28 марта 2023 г. |
Дело N А56-14633/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 марта 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Захаровой М.В., Сапоткиной Т.И.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Технотранс" Белокрыловой И.Н. (доверенность от 14.07.2022 N 55), Мухортинова П.А. (доверенность от 11.04.2022 N 23), от Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом Зинеевой В.М. (доверенность от 01.02.2023 N 9), от Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области Денисова В.В. (доверенность от 27.12.2022), от администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области Денисова В.В. (доверенность от 27.12.2022 N 303), от общества с ограниченной ответственностью "Порт Высоцкий" Карпухина А.В. (доверенность от 22.06.2020),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Технотранс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.08.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2022 по делу N А56-14633/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Технотранс", адрес: 121096, Москва, вн.тер.г. мун. округ Филевский парк, ул. Василисы Кожиной, д. 1, этаж 6, пом. I, комн. 8, ОГРН 1067746871400, ИНН 7707595605 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Ленинградскому областному комитету по управлению государственным имуществом, адрес: 191124, Санкт-Петербург, Лафонская ул., д. 6, лит. А, ОГРН 1037843029498, ИНН 4700000483 (далее - Леноблкомимущество), Комитету по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, адрес: 188800, Ленинградская обл., Выборгский р-н, г. Выборг, Северная ул., д. 10, ОГРН 1034700894689, ИНН 4704054056 (далее - Комитет), со следующими требованиями:
- признать недействительным как ненормативный правовой акт письмо (заключение) Леноблкомимущества от 20.12.2021 N 13-12025/2021;
- признать незаконными действия Комитета, выраженные в письме от 15.12.2021 N А-10619;
- в порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя обязать Леноблкомимущество - завершить процедуру признания проекта соответствующим критериям, установленным пунктами 1, 2, 3, 5 части 1 статьи 3 Областного закона Ленинградской области от 11.02.2016 N 1-оз "О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов" (далее - Областной закон N 1-оз), и признания возможным предоставление земельного участка с кадастровым номером 47:01:0301002:108 в аренду без проведения торгов для реализации проекта по заявлению Общества от 27.10.2021 N 3844, в том числе подготовить проект распоряжения Губернатора Ленинградской области, Комитет - осуществить действия по изданию и направлению в адрес Леноблкомимущества заключения о возможности предоставления заявителю земельного участка с кадастровым номером 47:01:0301002:108 в аренду без проведения торгов в порядке и в срок, которые предусмотрены приказом Леноблкомимущества от 12.12.2016 N 49, по заявлению Общества от 27.10.2021 N 3844.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, адрес: 188800, Ленинградская обл., Выборгский р-н, г. Выборг, Советская ул., д. 12, ОГРН 1054700191391, ИНН 4704063710 (далее - Администрация); общество с ограниченной ответственностью "Порт Высоцкий", адрес: 188909, Ленинградская обл., Выборгский р-н, г. Высоцк, Кировская ул., д. 3, ОГРН 1044700875010, ИНН 4704056127 (далее - Порт); Федеральное агентство морского и речного транспорта, адрес: 125993, Москва, ул. Петровка, д. 3/6, ОГРН 1047796291950, ИНН 7707516988 (далее - Росморречфлот); Министерство транспорта Российской Федерации, адрес: 109012, Москва, ул. Рождественка, д. 1, ОГРН 1047702023599, ИНН 7702361427.
Решением от 30.08.2022 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2022 данное решение оставлено без изменения.
Общество в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению подателя жалобы, суды ошибочно поставили возможность предоставления Обществу земельного участка в аренду без проведения торгов в зависимость от документов стратегического планирования Ленинградской области, поскольку пунктом 2 части 1 статьи 3 Областного закона N 1-оз, на основании которого Общество подавало заявление, такой критерий не предусмотрен; в заключении Комитета не содержатся обязательные сведения, а также основание, препятствующее предоставлению земельного участка, из перечисленных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ); заключение Комитета основано на постановлении Правительства Ленинградской области от 30.11.2021 N 760, не вступившем в силу на дату составления заключения; незаконность заключения Комитета влечет незаконность отказа Леноблкомимущества.
Росморречфлот в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, указывая, что утвержденная схема территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта и автомобильных дорог федерального значения не содержит информацию о конкретных земельных участках, необходимых для реализации проекта.
В судебном заседании представители Общества поддержали кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы. Представитель Леноблкомимущества против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве. Представитель Комитета и Администрации также просил оставить кассационную жалобу без удовлетворения, указав в пояснение позиции Комитета, что исходя из подпункта 15 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ земельный участок, исключенный из государственной программы субъекта Российской Федерации, подлежит предоставлению по результатам аукциона. Представитель Порта против удовлетворения жалобы возражал, считая, что предоставление земельного участка без проведения торгов возможно только в случае включения его в государственную программу Ленинградской области.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Леноблкомимущество с заявлением от 27.10.2021 N 3844 об определении соответствия проекта "Высоцкий зерновой терминал" (далее - Проект) критериям, установленным пунктом 2 части 1 статьи 3 Областного закона N 1-оз, и признании возможным предоставления земельного участка площадью 21 579 кв. м с кадастровым номером 47:01:0301002:108 с местоположением: Ленинградская обл., Выборгский р-н, муниципальное образование "Высоцкое городское поселение", г. Высоцк (территориальная зона КС), в аренду без проведения торгов для строительства и эксплуатации объектов в рамках реализации Проекта.
Реализация Обществом инвестиционного проекта по строительству сухогрузного перевалочного комплекса "Порт Высоцк" на территории муниципального образования "Высоцкое городское поселение" Выборгского района Ленинградской области" была согласована на заседании межведомственной комиссии по размещению производительных сил на территории Ленинградской области от 26.06.2019.
Земельный участок площадью 21 579 кв. м с видом разрешенного использования - склады сформирован в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной постановлением Администрации от 20.05.2019 N 1661 по результатам рассмотрения заявления Порта от 04.03.2019; поставлен на кадастровый учет 29.07.2019 с присвоением кадастрового номера 47:01:0301002:108.
По результатам рассмотрения заявления Общества Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности администрации Ленинградской области выдал заключение от 25.11.2021 N 14И-8646/2021 о соответствии инвестиционного проекта Общества критериям реализации масштабного инвестиционного проекта, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 3 Областного закона N 1-оз.
В свою очередь, Комитет письмом от 15.12.2021 N А-10619 сообщил о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду без проведения торгов со ссылкой на исключение постановлением Правительства Ленинградской области от 30.11.2021 N 760 данного земельного участка из государственной программы "Стимулирование экономической активности Ленинградской области".
Письмом от 20.12.2021 N 13-12025/2021 (в редакции письма от 07.02.2022) Леноблкомимущество сообщило об отказе в признании Проекта соответствующим критериям, установленным пунктом 2 части 1 статьи 3 Областного закона N 1-оз, и о признании невозможным предоставить земельный участок в аренду без проведения торгов на основании пункта 4.17 Порядка определения соответствия объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабных инвестиционных проектов критериям, установленным Областным законом "О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов", и рассмотрения заявлений юридических лиц, претендующих на земельные участки (далее - Порядок), со ссылкой на письмо Комитета от 15.12.2021.
Общество, считая, что при условии признания представленного им инвестиционного проекта соответствующим установленным критериям не имелось препятствий в предоставлении испрашиваемого земельного участка, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Порядок, основания и условия предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, определены главой V.1 ЗК РФ.
В силу пункта 1 статьи 39.6 ЗК РФ по общему правилу договор аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным законами субъектов Российской Федерации.
На территории Ленинградской области в целях реализации положений подпункта 3 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ принят Областной закон N 1-оз.
Критерии, которым должны соответствовать масштабные инвестиционные проекты, установлены статьей 3 данного Закона. Согласно части 1 данной статьи предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов для реализации масштабных инвестиционных проектов осуществляется в случае, если проект соответствует одному из критериев, в частности, реализация масштабного инвестиционного проекта предусмотрена в качестве мероприятия в документе стратегического планирования Ленинградской области (пункт 1); реализация масштабного проекта предполагает определенный объем вложений в приобретение (создание, реконструкцию) объектов основных средств и определенное количество создаваемых рабочих мест при осуществлении основных видов экономической деятельности, определенных Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, перечисленных в данном пункте (пункт 2).
Во исполнение Областного закона N 1-оз постановлением Правительства Ленинградской области от 28.11.2016 N 451 утвержден Порядок.
Основания для отказа юридическому лицу в признании проекта соответствующим критериям, установленным пунктами 1, 2, 3, 5 части 1 статьи 3 областного закона, или критериям, установленным частью 2 статьи 3 областного закона, и признания невозможным предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов для реализации (создания) проекта установлены пунктом 4.17 Порядка. К таким основаниям, в частности, относится невозможность предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду без проведения торгов в соответствии с представленным заключением органа местного самоуправления (подпункт 5).
В свою очередь, взаимоотношения между Леноблкомимуществом и органом местного самоуправления в связи с предоставлением земельного участка юридическому лицу в аренду без проведения торгов регулируются Порядком взаимодействия Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом с органом местного самоуправления по вопросу подготовки заключения о возможности (невозможности) предоставления юридическому лицу земельного участка в аренду без проведения торгов, утвержденным приказом Леноблкомимущества от 12.12.2016 N 49.
Как установлено судами, постановлением Правительства Ленинградской области от 14.11.2013 N 394 утверждена государственная программа Ленинградской области "Стимулирование экономической активности Ленинградской области", предусматривающая в составе мероприятий по ее реализации строительство Высоцкого зернового терминала.
По заданию Общества общество с ограниченной ответственностью "Морстройтехнология" разработало Декларацию о намерениях инвестирования в строительство объекта "Высоцкий зерновой терминал", расположенного в г. Высоцк Ленинградской области. Письмом от 28.10.2019 Росморречфлот сообщил о согласовании данной Декларации при условии реализации проекта без привлечения средств федерального бюджета. Приложением В к Декларации является генеральный план территории Высоцкого зернового терминала, на котором обозначены границы земельного участка Общества, предоставленного для проектирования.
В силу статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" создание морского порта осуществляется на основании схемы территориального планирования Российской Федерации в области развития федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного, трубопроводного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения. Решение о создании морского порта принимается Правительством Российской Федерации. В решении о создании морского порта могут предусматриваться мероприятия, связанные с образованием земельных участков, строительством объектов капитального строительства, относящихся к объектам инфраструктуры морского порта, и другие мероприятия.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.03.2013 N 384-р (в редакции распоряжения от 12.04.2020 N 979-р) утверждена схема территориального планирования Российской Федерации в области развития федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного, трубопроводного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения (далее - Схема), предусматривающая строительство в морском порту Высоцк зернового терминала мощностью 4 млн. тонн в год на территории Высоцкого городского поселения Выборгского района Ленинградской области.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 30.11.2021 N 760 в постановление от 14.11.2013 N 394 внесены изменения, в соответствии с которыми площадь инвестиционной площадки в границах кадастрового квартала 47:01:0301002, в пределах которой планируется строительство Высоцкого зернового терминала, уменьшена с 41 га до 38,8 га за счет исключения из территории спорного участка.
Исходя из подпункта 15 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ земельный участок, не предназначенный для реализации государственной программы субъекта Российской Федерации, подлежит предоставлению по результатам аукциона.
Документами, подготовленными в целях реализации инвестиционного проекта Обществом (Декларацией, Схемой), не предусматривается использование именно спорного земельного участка для размещения объектов Высоцкого зернового терминала.
Согласно пункту 1 статьи 39.16 ЗК РФ земельный участок не может быть предоставлен без проведения торгов, если лицо, претендующее на предоставление земельного участка, в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Суды, проанализировав в совокупности собранные по делу доказательства и установленные ими обстоятельства, правомерно пришли к выводу о недоказанности Обществом наличия у него права на предоставление испрашиваемого земельного участка в аренду без проведения торгов и соответственно нарушения оспариваемыми решением Леноблкомимущества и действиями Комитета его прав как обязательного условия признания недействительными или незаконными решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия.
То обстоятельство, что на момент направления Комитетом письма от 15.12.2021 о невозможности предоставления земельного участка со ссылкой на постановление Правительства Ленинградской области от 30.11.2021 N 760 данное постановление не вступило в силу (опубликовано в официальном источнике 16.12.2021), не имеет существенного значения применительно к конкретным обстоятельствам настоящего спора, поскольку с момента издания данного постановления Комитет не мог не учитывать его содержание при рассмотрении соответствующего вопроса.
В свою очередь, Леноблкомимущество при наличии отрицательного заключения органа местного самоуправления по вопросу о возможности предоставления земельного участка объективно в силу подпункта 5 пункта 4.17 Порядка не имело возможности принять иное решение по заявлению Общества. При этом в силу автономности воли каждого публичного образования и распределения компетенции между публичными органами Леноблкомимущество не наделено полномочиями по проверке законности решений органов местного самоуправления применительно к рассматриваемым вопросам.
При таком положении, с учетом позиции Росморречфлота, а также наличия иного лица, заинтересованного в предоставлении того же земельного участка, - Порта, по заявлению которого этот участок и был сформирован, суды правомерно пришли к выводу об отказе в удовлетворении требований Общества, направленных на получение для использования земельного участка без проведения конкурентных процедур, в отсутствие достаточных доказательств наличия у Общества исключительного или преимущественного права на приобретение земельного участка.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление законными и не усматривает установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены данных судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.08.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2022 по делу N А56-14633/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Технотранс" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.