07 марта 2023 г. |
Дело N А26-2715/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Бобарыкиной О.А., Старченковой В.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Онегостройсервис" Галицкой Е.В. (доверенность от 22.03.2022), от публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" Синициной Т.А. (доверенность от 17.10.2022),
рассмотрев 07.03.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Онегостройсервис" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2022 по делу N А26-2715/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Онегостройсервис", адрес: 185014, Республика Карелия, город Петрозаводск, проезд Владимира Баскова, дом 2, помещение 181, ОГРН 1041000039046, ИНН 1001158419 (далее - Общество, истец), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к публичному акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 1", адрес: 197198, Санкт-Петербург, проспект Добролюбова, дом 16, корпус 2А, помещение 54Н, ОГРН 1057810153400, ИНН 7841312071 (далее - Компания, ответчик), об обязании произвести перерасчет платы за тепловую энергию за период с декабря 2021 года по февраль 2022 года на сумму 998 630 руб. 87 коп.
Решением суда первой инстанции от 10.08.2022 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением апелляционного суда от 16.11.2022 решение суда от 10.08.2022 изменено. Суд обязал Компанию произвести перерасчет за тепловую энергию за период с декабря 2021 года по февраль 2022 года путем уменьшения платы на сумму 930 221 руб. 58 коп. В удовлетворении остальной части иска отказал.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права и нарушение им норм процессуального права, несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемое постановление, оставить в силе решение суда первой инстанции. Как указывает податель жалобы, апелляционный суд неправильно применил нормы пункта 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124). По мнению Общества, Компания при перерасчете платы за тепловую энергию за спорный период в нарушение подпункта "в(2)" пункта 21 Правил N 124 неправомерно приняла данные разных отопительных периодов - текущего и предшествующего (октябрь и ноябрь 2021 года; март и апрель 2021 года).
Компания в отзыве возражает против доводов кассационной жалобы и просит оставить обжалуемое постановление без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Компании возражал против её удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество на основании лицензии от 20.04.2015 осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами в городе Петрозаводске, в том числе по адресам: город Петрозаводск, улица Сыктывкарская, дом 1 и улица Ригачина, дом 46А (далее вместе - МКД).
Компания (теплоснабжающая организация) и Общество (абонент) 06.03.2015 заключили договор теплоснабжения N Т-962 (в редакции протокола согласования разногласий и дополнительных соглашений, далее - договор), по условиям которого теплоснабжающая организация обязалась осуществлять поставку абоненту тепловой энергии и горячей воды, а абонент обязался оплачивать принятые коммунальные ресурсы по ценам и в порядке, определенным договором, соблюдать режим потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии.
Адреса объектов абонента согласованы сторонами в Приложении N 2 к договору и в пункте 1 дополнительного соглашения от 28.01.2021 N 17 к договору.
В силу пунктов 3.1.5, 3.1.16 договора абонент обязан проводить проверки состояния, профилактические испытания, содержание и ремонт тепловых энергоустановок многоквартирного дома, а также помещений индивидуальных тепловых пунктов в объемах и сроки, установленные действующими нормами и правилами; обеспечить работоспособность и соблюдение требований к эксплуатации установленных коллективных (общедомовых) приборов учета, их исправность и целостность пломб, ремонт, поверку или замену при их повреждении в течение 30 календарных дней с обязательным оформлением акта допуска (повторного допуска) с теплоснабжающей организацией или теплосетевой компанией.
Абонент обязан не позднее, чем за три рабочих дня до окончания расчетного месяца направлять теплоснабжающей организации показания общедомовых приборов учета (далее - ОДПУ) тепловой энергии и теплоносителя (горячей воды) (пункт 3.1.19 договора).
Согласно пункту 4.1 договора объем поданных абоненту коммунальных ресурсов в многоквартирный дом, оборудованный ОДПУ тепловой энергии, определяется на основании предоставленных абонентом показаний указанного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные договором.
Объем поданных абоненту за расчетный период коммунальных ресурсов в жилые и нежилые помещения многоквартирного дома, не оборудованного ОДПУ, определяется в порядке, установленном действующим законодательством (пункт 4.3 договора).
Абонент письмом от 19.11.2021 N 0288-Д уведомил теплоснабжающую организацию о необходимости осуществления очередной поверки и намерении нарушить целостность пломб на приборах учета, установленных в жилом доме по адресу: город Петрозаводск, улица Сыктывкарская, дом 1. ОДПУ находился на поверке с декабря 2021 года, по результатам которой выдано свидетельство о поверке от 14.01.2022.
ОДПУ, установленный в жилом доме по адресу: город Петрозаводск, улица Ригачина, дом 46А, также находился на очередной периодической поверке с декабря 2021 года, по результатам которой выдано свидетельство о поверке от 21.01.2022.
Компания в период с декабря 2021 года по февраль 2022 года поставила в МКД тепловую энергию и выставила к оплате счета-фактуры.
Общество, полагая, что Компания неправомерно произвела расчет тепловой энергии по нормативу потребления тепловой энергии на основании подпункта "в" пункта 21 Правил N 124, а не исходя из среднемесячного объема потребления, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
По доводам Общества, изложенным в иске, Компания в отзыве пояснила, что в апреле 2022 года теплоснабжающая организация произвела перерасчет платы за теплоснабжение в отношении спорных МКД исходя из среднемесячного объема тепловой энергии на общую сумму 930 221 руб. 58 коп., контррасчет представлен в материалы дела. При расчете среднемесячного объема Компания использовала показания ОДПУ за март, апрель, октябрь и ноябрь 2021 года.
Суд первой инстанции согласился с представленным Обществом расчетом среднемесячного объема потребления тепловой энергии, исчисленного по показаниям ОДПУ за сентябрь, ноябрь 2020 года, март, апрель 2021 года и удовлетворил иск.
Апелляционный суд установил, что Компания использовала в контррасчете показания приборов учета хоть и разных отопительных периодов (октябрь, ноябрь 2021 года, март и апрель 2021 года), но непосредственно предшествующих периоду, в котором ОДПУ вышли из строя (декабрь 2021 года), признал контррасчет теплоснабжающей организации более точным и объективным, в связи с чем изменил решение суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 ГК РФ установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1); порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 2).
В силу пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении), пунктов 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) потребители обязаны вести учет энергоресурсов с применением для этих целей приборов учета.
Расчетные способы определения объема энергоресурсов допускаются до установки приборов учета, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета, при нарушении установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя (пункт 2 статьи 13 Закона об энергосбережении, пункт 3 статьи 19 Закона N 190-ФЗ).
Согласно пункту 75 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034, узел учета считается вышедшим из строя, в том числе в случае истечение срока поверки любого из приборов (датчиков).
Судами установлено, материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что приборы учета в спорных МКД были демонтированы и находились на поверке в период с декабря 2021 года по февраль 2022 года включительно.
В отношении определения объема коммунальных ресурсов, поставленных в МКД, действует специальное правовое регулирование, имеющее в силу статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации приоритет перед законодательством о теплоснабжении.
В соответствии с подпунктом "в(2)" пункта 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) в многоквартирный дом, в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации определяется в отношении тепловой энергии следующим образом: если период работы прибора учета составил более 3 месяцев отопительного периода, то в течение 3 месяцев после наступления такого события - исходя из среднемесячного объема тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, потребленного за отопительный период.
Согласно информации, приведенной в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с изменениями, внесенными в акты Правительства Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг", вне зависимости от способа оплаты тепловой энергии (равномерно в течение календарного года или в течение отопительного периода) в многоквартирном доме, в котором общедомовый прибор учета тепловой энергии вышел из строя, утрачен или истек срок его эксплуатации, размер платы за коммунальную услугу по отоплению за расчетные периоды до восстановления работоспособности общедомового прибора учета определяется в соответствии с Правилами N 354:
а) в течение не более 3х расчетных периодов подряд - в соответствии с пунктом 59.1 Правил N 354 - исходя из рассчитанного среднемесячного объема тепловой энергии, измеренного общедомовым прибором учета за отопительный период, или за период не менее 3х месяцев отопительного периода (в том числе, предшествующего отопительному периоду, в котором вышел из строя общедомовый прибор учета);
б) начиная с 4-го расчетного периода подряд - в соответствии с пунктом 60.1 Правил N 354 - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг отопления по формулам 2.2 и 2.3 приложения N 2 к Правилам N 354 с учетом повышающего коэффициента.
Представленными в материалы дела приказами Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 12.05.2021 N 139 и от 06.09.2021 N 296 подтверждается, что отопительный период 2020/2021 годов на территории Петрозаводского городского округа закончен 13.05.2021, отопительный период 2021/2022 годов начался с 07.09.2021.
Компания произвела перерасчет платы за теплоснабжение в отношении спорных МКД за период с декабря 2021 года по февраль 2022 года, исходя из среднемесячного объема тепловой энергии на общую сумму 930 221 руб. 58 коп.
При расчете среднемесячного объема теплоснабжающая организация использовала показания ОДПУ тепловой энергии за март, апрель, октябрь и ноябрь 2021 года.
При этом отсутствие в произведенном Компанией расчете среднемесячного объема потребления тепловой энергии объемов за май и сентябрь 2021 года обусловлено тем, что и май, и сентябрь являются неполными календарными месяцами отопительного периода.
Как пояснил представитель теплоснабжающей организации, декабрь, январь и февраль не использовались в расчете, поскольку являются месяцами с минимальными температурами воздуха (самые холодные месяцы).
Вопреки доводам подателя жалобы, применение теплоснабжающей организацией данных за текущий отопительный период (октябрь, ноябрь 2021 года, предшествовавшие периоду проведения поверки приборов учета), обусловлено тем, что объем поставки тепловой энергии в разных отопительных периодах отличается ввиду различных погодных условий, в связи с чем более точными и объективными, соответственно, приоритетными для расчета будут являться данные, зафиксированные в том отопительном периоде, в котором прибор учета вышел из строя, утрачен или истек срок его эксплуатации.
Примененная Компанией методика способствует обеспечению объективности и достоверности сведений, касающихся учета расходов соответствующих коммунальных ресурсов, что соответствует установленным Законом об энергосбережении принципам.
При этом суд округа принимает во внимание, что Общество не отрицает тот факт, что действующее законодательство не содержит в себе прямого запрета на использование в расчетах показаний приборов учета из разных отопительных периодов, о чем, в частности указано в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с изменениями, внесенными в акты Правительства Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг".
С учетом установленных обстоятельств дела апелляционный суд согласился с представленным Компанией контррасчетом как наиболее достоверно отражающим объем ресурса, поставленного в спорные периоды.
Приведенные в кассационной жалобе доводы Общества не опровергают выводов апелляционного суда.
Иное толкование подателем жалобы норм действующего законодательства и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении апелляционным судом норм права.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, апелляционным судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого по делу судебного акта.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2022 по делу N А26-2715/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Онегостройсервис" - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
Судьи |
М.В. Пастухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"б) начиная с 4-го расчетного периода подряд - в соответствии с пунктом 60.1 Правил N 354 - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг отопления по формулам 2.2 и 2.3 приложения N 2 к Правилам N 354 с учетом повышающего коэффициента.
...
Примененная Компанией методика способствует обеспечению объективности и достоверности сведений, касающихся учета расходов соответствующих коммунальных ресурсов, что соответствует установленным Законом об энергосбережении принципам.
При этом суд округа принимает во внимание, что Общество не отрицает тот факт, что действующее законодательство не содержит в себе прямого запрета на использование в расчетах показаний приборов учета из разных отопительных периодов, о чем, в частности указано в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с изменениями, внесенными в акты Правительства Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг"."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 марта 2023 г. N Ф07-21846/22 по делу N А26-2715/2022