г. Вологда |
|
01 декабря 2022 г. |
Дело N А05-2475/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 01 декабря 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Ралько О.Б.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Даниловой А.С.
при участии от акционерного общества "Троица" Крехалевой Н.М. по доверенности от 10.01.2022, от публичного акционерного общества "Ленское объединенное речное пароходство" Мерошниченко Н.В. по доверенности от 01.01.2022, Сухановой Ж.В. по доверенности от 01.01.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Архангельской области и Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) апелляционную жалобу акционерного общества "Троица" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 15 июля 2022 года по делу N А05-2475/2022,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Троица" (адрес: 164520, Архангельская обл., г. Северодвинск, проезд Чаячий, дом 18; ОГРН 1022900843294, ИНН 2902006220; далее - Общество, АО "Троица") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к публичному акционерному обществу "Ленское объединенное речное пароходство" (адрес: 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Дзержинского, дом 2; ОГРН 1021401045258, ИНН 1435029085; далее - Компания, ПАО "ЛОРП") о взыскании 7 342 708 руб. 33 коп. демереджа за задержку судна сверх установленного сталийного времени в соответствии с условиями танкерного рейсового чартера от 14.12.2021 N 21-135.
Решением суда от 15 июля 2022 года в удовлетворении иска отказано.
Общество с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы ссылается на следующее. Факт задержки судна сверх сталийного времени подтверждается нотисом о готовности судна к грузовым операциям от 03.01.2022, выпиской из судового журнала, коносаментами, подтверждающими выдачу груза. По существу факт задержки судна под выгрузкой ответчиком не оспаривался, контррасчет исковых требований не представлялся.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Компания в отзыве на жалобу и представители в судебном заседании просят апелляционную инстанцию решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, 23.11.2021 в 06:30 (здесь и далее время мск) при буксировке буксиром "ПАК" состава из двух несамоходных нефтеналивных барж "МН-4001" и "МН-4002" в акватории Северного морского пути (Карское море) произошел обрыв основного буксирного троса и буксируемые баржи, вследствие самостоятельного неконтролируемого дрейфа, 24.11.2021 в 12:40 сели на мель в проливе Карские Ворота, имея на баржах: дизельное топливо арктическое К-5 массой 3497,179 + 3599,475 = 7096,654 тонн; топливо самолетное - 1 массой 85,827 + 83,606 = 169,433 тонн.
Указанные обстоятельства подтверждаются выкопировкой из акта о морском протесте от 12.01.2022 и выкопировкой из заключения УГМРН Ространснадзора N 1-Мд/2022 по дополнительному расследованию аварийного случая на море.
В адрес АО "Троица" 13.12.2021 поступил запрос N 07.1-08/181 о возможности задействования танкера Орлец, принадлежащего АО "Троица" на условиях фрахта, аренды, договора морской перевозки груза для проведения операций по перевалке груза и доставке его в пункт хранения.
При этом в письме отражено, что пункт хранения на дату составления письма не найден, ведутся переговоры.
Электронным письмом от 13.12.2021 ответчик также уведомил истца о том, что организацию процесса снятия барж с мели и перевалки груза со стороны Компании будет курировать заместитель генерального директора по безопасности судоходства Барбашев М.Ю.
Письмом N 21-657 от 13.12.2021 АО "Троица" выразило согласие на предоставление танкера Орлец на условиях рейдовой приемки (погрузке по шланголинии с судна на судно) и перевозке топлива дизельного ЕВРО, арктическое, экологического класса К (ДТ-А-К5), по маршруту район Карские ворота, северная часть острова Вайгач - порт Архангельск/портопункт Северодвинск в количестве не более 2800 тонн, одним рейсом.
Стоимость услуг составит 14 000 000 руб.; полная продолжительность сталийного времени в текущих часах определяется при заключении договора из расчета 192 часа погрузка (прием нефтепродуктов в районе Карских ворот); +48 часов (выгрузка в порту Архангельск или прием на хранение в портопункте Северодвинск), включая выходные и праздничные дни.
Ввиду необходимости скорейшего прибытия в район Карских ворот для приема нефтепродуктов, для недопущения возможного разлива нефтепродуктов 14.12.2021 Обществом (перевозчик) и Компанией (фрахтователь) был заключен танкерный рейсовый чартер N 21-135, по которому перевозчик обязался принять на нефтеналивное судно (танкер) "Орлец", перевезти и выдать нефтепродукты фрахтователя в указанные фрахтователем пункты назначения (пункты выгрузки), а фрахтователь обязался оплатить услуги по перевозке нефтепродуктов (пункты 2.1, 2.2).
Для перевозки предоставлено судно (танкер) - т/х "Орлец" в мореходном состоянии и с наличием всех необходимых разрешений и сертификатов для выполнения рейсов в соответствии с условиями настоящего чартера.
Описание нефтеналивного Судна (танкера) - т/х "Орлец"; флаг судна: Россия; порт приписки: Архангельск; классификационное общество: РМРС; класс судна: КМ (*) L2 Rl oil tanker (ESP); IMO номер: 8727903; осадка максимальная: 5,34; дедвейт: 3322 рег.т; вместимость валовая: 1896; вместимость чистая: 1014; объем грузовых танков: 3146 метров кубических.
В соответствии с пунктом 3.1.2 чартера не менее чем за 5 суток до предполагаемого времени начала погрузки Фрахтователь подает в адрес Перевозчика отгрузочную разнарядку, в которой указывает вид, марку, количество нефтепродуктов, район осуществления грузовых операций и порты выгрузки, реквизиты грузополучателей нефтегрузов.
Точная дата рейса, дата подачи судна под погрузку, дата канцелинга, срок перевозки и другие условия перевозок согласуются сторонами в заявке на перевозку по форме, согласно Приложению N 1 к чартеру (пункт 2.3 чартера).
Согласно заявке на перевозку к чартеру (лист дела 17) Общество, являясь судовладельцем и перевозчиком, обязалось подать судно т/х Орлец под погрузку в Пролив Карские ворота, северо-западное побережье о. Вайгач, у мыса Мысаля, координаты:70 24.2N 058 45.9
E; 70 24.7
N 058 46.8
E не позднее 22.12.2021 (дата канцелинга), принять груз: Дизельное топливо ЕВРО арктическое ДТ-А-К5 в количестве не более 2800 тонн и доставить груз в порт Архангельск/портопункт Северодвинск.
Сталийное время для производства погрузки согласно заявке составило 192 часа, выгрузки нефтепродуктов - 48 часов.
Реквизиты грузополучателей нефтегрузов, контактные данные фрахтователя (его представителей) в порту/портопункте/терминале выгрузки/районе проведения грузовых операций, данные доверенности на получение груза ПАО "ЛОРП" в заявке не отражены.
Пунктом 4.1 чартера предусмотрено, что фрахтователь в портах погрузки и пунктах выгрузки организует и осуществляет своими силами и за свой счет прием, перевалку и выгрузку нефтепродуктов.
Согласно разделу 5 чартера сталийное время начинает засчитываться через 12 часов после подачи действительного нотиса о готовности в порту погрузки (районе проведения грузовых операций) / пункте выгрузки или с момента начала погрузки/выгрузки, в зависимости от того, какой из этих моментов наступит раньше согласно таймшиту.
"Нотис о готовности судна к грузовым операциям" подается в адрес фрахтователя, агента в порту погрузки (районе проведения грузовых операций) в любое время суток, включая выходные и праздничные дни, по адресам электронной почты фрахтователя, а также может быть дополнительно передан с использованием любого иного вида связи.
Прибытие в порт означает швартовку к причалу, если судно следует к причалу погрузки или постановку на якорь на рейде порта, если судно становится на якорь, или с момента как судно легло в дрейф в районе порта погрузки, если судно ложится в дрейф.
Прибытие в район проведения грузовых операций означает прибытие судна в район проведения грузовых операций, постановке на якорь, если судно становится на якорь, или с момента как судно легло в дрейф в районе проведения грузовых операций, если судно ложится в дрейф. Если причал погрузки/судно-бункеровщик готов к приему судна и подан "Нотис о готовности судна к грузовым операциям": счет сталийного времени при погрузке начинается в соответствии с пунктом 5.2 чартера.
Счет сталийного времени в порту погрузки (районе проведения грузовых операций) и в пункте выгрузки прекращается с момента отсоединения грузовых шлангов или окончания оформления грузовых документов, в зависимости от того, какой из этих моментов наступит позже (пункт 5.6).
За задержку судна сверх сталийного времени фрахтователь оплачивает перевозчику демередж по ставке 350 000 руб. в сутки или пропорционально затраченному времени (пункт 6.1 чартера).
Расчеты по демереджу производятся фрахтователем на основании таймшитов, подписанных в порту погрузки - капитаном судна и представителем порта погрузки (и/или представителем фрахтователя), а в пункте выгрузки - капитаном судна и представителем порта выгрузки (и/или представителем фрахтователя, а при отсутствии полномочного представителя фрахтователя, за основу исчисления суммы демереджа при выгрузки нефтепродуктов берутся данные судового журнала судна). Изменение таймшитов после подписания не допускается (пункт 6.2 чартера).
Расчеты по демереджу производятся фрахтователем в течение 3 рабочих дней после документального оформления и предъявления перевозчиком (пункт 6.3 чартера).
В обоснование иска Общество указало, что Компанией превышено сталийное время выгрузки: в соответствии с нотисом о готовности судна к грузовым операциям т/х "Орлец" прибыл в портопункт Северодвинск и отшвартовался к причалу нефтебазы 03.01.2022 в 13 час 10 мин.
Факт прибытия судна 03.01.2022 также подтверждается актом АО "ПО Севмаш" о выполнении работ по швартовке, копией протокола об административном правонарушении от 03.01.2022, составленным на борту т\х Орлец по прибытии его к причалу АО "Троица", а также данными судового журнала (листы дела 143-144).
По прибытии в портопункт Северодвинск для подтверждения количества принятого груза сюрвейерской компанией SGS произведен расчет груза, о чем составлен акт расчета груза (лист дела 142).
Нотис о готовности судна к грузовым операциям принят полномочным представителем ответчика Барбашевым М.Ю. 03.01.2022 в 14 час 00 мин. (лист дела 19).
По состоянию на 03.01.2022 (дата прибытия т/х Орлец в портопункт Северодвинск) распоряжений (отгрузочной разнарядки) в адрес истца не поступало; Общество ожидало распоряжений ПАО "ЛОРП" о получателе груза и способе выгрузки (резервуары нефтебазы, прямой слив с судна на судно, иные); судно простаивало без проведения грузовых операций.
По условиям чартера сталийное время исчислялось с 02 час 00 мин 04.01.2022 до 02 час 00 мин 06.01.2022.
Письмами от 13.01.2022, от 22.01.2022 и от 23.01.2022 Компания изначально просила Общество организовать выдачу дизельного топлива с танкера "Орлец" в танкер "Урарту" до полной грузовместимости (около 2 400 тонн). Оплату за услуги перевалки выставить на грузовладельца ООО "Северная Звезда"; в последующем просила организовать перевалку груза Дт-А-К5 с танкера "Орлец" в танкер "Урарту" в количестве ориентировочно 2200 тонн в танки N 2-6; перевалку остатков груза Дт-А-К5 осуществить с танкера "Орлец" в количестве 516,336 тонн в ледокол "Владислав Стрижев" (листы дела 102-103, 153).
Выгрузка груза завершена 27.01.2021 в 01 час 30 мин.
Данные операции оформлены коносаментами N 22-001 от 22.01.2022 и N 22-002 от 27.01.2022 в соответствии с условиями чартера (листы дела 49-50). Также все операции отражены в судовом журнале (листы дела 93-101).
Поскольку выгрузка завершена ответчиком 27.01.2022 в 01 час 30 мин, простой судна составил 503 часа 30 минут, или 20 суток, 23 часа и 30 минут, Общество рассчитало размер подлежащего уплате демереджа - 7 342 708 руб. 33 коп. (лист дела 32) и направило в адрес Компании соответствующую претензию.
Поскольку претензия от 27.01.2022 оставлена ответчиком без удовлетворения, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассмотрев заявленные требования, суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал.
Апелляционная инстанция считает, что при принятии решения судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии со статьей 787 ГК РФ по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.
По договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (далее - получатель), отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт).
Договор морской перевозки груза может быть заключен: 1) с условием предоставления для морской перевозки груза всего судна, части его или определенных судовых помещений (чартер); 2) без такого условия (ст. 115 КТМ РФ).
Исходя из системного толкования чартер - договор между судовладельцем и фрахтователем на аренду судна или его части на определенный рейс или срок. Фрахтование судна делится на фрахтование на рейс - рейсовый чартер (договор перевозки груза), или фрахтование на время (тайм-чартер).
Рейсовый чартер - договор фрахтования, по которому судовладелец предоставляет фрахтователю грузовые помещения судна и обязуется доставить груз из порта отправления в порт назначения за согласованный фрахт и выдать груз управомоченному на получение груза лицу.
В силу пункта 1 статьи 149 КТМ РФ отправитель имеет право распоряжаться грузом до выдачи его получателю либо передачи такого права получателю или третьему лицу. При передаче права распоряжения грузом получателю или третьему лицу отправитель обязан уведомить перевозчика об этом.
Таким образом, выдача груза возможна только в случае наличия об этом прямого указания отправителя, поскольку именно отправитель является лицом, фактически обладающим правом на распоряжение груза по отношению к перевозчику, инструкции о месте назначения и о получателе также даются отправителем перевозчику. Оставаясь распорядителем груза, отправитель вправе изменить грузополучателя до момента передачи права распоряжения груза получателю.
В силу статьи 149 Кодекса перевозчик не вправе самостоятельно распоряжаться грузом, полученным от отправителя, либо документами на груз.
Перевозчик, при перевозке груза на судне, с момента принятия груза для перевозки до момента его выдачи должен надлежаще и старательно грузить, обрабатывать, укладывать, перевозить, хранить груз, заботиться о нем и выгружать его (пункт 1 статьи 150 КТМ). Правило о периоде ответственности перевозчика "с момента принятия груза к перевозке и до его выдачи" носит императивный характер.
В соответствии с пунктом 3.9 чартера факт погрузки нефтепродуктов на нефтеналивное судно перевозчика и факт передачи нефтепродуктов фрахтователя перевозчику для их дальнейшей перевозки по чартеру оформляется коносаментом (бункерной распиской) в порту погрузки (район проведения грузовых операций) в соответствии фактически погруженным количеством нефтепродуктов на судно перевозчика согласно заявке, согласованной сторонами и являющейся неотъемлемой частью настоящего чартера.
Согласно разделу 4 чартера фрахтователь обязуется обеспечить налив груза (нефтепродуктов) в судно, оформление перевозочных документов в порту погрузки (районе проведения грузовых операций) в течение сталийного времени и своими силами. Определение количества принятых к перевозке нефтепродуктов танкером (судном) производится по замерам грузовых танков судна в порту(ах) погрузки (районе проведения грузовых операций) и оформляется коносаментом (бункерной распиской).
Согласно пункту 1 статьи 129 КТМ РФ при перевозке груза по чартеру перевозчик обязан в письменной форме уведомить фрахтователя или отправителя, если он указан фрахтователем, о том, что судно готово или будет готово в определенное время к погрузке груза. Такое уведомление может быть подано только в случае, если судно находится в порту погрузки или в обычном для данного порта месте ожидания.
Из материалов настоящего дела усматривается, что нотис о готовности судна к грузовым операциям принят полномочным представителем ответчика Барбашевым М.Ю., являющимся заместителем генерального директора по безопасности судоходства 03.01.2022 в 14 час 00 мин.
Данный факт подтверждается письмом-запросом N 07.1.-08/181 от 13.12.2021, электронным письмом от 03.01.2022 с приложением письма на допуск Барбашева М.Ю. на территорию Общества, доверенностью на Барбашева М.Ю. N 239 от 29.12.2021 (листы дела 138-139, 150-151).
Пунктом 6.2 чартера стороны согласовали, что расчеты по демереджу производятся фрахтователем на основании таймшитов, подписанных в пункте выгрузки - капитаном судна и представителем порта выгрузки (и/или представителем фрахтователя, а при отсутствии полномочного представителя фрахтователя, за основу исчисления суммы демереджа при выгрузке нефтепродуктов берутся данные судового журнала судна).
Вместе с тем, из материалов дела видно, что с момента прибытия судна в порт Общество ожидало распоряжений ПАО "ЛОРП" о получателе груза и способе выгрузки (резервуары нефтебазы, прямой слив с судна на судно, иные); судно простаивало без проведения грузовых операций.
Реквизиты грузополучателей нефтегрузов, контактные данные Фрахтователя (его представителей) в Порту/портопункте/терминале выгрузки/районе проведения грузовых операций, данные доверенности на получение груза ПАО "ЛОРП" в заявке отражены не были. Какой-либо иной информацией и документами, уполномочивающими представителей ответчика на подписание таймшита, истец не располагал.
АО "Троица" не является портом в составе портов Архангельска и не входит в акваторию порта Архангельск, что подтверждается данными с официального сайта Администрации морских портов Северо-западной Арктики https://www.mapm.ru/Port/Arkhangelsk.
Истцу принадлежит морской терминал и т/х Орлец.
Поскольку выгрузка завершена ответчиком 27.01.2022 в 01 час 30 мин; простой судна составил 503 часа 30 минут или 20 суток 23 часа 30 минут; Общество правомерно рассчитало подлежащий уплате демередж в сумме 7 342 708 руб. 33 коп. (лист дела 32) на основании совокупности следующих документов: нотиса о готовности судна к грузовым операциям, коносаментов N 22-001 от 22.01.2022 и N 22-002 от 27.01.2022, а также сведений, отраженных в судовом журнале.
Остаток нефтепродуктов в количестве 88,808 т. был принят на хранение нефтебазой АО "Троица" с 27.01.2022 на основании заключенного сторонами договора перевалки N 22-004 от 12.01.2022, подписанного Обществом 27.01.2022 (листы дела 169-173).
Принятие нефтепродуктов на хранение оформлено накладной на хранение от 27.01.2022 и отражено в акте N 42 от 28.02.2022 (лист дела 174).
Определением суда апелляционной инстанции от 31.10.2022 ответчику предлагалось представить возражения на иск с учетом дополнительно представленных истцом в суд апелляционной инстанции документов; контррасчет исковых требований исходя из нотиса о готовности и дат выгрузки груза (с учетом заявок и коносаментов).
Дополнительных документов со стороны ответчика не представлено.
В возражениях на жалобу ответчик по существу сослался на необоснованное принятие судом апелляционной инстанции дополнительных документов по делу и факт заключения сторонами договора перевалки N 22-004 от 12.01.2022, который, по мнению ответчика, исключает предъявление демереджа.
Данные возражения суд апелляционной инстанции находит несостоятельными.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований или возражений.
Согласно положениям статьи 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
На основании части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
В соответствии с пунктом 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2021 N 16 если судом первой инстанции неправильно определены или не установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, то суду апелляционной инстанции следует поставить на обсуждение вопрос о представлении лицами, участвующими в деле, дополнительных (новых) доказательств и при необходимости по их ходатайству оказать им содействие в собирании и истребовании таких доказательств.
Аналогичная позиция отражена в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.10.2022 по делу N А66-3606/2021.
Оспаривая произведенный Обществом расчет, Компания доказательств, опровергающих информацию о датах прибытия судна и периодах ожидания выгрузки, содержащуюся в нотисе о готовности, выписке из судового журнала судна, контррасчет заявленных требований, не представила; при этом сами обстоятельства описываемых выше событий не отрицала.
Более того, при рассмотрении дела судом первой инстанции, в связи с возникшей аварийной ситуацией, предлагала истцу урегулировать настоящий спор путем оплаты истцу услуг по хранению топлива на т/х "Орлец" за период с 04.01.2022 по 27.01.2022 в сумме 1 535 241 руб. 17 коп., что нашло отражении в проекте мирового соглашения Компании (лист дела 74-76).
Поскольку по своей природе демередж относится к расходам по исполнению договора, а не к договорной неустойке, положения статьи 333 ГК РФ к нему не применяются (Определение ВС РФ от N 307-ЭС19-26373 о 13.02.2020).
С учетом вышеизложенных обстоятельств дела, апелляционный суд считает, что решение суда подлежит отмене. Иск Общества подлежит удовлетворению в полном объеме.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение иска и апелляционной жалобы подлежат распределению в соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 15 июля 2022 года по делу N А05-2475/2022 отменить.
Взыскать с публичного акционерного общества "Ленское объединенное речное пароходство" в пользу акционерного общества "Троица" 7 342 708 руб. 33 коп. демереджа, а также 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение иска.
Взыскать с публичного акционерного общества "Ленское объединенное речное пароходство" в доход федерального бюджета 57 714 руб. государственной пошлины за рассмотрение иска.
Взыскать с публичного акционерного общества "Ленское объединенное речное пароходство" в пользу акционерного общества "Троица" 3000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-2475/2022
Истец: АО "ТРОИЦА"
Ответчик: ПАО "Ленское объединенное речное пароходство"
Третье лицо: АС Архангельской области, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд