10 апреля 2023 г. |
Дело N А52-1053/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Мунтян Л.Б.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Ланган" Митькова А.М. (доверенность от 16.12.2022), от общества с ограниченной ответственностью "Гриф" Романовой Е.В. (доверенность от 25.05.2022),
рассмотрев 03.04.2023 в открытом судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Гриф" и общества с ограниченной ответственностью "Ланган" на решение Арбитражного суда Псковской области от 18.08.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2022 по делу N А52-1053/2022,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по природным ресурсам и экологии Псковской области, адрес: 180001, г. Псков, ул. Некрасова, д. 23, ОГРН 1056000309331, ИНН 6027087659 (далее - Комитет), обратился в Арбитражный суд Псковской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Ланган", адрес: 182270, Псковская обл., Себежский р-н, д. Кузнецовка, ОГРН 1136027000262, ИНН 6027147058, о взыскании ущерба, причиненного лесному фонду, в размере 5 709 300 руб.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу, адрес: 194021, Санкт-Петербург, Институтский пр., д. 21, корп. Б, ОГРН 1077847120944, ИНН 7802384322 (далее - Департамент), ООО "Гриф", адрес: 188230, Ленинградская обл., г. Луга, пр. Володарского, д. 18, ОГРН 1034701563786, ИНН 4710024050, государственное казенное учреждение Псковской области "Себежское лесничество", адрес: 182250, Псковская обл., Себежский р-н, г. Себеж, Первомайская ул., д. 81, ОГРН 1096027000189, ИНН 6022009600 (далее - Учреждение).
Решением суда первой инстанции от 18.08.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 20.12.2022, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе (с учетом дополнения) ООО "Ланган" просит отменить состоявшиеся судебные акты, отказать в удовлетворении иска, поскольку расчет взыскиваемой суммы ущерба не исследован судами, в деле отсутствуют первичные документы, содержащие сведения об осмотре лесных участков, подтверждающие незаконную рубку. Истцом весь объем срубленных деревьев подсчитан одинаково, без учета того, что Обществом проводилась выборочная рубка погибших и поврежденных насаждений, что предполагает наличие пней сухостойных деревьев. Судами не исследовался вопрос о совместном участии арендатора и подрядчика в причинении вреда, вина каждого из них.
В кассационной жалобе ООО "Гриф" просит отменить состоявшиеся судебные акты и направить дело на новое рассмотрение для проведения лесотехнической экспертизы в целях установления фактически нанесенного ущерба. Ущерб взыскан на основании акта, который не является допустимым доказательством, так как содержит недостоверные и противоречивые сведения.
В судебном заседании представители ООО "Ланган" и ООО "Гриф" поддержали доводы кассационных жалоб.
Департамент в отзыве на кассационную жалобу просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения и рассмотреть дело в свое отсутствие.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационных жалоб.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании протокола результатов лесного конкурса от 20.12.2006 N 16 Государственный комитет Псковской области по лицензированию и природопользованию (правопреемником которого является Комитет) (арендодатель) и закрытое акционерное общество "Псковский лесной терминал" (арендатор) 10.06.2008 заключили договор от 10.06.2008 N 7 аренды лесного участка, расположенного на землях лесного фонда Псковской области, с целью заготовки древесины.
В соответствии с договором арендатор принял во временное пользование сроком на 49 лет лесной участок площадью 42 338 га, являющийся частью земель лесного фонда Себежского лесничества - филиала государственного учреждения "Управление природными ресурсами по Псковской области", расположенный на территории Себежского р-на Псковской обл. Дубровского участкового лесничества в кварталах: 1-39, 42-53 площадь 9446 га (эксплуатационные леса), Дубровского участкового лесничества в кварталах: 40, 41, 57-59, 65- 66, 71, 74-120 площадью 6343 га (защитные леса - 1254 га, эксплуатационные леса - 5089 га) с учетными кадастровыми номерами: 60:22:190101:19,60:22:190102:33, 60:22:190102:34, 60:22.190102:35, 60:22:190104:66, 60:22:190104:67, 60:22.190104:68, 60:22:190107:16, 60:22:190107:17, 60:22:190107:18, 60:22:190107:19, 60:22:190107:20, 60:22:190107:21, 60:22:190110:73, 60:22:190110:74, 60:22:200109:54, 60:22:200109:55, 60:22:220101:55, 60:22:220102:31, 60:22:220102:32 на площади 15789 га из лесного участка с кадастровым номером 60:22:000000:54, общей площадью 17 602 га; Дубровское участковое лесничество в кварталах: 1-85, площадь 8897 га (защитные леса - 542 га, эксплуатационные леса - 8355 га) кадастровый номер 60:22:000000:53; Идрицкого участкового лесничества в кварталах: 31-33, 40, 50-61, 64-74 площадь 57 га (защитные леса), Идрицкого участкового лесничества в кварталах: 91, 92, 99, 103, 105, 109, 110, 118-120, 124-131, 137, 138, 141-167, 173-177, 181-183, 187-190, 198-200, 204-206, 213 площадь 7695 га (защитные леса - 85, га, эксплуатационные леса - 4810 га) с учетными кадастровыми номерами: 60:22:200102:1, 60:22:200103:1, 60:22:200103:2, 60:22:200104.110, 60:22:200104:111, 60:22:200105:1, 60:22:200106:66, 60:22:200106:67, 60:22:200107:79, 60:22:200107:80, 60:22:200107:81, 60:22:200107:82, 60:22:200107:83, 60:22:200109:56, 60:22:200109:57, 60:22:200109:58, 60:22:200111:42, 60:22:200111:43, 60:22:200111:44,60:22:220102:33, 60:22:220102:34, 60:22:220103:148, 60:22:220103:149, 60:22:220105:28, 60:22:220106:89, 60:22:220106:90, 60:22:220106:91, 60:22:220106:92, 60:22:220106:93,60:22:230101:35, 60:22:230101:36,60:22:230103:28, 60:22:230103:29, 60:22:230106:89,60:22:230106:90, 60:22:230106:91 на площади 10 552 га из лесного участка с кадастровым номером 60:22:000000:56, общей площадью 17584 га; Идрицкого участкового лесничества в кварталах: 1-43,46,48-50, 68,69, 79-88 площадью 7100 га (защитные леса - 246 га, эксплуатационные леса - 6854 га) с учетными кадастровыми номерами: 60:22:230106:87, 60:22:230106:88, 60:22:240108:2, 60:22:250101:48, 60:22:250102:4,60:22:250102:5, 60:22:250102:6, 60:22:250102:7, 60:22:250103:17, 60:22:250103:18, 60:22:250105:2, 60:22:250105:3, 60:22:250105:4, 60:22:250106:4, 60:22:250106:5, 60:22:250106:6, 60:22:250106:7, 60:22:250107:8, 60:22:250107:9, 60:22:250108:1, 60:22:250108:2, 60:22:250108:3, 60:22:250108:4, 60:22:250109:4, 60:22:250109:5 на площади 7100 га из лесного участка с кадастровым номером 60:22:000000:55, общей площадью 13 257 га.
Приказом Государственного комитета Псковской области по лицензированию и природопользованию от 19.01.2001 N 25 лесным кварталам по участковым лесничествам присвоена новая нумерация.
Схема расположения лесного участка и его характеристика приведены в приложениях 1 и 2 к договору.
Лесной участок передается арендатору для использования в целях и объемах, указанных в приложении 3 к договору (пункты 3, 4 договора).
Лесной участок передан арендатору по актам приема-передачи лесного участка в аренду от 10.06.2008 N 1, N 2, N 3, N 4, N 5, N 5 (приложение 5 к договору).
Срок действия договора установлен с момента государственной регистрации по 27.12.2055 (пункт 21 договора).
Договор с приложениями с 1-6 зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области 18.07.2008 за N 60-60-04/006/2008-376.
Согласно договору передачи прав и обязанностей арендатора, заключенному 04.04.2013 между закрытым акционерным обществом "Псковский лесной терминал" (арендатор) и ООО "Ланган" (новый арендатор), последнему переданы права и обязанности по договору аренды лесного участка.
Договор передачи прав и обязанностей арендатора по договору аренды с приложениями N 1 и N 2 зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области 30.04.2013 за N 60-60-03/011/2013-310.
В соответствии с постановлением Администрации области от 13.07.2009 N 250 Государственный комитет Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды является правопреемником переименованного Государственного комитета Псковской области по лицензированию и природопользованию.
В соответствии с постановлением Администрации области от 06.12.2018 N 420 Комитет является правопреемником переименованного Государственного комитета Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды.
Ответчиком 08.05.2019 подана лесная декларация N 23 для заготовки древесины с 19.05.2019 по 18.05.2020 на спорном участке.
В соответствии с приложением N 4 к приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России) от 27.06.2016 N 367 "Об утверждении Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, Формы технологической карты лесосечных работ, Формы акта осмотра лесосеки и Порядка осмотра лесосеки" (действовавшему на момент спорных правоотношений) 08.07.2020 проведен осмотр места рубки на спорном участке. Помощником лесничего Дубровского участкового лесничества Карпенковой О.В. произведен осмотр спорного участка и составлен акт осмотра лесосеки от 08.07.2020. Незаконная рубка деревьев по объему помощником лесничего не выявлена.
По результатам служебной проверки приемка лесосеки (спорных делянок) согласно акту осмотра от 08.07.2020 признана проведенной с нарушениями.
Как установили суды двух инстанций, комиссия с участием работников Учреждения 02.11.2020 выехала на место для проведения проверочных мероприятий на спорном участке.
В результате обследования участка и перечета пней вырубленных деревьев на лесосеке комиссия определила, что количество выпиленных деревьев по породам на лесосеке не соответствует количеству деревьев по породам, указанным в лесной декларации от 08.05.2019 N 23. Комиссией составлены ведомости перечета пней вырубленных деревьев по каждому выделу участка. На основании ведомостей перечета пней составлены ведомости материально-денежной оценки лесосек, в которой рассчитан объем вырубленной древесины. В результате сплошного перечета пней на лесосеках спорного участка, разработанных ответчиком, было определено, что объем вырубленной древесины породы сосна и ель превысил объем, разрешенный лесной декларацией от 08.05.2019 N 23.
В дальнейшем на основании информации, представленной Комитетом, а также в соответствии с материалами проверки Учреждением составлен акт о нарушении лесного законодательства от 10.11.2021 N 19 по факту незаконной рубки деревьев с нарушением заявленных объемов древесины.
В данном акте установлено, что ответчиком произведена незаконная рубка деревьев в объеме, превышающем разрешенный лесной декларацией от 08.05.2019 N 23. Ответчиком в отведенных выделах при перечете деревьев, назначенных в рубку, неверно определено количество деревьев по породам. В акте указано, что рубка деревьев совершена на спорном участке, в результате чего незаконно заготовлено: деревьев породы сосна объемом 191 куб. м, деревьев породы ель - 222 куб. м. Общий ущерб от незаконной рубки согласно расчету Комитета в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1730 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства" составил 5 709 300 руб.
По заявлению Учреждения от 11.11.2021 о незаконной рубке деревьев органами полиции проведена проверка и 10.12.2021 принято постановление об отказе в возбуждении уголовного дела ввиду отсутствия в действиях лиц состава преступления.
Комитет направил ООО "Ланган" претензию от 21.01.2022 б/н о возмещении причиненного ущерба.
Поскольку ООО "Ланган" оставило претензию без удовлетворения, Комитет обратился с иском в суд.
Суд первой инстанции признал исковые требования правомерными и удовлетворил их в заявленном размере.
Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции согласился.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено частью 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
На основании статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Незаконной является рубка насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки (пункт 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования"; далее - Постановление N 21).
В пункте 33 Постановления N 21 указано, что гражданско-правовая (имущественная) ответственность за вред, причиненный окружающей среде, может возникать в результате нарушения договора в сфере природопользования (например, договора аренды лесного участка), а также в результате внедоговорного (деликтного) причинения вреда. Отказ в возбуждении уголовного дела, прекращение возбужденного уголовного дела, вынесение приговора не исключают возможности предъявления иска о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, при наличии к тому оснований, предусмотренных законом.
По смыслу статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 77 Закона N 7-ФЗ, лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом. Отсутствие вины доказывается лицом, причинившим вред.
Расчет ущерба, произведенный Комитетом, проверен судами двух инстанций и признан верным.
В силу пункта 12 Порядка осмотра лесосеки, утвержденного приказом Минприроды России от 27.06.2016 N 367 (далее - Порядок осмотра), при осмотре лесосеки без участия лица, осуществляющего лесосечные работы, или его представителя в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка, составленный акт осмотра лесосеки высылается ему заказным письмом. Согласно пункту 11 Порядка осмотра по результатам осмотра составляется акт осмотра лесосеки, согласно Приложению 3 к данному Порядку осмотра (форма акта осмотра лесосеки) в акте относительно выявленных нарушений указываются виды нарушений, единицы измерения, количество, размер неустойки, сумма неустойки. Суды указали, что перечисленные требования соблюдены в акте о нарушении лесного законодательства от 10.11.2021 N 19.
Согласно пункту 17 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 ЛК РФ, утвержденных приказом Минприроды России от 13.09.2016 N 474 (далее - Правила N 474), в целях заготовки древесины проводится отвод части площади лесного участка, предназначенного в рубку (лесосека), а также таксация лесосеки, при которой определяются количественные и качественные характеристики лесных насаждений и объем древесины, подлежащей заготовке. При отводе лесосек устанавливаются и обозначаются на местности границы лесосек, отбираются и отмечаются деревья, предназначенные для рубки при проведении выборочных рубок.
Отвод и таксация лесосек осуществляются гражданами и юридическими лицами, осуществляющими заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков (пункт 18 Правил N 474).
Суды верно установили, что в рассматриваемом случае отвод лесосеки осуществлялся ответчиком, в период заготовки лесной участок находился в фактическом владении и использовался ООО "Ланган". Суды также верно заключили, что факт незаконной рубки с нарушением разрешенного объема заготовки и наличие причинно-следственной связи между действиями ответчика, в том числе обязанного контролировать отвод и работы, не проявившего разумной осмотрительности, и наступившим вредом подтверждаются совокупностью представленных в дело доказательств.
Специальных научных познаний для разрешения спора не требовалось, оснований для назначения судебной экспертизы не имелось.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили исковые требования, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оценка доказательств произведена судами с учетом требований статей 9, 65-71 АПК РФ.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их относимости, допустимости, достаточности, достоверности, не допускается (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Псковской области от 18.08.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2022 по делу N А52-1053/2022 оставить без изменения, а кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Ланган" и общества с ограниченной ответственностью "Гриф" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 12 Порядка осмотра лесосеки, утвержденного приказом Минприроды России от 27.06.2016 N 367 (далее - Порядок осмотра), при осмотре лесосеки без участия лица, осуществляющего лесосечные работы, или его представителя в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка, составленный акт осмотра лесосеки высылается ему заказным письмом. Согласно пункту 11 Порядка осмотра по результатам осмотра составляется акт осмотра лесосеки, согласно Приложению 3 к данному Порядку осмотра (форма акта осмотра лесосеки) в акте относительно выявленных нарушений указываются виды нарушений, единицы измерения, количество, размер неустойки, сумма неустойки. Суды указали, что перечисленные требования соблюдены в акте о нарушении лесного законодательства от 10.11.2021 N 19.
Согласно пункту 17 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 ЛК РФ, утвержденных приказом Минприроды России от 13.09.2016 N 474 (далее - Правила N 474), в целях заготовки древесины проводится отвод части площади лесного участка, предназначенного в рубку (лесосека), а также таксация лесосеки, при которой определяются количественные и качественные характеристики лесных насаждений и объем древесины, подлежащей заготовке. При отводе лесосек устанавливаются и обозначаются на местности границы лесосек, отбираются и отмечаются деревья, предназначенные для рубки при проведении выборочных рубок.
Отвод и таксация лесосек осуществляются гражданами и юридическими лицами, осуществляющими заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков (пункт 18 Правил N 474)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 апреля 2023 г. N Ф07-847/23 по делу N А52-1053/2022