г. Санкт-Петербург |
|
15 декабря 2022 г. |
Дело N А42-6273/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Нестерова С.А.,
судей Горбатовской О.В., Черемошкиной В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Евстегнеевой Е.В.,
при участии:
от истца: Иванов П.Ю. - по доверенности от 11.11.2022, генеральный директор Балашов Р.А. (выписка из ЕГРЮЛ);
от ответчика: Чалых К.В. - по доверенности от 10.01.2022;
от третьего лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-34321/2022) Министерства имущественных отношений Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 12.09.2022 по делу N А42-6273/2022 (судья Муратшаев Д.В.), принятое
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Фиорд"
к Министерству имущественных отношений Мурманской области
третьи лица: 1) Акционерное общество "Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики"; 2) Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Столица Арктики"
о понуждении заключить договор аренды земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ФИОРД" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском Министерству имущественных отношений Мурманской области (далее - ответчик, Министерство) о понуждении заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером 51:03:0010102:278.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Акционерное общество "Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики" (далее - Корпорация) и Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Столица Арктики" (далее - Компания).
Решением суда от 12.09.2022 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, Министерство подало апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств дела, просило решение от 12.09.2022 отменить. По мнению подателя жалобы, судом не учтено, что спорный земельный участок относится к землям особо охраняемых территорий и объектов, имеет вид разрешенного использования "отдых (рекреация)".
В отзывах на апелляционную жалобу Общество и Компания просили решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, представители истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражали.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Корпорация в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2020 N 193-ФЗ "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации" (далее - Закон N 193-ФЗ) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2015 N 432 "Об управляющей компании, осуществляющей функции по управлению Арктической зоной Российской Федерации, а также территориями опережающего социально-экономического развития в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, Арктической зоне Российской Федерации и свободным портом Владивосток" является управляющей компанией, осуществляющей функции по управлению Арктической зоной Российской Федерации (далее - АЗРФ) и территориями опережающего социально-экономического развития.
24.02.2021 в соответствии с частью 12 статьи 9 Закона N 193-ФЗ в реестр резидентов Арктической зоны Российской Федерации внесена запись о регистрации Общества в качестве резидента Арктической зоны за регистрационным номером 19300000059, в связи с чем между Обществом и Корпорацией заключено Соглашение об осуществлении инвестиционной деятельности в Арктической зоне Российской Федерации от 24.02.2021 N АЗРФ59/21 (далее - Соглашение).
Общество в заявке на заключение Соглашения указало на необходимость предоставления для реализации инвестиционного проекта земельного участка формируемого из земельного участка с кадастровым номером 51:03:0010102:56 на территории гп. Печенга Печенгского района Мурманской области без торгов в соответствии с подпунктом 39 пункта 2. статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации. С учетом этой необходимости Соглашение подписано обеими заинтересованными сторонами.
29.04.2021 Общество направило в Министерство заявление об утверждении схемы расположения земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.
20.05.2021 издано Распоряжение N 812 "О предварительном согласовании предоставления земельного участка", согласно которому Министерство распорядилось предварительно согласовать предоставление земельного участка с условным номером 51:03:0010102:ЗУ1, для туристического обслуживания. Местоположение земельного участка: Мурманская область, Печенгский муниципальный округ.
Кроме того, в соответствии с указанным распоряжением Обществу надлежало обеспечить проведение кадастровых работ, поставить земельный участок на кадастровый учет и обратиться в Министерство с заявлением об оформлении права на земельный участок.
Во исполнение указанного распоряжения по заказу Общества были проведены кадастровые работы, 23.09.2021 земельный участок поставлен на кадастровый учет с кадастровым N 51:03:0010102:278 (входящий в 51:03:0010102:56).
03.12.2021 Министерством вынесено распоряжение N 3623 "О внесении изменения в пункт 1 и дополнении пунктом 4.4 распоряжения Министерства имущественных отношений Мурманской области от 20.05.2021 N 812 "О предварительном согласовании предоставления земельного участка".
В пункт 1 распоряжения Министерства имущественных отношений Мурманской области от 20.05.2021 N 812 "О предварительном согласовании предоставления земельного участка" внесены изменения - замена категории земель "земли особо охраняемых территорий и объектов" на категорию "земли запаса", замена "Участок формируется из земельного участка в составе ЕЗП с кадастровым номером 51:03:0010102:56" на "Участок формируется из земельного участка в составе ЕЗП (51:03:0000000:12) с кадастровым номером 51:03:0010102:56.
Распоряжение от 20.05.2021 N 812 дополнено пунктом 4.4 "обратиться в Министерство имущественных отношений Мурманской области с заявлением о переводе земель из категории земли запаса на категорию - земли особо охраняемых территорий и объектов".
В соответствии с изменениями от 03.12.2021 и на основании заявления Министерством издан Приказ от 11.01.2022 N 5 "О переводе земельного участка из одной категории в другую".
31.01.2022, 18.03.2022, 12.05.2022 с целью реализации инвестиционного проекта резидент обращался в Министерство с заявлениями о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 51:03:0010102:278 в аренду.
02.03.2022, 11.05.2022 от Министерства в адрес Общества поступили ответы N 19-06/2575-00, N 19-06/5678-00 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 51:03:0010102:278 со ссылкой на то, что Корпорация планирует расторгнуть соглашение с Обществом.
05.06.2022 Общество и Компания заключили дополнительное соглашение N ДС-1/АЗРФ-59/21 к Соглашению, в котором согласовали, что предметом Соглашения является осуществление резидентом в соответствии с заявкой от 10.06.2022 N АЗРФ/217 обязательства по реализации инвестиционного проекта "Строительство туристического комплекса" в период с 2021 по 2027 годы.
22.06.2022 от Корпорации в рамках рассмотрения заявления Общества в Министерство поступил ответ, согласно которому по состоянию на 20.06.2022 Соглашение от 24.02.2021 является действующим, реализация процедуры расторжения Соглашения была приостановлена в связи с предоставлением Обществом документов, подтверждающих факт нахождения организации-резидента АЗРФ в активной стадии реализации инвестиционного проекта.
Ссылаясь на то, что по истечении срока направления договора, ответ от Министерства не поступил, Общество обратилось с иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции признал исковые требования Общества обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения и отмены или изменения принятого по делу решения ввиду следующего.
В соответствии с положениями статьи 9 Федерального закона N 193-ФЗ установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, намеревающиеся приобрести статус резидента АЗРФ и отвечающие установленным Федеральным законом 193-ФЗ требованиям к резидентам АЗРФ, подают в управляющую компанию заявку на заключение соглашения об осуществлении инвестиционной деятельности. Заявка на заключение соглашения об осуществлении инвестиционной деятельности должна содержать следующие сведения:
1) виды предпринимательской деятельности, которые планирует осуществлять заявитель в АЗРФ;
2) адрес земельного участка, иного недвижимого имущества или информация о водном объекте, его части, в том числе описание местоположения береговой линии (границы водного объекта или его части), в пределах которых планируется осуществлять заявленную предпринимательскую деятельность, а также информация о правах на указанное имущество либо информация о необходимости предоставления земельного участка, расположенного в границах территории реализации инвестиционных проектов, определенной в соответствии со статьей 15 Федерального закона N 193-ФЗ, для осуществления заявленной предпринимательской деятельности;
3) срок, на который предлагается заключить соглашение об осуществлении инвестиционной деятельности;
4) сведения о применении заявителем таможенной процедуры свободной таможенной зоны в случае, если заявитель планирует применять указанную процедуру.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 193-ФЗ управляющая компания осуществляет следующие функции:
1) осуществляет прием заявок на заключение соглашений об осуществлении инвестиционной деятельности;
2) заключает соглашения об осуществлении инвестиционной деятельности;
3) ведет реестр резидентов Арктической зоны;
4) осуществляет контроль за выполнением резидентами Арктической зоны соглашений об осуществлении инвестиционной деятельности;
5) выдает письменное свидетельство о выполнении резидентом Арктической зоны условий соглашения об осуществлении инвестиционной деятельности;
6) осуществляет иные функции, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Функцией по предоставлению земельных участков управляющая компания не наделена.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 39 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка для осуществления лицом, земельного участка для осуществления лицом, получившим статус резидента Арктической зоны Российской Федерации в соответствии с Законом N 198-ФЗ.
В силу пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и по результатам указанных рассмотрения и проверки осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, либо принимает решение об отказе.
Подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ определено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 39.16 ЗК РФ. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В данном случае решение Министерства об отказе Обществу в предоставлении земельного участка мотивированно наличием информации о намерении Корпорации расторгнуть инвестиционное соглашение.
Вместе с тем, материалами дела подтверждается и судом первой инстанции верно установлено, что Соглашение об осуществлении инвестиционной деятельности в Арктической зоне Российской Федерации от 24.02.2021 N АЗРФ - 59/21 является действующим, Общество является резидентом Арктической зоны Российской Федерации.
Таким образом, суд первой инстанции, придя к правильному выводу о том, что отказ Министерства от заключения с Обществом договора аренды земельного участка без проведения торгов не имеет под собой законных оснований, пришел к обоснованному выводу о необходимости возложить на Министерство обязанность по заключению с Обществом договора аренды земельного участка с кадастровым номером 51:03:0010102:278.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Министерства, доводы которой не опровергают правомерности и обоснованности выводов суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
При вынесении решения судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, нормы материального и процессуального права, в том числе являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного акта не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, а потому у апелляционной коллегии не имеется правовых оснований для удовлетворения жалобы Министерства и отменены или изменения принятого по делу решения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 12.09.2022 по делу N А42-6273/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С. А. Нестеров |
Судьи |
О. В. Горбатовская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-6273/2022
Истец: ООО "Фиорд"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АО "КОРПОРАЦИЯ РАЗВИТИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И АРКТИКИ", ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "СТОЛИЦА АРКТИКИ"