г. Санкт-Петербург |
|
14 декабря 2022 г. |
Дело N А56-14633/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Черемошкиной В.В.
судей Горбатовской О.В., Нестерова С.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Янбиковой Л.И.
при участии:
от заявителя Мухортинов П.А. (доверенность от 11.04.2022); Белокрылова И.Н. (доверенность от 14.07.2022)
от заинтересованных лиц:
1) Богданова М.С. (доверенность от 02.02.2022)
2) не явился (извещен);
от третьих лиц:
1) Денисов В.В. (доверенность от 09.12.2021)
2) Карпухин А.В. (доверенность от 22.06.2019)
3) Гринина А.Ю. (доверенность от 20.09.2022); путем использования системы веб-конференции
4) не явился (извещен);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32487/2022) общества с ограниченной ответственностью "Технотранс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.08.2022 по делу N А56-14633/2022 (судья Корчагина Н.И.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Технотранс"
к 1) Ленинградскому областному комитету по управлению государственным имуществом;
2) Комитету по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области
третьи лица:
1) администрация муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области;
2) общество с ограниченной ответственностью "Порт Высоцкий";
3) Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот);
4) Министерство транспорта Российской Федерации
о признании недействительным письма (заключение) исх.N 13-12025/2021 от 20.12.2021; о признании незаконными действия, выраженные в письме от 15.12.2021 N А-10619.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Технотранс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Ленинградскому областному комитету по управлению государственным имуществом (далее - Леноблимущество), Комитету по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области (далее - КУМИГ) о признании недействительным письма (заключения) Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом (исходящий номер 13-12025/2021 от 20.12.2021) и действия Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству Администрации Муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, выраженные в письме от 15.12.2021 N А-10619.
В порядке устранения нарушений прав Общество просило обязать Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом завершить процедуру признания Проекта соответствующим критериям. Установленным пунктами 1, 2. 3, 5 части 1 статьи 3 областного закона Ленинградской области от 11.02.2016 N 1-оз, и признания возможным предоставления земельного участка с кадастровым номером 47:01:0301002:108 в аренду без проведения торгов для реализации проекта по заявлению ООО "Технотранс" (от 27.10.2021 N 3844), в том числе подготовить проект распоряжения Губернатора Ленинградской области и обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом и градостроительству Администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области осуществить действия по изданию и направлению в адрес Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом заключения о возможности предоставления заявителю земельного участка с кадастровым номером 47:01:0301002:108 в аренду без проведения торгов, в порядке и в срок, предусмотренный Приказом Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом от 12.12.2016 N 49, по заявлению ООО "Технотранс" (исх. N 3844 от 27.10.2021).
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Администрация муниципального образования "Выборгский район Ленинградской области (далее - Администрация); общество с ограниченной ответственностью "Порт Высоцкий" (далее - Порт); Федеральное агентство морского и речного транспорта (далее - Росморречфлот), Министерство транспорта Российской Федерации (далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.08.2022 в удовлетворении заявления отказано.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что испрашиваемый заявителем земельный участок для предоставления без проведения торгов не отвечает критериям, установленным статьей 3 областного закона Ленинградской области от 11.02.2016 N 1-оз, так как не предназначен для реализации масштабного инвестиционного проекта - строительства Высоцкого зернового терминала, оснований для предоставления его в аренду без проведения торгов не имеется. Суд также отметил, что сведения о спорном участке отсутствуют в разработанной ответчиком Декларации о намерениях инвестирования (ДОН), согласованной Росморречфлотом в соответствии с Положением о порядке разработки и согласования Ходатайства (Декларации) о намерениях инвестирования в строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры морского порта", утвержденным Приказом ФГУП "Росморпорт" от 24.06.2016 N 294 и разработанной ООО "Технотранс" и согласованной Росморречфлотом.
Как указал суд, в соответствии с компоновочными решениями Ходатайства (Декларации) размещение Высоцкого зернового терминала не предусматривало использование спорного земельного участка.
На решение подана апелляционная жалоба ООО "Технотранс", которое просит отменить обжалуемый судебный акт и удовлетворить заявление.
В обоснование доводов апелляционной жалобы, ее податель ссылается на то, что суд не дал оценку незаконности заключения КУМИГ, которое было издано за пределами установленного срока и основано на постановлении Правительства Ленинградской области от 30.11.2021 N 760 "О внесении изменений в постановление Правительства Ленинградской области от 14.11.2013 N 394", которое на дату заключения КУМИГ не вступило в законную силу.
По мнению подателя жалобы, суд не учел представленные в материалы дела доказательства унификации Госпрограммы в части исключения описания границ земельных участков, предназначенных для реализации масштабных проектов на территории Ленинградской области и, соответственно, возможности восстановления нарушенного права заявителя путем предоставления земельного участка с кадастровым номером 47:01:030002:108 в аренду без проведения торгов, отмечая, что проект "Выборгский зерновой терминал" до настоящего времени включен в состав Госпрограммы ЛО.
Заявитель указывает на удовлетворение заявления ООО "Технотранс" о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 47:01:0301002:335 на аналогичных условиях.
Заявитель полагает, что, исходя из описания места реализации спорного проекта в пункте 1.2 раздела 1, пункте 4.6 раздела 4 ДОН и информации о смежных земельных участках следует, что спорный земельный участок входит в границы территории реализации проекта.
Как указывает заявитель, Проект признан масштабным заключением Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области, спорный земельный участок входит в состав согласованного межведомственной комиссией по размещению производительных сил на территории Ленинградской области границ землеотвода под реализацию проекта "Высоцкий зерновой терминал".
Согласно позиции заявителя, в состав документации, предоставляемой с заявлением о передаче земельного участка, не должно было включаться Ходатайство (Декларация) о намерениях инвестирования в строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры морского порта, согласованного Росморречфлотом.
По мнению заявителя, заключение КУМИГ не могло быть положено в основание отказа Леноблимущества о предоставлении участка, так как это заключение не соответствовало требованиям пункта 6 Порядка взаимодействия Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом, утвержденного Приказом Ленинградского областного комитета от 12.12.2016 N 49 (далее - Приказ N 49), в заключении КУМИГ не приведены основания для отказа в предоставлении земельного участка, предусмотренные статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
В письменных пояснениях по апелляционной жалобе Росморречфлот возражает против ее удовлетворения, ссылаясь на то, что согласованное Росморречфлотом Ходатайство (Декларация) о намерениях инвестирования в строительство "Высоцкий зерновой терминал", расположенный в городе Высоцк Ленинградской области, не предусматривало использования для реализации проекта спорного земельного участка.
Как поясняет третье лицо, Схема территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог Федерального значения, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.03.2013 N 384-р, не включает в себя земельный участок, а содержит лишь указание на планирование реализации Проекта в морском порту Высоцк.
Как отмечает третье лицо, местоположение объекта с конкретизацией по планировке территории подлежит определению на этапе подготовки документации по планировке территории.
В отзыве на апелляционную жалобу Порт возражает против ее удовлетворения, также ссылаясь на то, что спорный земельный участок был исключен из состава территории планирования проекта.
Кроме того, Порт отметил, что в деле N А56-104676/2019 установлено, что спорный земельный участок сформирован уполномоченным органом для выставления права его аренды на торги, ссылается на имеющуюся в деле переписку о выставлении объекта не торги.
Указанные обстоятельства, по мнению Порта, сами по себе исключают возможность предоставления спорного земельного участка без проведения торгов.
Также, Порт поддержал позицию Росморречфлота, а также указал на то, что заявителем не заполнен пункт и) в заявлении.
Заявитель представил письменные возражения по отзыву Порта, в которых настаивал на отсутствии оснований для отказа в удовлетворении заявления, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ; настаивая на том, что доводы возражающих лиц об отсутствии указания на спорный земельный участок в ДОН в данном случае не имеют правового значения, приведенные Портом аргументы противоречат выводам, которые сделаны в делах N N А56-118325/2019 и А56-12873/2019.
Податель жалобы настаивает на том, что спорный земельный участок входит в состав землеотвода, предусмотренного для реализации проекта "Высоцкий зерновой терминал".
В отзыве на апелляционную жалобу, Леноблкомимущество возражает против ее удовлетворения, отмечая, что не имеет полномочий по контролю за деятельностью КУМИГ и прочих органов местного самоуправления.
Согласно позиции ответчика, постановлением Правительства Ленинградской области от 30.11.2021 N 760 "О внесении изменения в постановление Правительства Ленинградской области от 14.11.2013 N 394" спорный земельный участок исключен из территории реализации проекта "Строительство Высоцкого зернового терминала".
В остальном, ответчик поддержал позицию третьих лиц, отраженную в поданных ими отзывах на жалобу.
В отзыве на апелляционную жалобу КУМИГ против ее удовлетворения возражает, полагая, что заявителем в данном случае не доказано соблюдение критериев предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов.
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы Леноблкомимущество заявило о приостановлении производства по делу до вступления в законную силу решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-14633/2022, в котором оспаривается письмо КУМИГ от 22.02.2022 N А-1399 об отказе в предоставлении спорного земельного участка в аренду без проведения торгов.
Общество представило письменные возражения относительно приостановления производства по делу, полагая, что его рассмотрение не связано с выводами, которые будут сделаны по итогам спора в деле N А56-49805/2022 и заявление ходатайства о приостановлении направлено исключительно на затягивание процедуры рассмотрения спора.
Рассмотрев в судебном заседании апелляционного суда ходатайство Леноблкомимущество о приостановлении производства по делу, суд не усматривает оснований для его удовлетворения. Основания невозможности рассмотрения данного спора, с учетом того, что его предметом является проверка законности действий должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления исходя из тех условий, при которых они были совершены, до проверки в судебном порядке законности действий КУМИГ, апелляционный суд не усматривает.
Предусмотренные подпунктом 1 пункта 1 статьи 143 АПК РФ основания для приостановления производства по делу отсутствуют.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы поданной им апелляционной жалобы.
Представитель Леноблимущества против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
Представители Порта, Администрации, Россморречфлот" против удовлетворения апелляционной жалобы возражали по мотивам, изложенным в отзывах.
Остальные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, явку в судебное заседание не обеспечили.
С учетом мнения представителей лиц, участвующих в деле и в соответствии с положениями статьи 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд не усматривает оснований для его отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Леноблимущество с заявлением об определении соответствия масштабного инвестиционного проекта критериям, установленным подпунктом 2 пункта 1 статьи 3 областного закона Ленинградской области от 11.02.2016 N 1-оз, и признании возможным предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов для размещения "Высоцкого зернового терминала" в отношении земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 47:01:0301002:108 из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, местоположение: Ленинградская область, Выборгский район, Муниципальное образование "Высоцкое городское поселение" город Высоцк (территориальная зона КС), категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования "склады", площадью 21 579 кв.м.
Цель использования земельного участка указана - Строительство и эксплуатация объектов в рамках реализации проекта "Высоцкий зерновой терминал".
Обращение имело место на основании Протокола заседания межведомственной комиссии по размещению производительных сил на территории Ленинградской области от 26.06.2019, в котором согласована реализация по инициативе ООО "Технотранс" инвестиционного проекта по строительству сухогрузного перевалочного комплекса "Порт Высоцк" на территории муниципального образования "Высоцкое городское поселение" Выборгского района Ленинградской области".
По адресу: Ленинградская область, Выборгский район, город Высоцк 29.07.2019 сформирован земельный участок с кадастровым номером 47:01:0301002:108 с целью использования - для размещения складов (далее - Земельный участок).
Границы участка указаны в соответствии с постановлением Администрации от 20.05.2019 N 1661 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории", принятого по заявлению Порта. КУМИГ указано выполнить в отношении земельного участка кадастровые работы и осуществить государственный кадастровый учет.
Заключением Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Администрации Ленинградской области от 25.11.2021 выдано заключение N 14И-8646/2021, которым подтверждено соответствие Инвестиционного проекта ООО "Технотранс" критериям реализации масштабного инвестиционного проекта, предусмотренным подпунктом 2 пункта 1 статьи 3 Закона Ленинградской области от 11.02.2016 N 1-оз "О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов" (далее - Закон N 03-1).
В то же время, в ответ на обращение Леноблкомимущества от 15.11.2021 N 11-10683/2021, КУМИГ письмом от 15.12.2021 N А-10619 указал на невозможность предоставления Земельного участка в аренду без проведения торгов со ссылкой на исключение из государственной программы "Стимулирование экономической активности ленинградской области" в соответствии с Постановлением Правительства Ленинградской области от 30.11.2021 N 760 "О внесении изменений в постановление Правительства Ленинградской области от 14.11.2013 N 394" Земельного участка.
Со ссылкой на указанный отказ, письмом от 20.12.2021 N 13-12025/2021 Леноблкомимущество, руководствуясь пунктом 4.17 Порядка определения соответствия объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабных инвестиционных проектов критериям, установленным областным законом Закона N оз-1 (далее - Порядок), а именно, исходя из указания КУМИГ на невозможность предоставления в аренду Земельного участка без проведения торгов, а также выявившегося в документах несоответствия в части сроков строительства Высоцкого зернового терминала, отказало в признании проекта соответствующим критериям пункта 2 части 1 статьи 3 Закона N 1-оз.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным законами субъектов Российской Федерации.
Закон N 1-оз устанавливает в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации критерии, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых предоставление земельных участков в аренду осуществляется без проведения торгов.
По условиям подпункта 1 пункта 1 статьи 3 Закона N оз-1, предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов для реализации масштабных инвестиционных проектов осуществляется в случае, если проект соответствует одному из критериев, в частости, реализация масштабного инвестиционного проекта предусмотрена в качестве мероприятия в документе стратегического планирования Ленинградской области.
Согласно статье 4 Закона N оз-1, порядок определения соответствия объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабных инвестиционных проектов критериям, установленным настоящим областным законом, порядок определения соответствия объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабных инвестиционных проектов критериям, установленным настоящим областным законом, и рассмотрения заявлений юридических лиц, претендующих на земельные участки, определяется Правительством Ленинградской области (далее - Порядок).
Как указано в пункте 4.17 Порядка, утвержденного Постановление Правительства Ленинградской области от 28.11.2016 N 451 основаниями для отказа юридическому лицу в признании проекта соответствующим критериям, установленным пунктами 1, 2, 3, 5 части 1 статьи 3 областного закона, или критериям, установленным частью 2 статьи 3 областного закона, и признания невозможным предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов для реализации (создания) проекта являются, в том числе невозможность предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду без проведения торгов (предварительного согласования предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или границы такого участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом N 218-ФЗ) в соответствии с представленным заключением органа местного самоуправления.
Таким образом, как указано в Приказе 49, заключение КУМИГ о возможности предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду без проведения торгов являлось обязательным условием для признания Леноблимущество реализуемого на этом земельном участке инвестиционного проекта требованиям Закона N оз-1.
Правом принимать решения вопреки волеизъявлению органа местного самоуправления или игнорировать заключение КУМИГ ответчик не был наделен.
Заявителем не оспорены доводы ответчиков и третьих лиц о том, что постановлением Правительства Ленинградской области от 14.11.2013 N 394 "Об утверждении государственной программы Ленинградской области "Стимулирование экономической активности Ленинградской области" в редакции постановления Правительства Ленинградской области от 23.11.2020 N 760 "Об утверждении Порядка предоставления субсидии юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям на финансовое обеспечение затрат на разработку и реализацию индустриальных проектов на территории Ленинградской области в рамках реализации государственной программы "Стимулирование экономической активности Ленинградской области" и внесении изменения в постановление Правительства Ленинградской области от 14 ноября 2013 года N 394" не предусмотрена реализация инвестиционного проекта именно на испрашиваемом земельном участке.
Данное обстоятельство объективно исключало возможность предоставления земельного участка с момента издания постановления Правительства Ленинградской области от 23.11.2020, поскольку именно в этот момент было выражено волеизъявление публичного собственника относительно порядка реализации инвестиционного проекта
В силу положений статьи 198 АПК РФ, основанием для признания незаконными действий должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления является несоответствие их закону и нарушение, при этом, прав и законных интересов лица в области предпринимательской деятельности.
Обоснования несоответствия обжалуемого письма, а также отказа КУМИГ в согласовании предоставления земельного участка требованиям ненормативных актов, исходя из изложенного выше, заявителем не приведено.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявления. Оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.08.2022 по делу N А56-14633/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Черемошкина |
Судьи |
О.В. Горбатовская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-14633/2022
Истец: ООО "ТЕХНОТРАНС"
Ответчик: КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ВЫБОРГСКИЙ РАЙОН" ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ВЫБОРГСКИЙ РАЙОН" ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, АО ПОРТ ВЫСОЦКИЙ, Министерство транспорта Российской Федерации, ООО ПОРТ ВЫСОЦКИЙ, РОСМОРРЕЧФЛОТ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА