04 апреля 2023 г. |
Дело N А05-2475/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 апреля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Елагиной О.К., судей Боголюбовой Е.В., Константинова П.Ю.,
при участии от акционерного общества "Троица" Крехалевой Н.М. по доверенности от 01.01.2023,
рассмотрев 03.04.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Ленское объединенное речное пароходство" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2022 по делу N А05-2475/2022,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Троица", адрес: 164520, Архангельская область, город Северодвинск, Чаячий проезд, дом 18, ОГРН 1022900843294, ИНН 2902006220 (далее - АО "Троица"), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к публичному акционерному обществу "Ленское объединенное речное пароходство", адрес: 677000, Республика Саха (Якутия), город Якутск, улица Дзержинского, дом 2, ОГРН 1021401045258, ИНН 1435029085 (далее - ПАО "ЛОРП"), о взыскании 52 000 руб. демереджа за задержку судна сверхустановленного сталийного времени в соответствии с условиями танкерного рейсового чартера от 14.12.2021 N 21-135.
Определением суда от 16.03.2022 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства, установленном статьей 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства истец 04.04.2022 представил в суд ходатайство об увеличении иска, в котором просил взыскать с ответчика 7 342 708 руб. 33 коп. демереджа.
Определением от 11.05.2022 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 15.07.2022 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2022 решение суда от 15.07.2022 отменено, с ПАО "ЛОРП" в пользу АО "Троица" взыскано 7 342 708 руб. 33 коп. демереджа, а также 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение иска и 3000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы; кроме того, с ПАО "ЛОРП" в доход федерального бюджета взыскано 57 714 руб. государственной пошлины за рассмотрение иска.
Оспаривая законность вынесенного судом апелляционной инстанции судебного акта, ПАО "ЛОРП" обратилось в Арбитражный суд Северо-Западного округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, фактическим обстоятельствам дела, а также на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2022 отменить, решение Арбитражного суда Архангельской области от 15.07.2022 оставить в силе.
Податель кассационной жалобы утверждает, что договоренность о хранении груза на теплоходе Орлец была достигнута еще 23.12.2021, а 12.01.2022 заключен договор перевалки N 22-004, по условиям которого заказчик поручает, а истец (исполнитель) принимает обязательства по оказанию услуг по перевалке (перегрузке), хранению и выдаче светлых нефтепродуктов (далее - нефтепродукты), и взыскание демереджа в размере 7 342 708 руб. при заключенном договоре хранения не законно. Указывает, что нотисы, составленные в порту выгрузки, подписаны неуполномоченными лицами; вывод суда о том, что судно простаивало без грузовых операций, не подтверждается материалами дела; обязанность по оплате демереджа возникает после оформления таймшита, и таймшиты, составленные истцом после 19.10.2022, не являются допустимыми доказательствами; в спорном договоре продолжительность контрсталийного времени не предусмотрена. По мнению заявителя, суд по своей инициативе уточнил правовую природу предъявленного к взысканию демереджа, реализовав права истца, что не допустимо, поскольку нарушает основополагающие принципы судопроизводства, равноправия, состязательности сторон в судебном процессе, беспристрастности суда. Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
Дополнительные документы, представленные заявителем в приложении к кассационной жалобе, не могут быть приобщены к материалам дела и оценены кассационным судом ввиду отсутствия у него таких полномочий.
АО "Троица" в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании кассационной инстанции с доводами, изложенными в ней, не согласились, просят обжалуемый судебный акт оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
ПАО "ЛОРП" направило в суд кассационной инстанции возражения на отзыв АО "Троица" на жалобу.
ПАО "ЛОРП" надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем публичного извещения на официальном сайте суда в сети Интернет, явку своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в его отсутствие.
По общему правилу арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы (часть 1 статьи 286 АПК РФ).
Предметом кассационного пересмотра является постановление от 01.12.2022.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судом норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда о применении норм права установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, заслушав представителя АО "Троица", судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Как установлено судом и видно из материалов дела, 23.11.2021 в 06 час 30 мин (здесь и далее время мск) при буксировке буксиром "ПАК" состава из двух несамоходных нефтеналивных барж "МН-4001" и "МН-4002" в акватории Северного морского пути (Карское море) произошел обрыв основного буксирного троса и буксируемые баржи, вследствие самостоятельного неконтролируемого дрейфа, 24.11.2021 в 12 час 40 мин сели на мель в проливе Карские Ворота, имея на баржах: дизельное топливо арктическое К-5 массой 3497,179 + 3599,475 = 7096,654 тонн; топливо самолетное - 1 массой 85,827 + 83,606 = 169,433 тонн.
Указанные обстоятельства подтверждаются выкопировкой из акта о морском протесте от 12.01.2022 и выкопировкой из заключения УГМРН Ространснадзора N 1-Мд/2022 по дополнительному расследованию аварийного случая на море.
В адрес АО "Троица" 13.12.2021 поступил запрос N 07.1-08/181 о возможности задействования танкера Орлец, принадлежащего АО "Троица" на условиях фрахта, аренды, договора морской перевозки груза для проведения операций по перевалке груза и доставке его в пункт хранения.
При этом в письме отражено, что пункт хранения на дату составления письма не найден, ведутся переговоры.
Электронным письмом от 13.12.2021 ответчик также уведомил истца о том, что организацию процесса снятия барж с мели и перевалки груза со стороны ПАО "ЛОРП" будет курировать заместитель генерального директора по безопасности судоходства Барбашев М.Ю.
Письмом от 13.12.2021 N 21-657 АО "Троица" выразило согласие на предоставление танкера Орлец на условиях рейдовой приемки (погрузке по шланголинии с судна на судно) и перевозке топлива дизельного ЕВРО, арктическое, экологического класса К (ДТ-А-К5), по маршруту район Карские Ворота, северная часть острова Вайгач - порт Архангельск/портопункт Северодвинск в количестве не более 2800 тонн, одним рейсом.
Стоимость услуг составит 14 000 000 руб.; полная продолжительность сталийного времени в текущих часах определяется при заключении договора из расчета 192 часа погрузка (прием нефтепродуктов в районе Карских Ворот); + 48 часов (выгрузка в порту Архангельск или прием на хранение в портопункте Северодвинск), включая выходные и праздничные дни.
Ввиду необходимости скорейшего прибытия в район Карских Ворот для приема нефтепродуктов, для недопущения возможного разлива нефтепродуктов 14.12.2021 АО "Троица" (перевозчик) и ПАО "ЛОРП" (фрахтователь) заключили танкерный рейсовый чартер N 21-135 (далее - чартер), по которому перевозчик обязался принять на нефтеналивное судно (танкер) "Орлец", перевезти и выдать нефтепродукты фрахтователя в указанные фрахтователем пункты назначения (пункты выгрузки), а фрахтователь обязался оплатить услуги по перевозке нефтепродуктов (пункты 2.1, 2.2 чартера).
Для перевозки предоставлено судно (танкер) - т/х "Орлец" в мореходном состоянии и с наличием всех необходимых разрешений и сертификатов для выполнения рейсов в соответствии с условиями настоящего чартера.
Описание нефтеналивного судна (танкера) - т/х "Орлец"; флаг судна: Россия; порт приписки: Архангельск; классификационное общество: РМРС; класс судна: КМ (*) L2 Rl oil tanker (ESP); IMO номер: 8727903; осадка максимальная: 5,34; дедвейт: 3322 рег.т; вместимость валовая: 1896; вместимость чистая: 1014; объем грузовых танков: 3146 метров кубических.
В соответствии с пунктом 3.1.2 чартера не менее чем за 5 суток до предполагаемого времени начала погрузки фрахтователь подает в адрес перевозчика отгрузочную разнарядку, в которой указывает вид, марку, количество нефтепродуктов, район осуществления грузовых операций и порты выгрузки, реквизиты грузополучателей нефтегрузов.
Точная дата рейса, дата подачи судна под погрузку, дата канцелинга, срок перевозки и другие условия перевозок согласуются сторонами в заявке на перевозку по форме, согласно приложению N 1 к чартеру (пункт 2.3 чартера).
Согласно заявке на перевозку к чартеру АО "Троица", являясь судовладельцем и перевозчиком, обязалось подать судно т/х "Орлец" под погрузку в пролив Карские Ворота, северо-западное побережье о. Вайгач, у мыса Мысаля, координаты: 70 24.2 N 058 45.9 E; 70 24.7 N 058 46.8 E не позднее 22.12.2021 (дата канцелинга), принять груз: дизельное топливо ЕВРО арктическое ДТ-А-К5 в количестве не более 2800 тонн и доставить груз в порт Архангельск/портопункт Северодвинск.
Сталийное время для производства погрузки согласно заявке составило 192 часа, выгрузки нефтепродуктов - 48 часов.
Реквизиты грузополучателей нефтегрузов, контактные данные фрахтователя (его представителей) в порту/портопункте/терминале выгрузки/районе проведения грузовых операций, данные доверенности на получение груза ПАО "ЛОРП" в заявке не отражены.
Пунктом 4.1 чартера предусмотрено, что фрахтователь в портах погрузки и пунктах выгрузки организует и осуществляет своими силами и за свой счет прием, перевалку и выгрузку нефтепродуктов.
Согласно разделу 5 чартера сталийное время начинает засчитываться через 12 часов после подачи действительного нотиса о готовности в порту погрузки (районе проведения грузовых операций) / пункте выгрузки или с момента начала погрузки/выгрузки, в зависимости от того, какой из этих моментов наступит раньше согласно таймшиту.
"Нотис о готовности судна к грузовым операциям" подается в адрес фрахтователя, агента в порту погрузки (районе проведения грузовых операций) в любое время суток, включая выходные и праздничные дни, по адресам электронной почты фрахтователя, а также может быть дополнительно передан с использованием любого иного вида связи.
Прибытие в порт означает швартовку к причалу, если судно следует к причалу погрузки или постановку на якорь на рейде порта, если судно становится на якорь, или с момента как судно легло в дрейф в районе порта погрузки, если судно ложится в дрейф.
Прибытие в район проведения грузовых операций означает прибытие судна в район проведения грузовых операций, постановке на якорь, если судно становится на якорь, или с момента как судно легло в дрейф в районе проведения грузовых операций, если судно ложится в дрейф.
Если причал погрузки/судно-бункеровщик готов к приему судна и подан "Нотис о готовности судна к грузовым операциям": счет сталийного времени при погрузке начинается в соответствии с пунктом 5.2 чартера.
Счет сталийного времени в порту погрузки (районе проведения грузовых операций) и в пункте выгрузки прекращается с момента отсоединения грузовых шлангов или окончания оформления грузовых документов, в зависимости от того, какой из этих моментов наступит позже (пункт 5.6 чартера).
За задержку судна сверх сталийного времени фрахтователь оплачивает перевозчику демередж по ставке 350 000 руб. в сутки или пропорционально затраченному времени (пункт 6.1 чартера).
Расчеты по демереджу производятся фрахтователем на основании таймшитов, подписанных в порту погрузки - капитаном судна и представителем порта погрузки (и/или представителем фрахтователя), а в пункте выгрузки - капитаном судна и представителем порта выгрузки (и/или представителем фрахтователя), а при отсутствии полномочного представителя фрахтователя, за основу исчисления суммы демереджа при выгрузке нефтепродуктов берутся данные судового журнала судна. Изменение таймшитов после подписания не допускается (пункт 6.2 чартера).
Расчеты по демереджу производятся фрахтователем в течение 3 рабочих дней после документального оформления и предъявления перевозчиком (пункт 6.3 чартера).
АО "Троица" обращаясь с иском, указало, что ПАО "ЛОРП" превышено сталийное время выгрузки.
Так, в соответствии с нотисом о готовности судна к грузовым операциям т/х "Орлец" прибыл в портопункт Северодвинск и отшвартовался к причалу нефтебазы 03.01.2022 в 13 час 10 мин.
Факт прибытия судна 03.01.2022 также подтверждается актом АО "ПО Севмаш" о выполнении работ по швартовке, копией протокола об административном правонарушении от 03.01.2022, составленным на борту т\х "Орлец" по прибытии его к причалу АО "Троица", а также данными судового журнала.
По прибытии в портопункт Северодвинск для подтверждения количества принятого груза сюрвейерской компанией SGS произведен расчет груза, о чем составлен акт расчета груза.
Нотис о готовности судна к грузовым операциям принят полномочным представителем ответчика Барбашевым М.Ю. 03.01.2022 в 14 час 00 мин.
По состоянию на 03.01.2022 (дата прибытия т/х "Орлец" в портопункт Северодвинск) распоряжений (отгрузочной разнарядки) в адрес истца не поступало; АО "Троица" ожидало распоряжений ПАО "ЛОРП" о получателе груза и способе выгрузки (резервуары нефтебазы, прямой слив с судна на судно, иные); судно простаивало без проведения грузовых операций.
По условиям чартера сталийное время исчислялось с 02 час 00 мин 04.01.2022 до 02 час 00 мин 06.01.2022.
Письмами от 13.01.2022, от 22.01.2022 и от 23.01.2022 ПАО "ЛОРП" изначально просило АО "Троица" организовать выдачу дизельного топлива с танкера "Орлец" в танкер "Урарту" до полной грузовместимости (около 2400 тонн). Оплату за услуги перевалки выставить на грузовладельца ООО "Северная Звезда"; в последующем просило организовать перевалку груза Дт-А-К5 с танкера "Орлец" в танкер "Урарту" в количестве ориентировочно 2200 тонн в танки N 2-6; перевалку остатков груза Дт-А-К5 осуществить с танкера "Орлец" в количестве 516,336 тонн в ледокол "Владислав Стрижев".
Выгрузка груза завершена 27.01.2021 в 01 час 30 мин.
Данные операции оформлены коносаментами от 22.01.2022 N 22-001 и от 27.01.2022 N 22-002 в соответствии с условиями чартера. Также все операции отражены в судовом журнале, что также предусмотрено условиями чартера.
Поскольку выгрузка завершена ответчиком 27.01.2022 в 01 час 30 мин, простой судна составил 503 часа 30 минут, или 20 суток, 23 часа и 30 минут, АО "Троица" рассчитало размер подлежащего уплате демереджа - 7 342 708 руб. 33 коп. и направило в адрес ПАО "ЛОРП" 27.01.2022 соответствующую претензию.
Оставление ответчиком претензии без удовлетворения послужило основанием для истца обратиться с настоящим иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований, поскольку пришел к выводу, что истец не доказал, что ответчик допустил сверхнормативный простой при выгрузке судна.
Суд апелляционной инстанции, приняв во внимание условия чартера, установив факт превышения, согласованного сторонами сталийного времени, отменил решение суда первой инстанции, приняв по существу спора новый судебный акт об удовлетворении требований в полном размере.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В статье 785 ГК РФ установлено, что по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 115 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ) по договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получатель), отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт).
Наличие и содержание договора морской перевозки груза могут подтверждаться чартером, коносаментом или другими письменными доказательствами (пункт 2 статьи 117 КТМ РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 КТМ РФ срок, в течение которого перевозчик предоставляет судно для погрузки груза и держит его под погрузкой без дополнительных к фрахту платежей (сталийное время), определяется соглашением сторон, а при отсутствии такого соглашения - сроками, обычно принятыми в порту погрузки. Сталийное время исчисляется в рабочих днях, часах и минутах, начиная со следующего дня после подачи уведомления о готовности судна к погрузке груза (пункт 2 статьи 130 КТМ РФ).
В силу пункта 1 статьи 131 КТМ РФ по окончании сталийного времени соглашением сторон может быть установлено дополнительное время ожидания (контрсталийное время); при отсутствии соглашения сторон продолжительность контрсталийного времени определяется сроками, обычно принятыми в порту погрузки.
Контрсталийное время исчисляется в календарных днях, часах и минутах с момента окончания сталийного времени (пункт 2 статьи 131 КТМ РФ).
В силу статьи 132 КТМ РФ размер платы, причитающейся перевозчику за простой судна в течение контрсталийного времени (демередж), определяется соглашением сторон, а при отсутствии соглашения - согласно ставкам, обычно принятым в соответствующем порту
Как видно из дела, условиями чартера предусмотрены размер демереджа, а также порядок расчета сталийного времени.
Согласно пункту 1 статьи 162 КТМ РФ получатель при выдаче ему груза обязан возместить расходы, произведенные перевозчиком за счет груза, внести плату за простой судна в порту выгрузки, а также уплатить фрахт и внести плату за простой судна в порту погрузки, если это предусмотрено коносаментом или другим документом, на основании которых осуществлялась перевозка груза.
Как следует из пункта 1 статьи 129 КТМ РФ, при перевозке груза по чартеру перевозчик обязан в письменной форме уведомить фрахтователя или отправителя, если он указан фрахтователем, о том, что судно готово или будет готово в определенное время к погрузке груза. Такое уведомление может быть подано только в случае, если судно находится в порту погрузки или в обычном для данного порта месте ожидания.
Согласно пункту 2 статьи 129 КТМ РФ день и час подачи указанного в пункте 1 настоящей статьи уведомления определяются соглашением сторон, при отсутствии соглашения обычаями данного порта.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований.
Судом установлено, что нотис о готовности судна к грузовым операциям принят полномочным представителем ответчика Барбашевым М.Ю., являющимся заместителем генерального директора по безопасности судоходства 03.01.2022 в 14 час 00 мин
С момента прибытия судна в порт истец ожидал распоряжений ответчика о получателе груза и способе выгрузки (резервуары нефтебазы, прямой слив с судна на судно, иные); судно простаивало без проведения грузовых операций.
Реквизиты грузополучателей нефтегрузов, контактные данные фрахтователя (его представителей) в порту/портопункте/терминале выгрузки/районе проведения грузовых операций, данные доверенности на получение груза ПАО "ЛОРП" в заявке отражены не были. Какой-либо иной информацией и документами, уполномочивающими представителей ответчика на подписание таймшита, истец не располагал.
При этом, АО "Троица" не является портом в составе портов Архангельска и не входит в акваторию порта Архангельск, что подтверждается данными с официального сайта Администрации морских портов Северо-западной Арктики https://www.mapm.ru/Port/Arkhangelsk.
Истцу принадлежит морской терминал и т/х "Орлец".
Исследовав и оценив в порядке статей 65, 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, приняв во внимание условия чартера, установив, что выгрузка завершена ответчиком 27.01.2022 в 01 час 30 мин; простой судна составил 503 часа 30 минут или 20 суток 23 часа 30 минут, суд пришел к обоснованному выводу о превышении ответчиком согласованного времени выгрузки груза в порту его выгрузки и правомерно удовлетворил исковые требования.
Судом также установлено, что остаток нефтепродуктов в количестве 88,808 тонн был принят на хранение нефтебазой АО "Троица" с 27.01.2022 на основании заключенного сторонами договора перевалки от 12.01.2022 N 22-004, подписанного ответчиком 27.01.2022.
Принятие нефтепродуктов на хранение оформлено накладной на хранение от 27.01.2022 и отражено в акте от 28.02.2022 N 42.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, основания иначе оценивать представленные в материалы дела доказательства отсутствуют.
Доводы жалобы отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку не опровергают выводы суда и не свидетельствуют о нарушении судом норм процессуального и материального права при принятии обжалуемого судебного акта.
Кроме того, доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судом фактических обстоятельств, что в силу норм главы 36 АПК РФ не допускается при рассмотрении спора в кассационном суде.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемого судебного акта, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не выявлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Северо-Западного округа приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт принят с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежит оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2022 по делу N А05-2475/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества "Ленское объединенное речное пароходство" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.К. Елагина |
Судьи |
О.К. Елагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.