г. Санкт-Петербург |
|
26 декабря 2022 г. |
Дело N А56-105430/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Нестерова С.А.,
судей Титовой М.Г., Черемошкиной В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шахрзаевым М.И.,
при участии:
от истца: Босомыкин А.С. - по доверенности от 08.04.2022 (посредством сервиса "онлайн-заседание");
от ответчиков: 1) Кособоков А.А. - по доверенности от 24.06.2022; 2) Щеглов А.Д. - по доверенности от 29.03.2022; 3) Кособоков А.А. - по доверенности от 23.06.2022;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-31287/2022) Общества с ограниченной ответственностью "РКАП концессионная компания N 10" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.08.2022 по делу N А56-105430/2021 (судья Яценко О.В.), принятое
по иску Общества с ограниченной ответственностью "РКАП концессионная компания N 10" (адрес: 143020, Московская область, г. Одинцово, дер. Ликино, ул. Промышленная, дом 1, пом. 10, часть 2, этаж 1, ОГРН: 1205000067876);
к 1) Комитету по инвестициям Санкт-Петербурга (адрес: 191144, Санкт-Петербург, ул. Новгородская, дом 20, литер А, помещ. 2-Н, ОГРН: 1047844000082); 2) Обществу с ограниченной ответственностью "Новые пространственные решения" (адрес: 197110, Санкт-Петербург, Левашовский пр-кт, дом 12, литер А, пом/оф/ком. 1Н/514/353, ОГРН: 1197847020755); 3) Администрации Губернатора Санкт-Петербурга (адрес: 191060, Санкт-Петербург, Смольный пр-д, д. 1, литера Б, ОГРН: 1027809257178);
о признании концессионного соглашения недействительным,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "РКАП концессионная компания N 10" (далее - истец, Компания) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Комитету по инвестициям Санкт-Петербурга (далее - Комитет), Обществу с ограниченной ответственностью "Новые пространственные решения" (далее - Общество) и Администрации Санкт-Петербурга (далее - Администрация), в котором просило признать недействительным (ничтожным) концессионное соглашение, размещённое на официальной электронной площадке www.torgi.gov.ru по сообщению о предложении от 06.05.2021 N 060521/35233226/01, и обязать Комитет заключить концессионное соглашение с истцом как с единственным заявителем, подавшим заявку о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения в отношении объекта концессионного соглашения.
Решением суда от 12.08.2022 в иске отказано.
Не согласившись с принятым решением, Компания подала апелляционную жалобу, в которой просила решение от 12.08.2022 отменить, принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе ее податель, ссылаясь на несоответствие спорного концессионного соглашения нормам действующего законодательства, указал, что означенное соглашение является ничтожным, в связи с чем в иске судом отказано необоснованно и неправомерно.
В апелляционный суд поступили отзывы Общества, Администрации и Комитета, в которых ответчики просили решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, представители ответчиков позицию подателя жалобы не признали, просили в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в Комитет поступило предложение Общества о заключении концессионного соглашения о создании гостинично-досугового комплекса, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, г. Зеленогорск, Приморское шоссе, дом 520а, литера И, дом 520, литеры Д, Л, М, О, Ц, Ш, Э.
06.05.2021 в соответствии с требованиями статьи 37 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон N 115-ФЗ) Комитет на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальной электронной площадке www.torgi.gov.ru разместил предложение о заключении концессионного соглашения на создание объектов образования, культуры, спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма, иные объекты социального обслуживания (сообщение о предложении 01 от 06.05.2021 N060521/35233226/).
В указанном сообщении также было указано, что заявки к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения принимаются по адресу: 191144, Санкт-Петербург, ул. Новгородская, д. 20, литера А, помещение 2-Н, в рабочие дни в срок до 18:00 20.06.2021.
При предоставлении заявки в Комитет необходимо связаться с контактным лицом.
Дата подведения итогов - 21.06.2021.
В связи с отсутствием поданных заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения от иных лиц Правительством Санкт-Петербурга заключено концессионное соглашение от 27.01.2022 с Обществом (лицом, подавшим предложение) на условиях, предусмотренных в предложении, без проведения конкурса (постановление Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2021 N 1152).
Вместе с тем, истец указал, что им также была направлена заявка, соответственно, в связи с наличием поданной в установленном порядке заявки Компании о готовности к участию в объявленном конкурсе, Комитет обязан был в установленном Законом N 115-ФЗ порядке завершить объявленную процедуру, что не было сделано последним.
Ссылаясь на вышеозначенные обстоятельства, Компания обратилась с настоящим иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, оценив в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, основания для удовлетворения иска не усмотрел.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения и отмены принятого по делу решения ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 13 Закона N 115-ФЗ концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 данного закона.
Порядок заключения концессионного соглашения урегулирован в главе 3 названного Закона.
В соответствии с частью 4.1 статьи 37 Закона N 115-ФЗ концессионное соглашение может быть заключено по инициативе лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 5 названного Федерального закона и отвечающих требованиям, предусмотренным частью 4.11 данной статьи, в порядке, установленном частями 4.2 - 4.10 и 4.12 этой статьи.
Согласно части 4.2 статьи 37 Закона N 115-ФЗ лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения, вправе представить предложение о заключении концессионного соглашения с приложением проекта концессионного соглашения, включающего в себя существенные условия, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, и иные не противоречащие законодательству Российской Федерации условия, в Правительство Российской Федерации, либо субъект Российской Федерации, либо муниципальное образование в зависимости от того, в чьей собственности находится объект концессионного соглашения, предусмотренный таким предложением.
В соответствии с частью 4.4 статьи 37 Закона N 115-ФЗ орган, уполномоченный на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, в течение тридцати календарных дней со дня поступления предложения о заключении концессионного соглашения рассматривает такое предложение и принимает одно из указанных в той же части упомянутой статьи Закона N 115-ФЗ решений.
В случае принятия решения о возможности заключения концессионного соглашения на предложенных инициатором условиях орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, либо субъектом Российской Федерации, либо муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, в десятидневный срок со дня принятия указанного решения размещает на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, предложение о заключении концессионного соглашения в целях принятия заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, определенных в предложении о заключении концессионного соглашения в отношении объекта концессионного соглашения, предусмотренного в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым частью 4.1 названной статьи к лицу, выступающему с инициативой заключения концессионного соглашения (часть 4.7 статьи 37 Закона N 115-ФЗ).
Если в сорокапятидневный срок со дня размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет названного предложения не поступило заявок о готовности к участию в конкурсе, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым Законом N 115-ФЗ к концессионеру, а также требованиям, предъявляемым частью 4.1 статьи 37 Закона N 115-ФЗ, с лицом, выступившим с инициативой о заключении концессионного соглашения, концессионное соглашение заключается на условиях, предусмотренных в предложении о заключении концессионного соглашения и проекте концессионного соглашения, без проведения конкурса (части 1 и 4.10 статьи 37 Закона N 115-ФЗ).
В соответствии с частью 4.11 статьи 37 Закона N 115-ФЗ лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения, а также иные лица, подающие заявки на заключение концессионного соглашения, должны отвечать следующим требованиям:
1) отсутствие решения о ликвидации юридического лица - заявителя (лица, подающего заявку на заключение концессионного соглашения) или о прекращении физическим лицом - заявителем (лицом, подающим заявку на заключение концессионного соглашения) деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
2) отсутствие определения суда о возбуждении производства по делу о банкротстве в отношении лица, выступающего с инициативой заключения концессионного соглашения;
3) отсутствие недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности лица по уплате этих сумм исполненной) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов лица, по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний отчетный период;
4) наличие средств или возможности их получения в размере не менее пяти процентов от объема заявленных в проекте концессионного соглашения инвестиций (предельного размера расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществить концессионером, на каждый год срока действия концессионного соглашения).
Требования к составу документов и содержанию документов, которые должны быть представлены инициатором заключения концессионного соглашения, а также лицом, подающим заявку, содержатся в Форме предложения о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2015 N 300 (далее - Постановление N 300),
Материалами дела подтверждается и судом первой инстанции верно установлено, что в течение сорокапятидневного срока с момента размещения предложения на официальном сайте кроме заявки Общества заявки о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения поданы не были.
Заявка, направленная Компанией (РПО N 12306059018702), была получена Комитетом 22.06.2021, то есть по истечении срока, указанного в сообщении о предложении N060521/35233226/01 от 06.05.2021, при этом в данном случае указанный в сообщении способ направления заявки истцом соблюден не был.
Кроме того, в нарушение указанного в сообщении требования информация о направлении заявки не была сообщена Компанией контактному лицу Комитета по указанному в сообщении номеру телефона.
При этом к моменту получения заявки Компании (22.06.2021) Комитетом были подведены итоги процедуры, установленной частью 4.10 статьи 37 Закона N 115-ФЗ, а именно был установлен факт отсутствия заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения от иных лиц.
Принимая во внимание отсутствие заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения от иных лиц, Комитетом было принято решение о заключении концессионного соглашения с инициатором заключения концессионного соглашения (Обществом) без проведения конкурса (постановление Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2021 N 1152).
Таким образом, в связи с несоблюдением Компанией согласованного порядка предоставления заявки на участие в конкурсе на заключение концессионного соглашения, а также нарушением срока ее предоставления Комитет, действуя добросовестно и правомерно, письмом от 13.07.2021 N 01-21-3176/21-0-0 верно вернул заявку истцу с указанием причин такого возврата.
В указанном письме были изложены не только доводы Комитета о пропуске Компанией срока на подачу заявки, но и на то, что направленная им заявка не соответствует требованиям закона.
Ссылки подателя жалобы на нарушение Комитетом положений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции), отклоняются апелляционным судом, поскольку как указывалось ранее, первоначально в Комитет поступило предложение о заключении концессионного соглашения, инициатором которого было Общество, и именно по результатам рассмотрения данной частной концессионной инициативы Комитетом принято решение о возможности заключения концессионного соглашения на иных условиях, при этом в целях соблюдения требований Закона о защите конкуренции и недопущения, ограничения, устранения конкуренции, а также в целях соблюдения требований Федерального закона N 115-ФЗ предложение Общества размещено на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (www.torgi.gov.ru).
Вопреки доводу Компании о соответствии представленной им заявки, истец ненадлежащим образом подтвердил соответствие требованиям, указанным в части 4.11 статьи 37 Закона N 115-ФЗ, на что также обращалось внимание истца в письме Комитета от 13.07.2021 N01-21-3176/21-0-0, в котором указано, что в заявке Компании отсутствует подтверждение наличия средств или возможности их получения в размере не менее пяти процентов от объема заявленных в проекте концессионного соглашения инвестиций.
Более того, поскольку сам по себе факт подачи заявки на готовность участвовать в конкурсе на заключение концессионного соглашения не влечет автоматического заключения с ним соглашения, а лишь означает для уполномоченного органа необходимость перехода к заключению концессионного соглашения по общим правилам, то есть принятие мер по организации и проведению конкурса, в данном случае с учетом приведенного не имеется оснований полагать, что в случае соблюдения Компанией сроков и порядка подачи заявки о готовности к участию в конкурсе, именно истец стал бы победителем конкурса (с учётом наличия предложения Общества на заключение концессионного соглашения), а потому в удовлетворении иска в части обязания Комитета заключить концессионное соглашение с Компанией судом первой инстанции также отказано обоснованно и правомерно.
Таким образом, в удовлетворении иска судом первой инстанции отказано обоснованно и правомерно, а потому апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы истца, доводы которой не опровергают правомерности выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
При вынесении решения судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, нормы материального и процессуального права, в том числе являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного акта не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем у апелляционного суда не имеется правовых оснований для удовлетворения жалобы Компании и отменены или изменения принятого по делу решения.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы и в соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции относятся на истца.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.08.2022 по делу N А56-105430/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С. А. Нестеров |
Судьи |
М. Г. Титова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-105430/2021
Истец: ООО "РКАП КОНЦЕССИОННАЯ КОМПАНИЯ N 10"
Ответчик: КОМИТЕТ ПО ИНВЕСТИЦИЯМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Третье лицо: Администрация Губернатора Санкт-Петербурга, ООО "Новые пространственные решения"