г. Вологда |
|
11 января 2023 г. |
Дело N А05-6331/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 января 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 11 января 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зреляковой Л.В., судей Зайцевой А.Я. и Колтаковой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Даниловой А.С.,
при участии от истца представителя Осиповой Т.В. по доверенности от 30.12.2022, от ответчика представителя Коншиной Ю.А. по доверенности от 01.02.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем веб-конференции апелляционную жалобу Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 19 октября 2022 года по делу N А05-6331/2022,
УСТАНОВИЛ:
администрация Няндомского муниципального района Архангельской области (ОГРН 1022901415954, ИНН 2918003087; адрес: 164200, Архангельская обл., г. Няндома, ул. 60 лет Октября, д. 13) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к Министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (ОГРН 1042900022626, ИНН 2901127253; адрес: 163004, г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 49; далее - Министерство) о взыскании 4 269 725 руб. 92 коп. задолженности, в том числе 3 666 329 руб. 92 коп. в бюджет городского поселения "Няндомское" Няндомского муниципального района Архангельской области по соглашению от 20 декабря 2021 года N 10/2021 о предоставлении субсидии; 603 396 руб. в бюджет Няндомского муниципального района Архангельской области по соглашению от 20 декабря 2021 года N 11/2021 о предоставлении субсидии.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих состоятельных требований относительно предмета спора, привлечены министерство финансов Архангельской области и Управление Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - УФК).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 19 октября 2022 года заявленные исковые требования удовлетворены.
Министерство с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований. В обоснование жалобы ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неполное исследование представленных доказательств по делу, неправильное применение норм материального и процессуального права. Обязательства Министерства по заключенным с истцом соглашениям выполнены в полном объеме, однако в связи с некорректным буквенным указанием сотрудниками истца в коде цели не прошло списание средств субсидии с лицевых счетов, открытых управлению финансов истца в УФК для учета операций со средствами бюджета муниципального образования. Судом не принят во внимание довод ответчика о том, что частью 6 статьи 16 и частью 2.1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" установлен закрытый перечень направлений расходования средств Фонда в рамках реализации программ переселения, который не предусматривает возможности расходования средств финансовой поддержки Фонда на замещение (возмещение) расходов местных бюджетов. В связи с этим направление средств Фонда и областного бюджета на замещение средств местного бюджета по исполненным обязательствам не представляется возможным. Распоряжение Министерства от 15.12.2021 N 861-р издано не в целях доведения аналитических кодов до муниципальных образований, а для передачи УФК полномочий получателя средств областного бюджета по перечислению межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета, в бюджеты муниципальных образований Архангельской области. Взыскание денежных средств, представляющих собой убытки истца, произведено судом с ненадлежащего ответчика. Министерство является главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных на предоставление субсидии. С учетом статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в рассматриваемом случае спорные обязательства возникли у Архангельской области. Средства субсидии возвращены Министерством в областной бюджет. Финансовый орган истца, обладая информацией о наличии расходов за счет местного бюджета, в установленном порядке в пределах текущего финансового года в УФК не обратился.
В дополнении к апелляционной жалобе Министерство указало, что суд первой инстанции при рассмотрении спора не определил ни надлежащего ответчика в лице соответствующего публично-правового образования, ни орган, который должен представлять его интересы в процессе.
Третьи лица о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили.
В связи с этим жалоба рассмотрена без участия представителей третьих лиц в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В суд апелляционной инстанции от администрации Няндомского муниципального округа Архангельской области поступило заявление о замене истца по делу с администрации Няндомского муниципального района Архангельской области на его правопреемника - администрацию Няндомского муниципального округа Архангельской области в связи с преобразованием муниципальных образований.
Определением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда, резолютивная часть которого объявлена 09 января 2023 года, в порядке процессуального правопреемства произведена замена истца - администрации Няндомского муниципального района Архангельской области на правопреемника - администрацию Няндомского муниципального округа Архангельской области (далее - Администрация).
Представитель Министерства в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы жалобы и дополнения к ней.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу и ее представитель в судебном заседании отклонили доводы жалобы, считают, что выводы суда соответствуют действующему законодательству и представленным в дело доказательствам, просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 13 сентября 2019 года Администрация, Министерство и министерство строительства и архитектуры Архангельской области заключили договор о предоставлении и использовании финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда N 34/2019, согласно пункту 1.1 которого его предметом являются обязательственные отношения сторон по предоставлению и использованию средств финансовой поддержки за счет средств областного бюджета, в том числе полученные за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
На основании пункта 2.1 договора Министерство, в случае определения его главным распорядителем бюджетных средств, обязуются перечислять муниципальному образованию средства финансовой поддержки в соответствии с договором и адресной программой Архангельской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы", утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 26.03.2019 N 153-пп.
Администрация и Министерство 20 декабря 2021 года также заключили следующие соглашения:
1) о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету городского поселения "Няндомское" Няндомского муниципального района Архангельской области N 10/2021, предметом которого является предоставление из областного бюджета в 2021 году бюджету Няндомского городского поселения субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности муниципального образования в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств областного бюджета в целях достижения результатов регионального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда", обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" в рамках адресной программы Архангельской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы";
2) о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету Няндомского муниципального района Архангельской области N 11/2021, предметом которого является предоставление из областного бюджета в 2021 году бюджету Няндомского муниципального района Архангельской области субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности муниципального образования в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными ответчику как получателю средств областного бюджета в целях достижения результатов регионального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда", обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" в рамках адресной программы Архангельской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы".
В силу пунктов 1.2 указанных соглашений субсидия предоставляется в соответствии с приложением 1 в целях софинансирования расходных обязательств муниципального образования.
В приложениях 1 к соглашениям указано, что результатом использования субсидии является предоставление возмещения за жилые помещения лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Пунктами 2.2 соглашений предусмотрено, что общий размер субсидии, предоставляемой из областного бюджета бюджету Няндомского городского поселения, составляет в 2021 году не более 39 147 000 руб., а бюджету Няндомского муниципального района Архангельской области - не более 813 000 руб.
В силу пунктов 4.1.1 соглашений Министерство обязано обеспечить предоставление субсидии бюджету муниципального образования в порядке и при соблюдении муниципальным образованием условий предоставления субсидии, установленных соглашением, в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств на 2021 финансовый год и плановый период 2022 и 2023 годов.
В пунктах 7.5 соглашений указано, что соглашения действуют до полного исполнения сторонами своих обязательств по соглашению.
Согласно уведомлениям от 19.03.2021 N 023/854/3, 023/854/4, от 20.07.2021 N 023/2140/17 на 2021 год лимиты бюджетных обязательств доведены до муниципальных образований в размерах 7 840 000 руб., 158 000 руб., 47 040 000 руб.
В пунктах 3.3.3 соглашений предусмотрено предоставление Администрацией в адрес Министерства заявки о перечислении средств субсидии.
В соответствии с пунктами 6.1.1 соглашений уполномоченным органом, осуществляющим взаимодействие с ответчиком, на которого возлагаются полномочия по исполнению соглашений и представлению отчетности, со стороны истца, получателем субсидии является Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Няндомского района (далее - Комитет).
Комитет 17.12.2021 направил в адрес Министерства заявку о выделении денежных средств на финансирование мероприятий по соглашению N 11/2021 в сумме 603 396 руб., приложив к заявке копии заключенных соглашений об изъятии недвижимости для муниципальных нужд:
1) соглашение от 07 декабря 2021 года N 1/2021, заключенное Комитетом и собственником жилого помещения, входящего в аварийный жилищный фонд, Въялкиным Г.Д., возмещение по которому составило 314 000 руб.;
2) соглашение от 08 декабря 2021 года N 2/2021, заключенное Комитетом и собственником жилого помещения, входящего в аварийный жилищный фонд, Власовой В.В., возмещение по которому составило 290 000 руб.
Комитет 21.12.2021 направил в адрес Министерства заявку о выделении денежных средств на финансирование мероприятий по соглашению N 10/2021 в сумме 3 666 329 руб. 92 коп., приложив к заявке копии заключенных соглашений об изъятии недвижимости для муниципальных нужд:
1) соглашение от 17 декабря 2021 года N 3/2021, заключенное Комитетом и собственником жилого помещения, входящего в аварийный жилищный фонд, Пономаревой Т.Н., возмещение по которому составило 698 000 руб.;
2) соглашение от 17 декабря 2021 года N 4/2021, заключенное Комитетом и собственником жилого помещения, входящего в аварийный жилищный фонд, Поповой И.А., возмещение по которому составило 737 000 руб.;
3) соглашение от 17 декабря 2021 года N 5/2021, заключенное Комитетом и собственником жилого помещения, входящего в аварийный жилищный фонд, Семяшкиным К.В., возмещение по которому составило 640 000 руб.;
4) соглашение от 17 декабря 2021 года N 6/2021, заключенное Комитетом и собственником жилого помещения, входящего в аварийный жилищный фонд, Ильиным С.В., возмещение по которому составило 816 000 руб.;
5) соглашение от 17 декабря 2021 года N 7/2021, заключенное Комитетом и собственником жилого помещения, входящего в аварийный жилищный фонд, Юркевич А.С., возмещение по которому составило 353 000 руб.;
6) соглашение от 17 декабря 2021 года N 8/2021, заключенное Комитетом и собственником жилого помещения, входящего в аварийный жилищный фонд, Осиповой Т.В., возмещение по которому составило 426 000 руб.
Администрация осуществила выплату возмещений собственникам жилых помещений, входящих в аварийный фонд, в полном объеме в соответствии с указанными соглашениями.
Код цели назначения платежа указан в распоряжении ответчика от 15.12.2021 N 861-р без расшифровки используемой раскладки алфавита.
В связи с указанием кода цели назначения платежа 21-Э030-0000-Р0035 и 21-Э031-0000-Р0035 (с буквой "Р" русского алфавита) вместо кода цели 21-Э030-0000-Р0035 и 21-Э031-0000-Р0035 (с буквой "P" латинского алфавита), списание денежных средств из областного бюджета (с лицевого счета ответчика, открытого в УФК) не обеспечено.
Выплата возмещения собственникам жилых помещений осуществлена за счет средств местного бюджета, не предусмотренных на данные цели. Средства областного бюджета, предназначенные на выплаты собственникам жилых помещений из аварийного фонда, остались на счете ответчика.
В связи с этим истец письмом от 13.01.2022 предложил ответчику возместить (заместить) расходы местного бюджета.
В письме от 10.02.2022 N 203/09-08/984 ответчик отказал в финансировании мероприятий в рамках заявки истца за счет средств резервного фонда Правительства Архангельской области и областного бюджета до момента предоставления в Министерство документов, подтверждающих наличие обязательств по оплате соглашений (платежных поручений с отметкой банка или УФК по возврату ранее перечисленных средств в местный бюджет).
Ссылаясь на то, что Министерство не исполнило свои обязательства по соглашениям от 20 декабря 2021 года о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету городского поселения "Няндомское" Няндомского муниципального района Архангельской области N 10/2021, о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету Няндомского муниципального района Архангельской области N 11/2021, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, оценив обстоятельства дела и представленные доказательства, признал заявленные требования обоснованными по праву и размеру и удовлетворил иск в полном объеме.
Апелляционная коллегия не находит оснований для несогласия с принятым судебным актом, поскольку выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, основанными на нормах законодательства и материалах дела.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
На основании пункта 2 статьи 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в абзацах втором и пятом пункта 1 указанной статьи, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что у сторон возникли бюджетные, расходные и публичные обязательства.
Постановлением Правительства Архангельской области от 26.03.2019 N 153-пп "Об утверждении адресной программы Архангельской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы" утвержден Порядок предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов и городских поселений Архангельской области на осуществление мероприятий для переселения граждан из аварийного жилищного фонда (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 1 Порядка настоящий порядок, разработанный в соответствии со статьей 139 БК РФ, Порядком перечисления средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в бюджет субъекта Российской Федерации, местные бюджеты на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, утвержденным решением правления государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд) от 13.11.2020, протокол N 1023, адресной программой Архангельской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы", утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 26.03.2019 N 153-пп, определяет порядок и условия предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов и городских поселений Архангельской области (далее соответственно - местные бюджеты, муниципальные образования) на осуществление следующих мероприятий для переселения граждан из аварийного жилищного фонда (далее - субсидии):
1) строительство многоквартирных домов, в том числе строительство многоквартирных домов методом "под ключ";
2) приобретение у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах, а также в жилых домах, указанных в пункте 2 части 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено);
3) приобретение жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками домов, в которых расположены эти помещения;
4) предоставление возмещения лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, в соответствии со статьей 32 ЖК РФ.
Источником финансового обеспечения предоставления субсидий являются средства областного бюджета и средства Фонда.
Согласно пункту 2 Порядка в части реализации мероприятий, указанных в подпунктах 3 и 4 пункта 1 настоящего Порядка, главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных на предоставление субсидии, является Министерство.
В соответствии с пунктом 11 Порядка средства субсидии перечисляются муниципальным образованиям в установленном порядке на единые счета местных бюджетов, открытые финансовым органам муниципальных образований в УФК, в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств местных бюджетов, в доле, соответствующей уровню софинансирования оплаты расходного обязательства муниципального образования, установленному соглашением о предоставлении субсидий.
В случае выплаты лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, в соответствии со статьей 32 ЖК РФ, перечисление средств субсидии на осуществление мероприятий для переселения граждан из аварийного жилищного фонда на основе представленных в министерство заявок муниципальных образований на финансирование осуществляется с предоставлением копий следующих документов:
а) соглашение, заключенное с лицом, в чьей собственности находится жилое помещение, входящее в аварийный жилищный фонд, или решение суда, которым удовлетворены исковые требования о выплате такому лицу возмещения;
б) документ, подтверждающий дату возникновения права собственности на изымаемое жилое помещение;
в) иные документы.
Органы местного самоуправления несут ответственность за достоверность и правильность оформления документов, предусмотренных настоящим пунктом.
Муниципальные образования является участниками как бюджетных, так и гражданских правоотношений и обладает в силу закона (статья 139 БК РФ) правом на получение финансовой помощи из бюджета субъекта Российской Федерации для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности, в том числе и для обеспечения финансирования обязательств перед населением поселений, исходя из предмета ведения органов местного самоуправления и гарантий осуществления своих полномочий, предусмотренных статьей 133 Конституции Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2018 N 33-П, завершение финансового года и прекращение действия бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования текущего финансового года само по себе не является основанием для прекращения принятых на себя субъектом Российской Федерации расходных обязательств и не может служить поводом для отказа в обеспечении их принудительного исполнения в рамках существующих судебных процедур. Иное означало бы, по существу, невозможность удовлетворения имущественных требований муниципального образования к субъекту Российской Федерации на том лишь формальном основании, что они предъявлены за пределами финансового года, в течение которого соответствующие бюджетные обязательства подлежали исполнению.
Министерство в соответствии с изложенными выше положениями Порядка, а также на основании соглашений N 10/2021, 11/20211 приняло на себя обязательства по соответствующему софинансированию расходов.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что обязательства со стороны истца исполнены в полном объеме, однако в связи с некорректным указанием истцом кода цели назначения платежа 21-Э03О-0000-Р0035 и 21-Э031-0000-Р0035 (с буквой "Р" русского алфавита) вместо кода цели 21-Э030-0000-Р0035 и 21-Э031-0000-Р0035 (с буквой "Р" латинского алфавита) списание денежных средств из областного бюджета (с лицевого счета ответчика, открытого в УФК) не обеспечено. При этом фактически оплата возмещения ответчиком санкционирована, что подтверждается сводными справками по кассовым операциям за 30.12.2021 по единым счетам местного бюджета Няндомского муниципального района Архангельской области и муниципального образования "Няндомское". Перечисление средств субсидии с единого счета областного бюджета на единые счета местного бюджета не прошло, средства субсидии остались на едином счете областного бюджета.
В связи с возникшей ошибкой при указании кода цели платежа выплата возмещения собственникам жилых помещений осуществлена за счет средств местного бюджета, не предусмотренных на данные цели. В то время как средства областного бюджета, предназначенные на выплаты собственникам жилых помещений из аварийного фонда, остались на счете ответчика.
Пунктом 3 статьи 425 ГК РФ установлено, что договор, в котором отсутствует условие о том, что окончание срока его действия влечет прекращение обязательств сторон по договору, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
На основании пунктов 7.5 соглашений N 10/2021 и 11/2021 они действуют до полного исполнения сторонами своих обязательств по соглашению.
Поскольку обязательства ответчика о перечислении истцу субсидии в общем размере 4 269 725 руб. 92 коп. (3 666 329 руб. 92 коп. по соглашению N 10/2021, 603 396 руб. по соглашению N 11/2021) не исполнены, суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск.
В обоснование жалобы Министерство указало, что предельные объемы финансирования на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда до истца доведены, поэтому обязательства по заключенным с Администрацией соглашениям выполнены в полном объеме. Списание средств субсидии не прошло из-за некорректного буквенного указания сотрудниками Администрации кода цели.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод, поскольку он не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Представленными документами подтверждается факт неисполнения министерством своих обязательств по соглашениям.
Довод Министерства о том, что закрытый перечень направлений расходования средств Фонда в рамках реализации программ переселения не предусматривает возможность расходования средств финансовой поддержки на замещение (возмещение) расходов местных бюджетов, также отклоняется судом апелляционной инстанции как несостоятельный.
Истец обратился в суд с требованиями о взыскании задолженности по соглашениям, поскольку средства субсидии на счета муниципальных образований не поступили. Поскольку Министерство приняло на себя обязательства по софинансированию расходов для нужд населения, соответствующие требования Администрации правомерно удовлетворены.
Довод Министерства о том, что судом не определена правовая природа требований Администрации и взыскание средств осуществлено с ненадлежащего ответчика, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Согласно Положению о Министерстве, утвержденному постановлением Правительства Архангельской области от 03.04.2012 N 128-пп, Министерство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим функции в сфере жилищно-коммунального хозяйства (за исключением вопросов, отнесенных к компетенции государственной жилищной инспекции Архангельской области), в том числе в сфере капитального ремонта многоквартирных домов. К полномочиям Министерства также относится осуществление полномочий главного администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, главного администратора источников финансирования дефицита областного бюджета, главного распорядителя и получателя средств областною бюджета.
Из постановления Правительства Архангельской области от 26.03.2019 N 153-пп "Об утверждении адресной программы Архангельской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы" следует, что государственным заказчиком программы, а также главным распорядителем бюджетных средств в части реализации мероприятий, указанных в подпунктах 3 и 4 пункта 1 Порядка, в том числе в части предоставления возмещения лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, в соответствии со статьей 32 ЖК РФ, является Министерство.
Кроме того, спорные соглашения заключены с Министерством, которое в силу пунктов 5.1 соглашений несет ответственность за невыполнение своих обязательств по соглашениям.
В связи с этим суд апелляционный инстанции считает, что Министерство является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Ссылка Министерства на судебную практику в дополнении к апелляционной жалобе не принимается судом во внимание, так как в названных судебных актах идет речь о взыскании убытков в результате незаконных действий государственных органов, а в рассматриваемом деле взыскана задолженность по соглашениям.
Судебный акт первой инстанции принят при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, нормы процессуального и материального права применены судом верно, с учетом конкретных обстоятельств дела, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Таким образом, основания для отмены решения суда по заявленным доводам, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 19 октября 2022 года по делу N А05-6331/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зрелякова |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-6331/2022
Истец: Администрация Няндомского муниципального района Архангельской области
Ответчик: Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области
Третье лицо: Министерство финансов Архангельской области, Управление федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу