15 марта 2023 г. |
Дело N А21-6245/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Родина Ю.А., Трощенко Е.И.,
рассмотрев 14.03.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.09.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2022 по делу N А21-6245/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СК Монолит Спец", адрес: 236022, Калининград, ул. Генерал-лейтенанта Озерова, д. 17Б, лит. IX из лит. А3, 9-й этаж, каб. 5, ОГРН 1123926046738, ИНН 3906271541 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), признании незаконными действий Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области, адрес: 236006, Калининград, Барнаульская ул., д. 4, ОГРН 1023901001552, ИНН 3905011090 (далее - Управление), выразившихся в отказе в исключении сведений об Обществе и его генеральном директоре Таныгине Александре Николаевиче из реестра недобросовестных подрядных организаций (далее - Реестр), об обязании Управления исключить названные сведения из Реестра.
Решением суда первой инстанции от 07.09.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 12.12.2022, в удовлетворении требований Общества отказано.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит изменить решение от 07.09.2022 и постановление от 12.12.2022, исключив из их мотивировочных частей вывод об обязанности Управления до 26.11.2019 принять решение по существу заявления и в силу пункта 264 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615 (далее - Положение N 615), включить сведения об Обществе в Реестр.
Как указывает податель кассационной жалобы, в судебных актах по делу N А21-2397/2020 указано на ошибочность довода Общества о нарушении Управлением срока вынесения решения о включении сведений об Обществе в Реестр, данный довод Общества не был принят судами в качестве основания для отмены судебных актов по делу N А21-6245/2022; суды не учли, что в соответствии с пунктом 2 методических рекомендаций по ведению Реестра для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, утвержденных приказом ФАС России от 26.12.2018 N 1871/18, ведение Реестра осуществляется центральным аппаратом ФАС России; поскольку Управление как территориальный орган ФАС России, не наделенный полномочием по внесению сведений в Реестр, вправе принять решение о включении сведений о юридическом лице в Реестр и направить его ФАС России, указание судов на обязанность Управления до 26.11.2019 включить сведения об Обществе в Реестр неправомерно.
Общество в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения.
Общество и Управление, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в нем не направили, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, по результатам электронного аукциона специализированная некоммерческая организация Калининградской области "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" (заказчик; далее - Фонд) и Общество (генеральный подрядчик) 28.02.2018 заключили договор N 27701000-03ПСД/СМР18 на разработку проектной (проектно-сметной) документации на выполнение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, выполнение всего комплекса работ по такому ремонту в ряде многоквартирных домов в Калининграде (далее - Договор).
Письмом от 30.05.2018, полученным генеральным подрядчиком 01.06.2018, Фонд уведомил Общество об одностороннем отказе от исполнения Договора в связи с ненадлежащим исполнением генеральным подрядчиком обязательств по нему.
Согласно приказу заказчика от 25.06.2018 N 189о/д Договор расторгнут в одностороннем порядке с 25.06.2018.
Фонд 27.06.2018 направил Управлению обращение и сведения в отношении Общества для решения вопроса об их включении в Реестр.
Решением от 24.07.2018 N РНП-03-кр Управление по ходатайству Общества приостановило рассмотрение обращения о включении сведений об Обществе в Реестр до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Калининградской области по делу N А21-7238/2018, в рамках которого Общество оспаривало решение Фонда об одностороннем отказе от исполнения Договора.
Решением суда первой инстанции от 09.07.2019 по делу N А21-7238/2018, оставленным без изменения постановлениями судов апелляционной инстанции от 18.11.2019, кассационной инстанции от 21.05.2020, в удовлетворении требований Общества отказано.
Управление 04.12.2019 возобновило производство по рассмотрению обращения Фонда, а 23.12.2019 вынесло решение N 039/10/615-1081/2019 о включении сведений об Обществе и его генеральном директоре Таныгине А.Н. в Реестр.
Как установили суды, внесенная в Реестр 14.01.2020 на трехлетний срок запись (N РНПО.233252-20) об Обществе как о недобросовестной подрядной организации в соответствии с пунктом 266 Положения N 615 подлежала исключению из Реестра 14.01.2023.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Калининградской области от 17.08.2020 по делу N А21-2397/2020, оставленным без изменения постановлениями апелляционного суда от 09.12.2020 и суда кассационной инстанции от 24.03.2021, решение Управления от 23.12.2019 N 039/10/615-1081/2019 признано законным.
Общество, полагая, что Фонд нарушил срок направления Управлению обращения о включении сведений об Обществе в Реестр, а Управление - установленный пунктом 261 Положения N 615 срок рассмотрения такого обращения, 27.04.2022 направило Управлению заявление об исключении сведений об Обществе из Реестра, а впоследствии обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Управления, выразившихся в отказе в исключении сведений об Обществе из Реестра.
Суд первой инстанции, придя к выводу об обязанности Управления рассмотреть обращение Фонда и вынести до 26.11.2019 решение о включении сведений об Обществе в Реестр, отказал в удовлетворении заявления Общества, поскольку на период рассмотрения дела судом первой инстанции (сентябрь 2022 года) не истек установленный пунктом 266 Положения N 615 трехлетний срок нахождения сведений об Обществе в Реестре.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не нашла оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Как указано в пункте 255 Положения N 615 (здесь и далее в редакции, действовавшей в рассматриваемый период), в Реестр включается в том числе информация о подрядных организациях, с которыми договоры о проведении капитального ремонта расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения договора о проведении капитального ремонта в связи с существенным нарушением участниками электронных аукционов условий таких договоров.
В соответствии с пунктом 258 Положения N 615 в случае расторжения договора о проведении капитального ремонта по решению суда или в случае расторжения договора о проведении капитального ремонта заказчиком в одностороннем порядке в случаях, предусмотренных названным Положением, заказчик в течение 3 рабочих дней со дня расторжения договора о проведении капитального ремонта направляет в орган, уполномоченный на ведение Реестра, информацию, предусмотренную подпунктами "в" - "з" пункта 256 указанного Положения, а также копию решения суда о расторжении договора о проведении капитального ремонта или в письменной форме обоснование причин расторжения договора о проведении капитального ремонта заказчиком в одностороннем порядке.
Как установили суды с учетом судебных актов по делу N А21-2397/2020, Фонд не нарушил срок направления Управлению сведений об Обществе для решения вопроса об их включении в Реестр.
В течение 10 рабочих дней со дня поступления документов и информации, предусмотренных пунктами 257 и 258 Положения N 615, орган, уполномоченный на ведение Реестра, осуществляет проверку фактов, содержащихся в указанных документах и информации (пункт 259 Положения N 615).
Согласно пункту 263 Положения N 615 по результатам рассмотрения документов и информации, предусмотренных пунктами 257 и 258 названного Положения, выносится решение. В случае подтверждения достоверности фактов, содержащихся в направленных заказчиком документах и информации, орган, уполномоченный на ведение Реестра, выносит решение о включении информации о недобросовестной подрядной организации, предусмотренной пунктом 256 данного Положения, в Реестр.
В силу пункта 264 Положения N 615 по результатам принятия решения о включении информации о недобросовестной подрядной организации, предусмотренной пунктом 256 названного Положения, в Реестр такая информация включается в Реестр органом, уполномоченным на его ведение, в течение 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения.
Информация, предусмотренная пунктом 256 Положения N 615, исключается из Реестра по истечении 3 лет со дня ее включения в Реестр (пункт 266 Положения N 615).
Исходя из пункта 267 Положения N 615 включение в Реестр информации о лицах, указанных в пункте 255 названного Положения, неисполнение действий, предусмотренных пунктом 266 указанного Положения, могут быть обжалованы лицом, информация о котором включена в Реестр, в судебном порядке.
С учетом приостановления рассмотрения обращения Фонда о включении сведений об Обществе в Реестр и сроков, предусмотренных пунктами 259 (10 рабочих дней), 264 (5 рабочих дней) Положения N 615, суды двух инстанций обоснованно посчитали Управление обязанным до 26.11.2019 вынести решение, предусмотренное пунктом 263 Положения N 615; информацию об Обществе надлежало включить в Реестр в течение указанного в пункте 264 Положения N 615 срока - до 26.11.2019.
Как обоснованно отметили суды двух инстанций, вопреки доводу Управления, при рассмотрении дела N А21-2397/2020 не устанавливались и не исследовались обстоятельства, связанные с соблюдением Управлением срока вынесения решения о включении сведений об Обществе и его генеральном директоре Таныгине А.Н. в Реестр.
Поскольку на момент обращения Общества с заявлением в арбитражный суд срок нахождения в Реестре сведений о нем, исчисляемый с 26.11.2019, не истек, основания для удовлетворения заявленных Обществом требований отсутствовали.
Апелляционный суд правомерно принял во внимание, что нарушение Управлением срока на вынесение решения не повлекло ущемления прав и законных интересов заявителя, поскольку срок для исключения информации из Реестра на момент рассмотрения дела судом первой инстанции не наступил с учетом срока для вынесения антимонопольным органом решения о включении информации в Реестр, предусмотренного Положением N 615.
При установленных по делу фактических обстоятельствах и подлежащих применению норм права суды двух инстанций обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция не усмотрела нарушения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении спора, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.09.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2022 по делу N А21-6245/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Соколова |
Судьи |
С.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Информация, предусмотренная пунктом 256 Положения N 615, исключается из Реестра по истечении 3 лет со дня ее включения в Реестр (пункт 266 Положения N 615).
Исходя из пункта 267 Положения N 615 включение в Реестр информации о лицах, указанных в пункте 255 названного Положения, неисполнение действий, предусмотренных пунктом 266 указанного Положения, могут быть обжалованы лицом, информация о котором включена в Реестр, в судебном порядке.
С учетом приостановления рассмотрения обращения Фонда о включении сведений об Обществе в Реестр и сроков, предусмотренных пунктами 259 (10 рабочих дней), 264 (5 рабочих дней) Положения N 615, суды двух инстанций обоснованно посчитали Управление обязанным до 26.11.2019 вынести решение, предусмотренное пунктом 263 Положения N 615; информацию об Обществе надлежало включить в Реестр в течение указанного в пункте 264 Положения N 615 срока - до 26.11.2019."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 марта 2023 г. N Ф07-1962/23 по делу N А21-6245/2022