15 марта 2023 г. |
Дело N А44-3955/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Александровой Е.Н., Родина Ю.А.,
при участии от Балтийской таможни Колягиной А.П. (доверенность от 30.12.2022 N 06-10/0003),
рассмотрев 13.03.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Балтийской таможни на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2022 по делу N А44-3955/2022,
УСТАНОВИЛ:
Балтийская таможня, адрес: 198184, Санкт-Петербург, Канонерский остров, д. 32-А, ОГРН 1037811015879, ИНН 7830002014 (далее - Таможня), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "СитиКом", адрес: 173018, Новгородская обл., Новгородский р-н, д. Григорово, Большая ул., д. 4, оф. 1, ОГРН 1085321008772, ИНН 5310015172 (далее - Общество), 2 846 250 руб. утилизационного сбора, 313 300,37 руб. пеней, начисленных за период с 22.12.2020 по 01.04.2022.
Решением суда от 05.09.2022 иск удовлетворен в полном объеме.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2022 решение суда от 05.09.2022 отменено в части взыскания с Общества в пользу Таможни 1897,50 руб. пеней, а также в части взыскания с Общества в доход федерального бюджета государственной пошлины в размере 3 руб.; в указанной части заявленные требования оставлены без удовлетворения. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Таможня, указывая на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права и нарушение им норм процессуального права, несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам, просит отменить обжалуемое постановление, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Податель кассационной жалобы указывает на неправомерность применения апелляционным судом к требованию о взыскании пени за неуплату утилизационного сбора моратория, введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее - Постановление N 497); о применении моратория Общество не заявляло.
Представитель Общества в судебное заседание не явился, что не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке в пределах доводов кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, Общество ввезло и поместило под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления по декларации на товары (далее - ДТ) N 10216170/301120/0316550 товар - бывшую в употреблении колесную самоходную машину для укладки щебня в дорожном строительстве "etnyre chipspreader" 1989 года выпуска, цвет - желтый, идентификационный номер - k5050, дизельный двигатель объемом 10422 см3 и мощностью 181 л.с./135 кв.
Товар выпущен в соответствии с заявленной таможенной процедурой без уплаты утилизационного сбора.
Таможня 03.02.2022 направила Обществу письмо (уведомление) N 21-10/03470 об уплате 2 846 250 руб. утилизационного сбора в течение 20 дней со дня получения данного письма.
Поскольку Общество не уплатило утилизационный сбор, Таможня обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, изучив обстоятельства дела, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представленные в материалы дела доказательства, придя к выводу о том, что по своим характеристикам и назначению задекларированный товар относится к категории самоходных машин для содержания дорог, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, Обществом допущена просрочка уплаты утилизационного сбора, удовлетворил заявленные Таможней требования о взыскании с Общества 2 846 250 руб. утилизационного сбора и 313 300,37 руб. пеней, начисленных за период с 22.12.2020 по 01.04.2022.
Суд апелляционной инстанции, подержав выводы о наличии в данном случае оснований для взыскания утилизационного сбора в отношении ввезенного Обществом товара и пеней за его неуплату, не согласился с решением суда первой инстанции в части взыскания пеней за 01.04.2022. Установив, что 01.04.2022 действовал мораторий, установленный Постановлением N 497, апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания пеней, начисленных за указанную дату, в размере 1897,50 руб. и отменил решение суда первой инстанции в указанной части.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, соответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 11 Правил для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, или их уполномоченные представители представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование самоходной машины и (или) прицепа в связи с их ввозом в Российскую Федерацию, либо в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование самоходной машины и (или) прицепа не осуществляется), документы, указанные в этом пункте Правил.
Непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 названных Правил, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.
Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 названных Правил, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.
Установив неисполнение Обществом обязательства по оплате утилизационного сбора, апелляционный суд пришел к выводу о необходимости взыскания пени за его неуплату с 22.12.2020 по 31.03.2022, поскольку с 01.04.2022 Постановлением N 497 на территории Российской Федерации введен мораторий.
Таможня в кассационной жалобе настаивает на правомерности начисления пени за период с 22.12.2020 по 01.04.2022, полагая, что действие моратория, введенного Постановлением N 497, не распространяется на спорные правоотношения, поскольку Таможня не возбуждала дело о банкротстве Общества, а Общество не заявляло о применении моратория на начисление пений по утилизационному сбору.
В соответствии со статьей 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
Постановлением N 497 с 01.04.2022 на территории Российской Федерации сроком на 6 месяцев введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей (за исключением лиц, указанных в пункте 2 данного постановления).
С учетом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 9.1, абзацем десятым пункта 1 статьи 63 Закона N 127-ФЗ, на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ), неустойка (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона N 127-ФЗ).
При этом правила о моратории, установленные Постановлением N 497, распространяют свое действие на всех участников гражданско-правовых отношений (граждане, включая индивидуальных предпринимателей, юридические лица), за исключением лиц, прямо указанных в пункте 2 данного постановления (застройщики многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов), независимо от того, обладают они признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества либо нет.
Таким образом, исходя из приведенного правового регулирования, в период действия моратория (с 01.04.2022 по 01.10.2022) на требования, возникшие до введения моратория, финансовые санкции не начисляются.
Положения о введении моратория судам следует применять в силу закона, независимо от заявления ответчика о его применении.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для начисления и взыскания пени за неуплату утилизационного сбора, начисленных Таможней за 01.04.2022, и правомерно отказал в удовлетворении требования о взыскании 1897,50 руб. пени.
Поскольку фактические обстоятельства установлены судом апелляционной инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судом не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2022 по делу N А44-3955/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Балтийской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Лущаев |
Судьи |
С.В. Лущаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С учетом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 9.1, абзацем десятым пункта 1 статьи 63 Закона N 127-ФЗ, на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ), неустойка (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона N 127-ФЗ)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 марта 2023 г. N Ф07-634/23 по делу N А44-3955/2022