г. Санкт-Петербург |
|
14 ноября 2022 г. |
Дело N А21-14170/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 ноября 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Поповой Н.М.
судей Жуковой Т.В., Смирновой Я.Г.
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Шалагиновой Д.С.
при участии:
от истца: Степанова И.Е. (доверенность 10.01.2022)
от ответчика: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-30688/2022) СНТ "Мечта" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.08.2022 по делу N А21-14170/2021, принятое по иску ГП КО "Единая система обращения с отходами" к СНТ "Мечта"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Государственное предприятие Калининградской области "Единая система обращения с отходами" (далее - Предприятие, ГПКО "ЕСОО") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с исковым заявлением к Садоводческому некоммерческому товариществу "Мечта" в пользу ГП КО "ЕСОО" (далее - Товарищество, СНТ "Мечта") о взыскании 2 205 796 руб. 80 коп. задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО в период с 01.01.2019 г. по 31.07.2021 г., 848 930 руб. 96 коп. пени за период с 10.06.2019 г. по 31.03.2022 г., возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Решением суда первой инстанции от 04.08.2022 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, с апелляционной жалобой обратилось Товарищество. Просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. Полагает, что решение противоречит обстоятельствам дела. Ссылается, что ответственность за отходы несут сами члены СНТ "Мечта".
От Предприятия поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит в удовлетворении жалобы отказать.
Судебное заседание по ходатайству истца проведено в режиме веб-конференции с использованием электронной системы "Картотека арбитражных дел".
Представитель ответчика, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции не явился.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившегося участника арбитражного процесса.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие является Региональным оператором по обращению с ТКО на территории Калининградской области с 01.01.2019 и действует на основании выданной ему Лицензии N (39)-4360- СТУРБ/П на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, и Соглашению об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Калининградской области, заключенного между Министерством природных ресурсов и экологии Калининградской области и Предприятием 20.06.2018, а также руководствуется в своей деятельности Федеральным законом от 24.06.1998 N 89- ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее- Закон N 89-ФЗ).
СНТ "Мечта" 27.12.2018 г. обратилось в адрес регионального оператора с заявкой вх.N 1140 на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Потребителем был представлен протокол об итогах заочного голосования от 21.09.2018 г., который содержал информацию об общем количестве членов садоводческого товарищества- 862 человека. На основании представленных данных региональным оператором был подготовлен Договор N 24012328 на оказание услуг по обращению с ТКО от 01.01.2019 г. Дата начала оказания услуг по обращению с ТКО 01.01.2019 г. (п.5 договора).
Потребителем 27.07.2020 г. был направлен протокол разногласий к договору. 10.08.2020 г. (исх.N 8929) предприятие направило в адрес потребителя протокол согласования разногласий, который последний не подписал, в связи с чем, разногласия считаются не урегулированными в соответствии с Положениями п.8.15 Правил обращения с ТКО, а договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в проекте договора. Таким образом, договор между истцом и ответчиком считается заключенным 01.01.2019 г. на условиях типового договора по цене регионального оператора, указанной в договоре N 24012328.
Наличие задолженности у товарищества за оказанные услуги по обращению с ТКО в период с 01.01.2019 по 31.07.2021 г. явилось основанием для обращения предприятия в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции требования признал обоснованными по праву и по размеру.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения судебного акта по доводам стороны.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Как следует из материалов дела, согласно части 1 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором.
ГП "ЕСОО" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Калининградской области. Начало деятельности регионального оператора с 01.01.2019.
Как установлено судом первой инстанции, между сторонами договор на оказание услуг по обращению с ТКО в отношении СНТ "Мечта" заключен не был, заключен лишь договор от 20.07.2020 г. N 230115324 в отношении офиса СНТ "Мечта".
На основании части 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации с учетом решений, принятых общими собраниями собственников многоквартирных домов о переходе на прямые договоры между собственниками жилых помещений многоквартирных домов и Предприятием, Региональный оператор заключил договоры на оказание услуг по обращению с ТКО непосредственно с собственниками помещений в многоквартирных домах.
Нормативы накопления ТКО по категориям объектов на территории Калининградской области утверждены Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 14.05.2018 N 218.
В силу части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя обращение с ТКО.
На основании части 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Факт оказания услуг на указанную истцом сумму подтверждается материалами дела. Наличие задолженности в указанной истцом сумме и факт не оплаты возникшей задолженности подтверждается материалами дела.
Услуга регионального оператора по обращению с ТКО относится к регулируемым видам деятельности (пункты 1, 4 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ). Установленный тариф, рассчитываемый на основе долгосрочных параметров и необходимой валовой выручки (далее - НВВ), должен компенсировать экономически обоснованные расходы регионального оператора на реализацию производственных и инвестиционных программ, разрабатываемых на основании территориальной схемы в области обращения с ТКО, содержащей, в числе прочего, данные о нахождении всех источников образования ТКО на территории субъекта Российской Федерации (статья 13.3, пункты 2, 6 статьи 24.9, пункт 1 статьи 24.13 Закона N 89-ФЗ, абзацы двадцатый, двадцать второй пункта 2, подпункт "а" пункта 6, раздел XI Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 (далее - Основы ценообразования), разделы VI, VI.I Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 21.11.2016 N 1638/16).
Региональные операторы несут расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО, учитываемые при установлении тарифов (пункт 9 статьи 23 Закона N 89-ФЗ, пункт 43(1) Основ ценообразования). Расходы операторов учитываются в составе НВВ регионального оператора (пункт 22 Основ ценообразования).
В свою очередь, образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978), следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского оборота неизбежно вызывает формирование отходов.
Заключение конкретного договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором происходит по заявке (инициативе) собственника ТКО (пункты 8(4) - 8(16) Правил N 1156), и если таковая не направлена, то договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 8(17) Правил N 1156).
При этом для эффективного вовлечения в договорные правоотношения по обращению с ТКО всех собственников данных отходов для собирания НВВ регионального оператора, определенной тарифным органом, и в исключение из общего правила, установленного пунктом 2 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации, в пунктах 8(12), 8(15), 8(17) Правил N 1156 содержится фикция заключения конкретного договора на условиях типового договора для случаев: (1) уклонения потребителя от заключения конкретного договора; (2) неурегулирования возникших у сторон разногласий по его условиям; (3) ненаправления потребителем в установленный срок заявки на заключение конкретного договора и необходимых для этого документов.
То есть заключение договора возможно, как способами, указанными в пунктах 2, 3 статьи 434 Гражданского кодекса Российской Федерации, так и путем применения фикции, содержащейся в указанных пунктах Правил N 1156, когда при наступлении поименованных в них обстоятельств договор считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором на основании установленного тарифа.
Таким образом, системный анализ вышеприведенных нормативных правовых актов позволяет прийти к выводу, что правоотношение по возмездному оказанию услуг региональным оператором собственнику ТКО по обращению с этими отходами построено законодателем по модели абонентского договора (статья 429.4 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, СНТ "Мечта" не представило доказательств, свидетельствующих о неисполнении Предприятием в спорный период с 01.01.2019 по 31.07.2021 обязательств по оказанию услуг обращения с ТКО, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ на спорный период с иным лицом. Документального подтверждения оказания услуг по обращению с ТКО в спорный период с 01.01.2019 по 31.12.2021 иным лицом не представлено. Расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определен исходя из норматива накопления ТКО (пункт 17 типового договора).
Пунктом 15 типового договора (с учетом правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2021 N 305-ЭС21- 54) предусмотрено, что учет объема и (или) массы ТКО производится в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), одним из следующих способов: расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, или исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления; исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.
Вопреки доводу апелляционной жалобы, расчет истца соответствует материалам дела и нормам материального права.
Требования истца о взыскании пени в сумме 848 930,96 руб. за несвоевременное внесение платы за коммунальные услуги по обращению с ТКО за период с 10.06.2019 г. по 31.03.2022 г судом проверен и признан обоснованным и правомерным.
Суд отклоняет доводы ответчика о неправомерности заключения одновременно двух договоров с региональным оператором по обращению с ТКО, поскольку договор, заключенный между СНТ "Мечта" и предприятием от 20.07.2020 г. N 230115324 регулирует оказание услуг в отношении офиса (здания правления СНТ "Мечта") с соответствующим тарифом и не относится к услугам по накоплению ТКО членами СНТ на своих садовых участках.
Ответчик обязан заключить договор на вывоз ТБО в силу закона, а не на основании решения собственников.
Суд первой инстанции установил все фактические обстоятельства и исследовал доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применил нормы материального права. Обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.08.2022 по делу N А21-14170/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.М. Попова |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-14170/2021
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "ЕДИНАЯ СИСТЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ"
Ответчик: САДОВОДЧЕСКОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО "МЕЧТА"