23 марта 2023 г. |
Дело N А05-6331/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Родина Ю.А., судей Лущаева С.В., Соколовой С.В.,
при участии от Администрации Няндомского муниципального округа Архангельской области Осиповой Т.В. (доверенность от 30.12.2022 N 1), от Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области Кобелевой Е.В. (доверенность от 20.03.2023 N 12-д),
рассмотрев 23.03.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 19.10.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2023 по делу N А05-6331/2022,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Няндомского муниципального района Архангельской области, адрес: 164200, Архангельская обл., г. Няндома, ул. 60 лет Октября, д. 13, ОГРН 10229014155945, ИНН 2918003087, обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области, адрес: 163004, г. Архангельск, Троицкий пр., д. 49, ОГРН 1042900022626, ИНН 2901127253 (далее - Министерство), о взыскании в бюджет городского поселения "Няндомское" Няндомского муниципального района Архангельской области 3 666 329 руб. 92 коп. субсидии по соглашению от 20.12.2021 N 10/2021 и в бюджет Няндомского муниципального района Архангельской области 603 396 руб. субсидии по соглашению от 20.12.2021 N 11/2021.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Архангельской области, адрес: 163004, г. Архангельск, Троицкий пр., д. 49, ОГРН 1022900535558, ИНН 2901061980 (далее - Министерство финансов), и Управление Федерального казначейства Архангельской области и Ненецкого автономного округа, адрес: 163000, г. Архангельск, ул. Карла Либкнехта, д. 2, ОГРН 1022900512227, ИНН 2901009838 (далее - УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу).
Решением суда первой инстанции от 19.10.2022 иск удовлетворен, с Министерства в пользу Администрации Няндомского муниципального района Архангельской области взыскано 4 269 725 руб. 92 коп. субсидии, с перечислением 3 666 329 руб. 92 коп. в бюджет городского поселения "Няндомское" Няндомского муниципального района Архангельской области по соглашению о предоставлении субсидии от 20.12.2021 N 10/2021 и 603 396 руб. в бюджет Няндомского муниципального района Архангельской области по соглашению о предоставлении субсидии от 20.12.2021 N 11/2021
Определением апелляционного суда от 10.01.2023 на основании части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена замена Администрации Няндомского муниципального района Архангельской области на ее правопреемника - Администрацию Няндомского муниципального округа Архангельской области (далее - Администрация).
Постановлением апелляционного суда от 11.01.2023 решение от 19.10.2022 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение от 19.10.2022 и постановление от 11.01.2023 и принять по данному делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
По мнению подателя жалобы, суды неправомерно осуществили взыскание субсидии с Министерства, а не с публично-правового образования, поскольку источником финансирования обеспечения предоставления субсидий по соглашениям от 20.12.2021 N 10/2021, 11/2021 являются средства областного бюджета и средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд). Также Министерство указывает, что спорные обязательства по предоставлению субсидии возникли непосредственного у Архангельской области, в соответствии с Порядком завершения операций по исполнению областного бюджета в текущем финансовом году, утвержденным постановлением Министерства финансов от 23.06.2011 N 1-пф, средства субсидии возвращены в областной бюджет. Кроме того, Министерство настаивает на том, что его обязанности по соглашениям от 20.12.2021 N 10/2021, 11/2021 выполнены, поскольку в соответствии с распоряжениями от 22.12.2021 N 900-р и от 24.12.2021 N 936-р на лицевые счета, открытые бюджетам Няндомского муниципального района Архангельской области и городского поселения "Няндомское" Няндомского муниципального района Архангельской области, доведены предельные объемы финансирования на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Поскольку ошибка, по которой не произошло списание субсидии, допущена по вине сотрудника Администрации, до конца 2021 года спорные денежные средства не были востребованы, расходы на предоставление возмещения лицам, в чей собственности находились жилые помещения, входящие в аварийный фонд, осуществлены за счет средств местного бюджета, Министерство считает необоснованными исковые требования. При этом ответчик заявляет, что направление средств Фонда и средств областного бюджета на замещение средств местного бюджета по исполненным обязательствам перед лицами, в чей собственности находились жилые помещения, входящие в аварийный фонд, не представляется возможным, дальнейшее финансирование возможно только по вновь заключенным соглашениям об изъятии недвижимости для муниципальных нужд у собственников аварийного жилья.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Администрации возражал против ее удовлетворения по мотивам, приведенным в отзыве.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 13.09.2019 между Министерством, Министерством строительства и архитектуры Архангельской области (далее - Минстрой) и Администрацией заключен договор N 34/2019 о предоставлении и использовании финансовой помощи на переселение граждан из аварийного фонда. Предметом договора являются обязательственные взаимоотношения сторон по предоставлению и использованию средств финансовой поддержки за счет средств областного бюджета, в том числе полученных из средств Фонда, на переселение граждан из аварийного жилищного фонда. Исходя из пункта 2.1 договора, Министерство и Минстрой, в случае определения их главным распорядителем бюджетных средств, обязуются перечислять Администрации средства финансовой поддержки в соответствии с договором и адресной программой Архангельской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы", утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 26.03.2019 N 153-пп. Средства финансовой поддержки, предназначенные для реализации данной региональной адресной программы, перечисляются главным распорядителем бюджетных средств в бюджет муниципального образования в соответствии с Порядком перечисления средств государственной корпорации - Фонда в бюджет субъекта Российской Федерации, местные бюджеты.
В дальнейшем Администрация и Министерство 20.12.2021 подписали соглашения N 10/2021 о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету городского поселения "Няндомское" Няндомского муниципального района Архангельской области и N 11/2021 о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету Няндомского муниципального района Архангельской области.
По указанным соглашениям предоставляются субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности муниципального образования и в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенных Министерству как получателю средств областного бюджета, в целях достижения результатов регионального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда", обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" в рамках адресной программы Архангельской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы".
На основании пунктов 1.2 соглашений субсидия предоставляется в соответствии с приложением N 1 в целях софинансирования расходных обязательств муниципального образования.
В приложениях N 1 к соглашениям указано, что результатом использования субсидии является предоставление возмещения за жилые помещения лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Согласно пункту 2.2 соглашений общий размер субсидии, предоставляемой из областного бюджета в 2021 году бюджету Няндомского городского поселения, составляет не более 39 147 000 руб., а бюджету Няндомского муниципального района Архангельской области - не более 813 000 руб.
В пункте 3.3 соглашений указано, что перечисление субсидии из областного бюджета в бюджет муниципального образования осуществляется на единый счет муниципального образования, открытый финансовым органом муниципального образования в УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу для учета операций со средствами бюджета муниципального образования.
В соответствии с пунктом 4.1.1 соглашений Министерство обязалось обеспечить предоставление субсидии бюджету муниципального образования в порядке и при соблюдении муниципальным образованием условий предоставления субсидии, установленных соглашением, в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств на 2021 финансовый год и плановый период 2022 и 2023 годов.
В пунктах 3.3.3 соглашений предусмотрено предоставление Администрацией в адрес Министерства заявки о перечислении средств субсидии в течение 20 дней после подписания соглашения.
Уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования, осуществляющим взаимодействие с Министерством, на которого возлагаются функции по исполнению соглашений и представлению отчетности, со стороны Администрации, получателем субсидии, как указано в пункте 6.1 соглашений, является Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Няндомского района (далее - Комитет).
Комитет направил в адрес Министерства заявки о выделении денежных средств на финансирование мероприятий по соглашению N 11/2021 в сумме 603 396 руб. и по соглашению N 10/2021 в сумме 3 666 329 руб. 92 коп.
К заявкам были приложены копии соглашений об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, заключенных с собственниками жилых помещений, входящих в аварийный жилищный фонд. Факт выплаты собственникам соответствующих возмещений подтвержден платежными поручениями.
Ввиду того, что в распоряжении Министерства от 15.12.2021 N 861-р код цели назначения платежа был указан без расшифровки используемой раскладки алфавита, Администрацией была допущена техническая ошибка: код цели назначения платежа указан 21-Э030-0000-Р0035 и 21-Э031-0000-Р0035 (с буквой "Р" русского алфавита) вместо кода цели 21-Э030-0000-Р0035 и 21-Э031-0000-Р0035 (с буквой "P" латинского алфавита). Данное обстоятельство не обеспечило списание денежных средств из областного бюджета (с лицевого счета Министерства, открытого в УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу) на счета муниципальных образований.
Поскольку выплата возмещения собственникам жилых помещений осуществлена за счет средств местного бюджета, не предусмотренных на данные цели, средства областного бюджета, предназначенные на выплаты собственникам жилых помещений из аварийного фонда, остались на счете Министерства, Администрация в письме от 13.01.2022 просила решить вопрос о возмещении расходов местного бюджета.
В письме от 10.02.2022 N 203/09-08/984 Министерство отказалось в финансировании мероприятий в рамках заявки Администрации за счет средств резервного фонда Правительства Архангельской области и областного бюджета до момента предоставления документов, подтверждающих наличие обязательств по оплате соглашений (платежных поручений с отметкой банка или УФК по возврату ранее перечисленных средств в местный бюджет).
Утверждая, что Министерство не исполнило свои обязательства по соглашениям от 20.12.2021 N 10/2021, 11/2021, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования Администрации, придя к выводу, что обязательства Министерства по перечислению муниципальному образованию субсидии в сумме 4 269 725 руб. 92 коп. (3 666 329 руб. 92 коп. по соглашению N 10/2021 и 603 396 руб. по соглашению N 11/2021) не исполнены.
Судом кассационной инстанции в соответствии со статьей 286 АПК РФ проверена законность принятых по делу судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы Министерства.
Изучив материалы дела, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии со статьей 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации.
Статьей 14 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 185-ФЗ) предусмотрен перечень условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда. Одним из условий, в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда с 01.01.2019 до 01.07.2025, является наличие обязательства субъекта Российской Федерации обеспечить переселение граждан из всего аварийного жилищного фонда, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, до 01.09.2025 (пункт 9.10 части 1 указанной статьи). Другим условием, в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, согласно пункту 9.10 части 1 данной статьи, является наличие региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со статьей 16 этого же Закона.
В соответствии со статьей 16 Закона N 185-ФЗ постановлением Правительства Архангельской области от 26.03.2019 N 153-пп утверждена адресная программа Архангельской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы" (далее - Программа). Данным постановлением также утвержден Порядок предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов и городских поселений Архангельской области на осуществление мероприятий для переселения граждан из аварийного жилищного фонда (далее - Порядок).
Одним из основных мероприятий Программы является предоставление возмещения за жилые помещения лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, в соответствии со статьей 32 ЖК РФ.
Как указано в пункте 1 Порядка, источником финансового обеспечения предоставления субсидий на осуществление мероприятий по предоставлению возмещения лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, в соответствии со статьей 32 ЖК РФ, являются средства областного бюджета и средства Фонда.
Согласно пункту 2 Порядка в части реализации указанного мероприятия главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных на предоставление субсидии, является Министерство.
В пункте 11 Порядка предусмотрено, что средства субсидии перечисляются муниципальным образованиям в установленном порядке на единые счета местных бюджетов, открытые финансовым органам муниципальных образований в УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств местных бюджетов, в доле, соответствующей уровню софинансирования оплаты расходного обязательства муниципального образования, установленному соглашением о предоставлении субсидий.
Перечисление средств субсидии в случае выплаты лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, в соответствии со статьей 32 ЖК РФ, на основе представленных в Министерство заявок муниципальных образований на финансирование осуществляется при предоставлении копий следующих документов:
а) соглашение, заключенное с лицом, в чьей собственности находится жилое помещение, входящее в аварийный жилищный фонд, или решение суда, которым удовлетворены исковые требования о выплате такому лицу возмещения;
б) документ, подтверждающий дату возникновения права собственности на изымаемое жилое помещение;
в) иные документы.
Судами установлено и Министерством не оспорено, что Комитет представил в Министерство соответствующие заявки о выделении денежных средств на финансирование мероприятий по предоставлению возмещения лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, в соответствии со статьей 32 ЖК РФ, с приложением всех необходимых документов.
Материалами дела подтверждается, что Министерством изданы распоряжения от 22.12.2021 N 900-р и от 24.12.2021 N 936-р о перечислении в декабре 2021 года субсидии бюджетам Няндомского муниципального района Архангельской области и городского поселения "Няндомское" Няндмского муниципального района Архангельской области на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств областного бюджета, полученных за счет средств Фонда, и за счет средств областного бюджета.
Вместе с тем по причине некорректного указания истцом кода цели назначения платежа 21-Э03О-0000-Р0035 и 21-Э031-0000-Р0035 (с буквой "Р" русского алфавита вместо буквы "Р" латинского алфавита) денежные средства, предназначенные на выплаты собственникам жилых помещений, входящих в аварийный жилищный фонд, остались на счете Министерства, а условия заключенных Администрацией соглашений с собственниками изымаемых аварийных жилых помещений исполнены за счет средств местного бюджета.
При этом фактически оплата возмещения Министерством была санкционирована, что подтверждается сводными справками по кассовым операциям за 30.12.2021 по единым счетам местного бюджета Няндомского муниципального района Архангельской области и муниципального образования "Няндомское". Однако списание денежных средств из областного бюджета (с лицевого счета ответчика, открытого в УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу) на единые счета местного бюджета не прошло, средства субсидии остались на едином счете областного бюджета.
Разрешая спор, суды исходили из того, что бюджетное обязательство по выплате субсидии не может быть прекращено в одностороннем порядке со ссылкой на допущенную ошибку при указании кода цели назначения платежа, повлекшую не поступление средств субсидии бюджетам Няндомского муниципального района Архангельской области и городского поселения "Няндомское" Няндмского муниципального района Архангельской области.
В соответствии с пунктом 1 статьи 242 БК РФ операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи.
В данном случае обязательства по перечислению истцу субсидии должны были быть исполнены до 31.12.2021.
Фактически субсидия за 2021 год из областного бюджета в бюджет Няндомского муниципального района Архангельской области и городского поселения "Няндомское" Няндмского муниципального района Архангельской области не была перечислена.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 18.07.2018 N 33-П высказал позицию, согласно которой завершение финансового года и прекращение действия бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования текущего финансового года само по себе не является основанием для прекращения принятых на себя публичным образованием расходных обязательств и не может служить поводом для отказа в обеспечении их принудительного исполнения в рамках существующих судебных процедур.
Каких-либо изъятий в отношении требований, вытекающих из договоров, предметом которых являются бюджетные средства, гражданским законодательством не предусмотрено.
Нормы бюджетного законодательства не исключают, а, напротив, предполагают регулирование отношений, предусматривающих бюджетное финансирование, нормами гражданского законодательства, если эти отношения основаны на договорах (соглашениях) и вытекающих из них расходных обязательствах.
В силу части 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, в котором отсутствует условие о том, что окончание срока его действия влечет прекращение обязательств сторон по договору, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Согласно условиям соглашений, изложенным в пункте 7.5, соглашения действуют до полного исполнения сторонами своих обязательств.
Министерство в соответствии с Порядком, а также на основании соглашений от 20.12.2021 N 10/2021, 11/20211 приняло на себя обязательства по софинансированию расходов, возмещенным лицам, в чей собственности находились жилые помещения, входящие в аварийный фонд, поэтому суды, установив факт неисполнения Министерством своих обязательств по соглашениям, правомерно удовлетворили требования Администрации.
Довод подателя жалобы о том, что судами не определена правовая природа требований Администрации, взыскание средств осуществлено с ненадлежащего ответчика, получил оценку апелляционного суда и признан необоснованным.
Как указал суд, согласно Положению о Министерстве, утвержденному постановлением Правительства Архангельской области от 03.04.2012 N 128-пп, Министерство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим функции в сфере жилищно-коммунального хозяйства (за исключением вопросов, отнесенных к компетенции государственной жилищной инспекции Архангельской области), в том числе в сфере капитального ремонта многоквартирных домов. К полномочиям Министерства относится осуществление полномочий главного администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, главного администратора источников финансирования дефицита областного бюджета, главного распорядителя и получателя средств областною бюджета.
Из постановления Правительства Архангельской области от 26.03.2019 N 153-пп следует, что государственным заказчиком программы, а также главным распорядителем бюджетных средств в части реализации мероприятий, указанных в подпунктах 3 и 4 пункта 1 Порядка, в том числе в части предоставления возмещения лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, в соответствии со статьей 32 ЖК РФ, является Министерство.
Кроме того, спорные соглашения заключены Администрацией с Министерством, которое в силу пунктов 5.1 соглашений несет ответственность за невыполнение своих обязательств по соглашениям.
Таким образом, в соответствии с положениями статей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 158 БК РФ, суды пришли к выводу, о том, что надлежащим ответчиком по иску Администрации является Министерство.
Все приведенные в кассационной жалобе доводы Министерства были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку. Эти доводы не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права, повлиявшем на исход дела, направлены на иную оценку доказательств по делу, что не может служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
При рассмотрении дела судами полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, правильно применены нормы материального и процессуального права, поэтому оснований для отмены обжалуемых решения и постановления и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 19.10.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2023 по делу N А05-6331/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Ю.А. Родин |
Судьи |
Ю.А. Родин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.