24 марта 2023 г. |
Дело N А42-1199/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Кудина А.Г., Соколовой С.В.,
рассмотрев 22.03.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Мурманска на решение Арбитражного суда Мурманской области от 27.07.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2022 по делу N А42-1199/2022,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Мурманска, адрес: 183006, г. Мурманск, пр. Ленина, д. 75, ОГРН 1025100849366, ИНН 5191601827 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предостережения Министерства природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области, адрес: 183032, Мурманск, Кольский пр., д. 1, ОГРН 1055100201815, ИНН 5190136260 (далее - Министерство), от 03.12.2021 N 30-04/11598-СН о недопустимости нарушения обязательных требований.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 27.07.2022, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2022, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить принятые судебные акты и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, снег является атмосферным осадком и свалка отходов от зимней уборки улиц (снега) не относится к отходам производства и потребления, в связи с чем законодательство Российской Федерации в сфере обращения с отходами к рассматриваемому случаю не применимо. Кроме того, Администрация указывает на то, что в Мурманской области услуги по обращению с отходами может оказывать только региональный оператор.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Министерство с целью исполнения задания первого заместителя министра природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области от 12.10.2021 N 3 провело 30.11.2021 региональный государственный экологический контроль путем выездного обследования земельного участка, расположенного по адресу: г. Мурманск, Скальная ул., ул. Маклакова, ул. Старостина, в ходе которого обнаружило, что на земельном участке перед домами N 4 и N 6 по Скальной ул. (заезд со стороны дороги по Скальной ул.) на территории земельного участка с географическими координатами 68.972289 с.ш., 33.112290 в.д. на расстоянии 30 м от дома N 4 по Скальной ул., где расположена автомобильная парковка, имеется свалка отходов от зимней уборки улиц, которая не включена в перечень мест для временного хранения снега.
Результаты выездного обследования отражены в соответствующем акте от 01.12.2021 N 3 с приложенной к нему фототаблицей.
Установив, что названный земельный участок освобожден от прав третьих лиц, Министерство выдало Администрации, на которую возложена обязанность по очистке указанного земельного участка от отходов производства и потребления, предостережение от 03.12.2021 N 30-04/11598-СН о недопустимости нарушения обязательных требований, которым Администрации предложено в срок до 22.02.2022 принять незамедлительные меры по обеспечению соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления по очистке указанного земельного участка от отходов от зимней уборки улиц.
Не согласившись с указанным предостережением, Администрация обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций не усмотрели правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Администрации не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с абзацем первым статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Абзацем первым пункта 2 статьи 51 Закона N 7-ФЗ установлен запрет на сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 7-ФЗ и пунктам 9, 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относятся организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Частью 1 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ определено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов" к коммунальным, подобным коммунальным на производстве и при предоставлении услуг населению отходам относятся отходы от зимней уборки улиц (код 7 31 210 00 00 0).
Следовательно, свалка снега, образовавшаяся от зимней уборки, вопреки утверждению Администрации, относится к коммунальным отходам.
Порядок вывоза снега в г. Мурманске установлен Правилами благоустройства территории муниципального образования город Мурманск, утвержденными решением Совета депутатов города Мурманска от 27.10.2017 N 40-712 (далее - Правила благоустройства), принятыми в соответствии со статьей 45.1 Закона N 131-ФЗ.
Пунктом 10.2.5.12 Правил благоустройства определено, что правообладатели земельных участков обязаны осуществлять уборку снега в порядке и в сроки, установленные Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, и осуществлять вывоз снега в специальные места.
Специальные места, в которые осуществляется вывоз снега, устанавливаются Администрацией; места должны быть оснащены удобными подъездами, необходимыми механизмами для складирования снега (пункт 10.2.5.13 Правил благоустройства).
Перечень мест для временного складирования снега на территории муниципального образования город Мурманск определен постановлением Администрации города Мурманска от 23.10.2014 N 3545.
Вместе с тем спорный земельный участок в перечень таких мест не включен, и данное обстоятельство заявителем не опровергается.
Выявленное в ходе выездного обследования складирование снега на территории указанного земельного участка свидетельствует о нарушении Администрацией приведенных выше нормативных требований, что, как обоснованно указано судами, послужило Министерству законным основанием для выдачи заявителю оспариваемого предостережения.
При рассмотрении дела судами установлены и надлежаще оценены все существенные для дела обстоятельства. Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 27.07.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2022 по делу N А42-1199/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации города Мурманска - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов" к коммунальным, подобным коммунальным на производстве и при предоставлении услуг населению отходам относятся отходы от зимней уборки улиц (код 7 31 210 00 00 0).
...
Порядок вывоза снега в г. Мурманске установлен Правилами благоустройства территории муниципального образования город Мурманск, утвержденными решением Совета депутатов города Мурманска от 27.10.2017 N 40-712 (далее - Правила благоустройства), принятыми в соответствии со статьей 45.1 Закона N 131-ФЗ.
Пунктом 10.2.5.12 Правил благоустройства определено, что правообладатели земельных участков обязаны осуществлять уборку снега в порядке и в сроки, установленные Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, и осуществлять вывоз снега в специальные места."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 марта 2023 г. N Ф07-1918/23 по делу N А42-1199/2022