15 марта 2023 г. |
Дело N А66-4859/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 марта 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Филиппова А.Е., судей Боголюбовой Е.В. и Чуватиной Е.В.,
при участии от Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Бородулина Е.А. (доверенность от 07.11.2022 N 31), от общества с ограниченной ответственностью "Атлас Энтерпрайз" генерального директора Николаева А.Г. (приказ от 17.02.2016 N 1),
рассмотрев 09.03.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Атлас Энтерпрайз" на решение Арбитражного суда Тверской области от 30.08.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2022 по делу N А66-4859/2022,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, адрес: 170100, г. Тверь, пл. Святого Благоверного князя Михаила Тверского, д. 2, ОГРН 1026900561071, ИНН 6905003320 (далее - Министерство), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Атлас Энтерпрайз", адрес: 171255, Тверская обл., Конаковский р-н, г. Конаково, наб. Волги, д. 38а, пом. 26, ОГРН 1166952055588, ИНН 6949107855 (далее - Общество), об изъятии у Общества земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 69:15:0000020:293 площадью 140 693 кв.м, с кадастровым номером 69:15:0000020:294 площадью 60 160 кв.м, с кадастровым номером 69:15:0000020:2007 площадью 14 714 кв.м, с кадастровым номером 69:15:0000020:2006 площадью 39 000 кв.м, их реализации путем продажи с публичных торгов и установлении способа определения начальной цены изъятых земельных участков в виде кадастровой стоимости, определенной в соответствии с приказом Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 20.11.2019 N 11-нп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - Управление Россельхознадзора) по Тверской и Ярославской областям администрация муниципального образования "Конаковский район" Тверской области, Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Тверской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 30.08.2022 иск удовлетворен.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2022 решение от 30.08.2022 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит решение от 30.08.2022 и постановление от 21.11.2022 отменить, в удовлетворении иска отказать. По мнению Общества, им были представлены в материалы дела доказательства проведения мероприятий по освоению всех земельных участков; судами не учтено, что в силу положений пунктов 4, 5 статьи 6 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24.07.2002 No 101-ФЗ (далее - Закон N 101-ФЗ) срок неиспользования земельного участка может увеличиваться до 5 лет; в данном случае факт неиспользования Обществом земельных участков сроком более 5 лет отсутствует; причинение действиями/бездействием ответчика существенного вреда состоянию окружающей среды материалами дела не подтверждено; судами не учтено, что изъятие земельных участков повлечет за собой изъятие объектов недвижимого имущества, расположенных на данных земельных участках; земельные участки с кадастровыми номерами 69:15:0000020:2007, 69:15:0000020:2006 расположены в границах территории объекта культурного наследия и их использование для сельского хозяйства ограничено; начальная цена изъятых земельных участков на публичных торгах должна быть определена исходя из рыночной стоимости.
В возражениях на кассационную жалобу Министерство, ссылаясь на необоснованность ее доводов, просит решение от 30.08.2022 и постановление от 21.11.2022 оставить без изменения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал кассационную жалобу, представитель Министерства возражал против ее удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о месте и времени судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем кассационные жалобы рассмотрены в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 69:15:0000020:293, 69:15:0000020:294, 69:15:0000020:2007, 69:15:0000020:2006, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения.
В период с 2017 по 2021 годы на основании приказов Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям в отношении Общества государственным инспектором отдела земельного надзора проводились плановый (рейдовый) осмотр и внеплановые выездные проверки на предмет соблюдения требований земельного законодательства в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 69:15:0000020:293, 69:15:0000020:294, 69:15:0000020:2007, 69:15:0000020:2006, расположенных в районе д. Рябинки Конаковского района Тверской области. По результатам проверок Обществу выдавались предписания об устранении выявленных нарушений и проведении мероприятий по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания древесно-кустарниковой и сорной растительностью, а также восстановлении земельных участков с кадастровыми номерами 69:15:0000020:2006, 69:15:0000020:2007 на основании проектов рекультивации. В указанный период в отношении Общества также составлялись протоколы об административном правонарушении, а также оно привлекалось к административной ответственности.
В последующем Обществу было выдано предписание от 11.01.2022 N 06-20/1 об устранении выявленных нарушений в установленном законодательством Российской Федерации порядке в срок до 25.05.2022, а также рекомендовано осуществить мероприятия по защите сельхозугодий от зарастания древесно-кустарниковой и сорной растительностью, а также составлен протокол от 03.03.2022 N 06-20/40 об административном правонарушении, предусмотренном частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Постановлением мирового судьи судебного участка N 128 района Кузьминки города Москвы, исполняющего обязанности мирового судьи участка N 30 Тверской области, от 24.02.2022 по делу N 5-33/2022 (вступило в законную силу 10.03.2022) Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа.
В Министерство 28.03.2022 поступило информационное письмо Управления Россельхознадзора по Тверской и Ярославской областям от 23.03.2022 N 06-08-РМ/3677 о том, что Общество в нарушение статьи 42, пункта 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - 3К РФ), пункта 3 статьи 6 Закона N 101-ФЗ не использовало земельные участки с кадастровым номерами 69:15:0000020:294, 69:15:0000020:293, 69:15:0000020:2006, 69:15:0000020:2007 в соответствии с их целевым назначением для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение трех лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Администрации Тверской области от 06.05.2006 N 93-па "О реализации отдельных полномочий в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения" Министерство осуществляет полномочия субъекта Российской Федерации, предусмотренные Законом N 101-ФЗ.
Министерство, ссылаясь на то, что земельные участки с кадастровыми номерами 69:15:0000020:294, 69:15:0000020:293, 69:15:0000020:2006, 69:15:0000020:2007 не используются в соответствии с их целевым назначением для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной сельскохозяйственным производством деятельности начиная с 2017 года, в связи с чем они подлежат принудительному изъятию у Общества путем их продажи с публичных торгов на основании пункта 3 статьи 6 Закона N 101-ФЗ, обратилось в арбитражный суд с иском.
Суд первой инстанции признал иск обоснованным по праву и установил способ определения начальной цены изъятых земельных участков в виде кадастровой стоимости, определенной в соответствии с приказом Министерства от 20.11.2019 N 11-Hn.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона N 101-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2023, принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника, принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, права безвозмездного пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, права аренды такого земельного участка осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 3 статьи 6 закона N 101-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2023, земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках федерального государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации с учетом особенностей ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В срок, указанный в пункте 3 статьи 6 Закона N 101-ФЗ, в редакции, действовавшей до 01.01.2023, не включается срок, в течение которого земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование. Срок освоения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения включается в срок, указанный в пункте 3 настоящей статьи (пункт 4).
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя иск, исходили из того, что факт неиспользования спорных земельных участков в соответствии с их целевым назначением подтвержден; мероприятия, способствующие приведению земельных участков в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, Обществом не проводились до обращения Министерства в суд с иском.
Вместе с тем суд кассационной инстанции считает, что судами не учтено следующее.
Согласно пункту 5 статьи 6 Закона N 101-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2023, принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, может осуществляться при условии неустранения указанных в пунктах 2 и 3 статьи 6 Закона N 101-ФЗ нарушений после назначения административного наказания.
В соответствии с пунктом 6 статьи 6 Закона N 101-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2023, в случае неустранения правонарушений, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, в срок, установленный вынесенным одновременно с назначением административного наказания предписанием, уполномоченный орган исполнительной власти по осуществлению федерального государственного земельного надзора, вынесший предписание: 1) направляет материалы, подтверждающие неустранение правонарушений, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации; 2) подает в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, заявление о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права на земельный участок или обременения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии по одному из оснований, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.
Как усматривается из материалов дела, Обществу было выдано предписание от 11.01.2022 N 06-20/1 об устранении выявленных нарушений в установленном законодательством Российской Федерации порядке в срок до 25.05.2022, а также рекомендовано осуществить мероприятия по защите сельхозугодий от зарастания древесно-кустарниковой и сорной растительностью.
Вместе с тем Министерство обратилось в арбитражный суд с иском 06.04.2022, то есть до истечения срока (25.05.2022), который был установлен Обществу для устранения нарушений.
Однако ни суд первой инстанции, ни суд апелляционной инстанции оценки данному обстоятельству не дали и не проверяли соблюден ли Министерством порядок обращения в суд с иском.
Кроме того, Общество ссылалось на то, что им осуществляются работы по освоению земельных участков, а именно вспахана территория, а также направлено уведомление от 13.06.2022 об использовании лесов, расположенных на спорных земельных участках. В подтверждение указанных доводов Общество представило в материалы дела проект культуртехнической мелиорации земельных участков от 16.09.2019, календарные планы выполнения работ от 18.09.2019 и от 27.05.2021 по мелиорации участков, договор от 29.05.2021 N 01 на работы по мелиорации и рекультивации участков, фототаблицу вспаханных земельных участков.
Судом данные доводы оставлены без внимания и должной проверки.
При этом суд апелляционной инстанции сделал вывод, что уведомление от 13.06.2022 об использовании лесов, расположенных на спорных земельных участках, не соответствует форме заявления, а также отсутствуют документы, предусмотренные абзацами 6 - 10 пункта 7 Положения об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, утвержденного постановлением правительства Российской Федерации от 21.09.2020 N 1509, в связи с чем это уведомление не подлежало рассмотрению, и является ненадлежащим.
Вместе с тем доказательства отказа в принятии заявления Общества к рассмотрению территориальным органом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в материалах дела отсутствуют. При этом суд не вправе подменять государственный орган, в который адресовано уведомление от 13.06.2022, в разрешении вопросов, относящихся к компетенции этого органа.
Судами не принято во внимание, что осуществление Обществом действий, направленных на использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением, является препятствием для их изъятия.
Правильное разрешение спора непосредственно зависит от фактических обстоятельств дела. Однако указанные обстоятельства судами должным образом не исследованы, фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, надлежащим образом не установлены.
Как разъяснено в пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" выявление судом кассационной инстанции несоответствия содержащихся в судебных актах выводов суда первой или апелляционной инстанции об обстоятельствах дела доказательствам, на которых основаны такие выводы, несогласие с мотивами, по которым суды отвергли те или иные доказательства (пункт 2 части 4 статьи 170, пункт 12 части 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), являются основаниями для отмены или изменения решения суда первой инстанции и (или) постановления суда апелляционной инстанции полностью или в части (шестой абзац). В этом случае дело направляется на новое рассмотрение на основании пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ, так как суд кассационной инстанции не вправе самостоятельно устранять нарушения, связанные с применением норм процессуального законодательства об исследовании и оценке доказательств по делу (седьмой абзац).
При рассмотрении настоящего дела суды допустили нарушения норм материального и процессуального права, не обеспечили полноту исследования всех существенных обстоятельств и доказательств по делу, в связи с чем выводы судов первой и апелляционной инстанций нельзя признать законными, обоснованными, что в соответствии с частью 1 статьи 288 АПК РФ является основанием для отмены судебного акта и направления дела в Арбитражный суд Тверской области на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, полно и всесторонне исследовать имеющиеся в материалах дела доказательства и доводы сторон в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 АПК РФ, дать им правовую оценку, после чего с соблюдением норм материального и процессуального права, принять законное и обоснованное решение, распределив при этом судебные расходы по государственной пошлине, в том числе за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
В связи с завершением производства в суде кассационной инстанции приостановление исполнения решения от 30.08.2022 и постановления от 21.11.2022 по настоящему делу, принятое определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28. 12.2022 подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 30.08.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2022 по делу N А66-4859/2022 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тверской области в ином судебном составе.
Отменить приостановление исполнения решения Арбитражного суда Тверской области от 30.08.2022 и постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2022 по делу N A66-4859/2022, принятое определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28. 12.2022.
Председательствующий |
А.Е. Филиппов |
Судьи |
А.Е. Филиппов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как усматривается из материалов дела, Обществу было выдано предписание от 11.01.2022 N 06-20/1 об устранении выявленных нарушений в установленном законодательством Российской Федерации порядке в срок до 25.05.2022, а также рекомендовано осуществить мероприятия по защите сельхозугодий от зарастания древесно-кустарниковой и сорной растительностью.
Вместе с тем Министерство обратилось в арбитражный суд с иском 06.04.2022, то есть до истечения срока (25.05.2022), который был установлен Обществу для устранения нарушений.
Однако ни суд первой инстанции, ни суд апелляционной инстанции оценки данному обстоятельству не дали и не проверяли соблюден ли Министерством порядок обращения в суд с иском.
Кроме того, Общество ссылалось на то, что им осуществляются работы по освоению земельных участков, а именно вспахана территория, а также направлено уведомление от 13.06.2022 об использовании лесов, расположенных на спорных земельных участках. В подтверждение указанных доводов Общество представило в материалы дела проект культуртехнической мелиорации земельных участков от 16.09.2019, календарные планы выполнения работ от 18.09.2019 и от 27.05.2021 по мелиорации участков, договор от 29.05.2021 N 01 на работы по мелиорации и рекультивации участков, фототаблицу вспаханных земельных участков.
Судом данные доводы оставлены без внимания и должной проверки.
При этом суд апелляционной инстанции сделал вывод, что уведомление от 13.06.2022 об использовании лесов, расположенных на спорных земельных участках, не соответствует форме заявления, а также отсутствуют документы, предусмотренные абзацами 6 - 10 пункта 7 Положения об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, утвержденного постановлением правительства Российской Федерации от 21.09.2020 N 1509, в связи с чем это уведомление не подлежало рассмотрению, и является ненадлежащим.
...
В связи с завершением производства в суде кассационной инстанции приостановление исполнения решения от 30.08.2022 и постановления от 21.11.2022 по настоящему делу, принятое определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28. 12.2022 подлежит отмене."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 марта 2023 г. N Ф07-23339/22 по делу N А66-4859/2022
Хронология рассмотрения дела:
03.07.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-6658/2024
19.02.2024 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-508/2024
05.12.2023 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-4859/2022
15.03.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-23339/2022
21.11.2022 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-8919/2022
30.08.2022 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-4859/2022
06.07.2022 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4153/2022