30 марта 2023 г. |
Дело N А56-11870/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Аникиной Е.А. и Мунтян Л.Б.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Жилищно - коммунальное хозяйство" Скрылова А.А. (доверенность от 04.07.2022), от общества с ограниченной ответственностью "Лента" Капорина А.В. (доверенность от 02.06.2020),
рассмотрев 28.03.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лента" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.06.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2022 по делу N А56-11870/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство", адрес: 357502, Ставропольский край, город Пятигорск, Университетская улица, дом 34А, помещение 20-24, ОГРН 1072649003789 (далее - ООО "ЖКХ"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Лента", адрес: 197374, Санкт-Петербург, улица Савушкина, дом 112б, ОГРН 1037832048605, ИНН 7814148471 (далее - ООО "Лента"), о возложении обязанности заключить договор N Ю-085159 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в редакции проекта этого договора, предложенного истцом.
Решением суда первой инстанции от 20.06.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 12.10.2022, суд обязал ООО "Лента" заключить договор N Ю-085159 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в редакции, предложенной ООО "ЖКХ".
В кассационной жалобе ООО "Лента", ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить, в иске отказать.
В судебном заседании представитель ООО "Лента" поддержал доводы, изложенные в жалобе, а представитель ООО "ЖКХ" просил кассационную жалобу оставить без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве и дополнениях к нему.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, ООО "ЖКХ" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) на территории Ставропольского края.
Между ООО "Лента" (потребителем) и ООО "ЖКХ" (региональным оператором) заключен договор N Ю-032822, по условиям которого региональный оператор обязался принимать ТКО в объеме и месте (на площадке), которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортировку, обработку, обезвреживание и захоронение в соответствии с законодательством РФ, а потребитель обязался оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В пункте 29 Договора N Ю-032822 предусмотрено, что он считается заключенным с момента подписания сторонами, действует до 31.12.2020 и считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если не менее чем за месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении, либо о заключении нового договора на иных условиях.
На основании указанного пункта ООО "ЖКХ" направило ООО "Лента" уведомление от 01.12.2021 N 21-12803 о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО на новых условиях, приложило проект Договора N Ю-085159.
Письмом от 13.12.2021 N 13122021/44 ООО "Лента" заявило отказ от заключения Договора N Ю-085159.
Поскольку в добровольном порядке Общество Договор N Ю-085159 не заключило, ООО "ЖКХ" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал предъявленные требования обоснованными и удовлетворил иск. Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Суды двух инстанций приняли предложенное региональным оператором договорное условие о коммерческом учете ТКО в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО - расчетным путем по нормативам накопления, сделав вывод о невозможности применения в рассматриваемой ситуации способа учета ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления в связи с отсутствием доказательств фактического выполнения ООО "Лента" требований о разделении ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирования сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО.
Между тем суд округа находит данный вывод судов двух инстанций ошибочным.
В силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
В соответствии со статьей 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
В целях реализации задач, предусмотренных Законом N 89-ФЗ, а также в связи с изменением правового регулирования и необходимостью определения статуса регионального оператора Правительством Российской Федерации 12.11.2016 принято постановление N 1156 об утверждении Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, устанавливающими порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов на территории Российской Федерации (далее - Правила N 1156).
Согласно части 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
В соответствии с частью 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО утверждена Правилами N 1156.
Заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО для регионального оператора является обязательным, обязанность ответчика заключить договор с истцом вытекает из положений законодательства и обусловлена характером осуществления им деятельности в области обращения ТКО.
Пунктом 25 Правил N 1156 определено, что одним из существенных условий договора об оказании услуг по транспортированию ТКО является способ коммерческого учета количества ТКО.
В силу пункта 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" (далее - Правила N 505).
В соответствии с пунктом 5 Правил N 505 коммерческий учет ТКО осуществляется:
а) расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
В целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил (пункт 6 Правил).
В определениях Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2022 N 301-ЭС22-12390, от 13.10.2022 N 303-ЭС22-13782, от 16.08.2022 N 303-ЭС22-4152, от 27.04.2021 N 305-ЭС21-54 отражен правовой подход о том, что при заключении с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственник ТКО вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Следовательно, в силу принципа диспозитивности субъекты данных правоотношений вправе производить расчет как по количеству и объему контейнеров, так и в соответствии с нормативами накопления ТКО.
С учетом изложенного вывод судов о том, что коммерческий учет ТКО исходя из количества и объема контейнеров может быть применен ООО "Лента" только при осуществлении раздельного накопления ТКО не соответствует приведенным нормативным положениям.
Более того ООО "Лента" при заключении Договора N Ю-032822 и определяя способ коммерческого учета - расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО, установленных в местах накопления ТКО, уже реализовало право на выбор одного из альтернативных способов учета объема ТКО для расчетов с региональным оператором, и в связи с этим обосновано возражало против спорного договора, предложенного региональным оператором.
Наряду с этим суд кассационной инстанции находит заслуживающим внимания довод ООО "Лента" о пропуске ООО "ЖКХ" срока, предусмотренного пунктом 29 Договора N Ю-032822 при обращении с уведомлением о заключении договора на новых условиях.
Суд первой инстанции отклонил данный довод, сославшись на пункт 1 статьи 194 ГК РФ, посчитав, что ООО "Лента" работает круглосуточно. Кроме того, суд первой инстанции принял во внимание, что "Общество не опровергло утверждение ООО "ЖКХ" о том, что первоначально Обществу направлялся договор на новых условиях на 2022 год 30.11.2011 в 14 час. 58 мин; это электронное письмо имеет статус - доставлено".
В соответствии с пунктом 3 статьи 192 ГК РФ срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока.
Срок, предусмотренный пунктом 29 Договора N Ю-032822 с учетом указанного нормативного положения истек 30.11.2020.
Судами установлено, что ООО "ЖКХ" обратился к ООО "Лента" с уведомлением от 01.12.2021 N 21-12803 о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО на новых условиях, что свидетельствует о пропуске срока, установленного пунктом 29 Договора N Ю-032822, и наступлении предусмотренных этим пунктом последствий.
Надлежащих доказательств своевременного обращения ООО "ЖКХ" с уведомлением о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО на новых условиях материалы дела не содержат.
В соответствии с частью 1 статьи 288 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Поскольку выводы судов, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, сделаны при неправильном применении норм материального права, решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
При новом рассмотрении суду надлежит учесть изложенное, установить юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, оценить имеющиеся в деле доказательства и в зависимости от установленного разрешить спор по существу, распределив судебные расходы, в том числе по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.06.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2022 по делу N А56-11870/2022 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В определениях Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2022 N 301-ЭС22-12390, от 13.10.2022 N 303-ЭС22-13782, от 16.08.2022 N 303-ЭС22-4152, от 27.04.2021 N 305-ЭС21-54 отражен правовой подход о том, что при заключении с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственник ТКО вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
...
Суд первой инстанции отклонил данный довод, сославшись на пункт 1 статьи 194 ГК РФ, посчитав, что ООО "Лента" работает круглосуточно. Кроме того, суд первой инстанции принял во внимание, что "Общество не опровергло утверждение ООО "ЖКХ" о том, что первоначально Обществу направлялся договор на новых условиях на 2022 год 30.11.2011 в 14 час. 58 мин; это электронное письмо имеет статус - доставлено".
В соответствии с пунктом 3 статьи 192 ГК РФ срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 марта 2023 г. N Ф07-22089/22 по делу N А56-11870/2022
Хронология рассмотрения дела:
18.06.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5130/2024
12.02.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-2183/2024
26.07.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-11870/2022
30.03.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-22089/2022
12.10.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-24981/2022
20.06.2022 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-11870/2022