05 апреля 2023 г. |
Дело N А21-6823/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Баженовой Ю.С., судей Рудницкого Г.М., Сергеевой И.В.,
при участии от государственного предприятия Калининградской области "Водоканал" Дыруль Т.В. (доверенность от 11.04.2022 N 701), Третьяк О.Э. (доверенность от 19.07.2022 N 757),
рассмотрев 29.03.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 08.09.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2022 по делу N А21-6823/2022,
УСТАНОВИЛ:
Государственное предприятие Калининградской области "Водоканал", адрес: 236023, Калининград, Советский пр., д. 107, ОГРН 1023900591626, ИНН 3903009923 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным оформленного уведомлением от 13.04.2022 N КУВД-001/2022-14775559/1 решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области, адрес: 236040, Калининград, ул. Генерала Соммера, д. 27, ОГРН 1043902855446, ИНН 3906131304 (далее - Управление), о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в отношении объекта недвижимости - водопровода протяженностью 33 м, диаметром 110 мм, расположенного по адресу: Калининград, ул. Чайковского, и обязании Управления провести государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности субъекта Российской Федерации - Калининградской области в отношении указанного объекта (дело N А21-6823/2022).
Кроме того, Предприятие подало в Арбитражный суд Калининградской области заявление о признании незаконным оформленного уведомлениями от 06.04.2022 N КУВД-001/2022-13825855/1, от 27.04.2022 N КУВД-001/2022-13825855/4 решения Управления о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в отношении объекта недвижимого имущества - наружных сетей бытовой канализации протяженностью 585 м, диаметром 110 мм, 160 мм, расположенного по адресу: Калининград, ул. Генерала Хохлова - Суздальская ул., и обязании Управления провести государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности субъекта Российской Федерации - Калининградской области в отношении данного объекта (дело N А21-6824/2022).
Впоследствии Предприятие обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным оформленного уведомлениями от 29.03.2022 N КУВД-001/2022-11933425/1 и от 20.04.2022 N КУВД-001/2022-11933425/4 решения Управления о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в отношении объекта недвижимого имущества - сети водопровода протяженностью 12 м, диаметром 63 мм, расположенного по адресу: Калининград, ул. Станиславского, и обязании Управления провести государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности субъекта Российской Федерации - Калининградской области в отношении этого объекта (дело N А21-7268/2022).
Производства по указанным делам объединены для совместного рассмотрения с присвоением объединенному делу номера А21-6823/2022.
В ходе рассмотрения настоящего дела Предприятие уточнило заявленные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в дополнение к заявленным требованиям просило признать незаконным оформленное уведомлением от 29.06.2022 N КУВД-001/2022-11933425/1 решение Управления об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права в отношении объекта недвижимого имущества - сети водопровода протяженностью 12 м, диаметром 63 мм, расположенного по адресу: Калининград, ул. Станиславского.
В качестве соистца к участию в деле привлечено Агентство по имуществу Калининградской области, адрес: 236006, Калининград, Московский пр., д. 95, пом. I, ОГРН 1023900767186, ИНН 3905031025 (далее - Агентство).
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 08.09.2022 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2022 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение от 08.09.2022 и постановление от 15.12.2022, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Предприятия.
По мнению Управления, государственный кадастровый учет и государственная регистрации прав на линейные объекты недвижимости должны осуществляться застройщиком до подключения (технологического присоединения) данных объектов к соответствующим сетям.
В отзывах на кассационную жалобу Предприятие и Агентство просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители Предприятия возражали против удовлетворения жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Иные участвующие в деле лица извещены в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что не препятствует рассмотрению жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 24.03.2022, 04.04.2022 и 08.04.2022 в Управление были представлены заявления на осуществление действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права собственности субъекта Российской Федерации - Калининградской области в отношении объектов недвижимого имущества:
- водопровода протяженностью 33 м, диаметром 110 мм, расположенного по адресу: Калининград, ул. Чайковского;
- наружных сетей бытовой канализации протяженностью 585 м, диаметром 110 мм, 160 мм, расположенных: Калининград, ул. Генерала Хохлова - Суздальская ул.;
- сети водопровода протяженностью 12 м, диаметром 63 мм, расположенной по адресу: Калининград, ул. Станиславского.
Уведомлениями от 13.04.2022 N КУВД-001/2022-14775559/1, от 06.04.2022 N КУВД-001/2022-13825855/1, от 27.04.2022 N КУВД-001/2022-13825855/4, от 29.03.2022 N КУВД-001/2022-11933425/1 и от 20.04.2022 N КУВД-001/2022-11933425/4 Управление сообщило о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права со ссылкой на непредставление заявителем необходимых в соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) документов, являющихся основаниями для государственной регистрации права собственности.
Впоследствии уведомлением от 29.06.2022 N КУВД-001/2022-11933425/1 Управление отказало в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права в отношении сети водопровода протяженностью 12 м, диаметром 63 мм, расположенной по адресу: Калининград, ул. Станиславского.
Считая перечисленные решения незаконными, Предприятие и впоследствии Агентство, обратились в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, посчитал, что у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для приостановления и отказа в кадастровом учете и регистрационных действиях, и удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд согласился с решением суда первой инстанции.
По смыслу статьи 198 АПК РФ во взаимосвязи с нормами статьи 201 того же Кодекса основаниями для признания незаконными решений (действий, бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются несоответствие оспариваемых решений (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, связанные с государственным кадастровым учетом объектов недвижимости и государственной регистрацией прав на объекты недвижимости, регулируются Законом N 218-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки (пункт 2); межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке (пункт 7 в редакции, действовавшей на дату подачи Обществом документов); технический план (при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав либо при государственном кадастровом учете в связи с созданием в результате строительства или изменением в результате реконструкции зданий, сооружений, если иное не установлено названным Законом) (пункт 7.3 в редакции, действовавшей на дату направления оспариваемых уведомлений); иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости (пункт 8).
Согласно пункту 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав.
В соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, указанные в статье 26 Закона N 218-ФЗ.
В качестве основания для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации права в оспариваемых решениях Управления указано отсутствие разрешений на строительство и ввод объекта в эксплуатацию.
В соответствии с пунктом 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) не требуется получения разрешения на строительство в случаях, определенных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 N 1816 утвержден Перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, согласно которому, в частности не требуется получение разрешения для строительства, реконструкции водопроводов и водоводов всех видов диаметром сети до 500 мм и линейных сооружений водоотведения диаметром до 1000 мм.
Как верно указано судами, с учетом диаметров спорных объектов на их строительство и ввод в эксплуатацию не требовалось получения разрешений на строительство и соответственно на ввод их в эксплуатацию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. В указанный перечень включены в том числе, подземные линейные сооружения и их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования (пункт 1); линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения (пункт 3).
Линейные объекты в силу их технических особенностей и, как правило, большой протяженности, размещаются на значительном количестве земельных участков, в том числе под их поверхностью.
Как верно указали суды, поскольку сооружение коммунального хозяйства - водопровод является линейным сооружением, он может располагаться на земельных участках иных собственников (правообладателей) без каких-либо договорных отношений с ними.
Оценив условия представленных в материалы дела договоров о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и дополнительных соглашений к ним, акты приема-передачи сетей коммунальной инфраструктуры от 20.01.2022, 15.10.2021 и 11.08.2021, суды обоснованно отклонили доводы Управления об отсутствии правовых оснований для возникновения права собственности Калининградской области на эти объекты.
Учитывая изложенное, приняв во внимание, что заявитель представил Управлению все необходимые документы для осуществления действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права собственности на спорные объекты, суды пришли к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 08.09.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2022 по делу N А21-6823/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Ю.С. Баженова |
Судьи |
Ю.С. Баженова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 N 1816 утвержден Перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, согласно которому, в частности не требуется получение разрешения для строительства, реконструкции водопроводов и водоводов всех видов диаметром сети до 500 мм и линейных сооружений водоотведения диаметром до 1000 мм.
...
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. В указанный перечень включены в том числе, подземные линейные сооружения и их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования (пункт 1); линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения (пункт 3)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 апреля 2023 г. N Ф07-1955/23 по делу N А21-6823/2022