г. Вологда |
|
29 ноября 2022 г. |
Дело N А44-3955/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 29 ноября 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Мурахиной Н.В. и Осокиной Н.Н. при ведении протокола секретарями судебного заседания Поповым Д.С. и Зеленцовой Ю.А.,
при участии от Балтийской таможни Асовской В.Ю. по доверенности от 10.01.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СитиКом" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 05 сентября 2022 года по делу N А44-3955/2022,
УСТАНОВИЛ:
Балтийская таможня (ОГРН 1037811015879, ИНН 7830002014; адрес: 198184, Санкт-Петербург, Канонерский остров, дом 32а; далее - таможня) обратилась в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "СитиКом" (ОГРН 1085321008772, ИНН 5310015172; адрес: 173018, Новгородская область, Новгородский район, деревня Григорово, улица Большая, дом 4, офис 1; далее - общество) о взыскании 3 159 550 руб. 97 коп., в том числе 2 846 250 руб. утилизационного сбора в отношении товара, задекларированного 30.11.2020 по декларации на товары (далее - ДТ) N 10216170/301120/0316550, 313 300 руб. 97 коп. пени, начисленных за период с 22.12.2020 по 01.04.2022.
Определением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14 июня 2022 года дело дело передано на рассмотрение Арбитражного суда Новгородской области.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 05 сентября 2022 года требования таможни удовлетворены в полном объеме, а также с общества в доход федерального бюджета взыскано 11 639 руб. государственной пошлины.
Общество с таким решением в части взыскания пеней в полном объеме не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить в части, принять по делу новый судебный акт, которым применить положения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и снизить размер пеней. В обоснование жалобы ссылается не неблагоприятное финансовое состояние общества.
Таможня в отзыве на жалобу и ее представитель в судебном заседании с изложенными в ней доводами не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Общество надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Поскольку в порядке апелляционного производства ответчиком решение суда обжаловано в части взыскания пеней и при этом стороны не заявили соответствующих возражений, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в части взыскания пеней в соответствии с положениями части 5 статьи 268 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителя таможни, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается в материалах дела, общество 30.11.2020 на Балтийском таможенном посту (Центр электронного декларирования) таможни по ДТ N 10216170/301120/0316550 в целях помещения товара под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления задекларировало товар "колесная самоходная машина для укладки щебня в дорожном строительстве "etnyre chipspreader", б/у, 1989 г/в, цвет желтый, идентификационный номер k5050, дизельный двигатель, объем двигателя 10422 см3, мощность двигателя 181 л.с./135 квт".
В отношении названного товара таможней принято решение о выпуске 07.12.2020 для внутреннего потребления.
В установленный Правилами взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 (далее - Правила N 81), срок (до 22.12.2020) общество сумму утилизационного сбора не уплатило.
Письмом от 03.02.2022 N 21-10/03470 таможня известила общество о сумме утилизационного сбора - 2 846 250 руб. и необходимости его оплаты в течение 20 дней со дня получения данного письма.
Отсутствие уплаты обществом утилизационного сбора в установленный срок явилось основанием для обращения таможни в суд.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Апелляционная коллегия при рассмотрении настоящего дела исходит из следующего.
Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
В силу статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Согласно пункту 3 той же статьи Закона плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию; осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации; приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора; являются владельцами транспортных средств, в отношении которых утилизационный сбор не был уплачен в соответствии с абзацем пятым пункта 6 настоящей статьи, при помещении таких транспортных средств под иную таможенную процедуру при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны, применяемой на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, за исключением случаев помещения таких транспортных средств под таможенную процедуру реэкспорта.
В силу пункта 6 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств:
ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;
которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации;
с даты выпуска которых прошло менее трех лет и которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации, за исключением транспортных средств международной перевозки;
которые ввозятся в Российскую Федерацию и помещаются под таможенную процедуру временного ввоза (допуска).
Иных исключений по уплате утилизационного сбора законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Согласно пункту 3 Правил N 81 взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзацах втором и пятом пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, осуществляет Федеральная таможенная служба.
Согласно пункту 17 Правил N 81 в случае, если в течение 3 лет после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки об уплате утилизационного сбора на бланке паспорта установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы информируют не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного факта плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора с указанием оснований для его доначисления. В случае неуплаты утилизационного сбора плательщиком в срок не более 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 81 для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, или их уполномоченные представители представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование самоходной машины и (или) прицепа в связи с их ввозом в Российскую Федерацию, либо в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование самоходной машины и (или) прицепа не осуществляется), следующие документы:
а) расчет суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ;
б) копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии самоходной машины и (или) прицепа, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);
в) копии платежных документов об уплате утилизационного сбора;
г) решение о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним в счет его предстоящей уплаты, выданное таможенным органом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, в случае уплаты утилизационного сбора за счет излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, по которому принято решение о зачете утилизационного сбора в счет его предстоящей уплаты, и его копия;
д) копия документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если подтверждение правильности исчисления утилизационного сбора осуществляется уполномоченным представителем плательщика.
Коэффициенты для расчета суммы утилизационного сбора в отношении самоходной техники, классифицируемой в соответствии с кодом ТН ВЭД ЕАЭС 8479100000, установлены разделом X Перечня видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 (далее - Перечень).
В отношении бывших в употреблении более трех лет машин для содержания дорог, классифицируемых в соответствии с кодом ТН ВЭД ЕАЭС 8479100000 (по которому в настоящем случае задекларирована самоходная машина Общества), Перечнем установлен коэффициент "16,5" для расчета суммы утилизационного сбора.
В соответствии с примечанием 4 Перечня размер утилизационного сбора на категорию (вид) самоходной машины и прицепа к ней равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним равна 172 500 руб.
На основании приведенных норм суд первой инстанции заключил об обоснованности требований таможни о взыскании утилизационного сбора в сумме 2 846 250 руб.
В данной части судебный акт обществом не обжалован.
Согласно пункту 11(1) Правил N 81 документы, предусмотренные пунктами 11 и 15 настоящих Правил, должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней со дня:
выпуска самоходных машин и (или) прицепов в соответствии с заявленной таможенной процедурой (при осуществлении таможенного декларирования);
фактического пересечения самоходными машинами и (или) прицепами Государственной границы Российской Федерации и (или) пределов территорий, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права (в случае если декларирование самоходных машин и (или) прицепов при ввозе в Российскую Федерацию не осуществляется).
Непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 настоящих Правил N 81, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.
Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 настоящих Правил N 81, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере 1/300 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.
Уплата, взыскание и возврат пеней осуществляются в соответствии с правилами, установленными для уплаты, взыскания и возврата утилизационного сбора.
Таможней к взысканию предъявлены пени за период с 23.12.2020 по 01.04.2022 (включительно) в размере 313 300 руб. 97 коп.
Расчет таможни судом первой инстанции проверен и признан верным.
Оснований для удовлетворения ходатайства общества о снижении на основании статьи 333 ГК РФ пеней суд первой инстанции правомерно не усмотрел, поскольку возможность уменьшения (снижения) размера пеней, начисленных на основании Правил N 81, не предусмотрена.
Наличие правовых и фактических оснований для снижения размера пеней применительно к общему порядку их начисления, установленному Правилами N 81, апеллянтом не доказано.
Вместе с тем апелляционный суд считает, что взыскание пеней, начисленных за 01.04.2022, противоречит закону ввиду следующего.
Согласно статье 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
Целью введения моратория, предусмотренного статьей 9.1 Закона N 127-ФЗ, является обеспечение стабильности экономики путем оказания поддержки отдельным хозяйствующим субъектам. Согласно абзацу первому пункта 2 статьи 9.1 данного Закона правила о моратории не применяются к лицам, в отношении которых на день введения моратория возбуждено дело о банкротстве.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" с 01.04.2022 на территории Российской Федерации сроком на 6 месяцев введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей (за исключением лиц, указанных в пункте 2 данного постановления).
На основании пункта 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ), неустойка (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона N 127-ФЗ).
При этом в пункте 2 названного постановления разъяснено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 9.1 Закона N 127-ФЗ на лицо, которое отвечает требованиям, установленным актом Правительства Российской Федерации о введении в действие моратория, распространяются правила о моратории независимо от того, обладает оно признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества либо нет.
Из анализа вышеприведенных правовых норм и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что в период действия моратория на требования, возникшие до введения моратория, финансовые санкции не начисляются.
Об отказе от применения в отношении его моратория в порядке абзаца третьего пункта 1 статьи 9.1 Закона N 127-ФЗ общество не заявляло.
Доказательства того, что ответчик в действительности не пострадал в результате наступления обстоятельств, послуживших основанием для введения моратория, отсутствуют.
Таким образом, поскольку 01.04.2022 действует указанный выше мораторий оснований для удовлетворения требований таможни о взыскании пеней, начисленной за указанную дату, не имеется.
Согласно методике расчета таможни за 01.04.2022 к взысканию предъявлены пени в размере 1 897 руб. 50 коп.
Оснований для удовлетворения требований в этой части у суда первой инстанции не имелось, взыскание данной суммы пеней противоречит приведенным выше нормам Закона N 127-ФЗ. Государственную пошлину следовало взыскать с ответчика пропорционально части требований, подлежащих удовлетворению, в порядке статьи 110 АПК РФ.
Таким образом, обжалуемое решение подлежит отмене в части взыскания с ответчика 1 897 руб. 50 коп. пеней, а также государственной пошлины в размере 3 руб.
Оснований для отмены или изменения судебного акта в остальной части не имеется.
Понесенные ответчиком расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции на основании статьи 110 АПК РФ подлежат взысканию с таможни пропорционально удовлетворенной части жалобы ответчика (с учетом обжалования судебного акта в части взысканных пеней).
Руководствуясь статьями 110, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 05 сентября 2022 года по делу N А44-3955/2022 отменить в части взыскания с общества с ограниченной ответственностью "СитиКом" (ОГРН 1085321008772, ИНН 5310015172; адрес: 173018, Новгородская область, Новгородский район, деревня Григорово, улица Большая, дом 4, офис 1) в пользу Балтийской таможни Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы (ОГРН 1037811015879, ИНН 7830002014; адрес: 198184, Санкт-Петербург, Канонерский остров, дом 32а) 1 897 руб. 50 коп. пеней, а также в части взыскания с общества с ограниченной ответственностью "СитиКом" (ОГРН 1085321008772, ИНН 5310015172) в доход федерального бюджета государственной пошлины в размере 3 руб.".
В удовлетворении требований Балтийской таможни в указанной части отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Взыскать с Балтийской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью "СитиКом" 18 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Болдырева |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-3955/2022
Истец: Балтийская таможня
Ответчик: ООО "СитиКом"
Третье лицо: Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд