23 марта 2023 г. |
Дело N А21-14170/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Родина Ю.А., Соколовой С.В.,
рассмотрев 20.03.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Мечта" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.08.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2022 по делу N А21-14170/2021,
УСТАНОВИЛ:
Государственное предприятие Калининградской области "Единая система обращения с отходами", адрес: 236006, Калининград, ул. Коперника, д. 2 - 4, пом. лит. ХI, ОГРН 1023900588920, ИНН 3904036510 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском о взыскании с садоводческого некоммерческого товарищества "Мечта", адрес: 236020, Калининград, территория СНТ "Мечта", ОГРН 1023901868429, ИНН 3908017117 (далее - Товарищество), 2 205 796,80 руб. задолженности за оказанные в период с 01.01.2019 по 31.07.2021 услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), 848 930,96 руб. пеней, начисленных за период с 10.06.2019 по 31.03.2022; расходов по уплате государственной пошлины.
Решением суда от 04.08.2022, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2022, иск удовлетворен в полном объеме.
В кассационной жалобе Товарищество, указывая на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Податель кассационной жалобы указывает, что Товарищество не является юридическим лицом, в процессе деятельности которого образуются ТКО, и у него отсутствуют основания и полномочия на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО в отношении всех собственников, чьи объекты расположены в границах Товарищества, поскольку проживающие на территории Товарищества граждане (собственники земельных участков (домовладений) на территории Товарищества, члены Товарищества) обязаны заключить соответствующий договор с Предприятием в индивидуальном порядке. Фактически, договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключен с Предприятием только в отношении здания правления Товарищества; при этом в период с 01.01.2019 по 31.07.2021 услуги по вывозу ТКО на взыскиваемую сумму Предприятие Товариществу не оказывало; объем и стоимость оказанных услуг не подтвержден, установленный норматив накопления ТКО для садоводческих некоммерческих товариществ в спорный период отсутствовал.
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Представители Предприятия и Товарищества в судебное заседание не явились, что не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Предприятие с 01.01.2019 наделено статусом регионального оператора по обращению с ТКО на территории Калининградской области и действует на основании выданной ему лицензии N (39)-4360-СТУРБ/П на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, и Соглашения от 20.06.2018 об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Калининградской области, заключенного с Министерством природных ресурсов и экологии Калининградской области, а также руководствуется в своей деятельности Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Товарищество 27.12.2018 направило Предприятию заявку вх. N 1140 на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО и протокол об итогах заочного голосования от 21.09.2018. Согласно указанному протоколу общее количество членов Товарищества составило 862 человека.
На основании представленных сведений региональный оператор подготовил договор от 01.01.2019 N 24012328 (далее - Договор) на оказание услуг по обращению с ТКО, в котором дата начала оказания услуг определена с 01.01.2019 (п. 5 Договора).
Товарищество 27.07.2020 направило Предприятию протокол разногласий к Договору, на который Предприятие 10.08.2020 (исх. N 8929) направило потребителю протокол согласования разногласий.
Как установлено пунктом 8(15) Правил обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) этих Правил, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) этих Правил.
Поскольку Товарищество протокол согласования разногласий не подписало, Договор считается заключенным 01.01.2019 на условиях типового договора по цене регионального оператора, указанной в Договоре.
В иске Предприятие указало, что им оказаны Товариществу услуги по вывозу ТКО в соответствии с Договором, заключенным типовых условиях, сумма задолженности Товарищества по которому перед региональным оператором за период с 10.06.2019 по 31.03.2022 составила 2 205 796,80 руб.
Оставление Товариществом без удовлетворения требования об оплате образовавшейся задолженности послужило основанием для обращения Предприятия в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, изучив обстоятельства дела, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представленные доказательства, руководствуясь положениями статей 429.4, 434 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 153, 154, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, Законом N 89-ФЗ, Правилами N 1156, Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами" (далее - Постановление N 484), установив факт оказания Предприятием Товариществу спорных услуг в спорный период, признав верным арифметический расчет задолженности, пришел к выводу о правомерности и обоснованности заявленных требований, в связи с чем удовлетворил иск.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судами, Предприятие наделено статусом регионального оператора по оказанию услуг по обращению с ТКО на территории Калининградской области с 01.01.2019.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Законом N 89-ФЗ.
На основании пунктом 4 и 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО установлен Правилами N 1156.
Правила обращения с ТКО, установленные Правилами N 1156 определяют порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО.
Обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями (пункт 4 Правил N 1156).
Согласно абзацу второму пункта 8(17) Правил N 1156 региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора.
В этом случае потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил N 1156.
В соответствии с пунктом 8(15) Правил N 1156, в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) этих Правил, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) этих Правил.
Суды установили, что на основании представленных потребителем сведений региональным оператором подготовлен договор от 01.01.2019 N 24012328 на оказание услуг по обращению с ТКО; дата начала оказания услуг по обращению с ТКО - 01.01.2019.
Ввиду того, что Товариществом не подписан направленный ему Предприятием протокол согласования разногласий, в силу пункта 8(15) Правил N 1156 указанный Договор считается заключенным на условиях типового договора по цене регионального оператора, указанной в Договоре.
Единые тарифы на услугу регионального оператора устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (Постановление N 484).
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 14.05.2018 N 218 утверждены нормативы накопления ТКО по категориям объектов на территории Калининградской области.
В кассационной жалобе, Товарищество, возражая против удовлетворения исковых требований указало, что в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 18.12.2018 N нормативы накопления ТКО по категории объекта "Садоводческие кооперативы" в спорный период не действовали, соответственно, невозможно произвести учет ТКО.
В соответствии с положениями статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ и Правил N 505 и при отсутствии согласованных условий оказания услуг (по объему, вывозу) расчет стоимости (абонентской платы) осуществляется исходя из нормативов накоплений ТКО в зависимости от вида осуществляемой потребителем деятельности (абзац 1 подпункта "а" пункта 5 Правил N 505).
В данном случае для расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО региональным оператором на основании сведений, указанных Товариществом в заявке на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО о том, что Товарищество образует отходы из жилищ несортированные, исключая крупногабаритные, выбрана категория объекта, наиболее приближенная к виду деятельности потребителя, и применен норматив, установленный для многоквартирных домов. Стоимость услуг рассчитана исходя из количества жителей, указанных в списке собственников (садоводов) участников Товарищества, представленном Товариществом к заявке на заключение договора, при этом из расчета региональным оператором исключены члены Товарищества, заключившие прямые договоры с региональным оператором, а также офис Товарищества, поскольку в отношении последнего действовал отдельный договор.
Доказательств того, что в спорный период Товарищество не осуществляло деятельность либо изменилась численность членов Товарищества, материалы дела не содержат.
Расчет проверен судами и признан арифметически верным; контррасчет задолженности Товариществом не представлен.
Довод Товарищества об отсутствии у него полномочий на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО в отношении всех собственников, чьи объекты расположены в границах Товарищества, был исследован судами и отклонен.
Как верно указали суды, право на заключение договоров с региональным оператором по обращению с ТКО предоставлено Товариществу законом (пункт 6 части 7 статьи 18 Федерального закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), при этом в материалы дела не представлено доказательства того, что всеми членами Товарищества в спорный период заключены прямые договоры с Предприятием.
Исследовав и оценив представленные доказательства, установив факт оказания Предприятием услуг Товариществу в спорный период, их объем, признав обоснованность и правомерность расчета их стоимости, наличие долга Товарищества по оплате оказанных услуг, учтя непредставление Товариществом доказательств того, что спорные услуги Предприятием не оказаны либо оказаны ненадлежащим образом, отсутствие в материалах дела доказательств предъявления Товариществом каких-либо претензий, связанных с ненадлежащим качеством оказанных услуг в спорный период либо их неоказанием, суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленного Предприятием требования о взыскании задолженности за оказанные в спорном периоде услуги по обращению с ТКО.
Требование о взыскании пени является производным от требования о взыскании задолженности.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судами не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.08.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2022 по делу N А21-14170/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Мечта" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Лущаев |
Судьи |
С.В. Лущаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ввиду того, что Товариществом не подписан направленный ему Предприятием протокол согласования разногласий, в силу пункта 8(15) Правил N 1156 указанный Договор считается заключенным на условиях типового договора по цене регионального оператора, указанной в Договоре.
...
В соответствии с положениями статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ и Правил N 505 и при отсутствии согласованных условий оказания услуг (по объему, вывозу) расчет стоимости (абонентской платы) осуществляется исходя из нормативов накоплений ТКО в зависимости от вида осуществляемой потребителем деятельности (абзац 1 подпункта "а" пункта 5 Правил N 505).
...
Как верно указали суды, право на заключение договоров с региональным оператором по обращению с ТКО предоставлено Товариществу законом (пункт 6 части 7 статьи 18 Федерального закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), при этом в материалы дела не представлено доказательства того, что всеми членами Товарищества в спорный период заключены прямые договоры с Предприятием."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 марта 2023 г. N Ф07-1050/23 по делу N А21-14170/2021