г. Санкт-Петербург |
|
30 ноября 2022 г. |
Дело N А42-1199/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 ноября 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Лебедева Г.В., Савиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: Семакиной Т.А.,
при участии:
от заявителя: Фанташов Г.С., по доверенности от 26.01.2022;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-28999/2022) Администрация города Мурманска на решение Арбитражного суда Мурманской области от 27.07.2022 по делу N А42-1199/2022 (судья Карачева А.Е.), принятое
по заявлению Администрация города Мурманска
к Министерству природных ресурсов и экологии Мурманской области
о признании недействительным предостережения,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Мурманска (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт - Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предостережения Министерства природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области (далее - Министерство) N 30-04/11598-СН от 03.12.2021 о недопустимости нарушения обязательных требований.
Решением суда от 27.07.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Администрация не согласившись с решением суда от 27.07.2022 обратилось с апелляционной жалобой в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд. В обоснование жалобы податель ссылается на то, что снег является атмосферным осадком и в соответствии со статьей 1 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ не относится к отходам производства и потребления, в связи, с чем применение законодательства в сфере обращения с отходами к снегу не применимо. Доказательств, что снег относится к отходам V класса опасности, Министерство не представило.
Податель жалобы считает, что законодательством определен вид работ по уборке снега, где указано, что снег не является отходом, установлены требования к площадкам для складирования снега.
Податель жалобы указывает, что поскольку в Мурманской области заключено соглашение с региональным оператором по обращению с отходами, утвержден единый тариф на его услуги, оказывать услуги по обращению с отходами по общему правилу может только региональный оператор. Вывоз снега Администрацией, как отхода, будет нарушать действующее законодательство РФ в сфере обращения с отходами, при этом региональный оператор (АО "Ситиматик") в письме от 16.06.2022 N 5532 сообщил, что размещение снега на полигоне отходов запрещено. Таким образом, согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, отходы от зимней уборки улиц, в коде 73121100000 не содержат понятие снег, размещение снега предусмотрено только на свалках складирования снега, государственным реестром объектов размещения отходов и Территориальной схемой снег, как отход не определен. Нормы ГОСТ и СаНПиН однозначно указывают на необходимость вывоза снега на места складирования снега, а не на места размещения отходов.
Министерство извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направило, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, должностным лицом Министерства, с целью исполнения задания первого заместителя министра природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области N 3 от 12.10.2021, изданного на предмет проведения контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом: необходимость систематического наблюдения за соблюдением обязательных требований в области охраны окружающей среды с целью выявления несанкционированных свалок отходов производства и потребления (отходов от зимней уборки улиц), 30.11.2021 в период времени с 14 час. 30 мин. по 16 час. 30 мин., с привлечением специалистов ГОКУ МО "Региональный центр лесного и экологического контроля" осуществлен региональный государственный экологический контроль путем выездного обследования по адресу: ул. Скальная, ул. Маклакова, ул. Старостина, г.Мурманск, в рамках которого, в том числе установлено, что на земельном участке перед домами NN 4,6 по ул. Скальная (заезд со стороны дороги ул. Скальная) на территории земельного участка с географическими координатами 68.972289 с.ш., 33.112290 в.д. на расстоянии 30 м от дома N 4 по ул. Скальная, где расположена автомобильная парковка, обнаружена свалка отходов от зимней уборки улиц (отсутствует кадастровый номер земельного участка).
Результаты выездного обследования отражены в соответствующем акте N 3 от 01.12.2021 с приложенной к нему фототаблицей.
Установив, что названный земельный участок освобожден от прав третьих лиц, на основании составленного начальником отдела ГЭН Министерства мотивированного представления от 01.12.2021, в отношении Администрации, на которую возложена обязанность по очистке указанного земельного участка от отходов производства и потребления, Министерством выдано предостережение N 30-04/11598-СН от 03.12.2021 "О недопустимости нарушения обязательных требований", которым предложило Администрации принять незамедлительные меры по обеспечению соблюдения обязательных требований законодательства РФ в области обращения с отходами производства и потребления по очитке земельного участка с географическими координатами 68.972289 с.ш., 33.112290 в.д. от отходов от зимней уборки улиц. Уведомление об исполнении предостережения необходимо представить в срок до 22.02.2022.
Письмом от 03.12.2021 N 30-04/11598-СН Администрация представила письменные возражения на предостережение, в которых указала, что в настоящее время применение законодательства РФ в сфере обращения с отходами к снегу не применимо, в Федеральном классификационном каталоге отходов данный отход отсутствует; в связи с чем, мероприятий по обращению со снегом (сбор, вывоз, размещение) не могут применяться те же основания, как к мероприятиям по обращению с отходами.
Письмом N 30-04/982-СН от 01.02.2022 Министерством направило разъяснения по вопросу обжалования предостережения N 30-04/11598-СН от 03.12.2021.
Не согласившись с предостережением Министерства N 30-04/11598-СН от 03.12.2021 о недопустимости нарушения обязательных требований, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Суд первой инстанции пришел к выводу о законности выданного Администрации предостережения, в связи, с чем в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершении оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), относятся плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.
Пунктом 4 части 2 статьи 8.2 Закона N 294-ФЗ установлено, что в целях профилактики нарушений обязательных требований органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля выдают предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Согласно части 6 статьи 8.2 Закона N 294-ФЗ, предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований должно содержать указания на соответствующие обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, нормативный правовой акт, их предусматривающий, а также информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя могут привести или приводят к нарушению этих требований. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, не может содержать требования предоставления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем сведений и документов, за исключением сведений о принятых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В соответствии с абзацем первым статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии с абзацем 1 пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 7-ФЗ и пунктам 9, 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, спорный земельный участок входит в границы территории муниципального образования город Мурманск.
Администрация не оспаривает наличие законодательно возложенной на него обязанности по содержанию земельного участка перед домами N N 4,6 по ул. Скальная (заезд со стороны дороги ул. Скальная) с географическими координатами 68.972289 с.ш., 33.112290 в.д. на расстоянии 30 м от дома N 4 по ул.Скальная, а также то, что названный земельный участок не входит в утвержденный Постановлением администрации г. Мурманска от 23.10.2014 N 3545 "Об определении мест временного складирования снега на территории муниципального образования город Мурманск" перечень мест для временного складирования снега.
Администрация также не оспаривает тот факт, что в ходе проведенного 30.11.2021 должностным лицом Министерства осмотра территории вышеуказанного участка, было выявлено наличие свалки снежных накоплений.
В обоснование заявленных требований Администрация указывает на то, что такие снежные накопления нельзя признать отходами производства и потребления (отходы от зимней уборки улиц).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Законом N 89-ФЗ.
В статье 1 данного Закона установлены основные понятия:
отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;
лом и отходы цветных и (или) черных металлов - пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий;
обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;
сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов;
транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; размещение отходов - хранение и захоронение отходов.
Частью 1 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ определено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 51 Закона N 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что запрещается, в том числе сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии с пунктом 220 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - СанПиН 2.1.3684-21) при накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия, в том числе:
поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом);
поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).
В месте накопления отходов на открытых площадках должна быть ливневая канализация, за исключением накопления отходов в водонепроницаемой таре. Поступление загрязненного ливнестока в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается (пункт 221 СанПиН 2.1.3684-21).
В соответствии с приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов" к коммунальным, подобным коммунальным на производстве и предоставлении услуг населению, к отходам относятся отходы от зимней уборки улиц (код 7 31 210 00 00 0).
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.
Захламление почв отходами относится ко всем отходам производства и потребления (в числе которых могут быть строительные отходы. Отходы животноводства, отходы ртутных лам и т.п.).
Вместе с тем, следует отметить, что отходы от зимней уборки улиц в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов относится к блоку коммунальных отходов, на захламление которых указывает Администрация.
Судом первой инстанции правомерно указано, что согласно действующему законодательству, снег, собранный с улиц, является отходом производства и потребления.
Федеральным классификационным каталогом отходов, который является нормативно - правовым актом, установлено, что отходы от зимней уборки улиц отнесены к отходам коммунальным, подобным коммунальным на производстве и при предоставлении услуг населению.
Такие отходы по коду 7 31 210 00 00 0 подлежат толкованию в широком смысле по отношению к отходам, специально отнесенным к другим типу, подтипу, группе, подгруппе, позиции, входящих в блок (например, по коду 73121101724 отходы от снеготаяния с применением снегоплавильного оборудования.
Порядок вывоза снега регулируется принятыми в развитие требований статьи 45.1 Закона N 131-ФЗ Правилами благоустройства территории муниципального образования город Мурманск, утвержденными Решением Совета депутатов города Мурманска от 27.10.2017 N 40-712 (далее - Правила благоустройства), нарушение которых (по порядку формирования, складирования, вывоза) в настоящем случае заявителю не вменяется.
Пунктом 10.2.5.12 Правил благоустройства установлено, что правообладатели земельных участков обязаны осуществлять уборку снега в порядке и в сроки, установленные Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, а также вывозить снег в специальные места.
Специальные места, в которые осуществляется вывоз снега, устанавливаются администрацией города Мурманска. Места должны быть оснащены удобными подъездами, необходимыми механизмами для складирования снега (пункт 10.2.5.13 Правил благоустройства).
Право собственности отходов в рассматриваемом случае не требует установления, поскольку Администрации вменяются не нарушение требований по накоплению отходов, а предлагается принятие мер по защите земель от негативного воздействия, а именно: от отходов производства и потребления, связанное с реализацией обязанностей по уборке территории муниципального образования.
Следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, вывоз снега, направлен на поддержание благоприятной среды для проживания населения в муниципальном образовании; вывоз такого вида отходов с территории свободной от прав третьих лиц, является своего рода коммунальной услугой, предоставляемой уполномоченным органом местного самоуправления (правообладателем земельного участка) населению.
Для предоставления такой услуги, не требуется получение лицензии; оспариваемым предостережением заключение договора на вывоз, обработку и утилизацию ТБО с региональным оператором, заявителю не предлагалось
При этом, в силу пункта 34 СанПиН 2.1.3684-21 собранный хозяйствующими субъектами, осуществляющими вывоз снега, снег должен складироваться на площадках с водонепроницаемым покрытием и обвалованных сплошным земляным валом или вывозиться на снегоплавильные установки.
Таким образом, названными положениями закреплен специальный порядок складирования снежных масс в целях недопущения их негативного влияния на окружающую среду.
Постановлением Администрации города Мурманска от 23.10.2014 N 3545 (далее - Постановление N 3545), в целях своевременной и качественной снегоочистки улиц и надлежащего содержания территорий города, обеспечения безопасного движения транспорта и пешеходов, создания благоприятной экологической обстановки, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации", определены места временного складирования снега на территории муниципального образования город Мурманск.
Вместе с тем, спорный земельный участок в перечень таких мест, утвержденных Постановлением N 3545, не входит, что заявителем признается, следовательно, выявленное в ходе выездного обследования, произведенного в рамках регионального государственного экологического контроля (надзора), складирование снега на территории указанного земельного участка, уже свидетельствует о нарушении требований вышеприведенного законодательства.
Таким образом, Администрацией не обеспечено проведение своевременных мероприятий по охране земель и защите земель от загрязнения отходами производства и потребления, не приняты меры по очистке земельного участка от отходов производства и потребления.
Администрация в рамках своих полномочий и в соответствии с действующим законодательством должна осуществлять на территории города Мурманска мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по недопущению загрязнения земель.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое предостережение N 30-04/11598-СН от 03.12.2021 не нарушает права и законные интересы Администрации (доказательства обратного в материалы дела не представлены).
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не усматривает предусмотренных частью 2 статьи 201 АПК РФ оснований для признания недействительным предостережения Министерства N 30-04/11598-СН от 03.12.2021.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Администрацией требований.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 27.07.2022 по делу N А42-1199/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Г.В. Лебедев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-1199/2022
Истец: Администрация города Мурманска
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ