23 марта 2023 г. |
Дело N А56-26034/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Савицкой И.Г., Толкунова В.М.,
при участии в судебном заседании от Комитета по природным ресурсам Ленинградской области Котолевской Н.Л. (доверенность от 09.01.2023),
рассмотрев 20.03.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по природным ресурсам Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.06.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2022 по делу N А56-26034/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ХАЛЬКОС", адрес: 197341, Санкт-Петербург, 3-я линия 1-й половины, д. 2 А, оф. 26, ОГРН 1107847211636, ИНН 7802718991 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа Комитета по природным ресурсам Ленинградской области, адрес: адрес: 191124, Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2, лит. А, ОГРН 1077847192609, ИНН 7842354966 (далее - Комитет), выраженного в письме от 01.03.2022 N 02-3338/2022, в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на основании лицензии на пользование недрами ЛОД 47215 ТР на землях лесного фонда в отношении лесного участка общей площадью 59,7533 га, расположенного в Северо-Западном лесничестве Балтийского участкового лесничества квартал 18, части выделов 26, 32, квартал 19, выделы 44, 49-54, части выделов 37, 38, 43, 45, 46, 48, 71, 72, 78, квартал 28, выделы 1, 6, 8, части выделов 2, 4, 5, 7, 9, 15-17, 24, 26, 63, квартал 29, части выделов 4, 20 и обязании в тридцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав заявителя путем выдачи разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда в отношении указанного лесного участка.
Решением суда первой инстанции от 27.06.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 04.12.2022, заявление удовлетворено в полном объеме.
В кассационной жалобе Комитет, указывая на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, несоответствие их выводов представленным доказательствам и фактическим обстоятельствам спора, просит отменить обжалуемые судебные акты, заявление Общества оставить без удовлетворения.
Податель кассационной жалобы указывает, что в заявлении от 17.02.2022 N Т07-22 в нарушение требований Административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда в Ленинградской области, утвержденного постановлением губернатора Ленинградской области от 04.10.2021 N 87-пг (далее - Административный регламент), Общество не указало площади лесных кварталов и частей лесотаксационных выделов; представленная схема расположения лесного участка имела недостоверный характер, поскольку при сопоставлении ее с координатами участка лицензирования, указанными в лицензии, Комитетом было установлено смещение части лесных кварталов, в том числе в отношении выделов 37 и 46 Балтийского участкового лесничества. Податель жалобы полагает, что испрашиваемый земельный участок выходит за границы лицензирования.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, ссылаясь на необоснованность приведенных в ней доводов, просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения. Одновременно Общество заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия его представителя.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Общество является обладателем лицензии на пользование недрами серии ЛОД номер 47215, вид лицензии TP, с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение, разведка и добыча облицовочного камня на участке недр "Ильинское" в Выборгском районе Ленинградской области. Лицензия зарегистрирована 28.08.2015, дата окончания действия лицензии - 31.08.2040.
Общество направило в Комитет заявление от 23.12.2021 N 23/12 о предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда в отношении спорного лесного участка.
Комитет письмом от 01.03.2022 N 02-3338/2022 отказал Обществу в предоставлении испрашиваемой государственной услуги. В обоснование отказа Комитет указал на отсутствие в заявлении площади лесных кварталов и частей лесотаксационных выделов; расположение части границ лесного участка на землях, не относящихся к землям лесного фонда.
Общество посчитало, что оспариваемые действия Комитета - отказ в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда - не соответствуют требованиям действующего законодательства, нарушают права и законные интересы Общества, и обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования Общества, поскольку пришли к выводу, что отсутствуют основания для отказа в выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями пункта 7 статьи 10.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) одним из оснований для предоставления права пользования участками недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении права пользования участком недр местного значения, содержащим месторождение общераспространенных полезных ископаемых и включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых открытого месторождения при установлении факта его открытия пользователем недр, осуществлявшим геологическое изучение такого участка недр в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, за исключением участка недр в случае осуществления геологического изучения недр такого участка в соответствии с государственным контрактом.
Согласно статье 18 Закона о недрах участки недр местного значения предоставляются в пользование для геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для осуществления по совмещенной лицензии их геологического изучения, разведки и добычи, для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения, для разведки и добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи, для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статьей 43 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) предусмотрено, что использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с установлением или без установления сервитута (пункт 1).
Допускается использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр без предоставления лесного участка, установления сервитута, если выполнение работ в указанных целях не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений или строительство объектов капитального строительства (пункт 3).
В случае, предусмотренном частью 3 названной статьи, использование лесов осуществляется на основании разрешений органов государственной власти, органов местного самоуправления в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ (пункт 4).
Согласно пункту 5 части 1 статьи 83 ЛК РФ передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений по выдаче разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда.
Приказом Минприроды России от 07.07.2020 N 417 утверждены Правила использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых (далее - Правила N 417) и Перечня случаев использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута.
Согласно Правилам N 417 (пункты 5, 6) для использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр на основании разрешений пользователь недр подает в уполномоченный орган письменное заявление, в котором указываются сведения о заявителе и местоположение и площадь земель, необходимых для выполнения планируемых работ, обоснование использования лесов и срок выполнения работ по геологическому изучению недр. Заявление рассматривается в течение 30 календарных дней со дня его поступления в уполномоченный орган. В результате рассмотрения заявления принимается решение о выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр или об отказе в выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр.
Порядок предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда в Ленинградской области на момент подачи Обществом заявления был установлен действовавшим в указанный период Административным регламентом.
В силу пункта 2.6 Административного регламента, которым был установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления услуги, подлежащий представлению заявителями, в целях получения государственной услуги заявителем представляется заявление на выдачу разрешения по форме согласно приложению 2 к Административному регламенту. В заявлении указываются сведения о заявителе: полное и сокращенное наименования и организационно-правовая форма, место нахождения и почтовый адрес, банковские реквизиты - для юридического лица; а также местоположение и площадь земель лесного фонда, необходимая для выполнения планируемых работ, обоснование использования лесов и срок выполнения работ по геологическому изучению недр.
Пунктом 2.10 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги, а именно: несоответствие представленных документов требованиям, установленным пунктом 2.6 Административного регламента; запрет в соответствии с Лесным планом Ленинградской области и лесохозяйственным регламентом лесничества на использование лесных участков для выполнения работ по геологическому изучению недр; отсутствие лицензии на пользование недрами или государственного контракта на выполнение работ по геологическому изучению недр для государственных нужд; указанный в заявлении участок расположен на землях, не относящихся к землям лесного фонда; представление заявителем недостоверных сведений (несоответствие данных, указанных в заявлении, данным в документе, подтверждающем полномочия представителя на осуществление действий от имени заявителя, а также данным, содержащимся в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, - для юридического лица либо в выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для гражданина, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя); в заявлении указаны цели использования лесов или лесного участка, не предусмотренные частью 3 статьи 43 ЛК РФ.
В силу пункта 7 Правил N 417 решение об отказе в выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр принимается в случае, если заявление подано с нарушением требований, установленных пунктом 5 Правил N 417 (подпункт "а"), в заявлении указаны цели использования лесов или лесного участка, не предусмотренные частью 3 статьи 43 ЛК РФ (подпункт "б").
Суды установили, что Общество подало заявление, содержащее все предусмотренные Административным регламентом и Правилами N 417 сведения, приложило необходимые и дополнительные документы. В заявлении и прилагаемых к нему документах, по мнению судов первой и апелляционной инстанций, исчерпывающим образом изложены все необходимые в соответствии с пунктом 2.6 Административного регламента сведения, а именно: местоположение и площадь земель лесного фонда, необходимых для выполнения работ по геологическому изучению недр (наименование лесничеств, участков лесничества с указанием границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов); обоснование использования лесов и иная необходимая информация.
Оценив представленные в дело документы, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии у Комитета оснований для отказа в выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр, в связи с чем признали оспариваемый отказ незаконным.
Между тем в данном случае при рассмотрении дела суды преждевременно посчитали отсутствующими основания для отказа в выдаче разрешения, и определили в качестве правовосстановительной меры обязание Комитета выдать испрашиваемое разрешение, поскольку обстоятельства, на которые ссылается в рамках дела Комитет, в административной процедуре не проверялись.
Приведенный Комитетом довод о том, что представленная Обществом схема расположения лесного участка имела недостоверный характер, поскольку приведенный на схеме участок расположен за пределами участка лицензирования, имеет существенное значение для правильного разрешения спора, однако его полного и надлежащего исследования судами не произведено.
При наличии изложенных противоречий в позициях сторон относительно расположения означенного лесного участка суд кассационной инстанции не может признать достаточно обоснованным вывод апелляционного суда о подтверждении проведенной внесудебной экспертизой (заключение от 28.06.2016 N 147-02-010/2016) расположения спорного участка на землях лесного фонда и соответствии его границ лицензионным.
В такой ситуации суды первой и апелляционной инстанций, не обладая специальными познаниями и квалифицированным заключением в деле, без совершения Комитетом содержательной проверки представленных Обществом документов, устранили имеющееся противоречие доказательств, уклонившись от проверки представленных документов и установления (оценки) юридически значимых обстоятельств.
В силу указанного по делу не установлены обстоятельства, которые имеют существенное значение и могли повлиять на результат рассмотрения спора, что привело к принятию необоснованного и преждевременного решения по существу. Нижестоящие суды ограничились формальной оценкой доказательств, не учли необходимость исключения сомнений в правильности расположения испрашиваемого лесного участка. По делу требуется дополнительное исследование и повторная оценка доказательств.
В связи с вышеизложенным обжалуемые судебные акты в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует принять во внимание изложенное, устранить отмеченные недостатки, достоверно установить юридически значимые для рассмотрения данного спора обстоятельства, полно и всесторонне исследовать представленные в материалы дела доказательства, применить подлежащие применению нормы материального права, дать надлежащую правовую оценку доводам сторон и разрешить спор в соответствии с нормами действующего законодательства.
В связи с завершением производства в суде кассационной инстанции приостановление исполнения решения от 27.06.2022 и постановления от 04.12.2022 по настоящему делу, принятое определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.02.2022 подлежит отмене.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.06.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2022 по делу N А56-26034/2022 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.