20 апреля 2023 г. |
Дело N А56-93659/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 апреля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Власовой М.Г., судей Боголюбовой Е.В., Пряхиной Ю.В.,
при участии от акционерного общества "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области" Кононенко О.В. (доверенность от 09.01.2023), от садоводческого некоммерческого товарищества "Азимут Электроприбор" пл. 47 км председателя Соколова А.В.,
рассмотрев 20.04.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Азимут Электроприбор" пл. 47 км на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2023 по делу N А56-93659/2021,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области", адрес: 188808, Ленинградская обл., г. Выборг, ул. Кривоносова, д. 13, пом. 28, ОГРН 1084704002360, ИНН 4704077078 (далее - Компания), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к садоводческому некоммерческому товариществу "Азимут Электроприбор" пл. 47 км., адрес: 188640, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, массив 47 км Приозерского шоссе, ОГРН 1044700568307, ИНН 4703025736 (далее - Товарищество), о взыскании 156 218 руб. 67 коп. задолженности по оплате услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2021 по 31.07.2021.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда первой инстанции, вынесенным в виде резолютивной части от 20.12.2021, иск удовлетворен в полном объеме. Мотивированное решение по делу изготовлено 10.01.2022.
Постановлением апелляционной инстанции от 04.03.2022 решение суда от 10.01.2022 оставлено без изменения.
Постановлением кассационной инстанции от 07.07.2022 решение суда от 10.01.2022 и постановление апелляционной инстанции от 04.03.2022 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Суд первой инстанции перешел к рассмотрению дела в общеисковом производстве.
Решением суда первой инстанции от 17.10.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 17.01.2023 решение суда от 17.10.2022 отменено, с Товарищества в пользу Компании взыскано 151 243 руб. 54 коп. задолженности по оплате оказанных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2021 по 31.07.2021.
В кассационной жалобе Товарищество указывая на неправильное применение апелляционным судом норм материального права и несоответствие его выводов обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемый судебный акт, принять новое решение.
В судебном заседании представитель Товарищества поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Компании возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами, Компания является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Ленинградской области и осуществляет деятельность по обращению ТКО на территории Ленинградской области на основании соглашения, заключенного с субъектом Российской Федерации - Ленинградской областью в лице Управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами, от 24.04.2018 об организации деятельности регионального оператора по обращению с ТКО на территории зоны деятельности "Ленинградская область" (далее - Соглашение).
Компания разместила предложение о заключении договора и текст типового договора 20.03.2019 в официальном источнике публикации правовых актов Ленинградской области - Газета "Вести" N 21 (4499) (дополнение к оферте опубликовано 30.08.2019 Газета "Вести" N 66 (4544)), а также на своем сайте www.uko-lenobl.ru.
Поскольку заявка на заключение договора на оказание услуги по обращению с ТКО от Товарищества в установленные сроки в адрес истца не поступила, региональный оператор на основании пункта 8(38) Правил обращения с твердыми коммунальными отходам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156) оказывал услугу по обращению с ТКО ответчику на условиях утвержденной типовой формы договора.
В соответствии с пунктом 5 типового договора, под расчетным периодом по договору понимается один месяц. Стоимость услуг по договору рассчитывается из утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора, на основании действующих правил для расчета стоимости услуги регионального оператора.
Согласно пункту 6 типового договора, потребитель оплачивает услуги Регионального оператора до десятого числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.
Компанией направлены Товариществу акты оказанных услуг по почте и по электронной почте от 31.01.2021 N 56424, от 28.02.2021 N 56425, от 31.03.2021 N 56426, от 30.04.2021 N 56427, от 31.05.2021 N 56429, от 30.06.2021 N 56430, от 31.07.2021 N 56431.
Ссылаясь на то, что Товариществом не оплачены фактически оказанные истцом в период с 01.01.2021 по 31.07.2021 услуги по обращению с ТКО, Компания обратилась в арбитражный суд с иском.
Суды первой инстанции в иске отказал; апелляционная инстанция признала исковые требования обоснованными.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Правила N 1156, устанавливают порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов.
Пунктом 8(11) Правил N 1156 предусмотрено, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления двух экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить один экземпляр договора региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Согласно пункту 8(12) раздела I(1) Правил N 1156 в случае, если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) Правил N 1156.
Законом N 89-ФЗ определено, что целью государственного регулирования в области обращения с отходами производства и потребления является предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Достижение указанной цели, в частности, предполагает, что движение ТКО должно контролироваться на каждом этапе, начиная от источника их образования, заканчивая утилизацией, размещением или переработкой. Одновременно любому гражданину или организации, в деятельности которых образуются такие отходы, должна быть предоставлена возможность избавления от них способом, предусмотренным законом, который, исходя из целей и принципов регулирования в области обращения с отходами производства и потребления, рассматривается как наиболее экологичный и бережный по отношению к человеку и окружающей среде.
Из взаимосвязанных положений пункта 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ и пунктов 9, 13 Правил N 1156 следует, что региональный оператор осуществляет прием ТКО от потребителей в месте (площадке) накопления ТКО, определенном договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами. Региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
Предполагая, что в отсутствие места накопления ТКО, предназначенного для Товарищества собственники могли складировать отходы в иных местах, суд апелляционной инстанции допустил ситуацию, когда услуга регионального оператора по обращению с ТКО формально считается предоставленной. Подобный подход не может быть поддержан, поскольку непрозрачность движения отходов препятствует обеспечению их безопасности, минимизации причиняемого ими вреда.
Место накопления, из которого региональным оператором осуществляется вывоз ТКО, является существенным условием договора об оказании услуг в сфере обращения с ТКО. При названных обстоятельствах, когда источник образования отходов и соответствующее место накопления ТКО территориальной схемой не определено, и между региональным оператором и потребителем в порядке, предусмотренном пунктами 8(11) - 8(14), не урегулировано условие об ином способе складирования отходов, договор на оказание услуг по обращению с ТКО не может считаться заключенным.
Кроме того, Компания не ссылалась и по делу не установлено, что предоставление коммунальной услуги было обеспечено без использования соответствующих площадок в порядке, предусмотренном подпунктом "в" пункта 10 Правил N 1156 (сбор в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором).
В силу пункта 9 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 239), потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
В соответствии с пунктом 15 Правил N 1039, потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 2.1 типового договора, региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы (ТКО) в объеме и в местах, которые определены в договоре.
Согласно пункту 2.2 типового договора, места накопления ТКО, способ их складирования, периодичность вывоза ТКО определяются согласно Приложению N 1 к договору.
В договоре, на основании которого Компанией выставлены счета об оказании услуги, не указано, из какого места происходит забор ТКО. Сам договор ответчику и в материалы дела не представлен.
Компания не представила сведений и доказательств, из какого именно места накопления отходов был произведен забор ТКО Товарищества в спорный период. Такое место (площадка) для сбора ТКО в счетах и актах, предоставленных истцом не указано.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
В пункте 1 статьи 8 Закона N 89-ФЗ также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.
При таких обстоятельствах неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.
Администрация муниципального образования, не смотря на неоднократные заявления Товарищества не произвела согласования места для сбора ТКО Товарищества.
В силу пункта 11 Правил N 1039, реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - реестр) представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пункта 15 Правил N 1039, в такой реестр включаются данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Постановлением Администрации муниципального образования "Куйвозовское сельское поселение" Ленинградской области (далее - Администрация) от 02.12.2020 N 355 утверждены схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в муниципальном образовании.
Согласно Приложению N 2 к данному постановлению Администрации в реестре мест (площадок) накопления ТКО утверждены сведения об источниках образования ТКО на указанных муниципальных площадках по сбору ТКО.
Среди источников образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в утвержденных реестром муниципальных местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов - Товарищество не указано.
Таким образом, истец не представил сведений и доказательств, из какого именно места накопления отходов был произведен забор ТКО Товарищества в спорный период.
Таким образом, в материалах дела не содержится сведений относительно конкретной муниципальной контейнерной площадки, определенной сторонами как место сбора ТКО ответчика.
Из приведенных положений следует, что вопреки позиции апелляционного суда, услуга по обращению с ТКО не может считаться оказанной только ввиду образования таких отходов как неизменного фактора, сопутствующего жизнедеятельности человека, если при этом не соблюдаются требования к организации исполнения данной услуги, предусмотренные действующим законодательством.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении настоящего дела апелляционным судом допущено существенное нарушение норм материального права, выразившееся в неверном толковании действующего законодательства. Выводы суда первой инстанции основывались на установленных по делу фактических обстоятельствах, подтвержденных имеющимися в материалах дела доказательствами.
В рассматриваемом случае выводы суда первой инстанции основаны на доказательственной базе по делу, оценке представленных по делу доказательств и установленных обстоятельствах в их совокупности. Каких-либо новых обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, апелляционным судом установлено не было.
Поскольку нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно, выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам, у суда апелляционной инстанции не имелось оснований для отмены законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах обжалуемое постановление апелляционного суда подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2023 по делу N А56-93659/2021 отменить.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.10.2022 оставить в силе.
Взыскать с акционерного общества "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области", адрес: 188808, Ленинградская обл., г. Выборг, ул. Кривоносова, д. 13, пом. 28, ОГРН 1084704002360, ИНН 4704077078, в пользу садоводческого некоммерческого товарищества "Азимут Электроприбор" пл. 47 км., адрес: 188640, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, массив 47 км Приозерского шоссе, ОГРН 1044700568307, ИНН 4703025736, 3000 руб. в возмещение судебных расходов по кассационной жалобе.
Председательствующий |
М.Г. Власова |
Судьи |
М.Г. Власова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 9 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 239), потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
...
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
В пункте 1 статьи 8 Закона N 89-ФЗ также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 апреля 2023 г. N Ф07-4459/23 по делу N А56-93659/2021
Хронология рассмотрения дела:
20.04.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4459/2023
17.01.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-39202/2022
17.10.2022 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-93659/2021
07.07.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8186/2022
04.03.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-1568/2022
10.01.2022 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-93659/2021