23 марта 2023 г. |
Дело N А56-98428/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Аникиной Е.А., Мунтян Л.Б.,
при участии от акционерного общества "Российский научный центр "Прикладная химия (ГИПХ)" Александрова А.В. (доверенность от 01.07.2022 N 01-58), от Прокуратуры Ленинградской области Махмудова Э.Т. оглы (удостоверение выдано 29.08.2022),
рассмотрев 21.03.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Российский научный центр "Прикладная химия (ГИПХ)" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.04.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2022 по делу N А56-98428/2021,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Российский научный центр "Прикладная химия (ГИПХ)", адрес: 193232, Санкт-Петербург, улица Крыленко, дом 26, литера "А", ОГРН 1207800165264, (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене представления Всеволожской городской прокуратуры от 29.06.2021 N 7-98-2021.
Решением суда первой инстанции от 12.04.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 12.10.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в жалобе, а представитель Прокуратуры, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов, просил в удовлетворении отказать.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Всеволожской городской прокуратурой на основании поручения Прокуратуры Ленинградской области (решения от 27.05.2021 N 86, от 07.06.2021 N 107) проведена проверка исполнения Обществом, эксплуатирующим производственный корпус 029, находящийся по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, г.п. им. Морозова, ул. Чекалова, 3, требований законодательства в сфере промышленной безопасности.
Городской прокуратурой совместно с СЗУ Ростехнадзора установлено, что требования названного законодательства Обществом в полной мере не исполняются.
Обществом в нарушение статей 2, 7, 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", разделов II, III Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, формы свидетельства о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных приказом Ростехнадзора от 30.11.2020 N 471, пункта 12 статьи 12, статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", пункта 5 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств", утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 N 553, пункта 8, пункта 9, пункта 126, пункта 128, пункта 129, пункта 162, пункта 164, пункта 190, пункта 191 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности химически опасных производственных объектов", утвержденных приказом Ростехнадзора от 07.12.2020 N 500, подпункта "т" пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2020 N 1661, пункта 4, пункта 5 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", утвержденных приказом Ростехнадзора от 20.10.2020 N 420, части 1, части 5, части 6, части 7, части 8, статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ, статьи 7 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.09.2020 года N 1437, допущены нарушения требований промышленной безопасности и антитеррористической защищенности.
Прокуратура пришла к выводу, что причинами и условиями допущенных нарушений закона явилось ненадлежащее исполнение своих обязанностей должностными лицами Общества при ослаблении контроля со стороны руководства за действиями подчиненных сотрудников, в связи с чем 29.06.2021 выдало последнему представление N 7-98-2021.
Общество не согласилось с представлением Прокуратуры, в связи с чем обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды двух инстанций не усмотрели правовых оснований для удовлетворения заявления Общества.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 24 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Согласно пункту 3 статьи 22 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Закона, вносит представление об устранении нарушений закона, которое подлежит безусловному исполнению в установленный срок.
Представление прокурора в силу статьи 22 Закона о прокуратуре является формой реагирования прокурора на нарушения законодательства.
При реализации возложенных функций прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закона о прокуратуре прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:
по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок, контрольных (надзорных) мероприятий по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона о прокуратуре требования прокурора, вытекающие из его полномочий, предусмотренных статьями 9.1, 22, 27, 30, 33, 39.1 и 39.2 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
В данном случае судами установлено, что в адрес Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору поступила жалоба гр. Петрова А.Н. (вх. 240/10859 от 31.03.2020) на деятельность Общества. Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 18.03.2020 N ММ-П36-1945 Северо-Западное управление Ростехнадзора направило Прокурору Ленинградской области письмо от 02.04.2020 N 240-5244 и Всеволожскую городскую прокуратуру письмо от 13.10.2020 N 240-18217 с просьбой о принятии мер прокурорского реагирования в отношении заявителя. Генеральная прокуратура Российской Федерации на основании информации, поступившей из Федеральной службы Ростехнадзора, письмом от 17.05.2021 N 88/3-143-2021/319 поручила Прокурору Ленинградской области провести проверку по изложенным Ростехнадзором фактам о нарушении законодательства о промышленной безопасности при эксплуатации Обществом производственного корпуса 029, расположенного на территории ФГУП "Завод им. Морозова" по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, г.п. им. Морозова, ул. Чекалова, 3.
Суды указали, что одним из видов прокурорского надзора является надзор за исполнением законов в сфере ОПК, который регулируется приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 02.11.2018 N 723 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса" (далее - Приказ N 723).
Согласно пункту 1 Приказа N 723 прокурорам надлежит рассматривать нарушения законов в сфере ОПК как одну из угроз безопасности Российской Федерации. Важнейшей задачей надзорной деятельности необходимо считать обеспечение законности при исполнении законодательства в сфере ОПК, и том числе законодательства о ГОЗ, своевременное предупреждение нарушений законов и преступных проявлений в названной сфере.
Из пункта 2.2 Приказа N 723 следует, что при выявлении нарушений законодательства в сфере ОПК прокурорам необходимо использовать весь комплекс предусмотренных Законом о прокуратуре полномочий и мер прокурорского реагирования с целью устранения нарушений закона и привлечения виновных лиц к установленной законом ответственности, а также контролировать фактическое устранение нарушений законов, добиваться исполнения требований прокурора.
В пункте 2.4.1 Приказа N 723 закреплено, что при проведении проверок прокурорам следует уделять особое внимание вопросам исполнения законодательства, в том числе о ГОЗ; об обязанностях государственного заказчика, головного исполнителя, исполнителя по контролю за сроками выполнения государственных контрактов в рамках исполнения ГОЗ и федеральных целевых программ в области обороны и безопасности для обеспечения нужд организаций ОПК.
Суды констатировали, что Приказ N 723 предписывает всем прокурорам в пределах компетенции организовывать и систематически осуществлять сбор и анализ сведений, характеризующих состояние законности в сфере оборонно-промышленного комплекса. Принимать меры к организации эффективного взаимодействия, обеспечению обмена статистической и другой необходимой информации с правоохранительными органами и органами государственного контроля (надзора), органами государственной власти субъектов Российской Федерации и общественностью при осуществлении надзора в указанной сфере (пункт 2.1).
В соответствии с пунктом 2.5 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 07.05.2008 N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур" при отсутствии на территории субъекта Российской Федерации специализированной прокуратуры (на правах районной) прокурорам субъектов Российской Федерации, руководствуясь требованиями федерального законодательства и организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, необходимо возлагать соответствующие полномочия по осуществлению надзора на прокуроров городов и районов.
Согласно пункту 7.1 указанного приказа надлежит практиковать проведение совместных проверок, оперативных и координационных совещаний.
Как установлено судами, на территории Ленинградской области отсутствует соответствующая специализированная прокуратура.
Полномочия по проведению проверки Общества по решению N 86 возложены на Всеволожскую городскую прокуратуру, а действия прокурора в рамках проводимой проверки в соответствии с Законом N 2202-1 сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие права и законные интересы юридического лица.
Ввиду изложенного суды пришли к выводу о том, что Всеволожской городской прокуратурой при внесении оспариваемого представления соблюдены требования федерального законодательства и не допущено нарушений прав и законных интересов Общества.
Судами не установлено, что оспоренное представление является незаконным, необоснованным, возлагающим какие-либо незаконные обязанности и нарушающим права и законные интересы Общества.
Несогласие подателя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм названного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Обжалуемые судебные акты являются по существу правильными, нарушений норм материального и процессуального права судами не допущено, оценка доказательств произведена с учетом требований статей 9, 65 - 71, 200 АПК РФ.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их относимости, допустимости, достаточности, достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.04.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2022 по делу N А56-98428/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Российский научный центр "Прикладная химия (ГИПХ) - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 2.4.1 Приказа N 723 закреплено, что при проведении проверок прокурорам следует уделять особое внимание вопросам исполнения законодательства, в том числе о ГОЗ; об обязанностях государственного заказчика, головного исполнителя, исполнителя по контролю за сроками выполнения государственных контрактов в рамках исполнения ГОЗ и федеральных целевых программ в области обороны и безопасности для обеспечения нужд организаций ОПК.
...
В соответствии с пунктом 2.5 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 07.05.2008 N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур" при отсутствии на территории субъекта Российской Федерации специализированной прокуратуры (на правах районной) прокурорам субъектов Российской Федерации, руководствуясь требованиями федерального законодательства и организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, необходимо возлагать соответствующие полномочия по осуществлению надзора на прокуроров городов и районов.
...
Полномочия по проведению проверки Общества по решению N 86 возложены на Всеволожскую городскую прокуратуру, а действия прокурора в рамках проводимой проверки в соответствии с Законом N 2202-1 сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие права и законные интересы юридического лица."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 марта 2023 г. N Ф07-23027/22 по делу N А56-98428/2021