06 апреля 2023 г. |
Дело N А56-66849/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Мунтян Л.Б.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Альфа-Инспект" Труcс А.Ю. (доверенность от 01.03.2023), от общества с ограниченной ответственностью "УК "Лидер Север" Томилина А.В. (доверенность от 03.10.2022), от Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга Федькушевой М.А. (доверенность от 28.12.2022),
рассмотрев 03.04.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альфа-Инспект" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.10.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2022 по делу N А56-66849/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Альфа-Инспект", адрес: 198207, Санкт-Петербург, Ленинский пр., д. 114, лит. А, кв. 631, ОГРН 1197847151831, ИНН 7805753803 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Государственной жилищной инспекции, адрес: 195112, Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 68, лит. А, ОГРН 1037867000115, ИНН 7841000298 (далее - Инспекция, ГЖИ), от 31.05.2022 N 1770-рл.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "УК "Лидер Север", адрес: 196191, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 7, лит. А, пом. 81-Н, оф. 427, ОГРН 1207800132968, ИНН 7810904906.
Решением суда первой инстанции от 12.10.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 27.12.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить состоявшиеся судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку суды пришли к ошибочному выводу о том, что общее собрание собственников (далее - ОСС) проведено в очно-заочной форме. Как следует из уведомления о проведении внеочередного ОСС, данное собрание проведено в заочной форме, допускаемой только в случае, если предыдущее ОСС с такой же повесткой дня было проведено в форме очного голосования и не имело установленного кворума. В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) такое нарушение порядка созыва является самостоятельным основанием для признания решения ОСС недействительным. Кроме того, в протоколе ОСС и приложенных к нему документах имеются грубые нарушения жилищного законодательства, а само ОСС было инициировано и организовано лицом, которое не имело на то прав.
В судебном заседании представитель Общества поддержала доводы кассационной жалобы, представители ООО "УК "Лидер Север" и ГЖИ просили оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в Инспекцию 18.05.2022 от лицензиата ООО "УК Лидер Север" поступило заявление о внесении изменений в реестр лицензий в отношении многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербург, Полевая Сабировская ул., д. 45, корп. 1, стр. 1 (далее - МКД) на основании решений ОСС помещений МКД, оформленных протоколом от 28.04.2022 N 1.
По результатам рассмотрения указанного заявления Инспекцией 31.05.2022 вынесено распоряжение от 31.05.2022 N 1770-рл о внесении с 01.06.2022 сведений о МКД в раздел реестра, содержащий перечень адресов многоквартирных домов, управление которыми осуществляет ООО "УК Лидер Север".
В то же время администрацией Приморского района г. Санкт-Петербурга проводился конкурс на право заключения договора управления спорным МКД (лот N 1). Конкурс проводился на основании извещения от 18.04.2022 N 180422/3170144/02. 27.05.2022 в 12:10 Общество, являясь участником указанного конкурса, стало его победителем, о чем свидетельствует протокол комиссии администрации, не утвержденный и не опубликованный в открытом доступе.
Однако 27.05.2022 в 16:38 конкурс приостановлен в связи с поступлением жалобы в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - УФАС) от ООО "УК "Лидер Север". УФАС принято решение N 78_13468_22 от 02.06.2022 о признании жалобы ООО "УК "Лидер Север" необоснованной. Вместе с тем УФАС указало, что на момент рассмотрения жалобы ООО "УК Лидер Север" было включено в реестр лицензий на основании решения собственников помещений и, таким образом, у организатора торгов отсутствуют правовые основания для проведения конкурса по спорному МКД.
На основании предписания УФАС от 02.06.2022, а также протокола от 28.04.2022 N 1 ОСС помещений МКД, распоряжения ГЖИ от 31.05.2022 N 1770-рл комиссией администрации 08.06.2022 принято решение об аннулировании конкурса по извещению N 180422/3170144/02.
Общество оспорило указанное решение об аннулировании конкурса в судебном порядке, определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.08.2022 по делу N А56-63106/2022 заявление возвращено.
Полагая, что распоряжение Инспекции от 31.05.2022 N 1770-рл повлекло за собой аннулирование конкурса, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Суд апелляционной инстанции согласился с позицией суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации (далее - реестр лицензий).
Частью 2 статьи 195 ЖК РФ предусмотрено, что реестр лицензий должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
В соответствии с частью 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Согласно части 3 статьи 198 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Пунктом 2 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок), установлено, что изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частью 17 статьи 161, частями 3, 3.1, 5-5.4 статьи 198 ЖК РФ, на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - заявитель), заявления о внесении изменений в реестр, а в предусмотренных ЖК РФ случаях - уведомления о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом или сведений о прекращении управления многоквартирным домом. Указанные заявление, уведомление или сведения, должны содержать информацию предусмотренную пунктом 2 Порядка.
Согласно пункту 5 Порядка установлено, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ.
По итогам проверки указанного выше протокола и приложенных к нему документов на соответствие подпункту "е" пункта 5 Порядка признаки ничтожности решений ОСС МКД, оформленных протоколом от 28.04.2022 N 1, ГЖИ не установлены. Достаточные основания для отказа во внесении изменений в реестр лицензий у Инспекции отсутствовали.
Доводы Общества о том, что инициатором ОСС было неуполномоченное лицо, а также о нарушении порядка проведения ОСС рассмотрены судами и отклонены.
Судами установлено, что инициатором рассматриваемого ОСС помещений в МКД являлось ООО "Вега" (собственник помещения 35-Н), акт приема-передачи с которым подписан 01.03.2022.
По вопросу уведомления о проведении ОСС помещений из материалов дела следует, что одновременно с протоколом от 28.04.2022 N 1 в Инспекцию помимо прочего поступили уведомление о проведении общего собрания, а также реестр, подтверждающий направление сообщения о проведении общего собрания собственникам помещений в МКД путем почтового отправления, содержащий штриховые почтовые идентификаторы отправления. В связи с вышеизложенным инициатором ОСС были предприняты действия по надлежащему уведомлению собственников помещений в МКД о проведении общего собрания в соответствии с требованиями ЖК РФ.
Случаи признания решения собрания ничтожным установлены в статье 181.5 ГК РФ.
Видимые Обществом нарушения порядка организации, проведения ОСС и оформления его результатов являются признаком оспоримости решения, которое может быть признано недействительным в силу признания его таковым судом (статьи 181.3, 181.4 ГК РФ). Доказательств несоответствия принятого ГЖИ протокола ОСС общему волеизъявлению собственников (владельцев) помещений в МКД, признания судом недействительным соответствующего решения ОСС не представлено.
Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных актов, не допущено, оценка доказательств произведена согласно требованиям статей 65-71, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в их совокупности и взаимной связи.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их относимости, допустимости, достаточности, достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.10.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2022 по делу N А56-66849/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альфа-Инспект" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ.
По итогам проверки указанного выше протокола и приложенных к нему документов на соответствие подпункту "е" пункта 5 Порядка признаки ничтожности решений ОСС МКД, оформленных протоколом от 28.04.2022 N 1, ГЖИ не установлены. Достаточные основания для отказа во внесении изменений в реестр лицензий у Инспекции отсутствовали.
...
Случаи признания решения собрания ничтожным установлены в статье 181.5 ГК РФ.
Видимые Обществом нарушения порядка организации, проведения ОСС и оформления его результатов являются признаком оспоримости решения, которое может быть признано недействительным в силу признания его таковым судом (статьи 181.3, 181.4 ГК РФ). Доказательств несоответствия принятого ГЖИ протокола ОСС общему волеизъявлению собственников (владельцев) помещений в МКД, признания судом недействительным соответствующего решения ОСС не представлено."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 апреля 2023 г. N Ф07-1698/23 по делу N А56-66849/2022