07 апреля 2023 г. |
Дело N А42-6273/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Захаровой М.В., судей Сапоткиной Т.И., Сергеевой И.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ФИОРД" генерального директора Белашова Р.А. (приказ от 20.12.2020 N 1),
рассмотрев 06.04.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 12.09.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2022 по делу N А42-6273/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ФИОРД", адрес: 184433, Мурманская обл., Печенгский р-н, г. Заполярный, ул. Бабикова, д. 14, ОГРН 1065109002860, ИНН 5109003009 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском Министерству имущественных отношений Мурманской области, адрес: 183006, г. Мурманск, ул. Карла Маркса, д. 18, ОГРН 1025100866768, ИНН 5190800097 (далее - Министерство), о понуждении заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером 51:03:0010102:278.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: акционерное общество "Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики", адрес: 123112, Москва, Пресненская наб., д. 12, этаж 15, ком. А3, ОГРН 1057723007407, ИНН 7723356562 (далее - Корпорация), и общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Столица Арктики", адрес: 183038, г. Мурманск, пр. Ленина, д. 82, оф. 918, ОГРН 1205100003118, ИНН 5190084118 (в настоящее время общество с ограниченной ответственностью "КРДВ Мурманск").
Решением суда от 12.09.2022 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением апелляционной инстанции от 15.12.2022 названное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на нарушение судами норм процессуального права, неустановление ими обстоятельств, имеющих значение для дела, просит обжалуемые судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции по правилам административного судопроизводства. Заявитель считает, что суды не применили положения глав 22 и 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что повлияло на процессуальные права Министерства и на исход дела.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Общества против удовлетворения жалобы возражал.
Остальные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Кроме того, информация о принятии жалобы к производству, а также о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Северо-Западного округа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Документы, подтверждающие размещение указанных сведений, включая дату их размещения, на официальном сайте суда, приобщены к материалам дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Корпорация в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2020 N 193-ФЗ "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации" (далее - Закон N 193-ФЗ) и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2015 N 432 "Об управляющей компании, осуществляющей функции по управлению Арктической зоной Российской Федерации, а также территориями опережающего социально-экономического развития в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, Арктической зоне Российской Федерации и свободным портом Владивосток" является управляющей компанией, осуществляющей функции по управлению Арктической зоной Российской Федерации (далее - АЗРФ) и территориями опережающего социально-экономического развития.
В соответствии с частью 12 статьи 9 Закона N 193-ФЗ в реестр резидентов АЗРФ 24.02.2021 внесена запись о регистрации Общества в качестве резидента арктической зоны за регистрационным номером 19300000059, в связи с чем между Обществом и Корпорацией заключено соглашение от 24.02.2021 N АЗРФ59/21 об осуществлении инвестиционной деятельности в АЗРФ.
Общество в заявке на заключение соглашения указало на необходимость предоставления для реализации инвестиционного проекта земельного участка, формируемого из земельного участка с кадастровым номером 51:03:0010102:56 на территории г.п. Печенга, Печенгского района Мурманской области, без торгов в соответствии с подпунктом 39 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
С учетом этой необходимости соглашение подписано обеими заинтересованными сторонами.
Общество направило в Министерство заявление от 29.04.2021 об утверждении схемы расположения земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.
В дальнейшем 20.05.2021 издано распоряжение N 812 "О предварительном согласовании предоставления земельного участка" (далее - Распоряжение N 812), согласно которому Министерство распорядилось предварительно согласовать предоставление земельного участка с условным номером 51:03:0010102:ЗУ1 для туристического обслуживания. Местоположение земельного участка: Мурманская обл., Печенгский муниципальный округ.
Кроме того, в соответствии с указанным распоряжением Обществу надлежало обеспечить проведение кадастровых работ, поставить земельный участок на кадастровый учет и обратиться в Министерство с заявлением об оформлении права на земельный участок.
Во исполнение указанного распоряжения по заказу Общества были проведены кадастровые работы. Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 13.10.2021, земельный участок площадью 5124 кв.м, категория - земли запаса, вид разрешенного использования - отдых (рекреация), местоположение: Мурманская обл., Печенгский муниципальный округ поставлен 23.09.2021 на кадастровый учет с кадастровым номером 51:03:0010102:278, образован из земельного участка с кадастровым номером 51:03:0000000:12 (входящий 51:03:0010102:56).
В последующем 03.12.2021 Министерством вынесено распоряжение N 3623 "О внесении изменения в пункт 1 и дополнении пунктом 4.4 Распоряжения N 812.
В пункт 1 Распоряжения N 812 внесены изменения - замена категории земель "земли особо охраняемых территорий и объектов" на категорию "земли запаса", замена "Участок формируется из земельного участка в составе ЕЗП с кадастровым номером 51:03:0010102:56" на "Участок формируется из земельного участка в составе ЕЗП (51:03:0000000:12) с кадастровым номером 51:03:0010102:56".
Также Распоряжение N 812 дополнено пунктом 4.4 "обратиться в Министерство имущественных отношений Мурманской области с заявлением о переводе земель из категории земли запаса на категорию - земли особо охраняемых территорий и объектов".
В соответствии с изменениями от 03.12.2021 и на основании заявления Министерством издан приказ от 11.01.2022 N 5 "О переводе земельного участка из одной категории в другую".
С целью реализации инвестиционного проекта Общество (резидент АЗРФ) 31.01.2022, 18.03.2022, 12.05.2022 обращалось в Министерство с заявлениями о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 51:03:0010102:278 в аренду.
От Министерства в адрес Общества 02.03.2022, 11.05.2022 поступили ответы N 19-06/2575-00, N 19-06/5678-00 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 51:03:0010102:278 со ссылкой на то, что Корпорация планирует расторгнуть соглашение с Обществом.
Общество и Корпорация заключили дополнительное соглашение от 05.06.2022 N ДС-1/АЗРФ-59/21 к соглашению от 24.02.2021, в котором согласовали, что предметом соглашения является осуществление резидентом в соответствии с заявкой от 10.06.2022 N АЗРФ/217 обязательства по реализации инвестиционного проекта "Строительство туристического комплекса" в период с 2021 по 2027 годы.
От Корпорации в Министерство поступил письменный ответ от 22.06.2022 N 001-8542 на запрос о предоставлении сведений в рамках заявления Общества, согласно которому по состоянию на 20.06.2022 соглашение от 24.02.2021 является действующим, реализация процедуры расторжения соглашения была приостановлена в связи с действующим до конца 2022 года мораторием на расторжение соглашений и применение мер ответственности к резидентам, а также в связи с предоставлением Обществом документов, подтверждающих факт нахождения организации-резидента АЗРФ в активной стадии реализации инвестиционного проекта.
Общество, не согласившись с указанными отказами Министерства, основывая свои требования на том, что оно как резидент АЗРФ в силу положений подпункта 39 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ обладает преимущественным правом приобретения в пользование на условиях аренды земельного участка с кадастровым номером 51:03:0010102:278, его заявления о предоставлении земельного участка в аренду оставлены Министерством без удовлетворения, срок направления договора аренды в адрес истца истек, обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, исследовав представленные в материалы дела доказательства, придя к выводу о том, что отказ Министерства от заключения с истцом договора аренды земельного участка без проведения торгов, не имеет под собой законных оснований, удовлетворил иск, обязав Министерство заключить договор аренды спорного земельного участка.
Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции.
Суд округа, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно пункту 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В силу подпункта 39 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка для осуществления лицом, получившим статус резидента АЗРФ в соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации", деятельности, предусмотренной соглашением об осуществлении инвестиционной деятельности в АЗРФ.
Подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ предусмотрено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и по результатам указанных рассмотрения и проверки, в частности, принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка определен в статье 39.16 ЗК РФ.
Решения Министерства, изложенные в письмах от 02.03.2022 N 19-06/2575-00 и от 11.05.2022 N 19-06/5678-00, не содержат правового основания, перечисленного в указанной статье, не позволяющего предоставить заявителю испрашиваемый земельный участок.
Законных оснований для отказа в предоставлении спорного земельного участка в аренду Министерство при рассмотрении спора не привело, судами не установлено.
Таким образом, принимая обжалуемые судебные акты, суды исходили из фактических обстоятельств дела и приведенных правовых норм, из наличия у Общества, являющегося резидентом АЗРФ, установленного законом права на приобретение спорного земельного участка в аренду без проведения торгов. При этом суды учли, что соглашение от 24.02.2021 N АЗРФ59/21 об осуществлении инвестиционной деятельности в АЗРФ является действующим, о чем Корпорация сообщила Министерству. Суды, установив, что отказ Министерства в заключении договора является незаконным, нарушающим права и законные интересы резидента, влечет невозможность исполнения им обязательств по указанному соглашению, пришли к выводу об удовлетворении требований.
Довод подателя жалобы о том, что спор подлежал рассмотрению по правилам административного судопроизводства, судами допущены существенные нарушения норм процессуального права, выразившиеся в неприменении положений глав 22 и 24 АПК РФ, что повлияло на процессуальные права Министерства и на исход дела, судом округа отклоняется. Суд первой инстанции указал в резолютивной части судебного акта на те действия, которые необходимо совершить в целях устранения нарушенного права, о чем и просило Общество по требованию, в данном случае подлежащему рассмотрению в порядке, установленном для рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений. Отсутствие указания в резолютивной части судебного акта на признание незаконным решения Министерства об отказе в предоставлении земельного участка не нарушает его права и не делает незаконными обжалуемые судебные акты. Доводы жалобы не свидетельствуют о том, что судами допущены существенные нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судами при рассмотрении спора не допущено.
В силу изложенного кассационная жалоба Министерства удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 12.09.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2022 по делу N А42-6273/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
М. В. Захарова |
Судьи |
М.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу подпункта 39 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка для осуществления лицом, получившим статус резидента АЗРФ в соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации", деятельности, предусмотренной соглашением об осуществлении инвестиционной деятельности в АЗРФ.
Подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ предусмотрено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и по результатам указанных рассмотрения и проверки, в частности, принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка определен в статье 39.16 ЗК РФ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 апреля 2023 г. N Ф07-2860/23 по делу N А42-6273/2022