30 марта 2023 г. |
Дело N А05-8808/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 марта 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Власовой М.Г., судей Дмитриева В.В., Пряхиной Ю.В.,
при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги"Трипадуш С.Н. (доверенность от 04.12.2020), от общества с ограниченной ответственностью "Котласский завод силикатного кирпича" Попова А.Н. (доверенность от 12.01.2023),
рассмотрев 30.03.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Котласский завод силикатного кирпича" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 07.10.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2022 по делу N А05-8808/2022,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", адрес: адрес: 107174, Москва, ул. Новая Басманная, д. 2/1, стр. 1, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727 (далее - ОАО "РЖД"), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Котласский завод силикатного кирпича", адрес: 165304, Архангельская обл., г. Котлас, Объездной проезд, д. 1, ОГРН 1042901300530, ИНН 2904013744 (далее - Общество), об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора от 02.08.2021 N 4-4 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий ОАО "РЖД", по станции Лименда Северной Железной дороги.
Решением суда первой инстанции от 07.10.2022 урегулированы разногласия между ОАО "РЖД" и Обществом, возникшие при заключении договора от 02.08.2021 N 4-4 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий ОАО "РЖД", по станции Лименда Северной железной дороги, в следующей редакции:
- подпункт 9.4.2 пункта 9 параграфа 9 изложен в следующей редакции: "Ежесуточную плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД", протяженностью 3,746 км. Плата определена с учетом ставки безлимитного тарифного плана "Базовый" 3375,0 руб. за 1 километр в сутки, утвержденной протоколом заседания Правления ОАО "РЖД" от 29.12.2020 N 83. Плата начисляется за все количество суток в месяце и облагается НДС. Условия работы по безлимитному тарифному плану "Базовый" предусматриваются на календарный год, с возможностью его дальнейшего продления, пересмотра и изменения.
В случае утверждения Правлением ОАО "РЖД" новой ставки платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", стороны руководствуются новой ставкой с момента ввода ее в действие Правлением ОАО "РЖД".
"Перевозчик" вправе по просьбе "Пользователя" не более одного раза в год изменить тарифный план для определения платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД".
Постановлением апелляционной инстанции от 21.12.2022 решение суда от 07.10.2022 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить обжалуемые судебные акты, направить дело на новое рассмотрение.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "РЖД" указывает на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель ОАО "РЖД" возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в связи с истечением срока действия ранее заключенного договора ОАО "РЖД" (перевозчиком) в адрес Общества (пользователя) направлен проект договора от 02.08.2021 N 4-4 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий ОАО "РЖД", по станции Лименда Северной железной дороги (далее - Договор), который был подписан ответчиком с разногласиями.
Суть разногласий состоит в том, что ответчик не принял редакцию истца по подпункту 9.4.2 пункта 9.4 параграфа 9 Договора, согласно которой "пользователь уплачивает перевозчику ежесуточную плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД", протяженностью 3,746 км. Плата определена с учетом ставки безлимитного тарифного плана "Базовый" 3375,0 руб. за 1 километр в сутки, утвержденной протоколом заседания Правления ОАО "РЖД" от 29.12.2020 N 83. Плата начисляется за все количество суток в месяце и облагается НДС. Условия работы по безлимитному тарифному плану "Базовый" предусматриваются на календарный год, с возможностью его дальнейшего продления, пересмотра и изменения.
В случае утверждения Правлением ОАО "РЖД" новой ставки платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", стороны руководствуются новой ставкой с момента ввода ее в действие Правлением ОАО "РЖД".
"Перевозчик" вправе по просьбе "Пользователя" не более одного раза в год изменить тарифный план для определения платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД".
Ответчик представил протокол разногласий от 18.08.2021, предложив изложить спорный подпункт в иной редакции:
"Плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД", протяженностью 3,746 км. Плата определена по ставкам части 2 таблицы N 11 Тарифного руководства N 3 с учетом коэффициента доплат, определяемого по таблице N 13 Тарифного руководства N 3. Плата начисляется за фактическое пользование вагонами".
Стороны 16.09.2021 подписали протокол согласования разногласий, в котором указали, что в связи с не достижением согласия по подпункту 9.4.2 пункта 9 параграфа 9 Договор считается незаключенным.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ОАО "РЖД" в суд с иском.
Суды приняли спорный пункт Договора в редакции ОАО "РЖД".
Изучив материалы дела, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Согласно статье 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
По положениям статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Отношения сторон, возникшие при заключении спорного Договора, регулируются Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) и Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26).
Согласно пункту 2.12 Правил N 26 при недостижении согласия по условиям Договора споры рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно части третьей статьи 58 Устава перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев других железнодорожных путей необщего пользования сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику.
В силу части четвертой статьи 58 Устава перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на не принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает в грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику.
Если подача и уборка вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих перевозчику, осуществляются локомотивом, принадлежащим владельцу другого железнодорожного пути необщего пользования или иному лицу, с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) и указанных владельца железнодорожных путей необщего пользования или иного лица перевозчиком взимается плата за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику (часть пятая статьи 58 Устава).
Размеры указанных сбора и платы устанавливаются соглашением сторон, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (часть шестая статьи 58 Устава).
Содержание частей 3-5 статьи 58 Устава позволяет сделать вывод о том, что сбор за подачу и уборку вагонов, осуществляемые на принадлежащих перевозчику железнодорожных путях необщего пользования, включает в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику.
В пункте 13 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017 разъяснено, что из буквального толкования положений частей третьей и шестой статьи 58 Устава следует, что соответствующие условия договора сами по себе не противоречат действующему законодательству.
Как следует из материалов дела, суды нижестоящих инстанций при определении редакции спорного пункта руководствовались Методическими рекомендациями по определению ставок договорных сборов за отдельные работы и услуги, утвержденными протоколом заседания Правления ОАО "РЖД" от 29.12.2020 N 83, согласно пункту 1.1 договорных ставок (тарифных планов) для определения платы за использование пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику (ОАО "РЖД") (приложение N 5 к протоколу заседания Правления ОАО "РЖД") для всех грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожного пути необщего пользования по тарифному плану "Безлимитный базовый" с 01.01.2021 установлена ставка в размере 3,375 руб./км/сутки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643 "О государственном регулировании тарифов, сборов и оплаты в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" утвержден Перечень работ (услуг) субъектов) естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и оплата в отношении которых регулируется государством.
Услуга по предоставлению в пользование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", не включена в вышеуказанный Перечень, что также отражено судами в оспариваемых судебных актах.
Отсутствие прямого нормативного тарифного регулирования не исключает компенсацию расходов перевозчика на содержание инфраструктурной составляющей и является оплатой одной из оказываемых перевозчиком услуг, договорная плата за использование железнодорожного пути необщего пользования уплачивается в возмещение расходов перевозчика на содержание принадлежащего ему железнодорожного пути необщего пользования. Ежесуточное взимание такой платы, не привязанное к количеству выходов локомотива, обусловлено необходимостью для перевозчика содержать принадлежащий ему железнодорожный путь и поддерживать его в надлежащем состоянии на постоянной основе для обеспечения исполнения своих обязательств по договору в части подачи и уборки вагонов в любой момент.
Приведенный подателем жалобы довод о допущенном судом первой инстанции процессуальном нарушении, связанным с не направлением в его адрес определения об изменении даты судебного заседания, в связи с чем ответчик не обеспечил явку своего представителя и не смог заявить ходатайство о назначении судебной экспертизы являлся предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и был правомерно отклонен, поскольку суд установил, что ответчик был извещен надлежащим образом о начавшемся судебном процессе, информация о назначении судебного заседания на 06.10.2022 своевременно размещена в сети Интернет.
Согласно пункту 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Сведений о том, что установленная ОАО "РЖД" ставка платы определена ненадлежащим образом в материалах дела не содержится.
Ответчик не представил в материалы дела доказательств, однозначно свидетельствующих об экономически необоснованной договорной ежедневной ставке, предложенной перевозчиком, а также экономически не обосновал свой вариант размера платы.
Предложенная ответчиком редакция спорного пункта правомерно была отклонена судами, со ссылкой на решение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.2011 N ВАС-5095/11, согласно которому предложенный им порядок расчета признан недействующим.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, повторяют доводы апелляционной жалобы, которым судом апелляционной инстанции дана надлежащая оценка, выражают несогласие ее подателя с принятыми по делу судебными актами, но не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права, а потому не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Как разъяснено в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", при проверке соответствия выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (часть 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) необходимо исходить из того, что суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
С учетом того, что наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, устанавливается судом на основании доказательств по делу (часть 1 статьи 64 АПК РФ), переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть иные по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводы относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, в частности, относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности (часть 2 статьи 71 АПК РФ), не допускается.
В рассматриваемом случае выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств и соответствуют нормам материального и процессуального права, поэтому суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 07.10.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2022 по делу N А05-8808/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Котласский завод силикатного кирпича" - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.Г. Власова |
Судьи |
М.Г. Власова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 13 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017 разъяснено, что из буквального толкования положений частей третьей и шестой статьи 58 Устава следует, что соответствующие условия договора сами по себе не противоречат действующему законодательству.
...
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643 "О государственном регулировании тарифов, сборов и оплаты в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" утвержден Перечень работ (услуг) субъектов) естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и оплата в отношении которых регулируется государством.
...
Предложенная ответчиком редакция спорного пункта правомерно была отклонена судами, со ссылкой на решение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.2011 N ВАС-5095/11, согласно которому предложенный им порядок расчета признан недействующим."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 марта 2023 г. N Ф07-2840/23 по делу N А05-8808/2022