13 апреля 2023 г. |
Дело N А26-6068/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
рассмотрев 10.04.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2022 по делу N А26-6068/2021,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2/24, ОГРН 1071001000828, ИНН 1001016090 (далее - Министерство), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к акционерному обществу "Карельский окатыш", адрес: 186931, Республика Карелия, г. Костомукша, ш. Горняков, стр. 284, ОГРН 1021000879316, ИНН 1004001744 (далее - Общество), об обязании заключить дополнительные соглашения от 28.05.2021 к договорам аренды лесного участка от 08.12.2008 N 91 (далее - Договор N 91), от 08.12.2008 N 92 (далее - Договор N 92) в редакции, предложенной Министерством, и взыскании 203 145 руб. задолженности по арендной плате по данным Договорам.
Решением суда первой инстанции от 18.07.2022 иск удовлетворен частично, с ответчика в пользу истца взыскано 203 145 руб. задолженности по арендной плате, в остальной части иска отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 08.12.2022 решение суда первой инстанции изменено, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Министерство просит отменить постановление апелляционного суда, оставить в силе решение суда первой инстанции в части удовлетворения иска, в части требования о понуждении заключения дополнительных соглашений иск удовлетворить. Податель жалобы считает, что требования о внесении изменений в Договоры путем заключения дополнительных соглашений в редакции, предложенной Министерством, является правомерным. Министерство указывает, что участки, занятые водами, в том числе озерами, относятся к нелесным землям, и применение каких-либо понижающих коэффициентов в отношении нелесных земель, занятых водными объектами, постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310) не предусмотрено.
В отзыве Общество просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения, а также ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
От Министерства поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между истцом (арендодатель) и ответчиком (арендатор) заключены следующие Договоры:
1) Договор N 91, по условиям которого арендатору в целях разработки Корпангского железорудного месторождения 1-ой очереди для добычи железной руды и строительства сопутствующих объектов в Костомукшском городском округе во временное владение и пользование передана часть лесного участка, находящегося в государственной собственности, и расположенного в кварталах N N 51, 68, 69, 70, 71, 87, 88, 89, 90, 91 Костомукшского участкового лесничества государственного казенного учреждения Республики Карелия "Костомукшское центральное лесничество", его общая площадь составляет 972,4 га;
2) Договор N 92, по условиям которого арендатору для строительства и эксплуатации линейных объектов - автомобильной дороги и железнодорожной ветки во временное владение и пользование передана часть лесного участка, находящегося в государственной собственности, и расположенного в кварталах N N 71 (части выделов 1, 2, 6, 7, 13, 14, 15, 17, 18, 24, 25), 110 (части выделов 4, 6, 8, 10, 11, 12, 15, 19), 111 (части выделов 1,5) 68, 69, 70, 71, 87, 88, 89, 90, 91 Костомукшского участкового лесничества ГКУ РК "Костомукшское центральное лесничество", его общая площадь составляет 38,5 га.
По актам приема-передачи от 08.12.2008 лесные участки переданы арендатору.
Срок действия Договоров устанавливается на срок до 20.10.2022 (пункт 7.1 Договоров).
В силу пункта 4.4.7 Договора арендатор обязан вносить арендную плату в размерах и сроки, установленные договором.
Арендатор обязан вносить арендную плату в соответствии с приложением N 4, ежеквартально в следующие сроки в процентном отношении от размера годовой арендной платы: до 15 февраля - 25 %, до 15 мая - 25 %, до 15 августа - 25 %, до 15 ноября - 25 %. Приложение N 4 оформляется ежегодно (пункт 5.3 Договора N 1, пункт 2.2 Договора N 2).
Арендная плата определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) на основе минимального размера арендной платы. Расчет арендной платы приводится в приложении N 3 к договору.
Министерство, посчитав, что при расчете арендной платы в 2018-2020 гг. для участков, занятых озерами, неправомерно применен понижающий коэффициент 0,75, установленный пунктом 8 примечаний к Таблице 14 Постановления N 310, письмом от 28.05.2021 направило в адрес Общества для подписания дополнительные соглашения к Договорам, в которых произвело перерасчет арендной платы на сумму 203 145 руб., в том числе: 196 503 руб. по Договору N 91 и 6642 руб. по Договору N 92.
Поскольку дополнительные соглашения не были подписаны Обществом, Министерство направило в адрес последнего претензионное письмо от 22.06.2021 о неполном расчете с бюджетом с требованием уплатить доначисленную арендную плату.
Поскольку в добровольном порядке претензия не исполнена, Министерство обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции взыскал с ответчика задолженность, отказав в удовлетворении требования об обязании заключить дополнительные соглашения к Договорам.
Суд апелляционной инстанции пришел к иным выводам, указав на отсутствие правовых и фактических оснований для удовлетворения иска о взыскании спорной задолженности и обязании заключить дополнительные соглашения к Договорам. Суд счел, что доначисление Министерством арендной платы без учета понижающего коэффициента 0,75 произведено в нарушение Постановления N 310, поскольку расположение арендуемого лесного участка на нелесных землях (занятых озерами, на которых в силу естественно-географических условий не могут произрастать древесные породы лесных насаждений) само по себе не исключает возможность применения абзаца третьего пункта 8 примечаний к Таблице N 14 Постановления N 310 к спорным правоотношениям сторон.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 ЛК РФ.
Частями 1 и 2 статьи 94 ЛК РФ установлено, что использование лесов в Российской Федерации является платным, за использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений.
В силу части 1 статьи 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 указанной статьи. При использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка (часть 3 данной статьи).
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены Постановлением N 310. Абзацем третьим пункта 8 примечаний к Таблице 14 Постановления N 310 установлено, что при использовании лесных участков, находящихся в федеральной собственности, на которых в силу естественно-географических условий не могут произрастать древесные породы лесных насаждений, или занятых рединами, применяется наименьший размер ставки платы, установленной для субъекта Российской Федерации (муниципального образования), с коэффициентом 0,75.
В этой связи суд апелляционной инстанции счел, что понижающие коэффициенты применяются исходя из фактического состояния конкретного арендуемого лесного участка, обладающего в силу тех или иных объективных причин определенными свойствами.
В соответствии со статьей 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и ЛК РФ. Таким образом, действующее лесное законодательство предусматривает возможность расположения лесных участков, как на землях лесного фонда, так и на землях иных категорий.
К лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие). К нелесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие) (части 2 и 3 статьи 6.1 ЛК РФ).
Отклоняя ссылки Министерства на абзац третий пункта 63, пункт 65 Лесоустроительной инструкции (утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.03.2018 N 122), апелляционный суд указал, что данная Инструкция регламентирует правила проведения лесоустройства, тогда как Постановление N 310 в соответствии со статьями 73 и 76 ЛК РФ устанавливает ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности. При этом указание в Лесоустроительной инструкции на отнесение соответствующих земель к нелесным не исключает применение к ним коэффициента 0,75, утвержденного Постановлением N 310. Установив, что часть лесного участка, переданного в аренду Обществу занята озерами, в связи с чем на нем в силу естественно-географических условий не могут произрастать древесные породы лесных насаждений, апелляционный суд пришел к выводу о необходимости начисления арендной платы в отношении этой части лесного участка с применением понижающего коэффициента 0,75, предусмотренного абзацем третьим пункта 8 примечаний к Таблице 14 Постановления N 310.
С учетом приведенного требования Министерства как в части взыскания задолженности, так и обязания заключить дополнительные соглашения к Договорам N 91 и N 92 в редакции, предложенной Министерством, правомерно отклонены судом апелляционной инстанции.
Таким образом, обжалуемый судебный акт по существу является правильным, нарушений норм материального и процессуального права апелляционным судом не допущено, оценка доказательств произведена с учетом требований статей 9, 65-71 АПК РФ в их совокупности и взаимной связи.
Апелляционный суд учел, в частности, постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.12.2021 по делу N А26-1242/2021, от 14.04.2022 по делу N А26-6051/2021 по аналогичным спорам между теми же сторонами.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их допустимости, достаточности, достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалованного судебного акта отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2022 по делу N А26-6068/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"К лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие). К нелесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие) (части 2 и 3 статьи 6.1 ЛК РФ).
Отклоняя ссылки Министерства на абзац третий пункта 63, пункт 65 Лесоустроительной инструкции (утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.03.2018 N 122), апелляционный суд указал, что данная Инструкция регламентирует правила проведения лесоустройства, тогда как Постановление N 310 в соответствии со статьями 73 и 76 ЛК РФ устанавливает ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности. При этом указание в Лесоустроительной инструкции на отнесение соответствующих земель к нелесным не исключает применение к ним коэффициента 0,75, утвержденного Постановлением N 310. Установив, что часть лесного участка, переданного в аренду Обществу занята озерами, в связи с чем на нем в силу естественно-географических условий не могут произрастать древесные породы лесных насаждений, апелляционный суд пришел к выводу о необходимости начисления арендной платы в отношении этой части лесного участка с применением понижающего коэффициента 0,75, предусмотренного абзацем третьим пункта 8 примечаний к Таблице 14 Постановления N 310.
...
Апелляционный суд учел, в частности, постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.12.2021 по делу N А26-1242/2021, от 14.04.2022 по делу N А26-6051/2021 по аналогичным спорам между теми же сторонами.
...
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2022 по делу N А26-6068/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 апреля 2023 г. N Ф07-1961/23 по делу N А26-6068/2021