25 апреля 2023 г. |
Дело N А56-13512/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Трощенко Е.И., судей Корабухиной Л.И., Родина Ю.А.,
при участии от акционерного общества "Ксил ПК Инфлэкс" Макарова Т.С. (доверенность от 09.01.2023 N 100/2023), от Балтийской таможни Мартишина И.С. (доверенность от 30.12.2022 N06-10/0008), Талашиной В.С. (доверенность от 30.01.2023 N 24-19/0130),
рассмотрев 25.04.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Балтийской таможни на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2022 по делу N А56-13512/2022,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "КСИЛ ПК ИНФЛЭКС", адрес: 194223, Санкт-Петербург, Светлановский пр., д. 25, пом. 1, ИНН 7802611102 (далее - Общество, заявитель), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Балтийской таможни, адрес: 198184, Санкт-Петербург, Канонерский о-в, д. 32-А, ОГРН 1037811015879, ИНН 7830002014 (далее - Таможня, таможенный орган), от 20.01.2022 об отказе во внесении изменений и дополнений в декларацию на товары (далее - ДТ) N 10216170/040820/0199492.
Решением от 11.08.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 30.11.2022 решение суда отменено, требования заявителя удовлетворены.
В кассационной жалобе таможенный орган, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит постановление от 30.11.2022 отменить, оставить в силе решение суда от 11.08.2022.
По мнению подателя жалобы, после отмены спорного решения в порядке ведомственного контроля таможенным органом проведен таможенный контроль документов и сведений, представленных Обществом 14.01.2022, в связи с чем принят акт от 27.06.2022 об оставлении решения по стоимости товара по ДТ без изменения, письмом от 28.06.2022 указанный акт направлен Обществу, а также сообщено о результатах рассмотрения обращения от 14.01.2022, спорное решение не нарушает прав и законных интересов заявителя.
В судебном заседании представители Таможни поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что 04.08.2020 Общество на основании внешнеторгового контракта от 05.02.2020 N CHITE-2020-02, заключенного с компанией "Чите Интерпрайсес" (Тайвань) ввезло на таможенную территорию ЕАЭС на условиях поставки FOB Гаосюн (Тайвань) товары, в том числе товар N 2: шуруп (саморез) с потайной головкой и крестообразным шлицем, изготовленный из коррозионной стойкой стали, снабженный резьбой, предназначенный для соединения и крепления деревянных деталей при сборке детских площадок, страна происхождения/отправления - Тайвань, вес нетто -9019,750 кг, стоимостью 14313,90 евро.
Таможенным представителем обществом с ограниченной ответственностью "ИНТЕРКАРГО", действующим от имени и по поручению Общества на основании договора оказания услуг таможенного представителя, в отношении вышеуказанных товаров на таможенный пост Балтийский (ЦЭД) Таможни подана ДТ N 10216170/040820/0199492.
На основании статьи 39 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) в указанной ДТ заявлена таможенная стоимость товаров, определенная при помощи метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
Таможенным органом 05.08.2020 в адрес Общества был направлен запрос документов и (или) сведений (далее - запрос) ввиду обнаружения признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров, заявленные в ДТ, должным образом не подтверждены либо могут являться недостоверными. В соответствии с запросом Обществу надлежало представить таможенному органу документы и сведения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в ДТ.
Товар 06.08.2020 был выпущен в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуск для внутреннего потребления под обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.
В ответ на запрос 15.09.2020 Общество с использованием Единой автоматизированной информационной системы "АИСТ-М" направило в Таможню следующие документы: экспортную декларацию с переводом на русский язык, заверенным ТПП, контракт от 05.02.2020 N CHITE-2020-02, инвойс от 05.05.2020 IN-202006040, проформу-инвойс от 22.01.2020 PI-200122013, прайс-лист производителя от 22.01.2020 с переводом на русский язык, заверенным ТПП, письмо об отсутствии скидок от 24.08.2020, письмо о влияющих на цену физических характеристиках от 06.08.2020, письмо о реализации товара от 06.08.2020, ценовую информацию внутреннего рынка, подтверждение первой оплаты отправителю на сумму 17525,03EUR от 17.02.2020, подтверждение второй оплаты отправителю на сумму 40891,72EUR от 18.05.2020, подтверждение третьей оплаты отправителю на сумму 2441,25EUR от 11.06.2020, УНК N 20020031/3292/0001/2/1 от 11.02.2020, договор ТЭО от 01.02.2018 N GFs-20180102/02, счет экспедитора от 29.07.2020 N00512001, подтверждение оплаты по счету N 00512001 на сумму 121874,20 руб., письмо о не страховании груза, письмо - переписку с отправителем о формировании заказа.
Таможенный орган 08.10.2020 запросил дополнительные документы в срок до 17.10.2020, которые представлены Обществом не были.
Таможенным органом 20.10.2020 было принято решение о внесении (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ.
Таможенная стоимость была скорректирована таможенным органом по резервному методу в сторону увеличения, что повлекло доначисление таможенных платежей в размере 444 754,05 руб. и их взыскание путем зачета денежного залога.
От имени и по поручению Общества 14.01.2022 таможенным представителем в Таможню было направлено обращение от 14.01.2022 N б/н, содержащее просьбу внести изменения и (или) дополнения в сведения, заявленные в ДТ, к которому были приложены следующие документы: дополнительное соглашение от 08.06.2020 N б/н к контракту от 05.02.2020 N CHITE-2020-02, гарантийное письмо продавца от 29.10.2020, подтверждающее полномочия лица, подписавшего проформу-инвойс от 22.01.2020PI-200122013, с переводом на русский язык, инвойс от 05.05.2020 NIN-2020006040, подписанный продавцом и покупателем товара, ведомость банковского контроля по уникальному номеру контракта от 11.02.2020 N20020031/3292/0001/2/1, поручение экспедитору ООО "Артмарин Групп", дополнительное соглашение от 29.07.2020 N 00512001 к Договору транспортной экспедиции от 01.02.2018 NGFs-20180102/02.
В ответ на обращение Общества 20.01.2022 таможенный орган принял решение об отказе во внесении изменений и (или) дополнений в ДТ.
Общество оспорило указанное решение таможенного органа в судебном порядке.
Суд первой инстанции требования отклонил, поскольку на момент рассмотрения дела в суде оспариваемое Обществом решение было отменено вышестоящим таможенным органом, в связи с чем, по мнению суда, не порождало для заявителя никаких правовых последствий, не нарушало его прав и законных интересов.
Апелляционный суд отменил решение суда, требования удовлетворил, отметив, что спорное решение нарушает права и законные интересы Общества, является недействительным, поскольку принято с нарушением процедуры проведения таможенной проверки.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 8 статьи 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Согласно пункту 3 статьи 112 ТК ЕАЭС внесение изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, после выпуска товаров производится в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС и (или) определяемых Евразийской экономической комиссией, по решению таможенного органа либо с разрешения таможенного органа.
Сроки и порядок совершения таможенных операций, связанных с изменением (дополнением) в сведения, заявленные в ДТ, после выпуска товаров производятся в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС и (или) определяемых Евразийской экономической комиссией.
Порядок внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, утвержден Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 (далее - Порядок).
Согласно подпункту "б" пункта 11 Порядка после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в ДТ, производится в случае выявления по результатам проведенного таможенного контроля (в том числе в связи с обращением) или иного вида государственного контроля (надзора), осуществляемого таможенными органами в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС:
недостоверных сведений, заявленных в ДТ;
несоответствия сведений, заявленных в ДТ, сведениям, содержащимся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в ДТ;
необходимости внесения дополнений в сведения, заявленные в ДТ.
Изменение (дополнение) сведений, заявленных в ДТ, после выпуска товаров с разрешения таможенного органа производится на основании обращения декларанта и документов, указанных в абзаце первом пункта 12 Порядка, или документов, указанных в абзаце втором пункта 12 Порядка, в соответствии с разделом IV Порядка (абзац первый пункта 11.1 Порядка).
Пунктом 12 Порядка установлено, что для внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, после выпуска товаров декларантом представляются обращение, надлежащим образом заполненная корректировка декларации на товары (далее - КДТ), её электронный вид, документы, подтверждающие изменения (дополнения), вносимые в сведения, заявленные в ДТ, в случае внесения изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости товаров - ДТС, а в случае необходимости уплаты таможенных, иных платежей - также документы и (или) сведения, подтверждающие их уплату.
Таможенный орган, рассматривающий обращение и документы, представленные в соответствии с абзацем первым пункта 12 Порядка, либо документы, представленные в соответствии с абзацем вторым пункта 12 Порядка, проводит таможенный контроль (пункт 17 Порядка).
В соответствии с пунктом 18 Порядка таможенный орган отказывает во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, в следующих случаях:
а) обращение и документы, указанные в абзаце первом пункта 12 Порядка, или документы, представленные в соответствии с абзацем вторым пункта 12 Порядка, поступили в таможенный орган после истечения срока, предусмотренного пунктом 7 статьи 310 ТК ЕАЭС;
б) не выполнены требования, предусмотренные пунктами 3, 4, 11 - 15 Порядка;
в) при проведении таможенного контроля после выпуска товаров таможенный орган выявил иные сведения, чем представленные декларантом для внесения в ДТ и указанные в обращении и документах, представленных в соответствии с абзацем первым пункта 12 Порядка, или в документах, представленных в соответствии с абзацем вторым пункта 12 Порядка.
Таможенный орган в письменной форме информирует декларанта об отказе во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ.
При отсутствии оснований для отказа во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, предусмотренные пунктом 18 Порядка, таможенный орган разрешает внесение изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, и в пределах сроков, установленных абзацами вторым - четвертым пункта 16 Порядка, регистрирует КДТ путем присвоения ей регистрационного номера.
Пунктом 1 статьи 324 ТК ЕАЭС определено, что проверка таможенных, иных документов и (или) сведений - форма таможенного контроля, заключающаяся в проверке:
1) таможенной декларации;
2) иных таможенных документов, за исключением документов, составляемых таможенными органами;
3) документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации;
4) иных документов, представленных таможенному органу в соответствии с ТК ЕАЭС;
5) сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенному органу документах;
6) иных сведений, представленных таможенному органу или полученных им в соответствии с ТК ЕАЭС или законодательством государств-членов ЕАЭС.
Согласно пункту 2 статьи 324 ТК ЕАЭС проверка таможенных, иных документов и (или) сведений проводится в целях проверки достоверности сведений, правильности заполнения и (или) оформления документов, соблюдения условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой, соблюдения ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами в связи с применением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, соблюдения порядка и условий использования товаров, которые установлены в отношении отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ЕАЭС помещению под таможенные процедуры, а также в иных целях обеспечения соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов ЕАЭС о таможенном регулировании.
Проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, начатая после выпуска товаров, и в иных случаях проводится в соответствии со статьей 326 ТК ЕАЭС.
Пунктом 1 статьи 326 ТК ЕАЭС установлено, что при проведении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении таможенной декларации, документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, начатой после выпуска товаров, либо в иных случаях применения данной формы таможенного контроля таможенный орган вправе запрашивать и получать документы и (или) сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в соответствии со статьей 340 ТК ЕАЭС.
Законодательством государств-членов ЕАЭС о таможенном регулировании могут устанавливаться случаи проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении таможенной декларации, документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, начатой после выпуска товаров, и порядок уведомления лица о проведении такой формы таможенного контроля (пункт 5 статьи 324 ТК ЕАЭС).
Пунктом 2 статьи 326 ТК ЕАЭС установлено, что результаты проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случаях, указанных в пункте 1 статьи 326 ТК ЕАЭС, оформляются в соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС о таможенном регулировании.
Порядок проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, начатой после выпуска товара, утвержден приказом ФТС России от 25.08.2009 N 1560 "Об утверждении Порядка проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств" (далее - Порядок N 1560).
Согласно пункту 25 Порядка N 1560 результаты проведения проверки оформляются актом проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств (далее - Акт), согласно образцу, приведенному в приложении N 1 к Порядку N 1560. Датой окончания проведения проверки является дата подписания Акта.
В соответствии с пунктом 14 статьи 38 ТК ЕАЭС по общему правилу таможенная стоимость товаров определяется декларантом, а в случае, если в соответствии с пунктом 2 статьи 52 и с учетом пункта 3 статьи 71 ТК ЕАЭС таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины исчисляются таможенным органом, таможенная стоимость товаров определяется таможенным органом.
Согласно пункту 9 статьи 38 ТК ЕАЭС определение таможенной стоимости товаров не должно быть основано на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров.
Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (пункт 10 статьи 38 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 1 статьи 39 ТК ЕАЭС таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со статьей 40 ТК ЕАЭС, при выполнении следующих условий:
1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:
- ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы;
- существенно не влияют на стоимость товаров;
- установлены актами органов Союза или законодательством государств-членов;
2) продажа товаров или их цена не зависит от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;
3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 40 ТК ЕАЭС могут быть произведены дополнительные начисления;
4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 статьи 39 ТК ЕАЭС.
В случае, если хотя бы одно из условий, указанных в пункте 1 данной статьи, не выполняется, цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате, не является приемлемой для определения таможенной стоимости ввозимых товаров и метод 1 не применяется (пункт 2 статьи 39 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 3 статьи 39 ТК ЕАЭС ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государств-членов.
Как разъяснено в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" (далее - Постановление N 49), в соответствии с пунктом 10 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость ввозимых товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Принимая во внимание публичный характер таможенных правоотношений, при оценке соблюдения декларантом данных требований ТК ЕАЭС судам следует исходить из презумпции достоверности информации (документов, сведений), представленной декларантом в ходе таможенного контроля, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В пункте 9 Постановления N 49 указано, что при оценке выполнения декларантом требований пункта 10 статьи 38 ТК ЕАЭС судам следует принимать во внимание, что таможенная стоимость, определяемая исходя из установленной договором цены товаров, не может считаться количественно определяемой и документально подтвержденной, если декларант не представил доказательства совершения сделки, на основании которой приобретен товар, в любой не противоречащей закону форме, или содержащаяся в представленных им документах ценовая информация не соотносится с количественными характеристиками товара, или отсутствует информация об условиях поставки и оплаты товара. В то же время выявление отдельных недостатков в оформлении представленных декларантом документов (договоров, спецификаций, счетов на оплату ввозимых товаров и др.) в соответствии с установленными требованиями, не опровергающих факт заключения сделки на определенных условиях, само по себе не может являться основанием для вывода о несоблюдении требований пункта 10 статьи 38 Таможенного кодекса.
В силу пункта 10 Постановления N 49 система оценки ввозимых товаров для таможенных целей, установленная Таможенным кодексом и основанная на статье VII ГАТТ 1994, исходит из их действительной стоимости - цены, по которой такие или аналогичные товары продаются или предлагаются для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции, определяемой с использованием соответствующих методов таможенной оценки. При этом согласно пункту 15 статьи 38 ТК ЕАЭС за основу определения таможенной стоимости в максимально возможной степени должна приниматься стоимость сделки с ввозимыми товарами (первый метод определения таможенной стоимости).
С учетом данных положений примененная сторонами внешнеторговой сделки цена ввозимых товаров не может быть отклонена по мотиву одного лишь несогласия таможенного органа с ее более низким уровнем в сравнении с ценами на однородные (идентичные) ввозимые товары или ее отличия от уровня цен, установившегося во внутренней торговле.
В то же время отличие заявленной декларантом стоимости сделки с ввозимыми товарами от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, по сделкам с идентичными или однородными товарами, ввезенными при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таких сделок - данных иных официальных и (или) общедоступных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов, может рассматриваться в качестве одного из признаков недостоверного (не соответствующего действительной стоимости) определения таможенной стоимости, если такое отклонение является существенным.
Как указано в пункте 11 Постановления N 49, отсутствие подтверждения сведений о таможенной стоимости, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в иных представленных таможенному органу документах, а также выявление таможенным органом признаков недостоверного определения таможенной стоимости само по себе не может выступать основанием для вывода о неправильном определении таможенной стоимости декларантом, а является основанием для проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров в соответствии со статьей 313, пунктом 4 статьи 325 ТК ЕАЭС.
При проведении такой проверки таможенный орган, осуществляя публичные полномочия, обязан предоставить декларанту реальную возможность устранения возникших сомнений в достоверности заявленной им таможенной стоимости, в связи с чем не может произвольно отказаться от использования закрепленного в пункте 15 статьи 325 ТК ЕАЭС права на запрос у декларанта документов и (или) сведений, в том числе письменных пояснений, необходимых для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах.
В порядке реализации положений пункта 2 статьи 313, пункта 15 статьи 325 ТК ЕАЭС декларант вправе предоставить пояснения об экономических и иных разумных причинах значительного отличия стоимости сделки с ввозимыми товарами от ценовой информации, имеющейся у таможенного органа, которые должны быть приняты во внимание при вынесении окончательного решения.
Как следует из материалов ведомственного контроля, на дополнительный запрос таможенного органа от 08.10.2020 Обществом не представлены документы, подтверждающие таможенную стоимость рассматриваемого товара, либо объяснения причин, по которым данные документы не могут быть представлены. Вместе с тем перечень оснований для отказа во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, перечисленный в пункте 18 Порядка, является исчерпывающим. Приведенное в решении от 20.01.2022 обоснование не позволяет сделать однозначный вывод о невыполнении требований, предусмотренных пунктами 3, 4, 11-15 Порядка. Указанный вывод может быть сделан исключительно по результатам таможенного контроля. При этом такой контроль Таможней не проводился, акт проверки не принимался, в связи с чем спорное решение является неправомерным.
Апелляционный суд обоснованно признал неправомерным отказ суда первой инстанции в требованиях только на том основании, что спорное решение отменено в порядке ведомственного контроля.
Как разъяснено в пункте 18 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 99 "Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", отмена оспариваемого ненормативного правового акта или истечение срока его действия не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, если им были нарушены законные права и интересы заявителя.
Как видно из материалов дела, 20.10.2020 Таможней было принято решение о внесении (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, которым была скорректирована таможенная стоимость по резервному методу в сторону увеличения, что повлекло доначисление таможенных платежей в размере 444 754,05 руб. и их взыскание путем зачета денежного залога.
В своем обращении от 14.01.2022 Общество просило внести изменения в сведения, указанные в ДТ, касающиеся правомерности, по его мнению, применения первого метода определения таможенной стоимости, что повлекло бы признание доначисленных таможенных платежей в сумме 440 254, 05 руб. излишне уплаченными, позволило бы требовать их возврата. При этом к данному обращению Общество представляло дополнительные документы, ранее отсутствовавшие у таможенного органа.
Соответственно, спорное решение нарушает законные права и интересы Общества в случае обоснованности и законности обращения декларанта от 14.01.2022.
В ответ на это обращение таможенный орган принял решение от 20.01.2022 об отказе во внесении изменений в ДТ, в котором не отразил свою оценку дополнительно представленным Обществом документам, перечислил все те основания для корректировки таможенной стоимости, которые были ранее указаны в решении от 20.10.2020 о внесении (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары.
Суды первой и апелляционной инстанций не рассмотрели доводы Общества о незаконности спорного решения по существу, изложенные в его заявлении, поданном в суд первой инстанции.
Апелляционный суд указал, что принятие судом решения в отношении таможенной стоимости товаров, задекларированных по спорной ДТ, ввиду отмены решения в порядке ведомственного контроля приведет к подмене судом органа исполнительной власти.
Указанный вывод апелляционного суда является ошибочным, поскольку, в настоящем случае судом не учтено, что изначально таможенная стоимость скорректирована таможенным органом решением о внесении изменений в ДТ от 20.10.2020.
Отмена решения от 20.01.2022 в порядке ведомственного контроля привела к необходимости принятия Таможней мер по рассмотрению обращения декларанта от 14.01.2022 о внесении изменений в ДТ в рамках таможенного законодательства, что и было осуществлено путем принятия акта проверки от 27.06.2022, в котором сделан вывод об оставлении без изменения решения по стоимости товара по ДТ.
Принятие таможней акта проверки от 27.06.2022 после ведомственного контроля не исключает возможности проверки судами законности спорного решения Таможни по существу с учетом изложенных в нем доводов, а также с учетом доводов Общества о незаконности этого решения, изложенных в его заявлении, поданном в суд первой инстанции.
Суд кассационной инстанции не находит препятствий для оценки судами доводов Общества и спорного решения по существу, а также для соответствующих выводов по итогам такой оценки.
Поскольку при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций оставлены без оценки вышеизложенные обстоятельства, судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, установить все имеющие существенное значение для дела обстоятельства, после чего, сделав вывод о наличии или отсутствии оснований для удовлетворения заявления, принять законное и обоснованное решение.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2022 по делу N А56-13512/2022 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
Е.И. Трощенко |
Судьи |
Е.И. Трощенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В порядке реализации положений пункта 2 статьи 313, пункта 15 статьи 325 ТК ЕАЭС декларант вправе предоставить пояснения об экономических и иных разумных причинах значительного отличия стоимости сделки с ввозимыми товарами от ценовой информации, имеющейся у таможенного органа, которые должны быть приняты во внимание при вынесении окончательного решения.
Как следует из материалов ведомственного контроля, на дополнительный запрос таможенного органа от 08.10.2020 Обществом не представлены документы, подтверждающие таможенную стоимость рассматриваемого товара, либо объяснения причин, по которым данные документы не могут быть представлены. Вместе с тем перечень оснований для отказа во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, перечисленный в пункте 18 Порядка, является исчерпывающим. Приведенное в решении от 20.01.2022 обоснование не позволяет сделать однозначный вывод о невыполнении требований, предусмотренных пунктами 3, 4, 11-15 Порядка. Указанный вывод может быть сделан исключительно по результатам таможенного контроля. При этом такой контроль Таможней не проводился, акт проверки не принимался, в связи с чем спорное решение является неправомерным."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 апреля 2023 г. N Ф07-2060/23 по делу N А56-13512/2022
Хронология рассмотрения дела:
04.12.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-29313/2024
16.04.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4312/2024
30.12.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-35154/2023
01.09.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-13512/2022
25.04.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2060/2023
30.11.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-28445/2022
11.08.2022 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-13512/2022