04 апреля 2023 г. |
Дело N А44-2781/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боголюбовой Е.В., судей Елагиной О.К. и Пряхиной Ю.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Гранит" генерального директора Кузьмина А.А. (решение от 01.09.2021) и Гетманова С.В. (по устному ходатайству генерального директора),
рассмотрев 04.04.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гранит" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 07.09.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2022 по делу N А44-2781/2022,
УСТАНОВИЛ:
заместитель прокурора Новгородской области (далее - Прокурор), обратился в Арбитражный суд Новгородской области с иском к администрации Боровичского муниципального района, адрес: 174411, Новгородская область, город Боровичи, Коммунарная улица, дом 48, ОГРН 1025300993585, ИНН 5320009033 (далее - Администрация) и обществу с ограниченной ответственностью "Гранит" адрес: 174406, Новгородская область, город Боровичи, Тинская улица, дом 31 ОГРН 1025300990241, ИНН 5320005504 (далее - Общество), о признании недействительным договора от 03.08.2020 (далее - Договор.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, государственного областного казенного учреждения "Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат", адрес:173001, Великий Новгород, Великая улица, дом 8 ОГРН 1095321004690, ИНН 5321135633 (далее - Центр).
Решением от 07.09.2022, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2022, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, просит указанные судебные акты отменить, в иске отказать.
По мнению подателя жалобы, судами не учтено, что положения Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N 8-ФЗ) допускают возможность осуществления услуг погребения иными организациями, не являющимися специализированными службами по вопросам похоронного дела. Общество считает, что публичные интересы защищены Администрацией, а прокурор вмешался в ее деятельность.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация поддержала позицию Общества.
В судебном заседании представители Общества просили кассационную жалобу удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако своих представителей в заседание суда кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, по условиям заключенного по результатам открытого конкурса (протокол от 28.07.2020) Договора Общество (исполнитель) обязалось оказывать услуги, предоставляемые согласно гарантированному перечню услуг по погребению супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществлять погребение умершего на безвозмездной основе, а также услуг, оказываемых при погребении умерших, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии и иных лиц, взявших на себя обязанность осуществлять погребение, погребению умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности, погребению умершего, личность которых не установлена органами внутренних дел в соответствии с положениями Закона N 8-ФЗ, Правилами бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1025, СанПин 2.1.2882-11, Положением об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения в Боровичском городском поселении от 29.04.2008 N 26, а именно: оформление документов, необходимых для погребения, облачение тела, предоставление гроба, доставка гроба, перевозка тела (останков) умершего на кладбище, погребение.
Пунктом 3.1 Договора предусмотрено, что стоимость услуг, указанных в договоре, определяется постановлением Администрации (заказчика) по согласованию с отделением Пенсионного фонда Российской Федерации и Фондом социального страхования Российской Федерации, Комитетом по тарифной политике Новгородской области и возмещается в порядке, установленной статьей 9 Закона N 8-ФЗ.
В пункте 8.1 Договора определено, что он вступает в силу со дня его подписания и действует до 02.08.2025.
Предельный размер стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установлен постановлениями Администрации от 29.01.2021 N 135 в размере 6424 руб. 98 коп., от 31.01.2022 N 219 в размере 6964 руб. 68 коп.
Прокурор, полагая, что наделение Общества путем заключения Договора полномочиями специализированной службы по вопросам похоронного дела противоречит действующему законодательству и нарушает публичные и частные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно абзацу второму части 1 статьи 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Полномочия Прокурора на обращение в суд с настоящим иском судом первой инстанции установлены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления устанавливает Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", который к вопросам местного значения городского округа относит организацию ритуальных услуг (пункт 23 части 1 статьи 16).
ГОСТ 32609-2014, введенный в действие 01.01.2016 приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, определяет ритуальные услуги как результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также деятельность исполнителя по погребению останков, праха умерших или погибших, проведению похорон, содержанию мест захоронений, указывая в примечании, что под ритуальными услугами следует подразумевать похоронные и мемориальные услуги (пункт 2.1.4).
Закон N 8-ФЗ регулирует отношения, связанные с погребением умерших и устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности (статья 1).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 25 и статьей 29 Закона N 8-ФЗ гарантии осуществления погребения умершего реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, которая осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются создаваемыми органами местного самоуправления специализированными службами по вопросам похоронного дела, порядок деятельности которых определяется названными органами.
Именно специализированная служба на безвозмездной основе оказывает близким родственникам (иным родственникам), взявшим на себя обязанность осуществить погребение, гарантированный законом перечень услуг по погребению, содержащийся в пункте 1 статьи 9 Закона N 8-ФЗ.
В целях выполнения Закона N 8-ФЗ издан Указ Президента Российской Федерации от 29.06.1996 N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших" (далее - Указ N 1001), пунктом 1 которого установлено, что специализированные службы по вопросам похоронного дела оказывают на безвозмездной основе услуги по погребению, гарантированные статьей 9 названного Закона, и не имеют оснований для отказа в предоставлении данных услуг. Органы местного самоуправления обязаны выделять специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимые средства для оказания услуг, предусмотренных пунктом 1 Указа N 1001.
Погребение умерших граждан, личность которых не установлена органами внутренних дел, также осуществляется специализированной службой, предоставляющей услуги, связанные с погребением умерших.
Согласно части 3 статьи 9 Закона N 8-ФЗ средства, потраченные специализированной службой на оказание ритуальных услуг, входящих в гарантированный перечень, возмещаются специализированной организации за счет соответствующих бюджетов.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления устанавливает Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), который к вопросам местного значения городского поселения и городского округа относит организацию ритуальных услуг (пункт 22 части 1 статьи 14, пункт 23 части 1 статьи 16).
Органы местного самоуправления должны осуществлять меры организационно-властного воздействия, направленные на создание условий для обеспечения безусловного исполнения закона, гарантирующего каждому человеку после его смерти погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с названным Законом (пункт 1 статьи 7 Закона N 8-ФЗ) и оказание на безвозмездной основе определенного законом перечня услуг по погребению (статья 9 Закона N 8-ФЗ).
Пунктом 2 статьи 25 Закона N 8-ФЗ предусмотрено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
В силу статьи 29 Закона N 8-ФЗ органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.
Суды, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы и возражения лиц, участвующих в деле, проанализировав приведенные правовые нормы, пришли к выводу, что Администрация, заключив Договор, наделила Общество статусом и полномочиями специализированной службы по вопросам похоронного дела, что противоречит приведенным положениям Закона N 8-ФЗ, нарушает установленный законом порядок экономической деятельности, связанный с выделением бюджетных средств специализированной службе по вопросам похоронного дела, а также права неопределенного круга лиц, указанных в законе, на безвозмездное получение гарантированного государством минимума ритуальных услуг от созданной в установленном порядке органом местного самоуправления специализированной службы.
Суд округа не находит оснований для отмены судебных актов по доводам жалобы.
Как верно установлено судами, институт специализированных служб создан в целях обеспечения государственных гарантий для погребения на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение за счет соответствующего бюджета. Бюджетные средства при этом по своему определению в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации предназначены для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Анализ приведенных законоположений приводит к заключению, что федеральный законодатель предусмотрел создание в муниципальном районе специализированной службы именно органом местного самоуправления как гарантию безусловного исполнения требований Закона N 8-ФЗ и предоставления лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, права выбора организации, осуществляющей услуги по погребению, независимо от наличия на территории муниципального образования иных субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих услуги в сфере похоронного дела.
Само по себе присвоение статуса специализированной службы коммерческой организации, определенной на конкурсной основе, не является созданием муниципального учреждения или предприятия, а наделение Общества полномочиями специализированной службы по вопросам похоронного дела противоречит действующему законодательству, на что обоснованно указано судами двух инстанций.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.06.2018 N 36-КГПР18-3.
Доводы Общества повторяют ранее изложенную в процессуальных документах позицию, которая получила оценку судов двух инстанций. Суд кассационной инстанции считает правомерными мотивы отклонения судами приведенных Обществом доводов.
Поскольку фактические обстоятельства установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств и процессуальных нарушений, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта, не допущено, суд кассационной инстанции не нашел предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 07.09.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2022 по делу N А44-2781/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гранит" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Боголюбова |
Судьи |
Е.В. Боголюбова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как верно установлено судами, институт специализированных служб создан в целях обеспечения государственных гарантий для погребения на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение за счет соответствующего бюджета. Бюджетные средства при этом по своему определению в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации предназначены для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Анализ приведенных законоположений приводит к заключению, что федеральный законодатель предусмотрел создание в муниципальном районе специализированной службы именно органом местного самоуправления как гарантию безусловного исполнения требований Закона N 8-ФЗ и предоставления лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, права выбора организации, осуществляющей услуги по погребению, независимо от наличия на территории муниципального образования иных субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих услуги в сфере похоронного дела.
Само по себе присвоение статуса специализированной службы коммерческой организации, определенной на конкурсной основе, не является созданием муниципального учреждения или предприятия, а наделение Общества полномочиями специализированной службы по вопросам похоронного дела противоречит действующему законодательству, на что обоснованно указано судами двух инстанций.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.06.2018 N 36-КГПР18-3."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 апреля 2023 г. N Ф07-270/23 по делу N А44-2781/2022