г. Вологда |
|
21 ноября 2022 г. |
Дело N А44-2781/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 21 ноября 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Селивановой Ю.В., судей Тарасовой О.А. и Фирсова А.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зеленцовой Ю.А.,
при участии от прокуратуры Новгородской области Иволги О.В. по удостоверению от17.02.2022,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Боровичского муниципального района и общества с ограниченной ответственностью "Гранит" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 07 сентября 2022 года по делу N А44-2781/2022,
УСТАНОВИЛ:
заместитель прокурора Новгородской области (адрес: 173001, Новгородская область, Великий Новгород, улица Новолучанская, дом 11; далее - истец, Прокурор) обратился в Арбитражный суд Новгородской области с исковым заявлением к администрации Боровичского муниципального района (ОГРН 1025300993585, ИНН 5320009033; адрес: 174411, Новгородская область, Боровичский район, город Боровичи, улица Коммунарная, дом 48; далее - ответчик 1, администрация) и обществу с ограниченной ответственностью "Гранит" (ОГРН 1025300990241, ИНН 5320005504; адрес: 174406, Новгородская область, Боровичский район, город Боровичи, улица Тинская, дом 31; далее - ответчик 2, общество) о признании недействительным договора на оказание услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществлять погребение умершего на безвозмездной основе, а также услуг, оказываемых при погребении умерших не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии и иных лиц, взявших на себя обязанность осуществлять погребение, погребению умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности, погребению умершего, личность которых не установлена органами внутренних дел, от 03.08.2020.
Определением Арбитражного суда Новгородской области к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, государственного областного казенного учреждения "Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат".
Решением Арбитражного суда Новгородской области заявленные требования удовлетворены.
Администрация, общество с судебным решением не согласились и обратились с апелляционными жалобами, в которых просят суд апелляционной инстанции решение суда отменить ввиду неправильного применения судом норм материального права, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Полагают отсутствующим запрет на осуществление полномочий по погребению иными хозяйствующими субъектами. Администрация указала на экономическую нецелесообразность в создании специализированной службы.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании просят оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Администрация, общество, третье лицо надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим судебное заседание проведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела 03 августа 2020 года администрация Боровичского муниципального района (заказчик) и ООО "Гранит" (исполнитель) заключили договор на оказание услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществлять погребение умершего на безвозмездной основе, а также услуг, оказываемых при погребении умерших не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии и иных лиц, взявших на себя обязанность осуществлять погребение, погребению умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности, погребению умершего, личность которых не установлена органами внутренних дел (далее - договор) (л.д.14 - 19).
В соответствии с пунктом 1 договора исполнитель обязался оказывать услуги, предоставляемые согласно гарантированному перечню услуг по погребению супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществлять погребение умершего на безвозмездной основе, а также услуг, оказываемых при погребении умерших, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии и иных лиц, взявших на себя обязанность осуществлять погребение, погребению умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности, погребению умершего, личность которых не установлена органами внутренних дел в соответствии с положениями Федерального закона от 12.01.1996 N 8 -ФЗ "О погребении и похоронном деле", Правилами бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1025, СанПин 2.1.2882-11, Положением об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения в Боровичском городском поселении от 29.04.2008 N 26, а именно: оформление документов, необходимых для погребения; облачение тела; предоставление гроба; доставка гроба; перевозка тела (останков) умершего на кладбище; погребение.
Пунктом 3.1. договора предусмотрено, что стоимость услуг, указанных в договоре, определяется постановлением Администрации Боровичского муниципального района по согласованию с Отделением Пенсионного фонда РФ и Фондом социального страхования РФ, Комитетом по тарифной политике Новгородской области и возмещается в порядке, установленной статьей 9 Закона N 8-ФЗ.
В пункте 8.1. договора определено, что договор вступает в силу со дня его подписания и действует до 02 августа 2025 года.
Договор заключен по результатам открытого конкурса, результат которого оформлен протоколом от 28.07.2020 (л.д.35-36).
Предельный размер стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установлен постановлениями Администрации Боровичского муниципального района от 29.01.2021 N 135 в размере 6424,98 руб., от 31.01.2022 N 219 в размере 6964,68 руб. (л.д.64 - 68).
Придя к выводу о том, что наделение общества путем заключения договора от 03.08.2020 полномочиями специализированной службы по вопросам похоронного дела противоречит действующему законодательству и нарушает публичные и частные интересы, Прокурор обратился в арбитражный суд с исковым заявлением о признании его недействительным.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Согласно абзацу 2 части 1 статьи 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).
В пунктах 74, 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц; применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления устанавливает Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), который к вопросам местного значения городского поселения и городского округа относит организацию ритуальных услуг (пункт 22 части 1 статьи 14, пункт 23 части 1 статьи 16).
Отношения, связанные с погребением умерших, регулирует Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N 8-ФЗ), который устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности (статья 1).
Пунктом 2 статьи 25 Закона N 8-ФЗ предусмотрено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
В силу статьи 29 Закона N 8-ФЗ органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.
Указание в пункте 1 статьи 29 Закона N 8-ФЗ на то, что органы местного самоуправления создают специализированные службы, означает, что органы местного самоуправления являются учредителями таких служб.
Гарантированный перечень услуг по погребению, оказание которых производится супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, на безвозмездной основе, определен пунктом 1 статьи 9 Закона N 8-ФЗ. Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что данные услуги оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе в зависимости от категории, к которой относится умерший, за счет Пенсионного фонда Российской Федерации, федерального бюджета, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации (пункт 3 статьи 9 Закона N 8-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона N 8-ФЗ при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Стоимость указанных услуг определяется органами местного самоуправления и возмещается в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 9 Закона N 8-ФЗ (пункт 3 данной статьи).
В целях выполнения Закона N 8-ФЗ издан Указ Президента Российской Федерации от 29.06.1996 N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших", пунктом 1 которого установлено, что специализированные службы по вопросам похоронного дела оказывают на безвозмездной основе услуги по погребению, гарантированные в пункте 1 статьи 9 Закона N 8-ФЗ, и не имеют оснований для отказа в предоставлении данных услуг. Пунктом 2 Указа предусмотрено, что органы местного самоуправления выделяют специализированным службам необходимые средства для оказания гарантированного перечня услуг по погребению.
В соответствии со статьей 26 Закона N 8-ФЗ финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет соответствующих бюджетов в соответствии со статьями 9,10,11 настоящего Федерального закона.
Из буквального толкования указанных выше норм следует, что органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, оказывающие населению на безвозмездной основе гарантированный перечень услуг по погребению, стоимость которых возмещается из бюджетных средств.
При этом органы местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством не наделены правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям или индивидуальным предпринимателям, так как Закон N 131 - ФЗ не предоставляет органам местного самоуправления право делегировать сторонним организациям функции, которые отнесены законом к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления (в данном случае по оказанию гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе). Присвоение такого статуса коммерческой организации либо индивидуальному предпринимателю, в том числе определенным на конкурсной основе, не является созданием муниципального учреждения или предприятия.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда РФ от 06.10.2020 N 307-ЭС20-14292 по делу N А56-94648/2018, в определении Верховного Суда РФ от 13.10.2020 N 307-ЭС20-14417 по делу N А42-6451/2019, а также в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.10.2021 N Ф07-13105/2021 по делу N А42-7680/2020, постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.06.2020 N Ф07-2802/2020 по делу N А42-6451/2019.
В рассматриваемом случае, администрация, заключая договор от 03.08.2020 и возлагая на общество обязанности по оказанию гарантированного перечня услуг по погребению умерших, фактически наделила коммерческую организацию полномочиями (функциями) специализированной службы по вопросам похоронного дела, что противоречит положениям статей 25, 29 Закона N 8-ФЗ.
Как правильно указал суд первой инстанции, утверждение ответчиков о том, что указанные действия прямо не запрещены законом, является ошибочным, поскольку исходит из неверного понимания принципов правового регулирования сферы публичных правоотношений, в силу которых в области публичного права разрешено только то, что прямо предписано законом.
Ссылки ответчиков на экономическую нецелесообразность создания специализированной службы по вопросам похоронного дела, отсутствие необходимых средств в бюджете Боровичского муниципального района, судом обоснованно отклонены, поскольку указанные обстоятельства не являются основаниями для отказа в удовлетворении заявленных Прокурором требований.
Институт специализированных служб установлен в целях обеспечения государственных гарантий для погребения на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение за счет соответствующего бюджета. Бюджетные средства при этом по своему определению в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации предназначены только для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Наделение общества полномочиями специализированной службы по вопросам похоронного дела противоречит действующему законодательству, нарушает установленный законом порядок экономической деятельности, связанный с выделением бюджетных средств специализированной службе по вопросам похоронного дела, а также права неопределенного круга лиц, указанных в законе, на безвозмездное получение гарантированного государством минимума ритуальных услуг от созданной в установленном порядке органом местного самоуправления специализированной службы.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что договор от 03.08.2020 не соответствует требованиям действующего законодательства, посягает на публичные интересы, права и охраняемые законом интересы третьих лиц, в связи с чем является недействительным (ничтожным).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции законно и обоснованно удовлетворил заявленные Прокурором требования о признании недействительным договора от 03.08.2020 на основании пункта 2 статьи 168 ГК РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основанные на ошибочном толковании норм материального права, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на его обоснованность и законность, либо опровергали выводы суда.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 07 сентября 2022 года по делу N А44-2781/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации Боровичского муниципального района и общества с ограниченной ответственностью "Гранит" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Селиванова |
Судьи |
О.А. Тарасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-2781/2022
Истец: Прокуратура Новгородской области
Ответчик: Администрация Боровичского муниципального района, ООО "Гранит"
Третье лицо: ГОКУ "Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат", Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд