07 марта 2023 г. |
Дело N А56-33416/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Кудина А.Г., Толкунова В.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Инсиб-Про" Попова А.А. (доверенность от 28.08.2020), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу Громовой А.И. (доверенность от 14.02.2023), от некоммерческой организации "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" Науменко Д.Н. (доверенность от 27.12.2022),
рассмотрев 07.03.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2022 по делу N А56-33416/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Инсиб-Про" (192283, г. Санкт-Петербург, ул. Ярослава Гашека, д. 15, лит. А, пом. 5-Н, оф. 1; ОГРН 1097847203563; ИНН 7801499112; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (199004, г. Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А; ОГРН 1027809242933; ИНН 7825413361; далее - Управление) от 22.03.2022 N 78/6669/22.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена некоммерческая организация "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" (191023, г. Санкт-Петербург, пл. Островского, д. 11; ОГРН 1137800010413; ИНН 7840290890; далее - Фонд).
Решением суда первой инстанции от 26.07.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 17.10.2022 решение суда первой инстанции отменено, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права и на несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, просит постановление суда апелляционной инстанции отменить. По мнению подателя жалобы, оспариваемое решение является правомерным.
В судебном заседании представители Управления и Фонда просили жалобу удовлетворить, а представитель Общества - отказать в ее удовлетворении.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок Фондом (заказчик) размещено извещение от 20.01.2021 N 057270000012101036 о проведении электронного аукциона на право заключения договора об оказании услуг и (или) выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 28.01.2022 N 057270000012101036/РТС278А210148 победителем аукциона признано Общество с ценовым предложением 31 994 745 руб. 88 коп.
Проект договора размещен Фондом на электронной площадке 17.02.2022 и в тот же день подписан победителем аукциона, приложившим банковскую гарантию от 09.02.2022 на сумму 37 396 456 руб. 23 коп.
Впоследствии Фонд, сославшись на непредставление Обществом обоснования цены договора, 21.02.2022 признал его уклонившимся от подписания договора, разместив на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок акт от 18.02.2022 об уклонении победителя электронного аукциона от подписания договора, а также направил в Управление сведения для включения Общества в реестр недобросовестных подрядных организаций.
По результатам рассмотрения указанной информации Управление вынесло решение от 22.03.2022 N 78/6669/22 о включении сведений об Обществе в реестр недобросовестных подрядных организаций.
Общество, не согласившись с решением Управления, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о правомерности и обоснованности оспариваемого решения, в удовлетворении заявленных требований отказал.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции и, исходя из отсутствия оснований для включения Общества в реестр недобросовестных подрядных организаций, отменил решение и заявленные требования удовлетворил.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, считает, что жалоба подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 5 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации привлечение региональным оператором, в частности в случае, предусмотренном частью 3 названной статьи, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными, муниципальными бюджетными, казенными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615 утверждено Положение о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - Положение N 615).
Согласно пункту 185 Положения N 615 заказчик в течение 3 рабочих дней со дня размещения на официальном сайте протокола проведения электронного аукциона передает победителю электронного аукциона проект договора о проведении капитального ремонта, который составляется путем включения цены договора о проведении капитального ремонта, предложенной победителем электронного аукциона при проведении электронного аукциона, в проект договора о проведении капитального ремонта, прилагаемый к документации об электронном аукционе. Договор о проведении капитального ремонта заключается с победителем электронного аукциона. Сведения о заключенном договоре о проведении капитального ремонта в течение 2 рабочих дней со дня его подписания направляются заказчиком оператору электронной площадки.
Как предусмотрено пунктом 197 Положения N 615, договор о проведении капитального ремонта не может быть заключен ранее чем через 10 дней и позднее чем через 20 дней со дня размещения на официальном сайте протокола проведения электронного аукциона, или протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе, в котором содержится информация о признании электронного аукциона несостоявшимся, или акта об уклонении победителя электронного аукциона от заключения договора о проведении капитального ремонта, или акта об отказе от заключения договора о проведении капитального ремонта с победителем электронного аукциона. Действие настоящего пункта не распространяется на случаи заключения договора о проведении капитального ремонта с единственной подрядной организацией.
В соответствии с пунктом 90 Положения N 615, если при проведении электронного аукциона участником закупки, с которым заключается договор о проведении капитального ремонта, предложена цена, которая на 20 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены договора, договор о проведении капитального ремонта заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения договора о проведении капитального ремонта в размере, превышающем в 2 раза размер обеспечения его исполнения, указанный в документации об электронном аукционе, но не менее чем в размере аванса (если договором о проведении капитального ремонта предусмотрена выплата аванса).
Согласно пункту 91 Положения N 615, если предметом договора о проведении капитального ремонта, для заключения которого проводится электронный аукцион, является выполнение строительно-монтажных работ при проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе ремонт (замена, модернизация) лифтов, участник закупки, предложивший цену договора, которая на 20 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены договора, обязан дополнительно представить заказчику обоснование предлагаемой цены договора (по каждой статье затрат, в том числе стоимость материалов и оборудования, расходы на заработную плату, аренду машин и механизмов), включающее в себя гарантийное письмо от производителя на используемые материалы при производстве работ с указанием цены и количества поставляемого товара, документы, подтверждающие наличие материалов у участника закупки, иные документы и расчеты, включая подтверждающие возможность участника закупки осуществить выполнение работ по предлагаемой цене.
В силу пункта 92 Положения N 615 обоснование, указанное в пункте 91 настоящего Положения, представляется участником электронного аукциона, с которым заключается договор о проведении капитального ремонта, при направлении заказчику подписанного проекта договора о проведении капитального ремонта. В случае невыполнения таким участником этого требования он признается уклонившимся от заключения договора о проведении капитального ремонта.
Заказчик в течение 3 рабочих дней со дня подписания акта об уклонении победителя электронного аукциона от заключения договора о проведении капитального ремонта с участником электронного аукциона, с которым в соответствии с настоящим Положением заключается договор о проведении капитального ремонта, направляет в орган, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных подрядных организаций, информацию, предусмотренную подпунктами "в" - "ж" пункта 256 настоящего Положения, а также протокол проведения аукциона или протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе и иные документы, свидетельствующие об отказе участника электронного аукциона, с которым в соответствии с настоящим Положением заключается договор о проведении капитального ремонта, от заключения договора о проведении капитального ремонта (пункт 257 Положения N 615).
В соответствии с пунктом 254 Положения N 615 ведение реестра недобросовестных подрядных организаций осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства в соответствии с утвержденными им методическими рекомендациями.
Согласно пункту 255 Положения N 615 в реестр недобросовестных подрядных организаций включается информация о победителе электронного аукциона или об участнике электронного аукциона, заявке на участие в электронном аукционе которого присвоен второй номер, или о единственном участнике электронного аукциона, уклонившихся от заключения договоров о проведении капитального ремонта, а также о подрядных организациях, с которыми договоры о проведении капитального ремонта расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения договора о проведении капитального ремонта в связи с существенным нарушением участниками электронных аукционов условий таких договоров.
Как указано в пункте 263 Положения N 615, по результатам рассмотрения документов и информации, предусмотренных пунктами 257 и 258 указанного Положения, выносится решение. В случае подтверждения достоверности фактов, содержащихся в направленных заказчиком документах и информации, орган, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных подрядных организаций, выносит решение о включении информации о недобросовестной подрядной организации, предусмотренной пунктом 256 данного Положения, в реестр недобросовестных подрядных организаций. В ином случае орган, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных подрядных организаций, выносит решение об отказе во включении информации о подрядной организации в реестр недобросовестных подрядных организаций.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации применяемые государственными органами санкции должны назначаться с учетом характера допущенного нарушения, размера причиненного вреда, наличия и степени вины нарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Следовательно, при рассмотрении вопроса о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков уполномоченный орган в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя) и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения его в реестр недобросовестных поставщиков.
При рассмотрении вопроса о законности решения антимонопольного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Иное противоречит задачам арбитражного судопроизводства. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не должен ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика (определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.02.2015 N 301-КГ15-632).
Таким образом, включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт его уклонения от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении поставщика (подрядчика, исполнителя) отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
При этом антимонопольный орган при рассмотрении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В данном случае судом апелляционной инстанции установлено, что с учетом даты размещения протокола о признании Общества победителем электронного аукциона, а также снижения начальной (максимальной) цены более чем на 20 процентов подписанный договор с обеспечением и обоснованием предлагаемой цены Обществу надлежало направить в адрес заказчика в срок до 18.02.2022.
Судом апелляционной инстанции также установлено, что о размещении проекта договора в электронной системе Фонд уведомил Общество 17.02.2022; проект договора подписан Обществом 17.02.2022, к договору приложена банковская гарантия от 09.02.2022 на сумму 37 396 456 руб. 23 коп.; письменное обоснование цены договора Общество направило заказчику 17.02.2022 почтовым отправлением.
При этом, как установил апелляционный суд, в материалах дела отсутствуют доказательства надлежащего исполнения заказчиком требований пункта 185 Положения N 615 в части соблюдения срока передачи победителю электронного аукциона проекта договора.
В связи с этим, отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд исходил из того, что произведенные Обществом действия (получение банковской гарантии в соответствии с требованиями пункта 90 Положения N 615, подписание договора в установленный срок, направление обоснования цены договора в адрес заказчика) свидетельствуют об отсутствии с его стороны недобросовестного поведения и намерения уклониться от заключения договора.
Между тем судом апелляционной инстанции не учтено, что в силу пункта 197 Положения N 615 договор о проведении капитального ремонта не может быть заключен ранее чем через 10 дней и позднее чем через 20 дней со дня размещения на официальном сайте протокола проведения электронного аукциона, или протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе, в котором содержится информация о признании электронного аукциона несостоявшимся, или акта об уклонении победителя электронного аукциона от заключения договора о проведении капитального ремонта, или акта об отказе от заключения договора о проведении капитального ремонта с победителем электронного аукциона.
При этом пунктом 92 Положения N 615 предусмотрено, что обоснование, указанное в пункте 91 этого Положения, представляется участником электронного аукциона, с которым заключается договор о проведении капитального ремонта, при направлении заказчику подписанного проекта договора о проведении капитального ремонта.
Таким образом, обоснование предлагаемой цены договора должно было быть получено заказчиком от Общества вместе с подписанным проектом договора не позднее 18.02.2022 - срока, предусмотренного пунктом 197 Положения N 615.
В рассматриваемом случае обоснование предлагаемой цены договора было направлено Обществом в адрес заказчика посредством почтового отправления 17.02.2022, что заведомо исключало его получение заказчиком в установленный срок и влекло невозможность заключения договора.
Как указал суд первой инстанции, сам по себе факт направления указанного обоснования почтовым отправлением в последний день регламентированного срока не свидетельствует о добросовестности Общества и надлежащем соблюдении им порядка подписания договора, регламентированного Положением N 615, поскольку заведомо создает ситуацию нарушения такого порядка.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемого решения Управления требованиям законодательства, а также об отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах у апелляционного суда не имелось оснований для отмены законного и обоснованного решения суда первой инстанции, в связи с чем постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2022 по делу N А56-33416/2022 отменить.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.07.2022 по тому же делу оставить в силе.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом апелляционной инстанции также установлено, что о размещении проекта договора в электронной системе Фонд уведомил Общество 17.02.2022; проект договора подписан Обществом 17.02.2022, к договору приложена банковская гарантия от 09.02.2022 на сумму 37 396 456 руб. 23 коп.; письменное обоснование цены договора Общество направило заказчику 17.02.2022 почтовым отправлением.
При этом, как установил апелляционный суд, в материалах дела отсутствуют доказательства надлежащего исполнения заказчиком требований пункта 185 Положения N 615 в части соблюдения срока передачи победителю электронного аукциона проекта договора.
В связи с этим, отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд исходил из того, что произведенные Обществом действия (получение банковской гарантии в соответствии с требованиями пункта 90 Положения N 615, подписание договора в установленный срок, направление обоснования цены договора в адрес заказчика) свидетельствуют об отсутствии с его стороны недобросовестного поведения и намерения уклониться от заключения договора.
Между тем судом апелляционной инстанции не учтено, что в силу пункта 197 Положения N 615 договор о проведении капитального ремонта не может быть заключен ранее чем через 10 дней и позднее чем через 20 дней со дня размещения на официальном сайте протокола проведения электронного аукциона, или протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе, в котором содержится информация о признании электронного аукциона несостоявшимся, или акта об уклонении победителя электронного аукциона от заключения договора о проведении капитального ремонта, или акта об отказе от заключения договора о проведении капитального ремонта с победителем электронного аукциона.
При этом пунктом 92 Положения N 615 предусмотрено, что обоснование, указанное в пункте 91 этого Положения, представляется участником электронного аукциона, с которым заключается договор о проведении капитального ремонта, при направлении заказчику подписанного проекта договора о проведении капитального ремонта.
Таким образом, обоснование предлагаемой цены договора должно было быть получено заказчиком от Общества вместе с подписанным проектом договора не позднее 18.02.2022 - срока, предусмотренного пунктом 197 Положения N 615."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 марта 2023 г. N Ф07-23446/22 по делу N А56-33416/2022