11 мая 2023 г. |
Дело N А05-8265/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Соколовой С.В., Толкунова В.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ЭкоИнтегратор" Шидловского Е.А. (доверенность от 09.01.2023), от акционерного общества "Северный рейд" Лобановой В.С. (доверенность от 04.10.2022),
рассмотрев 11.05.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Северный рейд" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2022 по делу N А05-8265/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЭкоИнтегратор" (163045, г. Архангельск, ул. Поморская, д. 45, пом. 1-Н; ОГРН 1187746816608; ИНН 7743274766; далее - ООО "ЭкоИнтегратор") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском о взыскании с акционерного общества "Северный рейд" (164500, Архангельская обл., г. Северодвинск, пр. Победы, д. 1; ОГРН 1082902000796; ИНН 2902058531; далее - АО "Северный рейд") 725 479 руб. 68 коп. задолженности по оплате за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за период с 01.01.2020 по 30.09.2021, а также 126 360 руб. 31 коп. неустойки за период с 02.01.2021 по 10.01.2022 (с учетом уточнения исковых требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (123995, г. Москва, ул. Большая Грузинская, д. 4/6, корп. А, Б; ОГРН 1047703033300; ИНН 7703381225), Северное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (163069, г. Архангельск, Троицкий пр., д. 14; ОГРН 1042900024562; ИНН 2901127831), Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (163069, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18; ОГРН 1102901001356; ИНН 2901200111; далее - Министерство), Агентство по тарифам и ценам Архангельской области (163000, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18; ОГРН 1042900033780; ИНН 2901128698), Северодвинское муниципальное унитарное предприятие "Спецавтохозяйство" (164500, Архангельская обл., г. Северодвинск, Тепличный пр-д, д. 8; ОГРН 1022900836606; ИНН 2902012819).
Решением суда первой инстанции от 01.04.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 27.12.2022 решение суда первой инстанции отменено; с ответчика в пользу ООО "ЭкоИнтегратор" взыскано 721 351 руб. 23 коп. задолженности и 92 012 руб. 18 коп. неустойки, а в части взыскания 4128 руб. 45 коп. задолженности и 34 348 руб. 13 коп. неустойки производство по делу прекращено.
В кассационной жалобе АО "Северный рейд", ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права и на несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, просит постановление апелляционного суда отменить. По мнению подателя жалобы, договор на оказание услуг по вывозу ТКО не был заключен, обязанность по заключению такого договора у него отсутствует; оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
В судебном заседании представитель АО "Северный рейд" поддержал доводы жалобы, представитель ООО "ЭкоИнтегратор" просил в удовлетворении жалобы отказать.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, ООО "ЭкоИнтегратор" с 01.01.2020 на основании соглашения с Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 29.10.2019 является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Архангельской области.
На официальном сайте ООО "ЭкоИнтегратор" в разделе "Потребителям" размещена форма договора на оказание услуг по обращению с ТКО для юридических лиц, которая соответствует форме типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, которая утверждена Правительством Российской Федерации.
Предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора 16.01.2020 размещены ООО "ЭкоИнтегратор" в газете "Архангельск" (выпуск N 1 (4930)).
В период с 01.01.2020 по 30.09.2021 ООО "ЭкоИнтегратор" оказало АО "Северный рейд" услуги по вывозу ТКО, стоимость которых по расчету истца составила 725 479 руб. 68 коп.
От АО "Северный рейд" заявка на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО в установленный срок в адрес ООО "ЭкоИнтегратор" не поступила.
В связи с оказанием ответчику услуг на условиях типового договора, а также отклонением АО "Северный рейд" претензии регионального оператора от 19.07.2021 об оплате образовавшейся задолженности и неустойки ООО "ЭкоИнтегратор" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, исходя из недоказанности вступления ответчика в договорные отношения с истцом по обращению с ТКО, фактического оказания данных услуг истцом, а также образования у ответчика отходов, относящихся к ТКО, в удовлетворении исковых требований отказал.
Суд апелляционной инстанции признал ошибочными выводы суда первой инстанции, отменил решение и удовлетворил иск в части взыскания с ответчика задолженности и неустойки в указанном размере. При этом апелляционный суд принял отказ истца от иска в части взыскания с ответчика 4128 руб. 45 коп. задолженности и 34 348 руб. 13 коп. 13 коп. неустойки, прекратив производство по делу в данной части.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
Согласно пункту 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В силу пункта 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила N 1156), пунктами 5, 8(4), 8(5), 8(11), 8(12) которых предусмотрена обязанность потребителя заключить договор с региональным оператором по обращению с ТКО.
Согласно пункту 8(17) Правил N 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Законом N 89-ФЗ договора на оказание услуг по обращению с ТКО всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также в средствах массовой информации.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил N 1156.
В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил N 1156 в указанный срок договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Как предусмотрено пунктом 8(18) Правил N 1156, до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Под потребителем в Правилах N 1156 понимается собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ними.
Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу пункта 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (статьи 309, 310 ГК РФ).
В данном случае судом апелляционной инстанции установлено, что АО "Северный рейд" в установленный срок обязанность по заключению договора с региональным оператором не исполнило.
При этом суд апелляционной инстанции признал ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что в спорный период в деятельности АО "Северный рейд" не образовывались ТКО.
Как установлено апелляционным судом, по результатам проведенного анализа образующихся отходов на предприятии руководством АО "Северный рейд" в 2019 году принято решение о корректировке Программы производственного экологического контроля предприятия, а именно Нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, поскольку ответчик посчитал, что компонентный состав отходов бытового мусора (относящегося к ТКО) не соответствует составу, установленному ФККО, а относится к производственному.
По итогам корректировки из нормативов АО "Северный рейд" исключены такие виды отходов, как мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный, растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками.
Вместе с тем, как установлено судом апелляционной инстанции, в спорный период в АО "Северный рейд" работало большое количество сотрудников, что подтверждается служебной запиской АО "Северный рейд" от 21.10.2021 N 51-213, дополнительным отзывом ответчика на иск от 18.10.2021, функционировали столовая, два банкетных зала, в которых оказывались услуги общественного питания, что подтверждается информацией с официального сайта АО "Северный рейд" (т. 1, л.д. 28; т. 2, л.д. 89 - 92; т. 3, л.д. 16, 147 - 148).
Приняв во внимание правовую позицию, изложенную в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978, суд апелляционный инстанции отметил, что образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека, а, следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского договора неизбежно вызывает формирование таких отходов.
Таким образом, как указал апелляционный суд, принятие АО "Северный рейд" в 2019 году решения о корректировке Нормативов образования отходов и лимитов на их размещение само по себе не свидетельствует о том, что ТКО не возникали и и не накапливались. При этом доказательств неосуществления в спорный период ответчиком хозяйственной деятельности не представлено.
Суд апелляционной инстанции также указал, что наличие у АО "Северный рейд" лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1 - 4 класса опасности и соответствующей техники не освобождают его от обязанности заключить договор с региональным оператором на вывоз ТКО, поскольку полномочиями по вывозу ТКО на территории субъекта Российской Федерации наделен только региональный оператор, к компетенции которого относится и определение количества отходов, являющихся ТКО.
Признавая ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что услуга по обращению с ТКО ответчику в спорный период не оказывалась, поскольку вывоз ТКО с его закрытой территории региональным оператором не производился, апелляционный суд исходил из того, что отсутствие, удаленность либо необустроенность мест (площадок) накопления ТКО на территории ответчика не исключает возможности оказания услуги по обращению с ТКО надлежащим образом. При этом потребитель не ограничен в выборе мест накопления ТКО и вправе складировать ТКО в любых общих местах накопления ТКО, включенных в реестр мест (площадок) накопления ТКО и территориальную схему обращения с отходами.
Судом апелляционной инстанции установлено, что ответчиком не отрицается наличие оборудованной площадки для сбора ТКО по адресу: г. Северодвинск, ул. Победы, д. 8 (многоквартирный жилой дом), вблизи зоны деятельности АО "Северный рейд", внесенной в территориальную схему обращения с ТКО, так же как не отрицается и тот факт, что вывоз ТКО производится региональным оператором с контейнерных площадок (мест накопления) Архангельской области согласно территориальной схеме.
В связи с этим суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что услуга по обращению с ТКО оказывалась ответчику региональным оператором в срок и надлежащего качества.
Исходя из того, что между сторонами отсутствовал заключенный договор на оказание услуг по обращению с ТКО, апелляционный суд пришел к выводу о том, что обязательства сторон по обращению с ТКО в спорный период возникли в силу закона на условиях типового договора.
Согласно пункту 5 типового договора под расчетным периодом понимается один месяц. Стоимость услуг по договору рассчитывается из утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора, на основании действующих правил для расчета стоимости услуги регионального оператора.
В силу пункта 6 типового договора услуги по обращению с ТКО потребитель оплачивает до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.
Судом апелляционной инстанции установлено, что у ответчика образовалась задолженность по оплате услуг регионального оператора за период 01.01.2020 по 30.09.2021 в размере 721 351 руб. 23 коп.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Согласно пункту 22 типового договора в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Расчет неустойки в размере 92 012 руб. 18 коп., произведенный истцом за период с 02.01.2021 по 10.01.2022, проверен судом апелляционной инстанции и признан верным.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, руководствуясь упомянутыми нормами, суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил исковые требования в указанной части.
Выводы апелляционного суда соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены апелляционным судом правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемого судебного акта.
Доводы АО "Северный рейд", изложенные в жалобе, были рассмотрены судом апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Несогласие подателя жалобы с выводами апелляционного суда, а также иное толкование им положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм права.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2022 по делу N А05-8265/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Северный рейд" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (статьи 309, 310 ГК РФ).
...
Приняв во внимание правовую позицию, изложенную в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978, суд апелляционный инстанции отметил, что образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека, а, следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского договора неизбежно вызывает формирование таких отходов.
...
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 мая 2023 г. N Ф07-3210/23 по делу N А05-8265/2021