафа по каждому постановлению.
Определением суда от 04.04.2023 на основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление принято к производству и рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 13.06.2023, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2023, оспариваемые постановления Таможни признаны незаконными и отменены.
В кассационной жалобе Таможня, указывая на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Податель кассационной жалобы указывает на отсутствие в данном случае у судов правовых оснований для применения положений части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, поскольку вмененные административные правонарушения не были выявлены при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), а были выявлены в ходе проведения проверки представленных статистических форм учета перемещения товаров.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов проверена в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Согласно части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Проверив обоснованность доводов Таможни, а также правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании оценки представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц, применения к установленным по делу обстоятельствам части 1, 2 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пунктов 5, 6, 8, 9 Правил ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891, установив, что статистические формы учета перемещения товаров за отчетные периоды с октября 2021 года по сентябрь 2022 года представлены Обществом в таможенный орган с нарушением установленного срока, учтя отсутствие доказательств невозможности исполнения Обществом требований указанных выше норм права в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии в действиях Общества состава административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемых постановлений, Таможней не допущено; срок давности привлечения к ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
Согласно общему правилу, предусмотренному частью 1 статьи 4.4 КоАП РФ, при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Вместе с тем, вступившим 06.04.2022 в законную силу Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Закон N 70-ФЗ) статья 4.4 КоАП РФ дополнена частью 5, согласно которой если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения", в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.
Суды установили, что вмененные Обществу административные правонарушения были выявлены при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора).
Приведенные Таможней в кассационной жалобе доводы об обратном не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций и, по существу, направлены на иную оценку доказательств по делу и установленных фактических обстоятельств, что в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Поскольку первым по результатам проверки таможенным органом вынесено постановление от 20.01.2023 по делу об административном правонарушении N 10113000-4129/2022, с учетом положений части 2 статьи 1.7, части 5 статьи 4.4 КоАП РФ постановления Таможни от 27.01.2023 N 10113000-4136/2022, 10113000-4137/2022, 10113000-4138/2022, 10113000-4139/2022, 10113000-4140/2022, 10113000-4141/2022, 10113000-4142/2022, 10113000-4174/2022, 10113000-4175/2022, 10113000-4176/2022, 10113000-4177/2022, 10113000-4178/2022, 10113000-4179/2022, 10113000-4180/2022, 10113000-4181/2022, 10113000-4182/2022, 10113000-4183/2022, 10113000-4184/2022, 10113000-4185/2022, 10113000-4186/2022, 10113000-4187/2022, 10113000-4188/2022, 101130004189/2022 признаны судами незаконными и отменены.
С учетом изложенного и на основании пункта 5 статьи 4.4 КоАП РФ за совершение вмененных административных правонарушений Обществу назначено одно административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Довод Таможни о том, что она не проводила таможенный контроль, а осуществляла контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений, что является текущей деятельностью таможенного органа в рамках предоставленных ему полномочий, в связи с чем на Общество не распространяются положения части 1 и части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, был исследован судами, получил надлежащую правовую оценку и мотивированно отклонен.
Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.06.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2023 по делу N А56-10200/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Смоленской таможни - без удовлетворения.
Судья |
С.В. Лущаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку первым по результатам проверки таможенным органом вынесено постановление от 20.01.2023 по делу об административном правонарушении N 10113000-4129/2022, с учетом положений части 2 статьи 1.7, части 5 статьи 4.4 КоАП РФ постановления Таможни от 27.01.2023 N 10113000-4136/2022, 10113000-4137/2022, 10113000-4138/2022, 10113000-4139/2022, 10113000-4140/2022, 10113000-4141/2022, 10113000-4142/2022, 10113000-4174/2022, 10113000-4175/2022, 10113000-4176/2022, 10113000-4177/2022, 10113000-4178/2022, 10113000-4179/2022, 10113000-4180/2022, 10113000-4181/2022, 10113000-4182/2022, 10113000-4183/2022, 10113000-4184/2022, 10113000-4185/2022, 10113000-4186/2022, 10113000-4187/2022, 10113000-4188/2022, 101130004189/2022 признаны судами незаконными и отменены.
С учетом изложенного и на основании пункта 5 статьи 4.4 КоАП РФ за совершение вмененных административных правонарушений Обществу назначено одно административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Довод Таможни о том, что она не проводила таможенный контроль, а осуществляла контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений, что является текущей деятельностью таможенного органа в рамках предоставленных ему полномочий, в связи с чем на Общество не распространяются положения части 1 и части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, был исследован судами, получил надлежащую правовую оценку и мотивированно отклонен."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 января 2024 г. N Ф07-19889/23 по делу N А56-10200/2023