05 мая 2023 г. |
Дело N А56-105430/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чуватиной Е.В., судей Баженовой Ю.С., Кадулина А.В.,
при участии от Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга Кособокова А.А. (доверенность от 08.12.2022 N 07125/643), от общества с ограниченной ответственностью "Новые пространственные решения" Щеглова Д.А. (доверенность от 14.04.2023),
рассмотрев 03.05.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РКап Концессионная компания N 10" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.08.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2022 по делу N А56-105430/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "РКап концессионная компания N 10", адрес: 143020, Московская обл., Одинцовский р-н, д. Ликино, Промышленная ул., д. 1, эт. 1, пом. 10, часть 2 (далее - Компания), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском с учетом уточнения, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Комитету по инвестициям Санкт-Петербурга, адрес: 191144, Санкт-Петербург, Новгородская ул., д. 20, лит. А, пом. 2Н, ОГРН 1047844000082, ИНН 7842005556 (далее - Комитет), обществу с ограниченной ответственностью "Новые пространственные решения", адрес: 197110, Санкт-Петербург, Левашовский пр., д. 12, лит. А, комн. 353, ОГРН 1197847020755, ИНН 7838084330 (далее - Общество), и администрации Санкт-Петербурга о признании недействительным (ничтожным) концессионного соглашения, размещённого на официальной электронной площадке www.torgi.gov.ru по сообщению о предложении от 06.05.2021 N 060521/35233226/01, и об обязании Комитета заключить с Компанией концессионное соглашение как с единственным заявителем, подавшим заявку о готовности к участию в конкурсе.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.08.2022 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2022 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Компания просит указанные судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права.
Податель жалобы считает, что процедура заключения концессионного соглашения проведена с нарушением норм действующего законодательства, и указывает на необоснованность возвращения Комитетом заявки Компании.
Общество и Комитет в отзывах на кассационную жалобу просят обжалуемые решение и постановление оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители Комитета и Общества возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные участвующие в деле лица извещены в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в силу статьи 284 того же Кодекса не препятствует рассмотрению жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как указала Компания, Комитет на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.torgi.gov.ru разместил сообщение с предложением о заключении концессионного соглашения на создание объектов образования, культуры, спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма, иные объекты социального обслуживания (сообщение о предложении от 06.05.2021 N 060521/35233226/01).
В сообщении указаны даты начала и окончания подачи заявок, предусмотрено, что заявки о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения могут подать лица, отвечающие требованиям, предъявляемым частью 4.1 статьи 37 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон N 115-ФЗ), определены порядок и место представления заявок - по адресу: 191144, Санкт-Петербург, Новгородская ул., д. 20, лит. А, пом. 2-Н, а также дата подведения итогов - 21.06.2021.
Компания посредством почтовой связи 15.06.2021 направила по адресу Комитета (адресу приема заявок) заявку о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения.
Указанная заявка была получена Комитетом 22.06.2021.
Письмом от 13.07.2021 Комитет возвратил заявку Компании со ссылкой на ее поступление после истечения срока приема заявок и подведения итогов объявленной процедуры и установления факта отсутствия заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения иных лиц. Комитет также указал на несоответствие представленных Компанией документов требованиям, установленным статьи 37 Закона N 115-ФЗ.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2021 N 1152 принято решение о заключении с Обществом концессионного соглашения о создании гостинично-досугового комплекса по адресу: Санкт-Петербург, г. Зеленогорск, Приморское ш., д. 520а, лит. И, д. 520, лит. Д, Л, М, О, Ц, Ш, Э без проведения конкурса на условиях согласно приложениям N 1 и 2 к постановлению.
На основании указанного постановления между Санкт-Петербургом (концедентом) и Обществом (концессионером) заключено концессионное соглашение от 27.01.2022.
Компания, ссылаясь на подачу ею заявки о готовности к участию в конкурсе о заключении концессионного соглашения, на непринятие Комитетом мер по проведению дальнейших конкурсных процедур, и полагая, что в связи с этим заключенное с Обществом концессионное соглашения является недействительным, а право Компании на заключение концессионного соглашения нарушенным, обратилось в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Суды первой и апелляционной инстанций не установили наличия правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 13 Закона N 115-ФЗ концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 данного Закона.
Концессионное соглашение в соответствии с частью 4.1 статьи 37 Закона N 115-ФЗ может быть заключено по инициативе лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 5 названного Закона (концессионеров) и отвечающих требованиям, предусмотренным частью 4.11 статьи 37 Закона N 115-ФЗ, в порядке, установленном частями 4.2 - 4.10 и 4.12 данной статьи.
Согласно части 4.2 статьи 37 Закона N 115-ФЗ лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения, вправе представить предложение о заключении концессионного соглашения с приложением проекта концессионного соглашения в Правительство Российской Федерации, либо субъект Российской Федерации, либо муниципальное образование в зависимости от того, в чьей собственности находится объект концессионного соглашения, предусмотренный таким предложением.
В соответствии с частью 4.4 статьи 37 Закона N 115-ФЗ орган, уполномоченный на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, в течение 30 календарных дней со дня поступления предложения о заключении концессионного соглашения рассматривает такое предложение и принимает одно из указанных в той же части упомянутой статьи Закона N 115-ФЗ решений.
В случае принятия решения о возможности заключения концессионного соглашения на предложенных инициатором условиях уполномоченный орган в десятидневный срок со дня принятия указанного решения размещает на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - Официальный сайт) предложение о заключении концессионного соглашения в целях принятия заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым частью 4.11 статьи 37 Закона N 115-ФЗ к лицу, выступающему с инициативой заключения концессионного соглашения (часть 4.7 статьи 37 Закона N 115-ФЗ).
Согласно части 4.9 статьи 37 Закона N 115-ФЗ в случае, если в 45-дневный срок с момента размещения на Официальном сайте, предложения о заключении концессионного соглашения поступили заявки о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения в отношении объекта концессионного соглашения, предусмотренного в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым этим Федеральным законом к концессионеру, а также требованиям, предъявляемым частью 4.1 той же статьи, орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, либо субъектом Российской Федерации, либо муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, обязан разместить данную информацию на Официальном сайте. В этом случае заключение концессионного соглашения осуществляется на конкурсной основе в порядке, установленном Законом N 115-ФЗ.
Если в 45-дневный срок со дня размещения на Официальном сайте названного предложения не поступило заявок о готовности к участию в конкурсе, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым Законом N 115-ФЗ к концессионеру, а также требованиям, предъявляемым частью 4.1 статьи 37 Закона N 115-ФЗ, с лицом, выступившим с инициативой о заключении концессионного соглашения, концессионное соглашение заключается на условиях, предусмотренных в предложении о заключении концессионного соглашения и проекте концессионного соглашения, без проведения конкурса (часть 4.10 статьи 37 Закона N 115-ФЗ).
Как установили суды и не оспаривает податель жалобы, сообщение от 06.05.2021 N 060521/35233226/01 о принятии предложений о заключении концессионного соглашения было опубликовано Комитетом на Официальном сайте в порядке реализации положений статьи 37 Закона N 115-ФЗ в связи с поступлением от Общества инициативы (предложения) о заключении соответствующего концессионного соглашения.
Из материалов дела следует, что заявка Компании, направленная ею посредством почтовой связи, поступила в Комитет 22.06.2021, то есть после истечения указанного извещением срока и 45-дневного срока, предусмотренного частями 4.9 и 4.10 статьи 37 Закона N 115-ФЗ, и была возвращена Компании.
Апелляционный суд также отметил, что Компания не подтвердила соответствие требованиям, указанным в части 4.11 статьи 37 Закона N 115-ФЗ. Данный вывод суда апелляционной инстанции доводами кассационной жалобы не опровергнут.
Исходя из установленных при рассмотрении дела конкретных обстоятельств, суды, руководствуясь положениями частей 4.9 и 4.10 статьи 37 Закона N 115-ФЗ, пришли к верному выводу о том, что в данном случае концессионное соглашение могло быть заключено с лицом, выступившим с инициативой о его заключении, без проведения конкурса.
Аргументы подателя жалобы о нарушении предусмотренных статьей 37 Закона N 115-ФЗ требований со ссылкой на неразмещение Комитетом на Официальном сайте информации о проведении торгов протокола или постановления по итогам процедуры обоснованно не приняты судами.
По смыслу части 4.9 статьи 37 Закона N 115-ФЗ размещению на указанном сайте подлежит информация о поступлении в установленный срок заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым названным Федеральным законом к концессионеру, а также требованиям, предъявляемым частью 4.1 этой статьи. Необходимость размещения информации о непоступлении таких заявок в установленный срок названной нормой не предусмотрена.
Применительно к требованию об обязании Комитета заключить с Компанией концессионное соглашение суды правомерно указали, что истцом не подтверждено наличие предусмотренных законом оснований для заключения с ним такого договора.
С учетом изложенного суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных Компанией требований.
Поскольку при рассмотрении дела суда правильно применили нормы материального и процессуального права, предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены решения от 12.08.2022 и постановления от 26.12.2022 не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.08.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2022 по делу N А56-105430/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РКап Концессионная компания N 10" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Чуватина |
Судьи |
Е.В. Чуватина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Аргументы подателя жалобы о нарушении предусмотренных статьей 37 Закона N 115-ФЗ требований со ссылкой на неразмещение Комитетом на Официальном сайте информации о проведении торгов протокола или постановления по итогам процедуры обоснованно не приняты судами.
По смыслу части 4.9 статьи 37 Закона N 115-ФЗ размещению на указанном сайте подлежит информация о поступлении в установленный срок заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым названным Федеральным законом к концессионеру, а также требованиям, предъявляемым частью 4.1 этой статьи. Необходимость размещения информации о непоступлении таких заявок в установленный срок названной нормой не предусмотрена.
...
Поскольку при рассмотрении дела суда правильно применили нормы материального и процессуального права, предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены решения от 12.08.2022 и постановления от 26.12.2022 не имеется."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 мая 2023 г. N Ф07-3682/23 по делу N А56-105430/2021