04 апреля 2023 г. |
Дело N А13-10356/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,
при участии от муниципального казенного учреждения "Спецавтотранс" Дзивинского А.В. (доверенность от 10.01.2023 N 3), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области Шпякиной М.А. (доверенность от 26.07.2023 N 2538),
рассмотрев 03.04.2023 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области и общества с ограниченной ответственностью "Автоэкспресс-плюс" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 20.10.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2022 по делу N А13-10356/2022,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное казенное учреждение "Спецавтотранс", адрес: 162604, Вологодская обл., г. Череповец, Кирилловское ш., д. 50, ОГРН 1133528001771, ИНН 3528198890 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, адрес: 160000, г. Вологда, Пушкинская ул., д. 25, ОГРН 1033500044456, ИНН 3525048696 (далее - Управление), от 30.06.2022 N 035/06/104-335/2022.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Автоэкспресс-плюс", адрес: 153005, г. Иваново, Набережная ул., д. 9, пом. 305, ОГРН 1033700111686, ИНН 3702045128 (далее - Общество).
Решением суда первой инстанции от 20.10.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.12.2022, заявленные требования удовлетворены, на Управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Учреждения путем рассмотрения вопроса о включении сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП) в пятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Управление и Общество не согласились с вынесенными судебными актами, посчитали их незаконными и необоснованными, принятыми с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В кассационных жалобах Управление и Общество утверждают, что признаки недобросовестного поведения Общества при исполнении контракта не установлены.
Представитель Управления в судебном заседании поддержала доводы поданной им кассационной жалобы.
Представитель Учреждения, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с положениями статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по результатам проведенного электронного аукциона 27.12.2021 между Учреждением и Обществом заключен муниципальный контракт (реестровый номер 3352819889021000189) на поставку автомобиля грузового ГАЗ А22R32, стоимостью 2 184 682 руб. 46 коп.
Срок исполнения контракта определен - в течение 45 рабочих дней с даты заключения контракта, то есть до 10.03.2022 включительно.
Поскольку Общество не исполнило в установленный срок обязательства по контракту, Учреждение направило в его адрес претензию от 17.03.2022 N 676.
Письмом от 22.03.2022 Общество сообщило Учреждению о возникновении обстоятельств непреодолимой силы и необходимости проведения переговоров по изменению существенных условий контракта.
Учреждение отказалось от изменения существенных условий контракта, о чем сообщило в письме от 25.03.2022.
Общество 30.03.2022 повторно уведомило Учреждение о том, что не отказывается от исполнения контракта, однако отметило, что его исполнение является невозможным на прежних условиях в связи с изменением экономической ситуации в стране. Общество направило Учреждению проект дополнительного соглашения к контракту, предусматривающий изменение стоимости автомобиля (увеличение до 3 061 000 руб.).
Учреждение в письме от 28.04.2022 указало на отсутствие оснований для изменения существенных условий контракта и увеличения стоимости автомобиля.
В связи с неисполнением Обществом обязательств по контракту Учреждение 18.05.2022 приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и в тот же день направило его Обществу.
Учреждение обратилось в Управление с заявлением о включении сведений в отношении Общества в РНП.
По результатам рассмотрения заявления Управление приняло решение от 30.06.2022 N 035/06/104-335/2022 об отказе во включении в РНП сведений в отношении Общества.
Не согласившись с указанным решением, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии оснований для включения сведений об Обществе в РНП и удовлетворили заявленные требования.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в РНП включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 этой статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (часть 6 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
В силу части 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 этой статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 данной статьи, в РНП в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
Учитывая приведенные положения, суды верно указали, что основанием для включения в РНП является ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя), совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта в результате существенных нарушений условий его исполнения.
Включение сведений о лице в РНП, по существу, является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в неправомерном нарушении законодательства о закупках.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации применяемые государственными органами санкции должны назначаться с учетом характера допущенного нарушения, размера причиненного вреда, наличия и степени вины нарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Из приведенных положений следует обязанность антимонопольного органа полно, объективно и всесторонне проверить представленные заказчиком документы и информацию. Для возникновения таких правовых последствий, как признание поставщика (подрядчика) недобросовестным, антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта нарушения поставщиком срока исполнения обязательств по контрактам, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий поставщика и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения последнего в РНП.
Все эти обстоятельства в каждом конкретном случае подлежат выяснению антимонопольным органом при решении вопроса о наличии оснований для включения определенного субъекта в РНП в рамках установленной процедуры.
Из обстоятельств дела следует, что, отказывая во включении в РНП сведений об Обществе, Управление в своем решении от 30.06.2022 N 035/06/104-335/2022 указало на представление информации и документов, подтверждающих принятие мер для надлежащего исполнения условий контракта. В данном случае Управление не раскрыло вывод об отсутствии оснований для включения сведений об Обществе в РНП, а ограничилось в оспариваемом решении общей фразой, оставив без какой-либо оценки приводимые Учреждением доводы. Управление не проанализировало взаимоотношения сторон в рамках исполнения контракта, а также обстоятельства и причины непоставки товара по контракту.
Проанализировав обстоятельства рассматриваемого дела, суды первой и апелляционной инстанций не установили, что причиной непоставки Обществом товара стали обстоятельства непреодолимой силы, а в поведении Общества усмотрели отсутствие необходимой степени заботливости и добросовестности при выполнении взятых на себя обязательств по контракту. Суды пришли к выводу о том, что Управление необоснованно посчитало недоказанной необходимую совокупность условий для включения в РНП сведений об Обществе.
Доводы о прекращении обществом с ограниченной ответственностью "ГК "Современные транспортные технологии" отгрузок автомобилей с 24.02.2022 судами рассмотрены и мотивированно отклонены, поскольку Общество направило поставщику заявку 17.12.2021 и по условиям пункта 4.5 договора от 01.06.2021 N ДФ01/0054/СТТ/21 поставка автомобиля грузового ГАЗ А22R32 должна была быть осуществлена до 01.02.2022.
Суд округа соглашается с выводами судов о том, что приведенные Обществом в качестве непреодолимых такие обстоятельства, как увеличение производителем цен на грузовые автомобили и сроков их изготовления, являются частью предпринимательского риска коммерческой организации и не могут служить основанием для освобождения ее от ответственности за неисполнение обязательств перед стороной, которая при исполнении принятых обязательств действовала добросовестно.
Как справедливо отмечено судами, принимая решение об участии в процедуре размещения государственного заказа и подавая соответствующую заявку, участник размещения заказа как субъект предпринимательской деятельности обязан учесть специфику заключения и исполнения государственного (муниципального) контракта, установленную Законом N 44-ФЗ, и соблюсти все предусмотренные для этого условия. В ином случае для него возникает риск наступления соответствующих неблагоприятных последствий, в том числе риск принятия уполномоченным органом решения о включении его в РНП.
Доводы Управления и Общества, изложенные в кассационных жалоба, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств, отличных от тех, которые были установлены судами по делу в пределах своей компетенции и положены в основу принятых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 20.10.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2022 по делу N А13-10356/2022 оставить без изменения, а кассационные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области и общества с ограниченной ответственностью "Автоэкспресс-плюс" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации применяемые государственными органами санкции должны назначаться с учетом характера допущенного нарушения, размера причиненного вреда, наличия и степени вины нарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
...
Как справедливо отмечено судами, принимая решение об участии в процедуре размещения государственного заказа и подавая соответствующую заявку, участник размещения заказа как субъект предпринимательской деятельности обязан учесть специфику заключения и исполнения государственного (муниципального) контракта, установленную Законом N 44-ФЗ, и соблюсти все предусмотренные для этого условия. В ином случае для него возникает риск наступления соответствующих неблагоприятных последствий, в том числе риск принятия уполномоченным органом решения о включении его в РНП."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 апреля 2023 г. N Ф07-3171/23 по делу N А13-10356/2022