11 мая 2023 г. |
Дело N А13-9356/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Соколовой С.В., Толкунова В.М.,
рассмотрев 11.05.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Совместное предприятие промышленно-энергетические технологии" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 16.11.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2023 по делу N А13-9356/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Совместное предприятие промышленно-энергетические технологии" (191015, г. Санкт-Петербург, Калужский пер., д. 3, лит. А, пом. 29-Н; ОГРН 1147847551180; ИНН 7802180054; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконным отказа мэрии города Череповца (162608, Вологодская обл., г. Череповец, пр. Строителей, д. 2; ОГРН 1023501268053; ИНН 3528009720; далее - Мэрия) в вынесении 12 мотивированных определений об отказе в возбуждении в отношении заявителя дел об административных правонарушениях.
Решением суда первой инстанции от 16.11.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 17.01.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить. По мнению подателя жалобы, заявленные требования правомерны и подлежат удовлетворению.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 22.11.2021, 23.11.2021, 24.11.2021 в Управление по развитию городских территорий г. Череповца (далее - Управление) из Департамента жилищно-коммунального хозяйства Мэрии (далее - Департамент) поступили материалы о нарушении Обществом при проведении земляных работ требований Правил благоустройства территории города Череповца, утвержденных решением Череповецкой городской Думы от 31.10.2017 N 185 (далее - Правила N 185).
Согласно поступившим материалам специалистом Департамента в актах от 19.11.2021, 22.11.2021, 23.11.2021 зафиксированы нарушения пунктов 5.3.7, 5.3.11, 5.4.2 Правил N 185 на участке от пр. Советский, д. 47 до ул. Ленина, д. 64 (разрешение Департамента от 01.06.2021 N 0359/2021); на участке от пересечения бульвара Доменщиков с пр. Строителей до границы работ на пр. Строителей, д. 9а (разрешение Департамента от 24.05.2021 N 0325/2021); бульвар Доменщиков (участок от ул. Металлургов до ул. Ленина, от ул. Ленина до пр. Строителей, разрешение Департамента от 12.04.2021 N 0154/2021); на территории, расположенной от границы участка Южной котельной вдоль ул. Рыбинской до поворота на Октябрьский пр. и вдоль Октябрьского пр. (разрешение Департамента от 18.05.2021 N 0296/2021); на территории, расположенной от д. 7 по ул. П. Окинина до д. 14 по ул. Ветеранов и до д. 25 по Северному шоссе в г. Череповце (разрешение Департамента от 28.04.2021 N 0244/2021).
По результатам анализа представленных материалов Управление выявило складирование грунта и строительных материалов на газонах, тротуарах, нарушение целостности ограждений места производства работ, производство земляных работ с нарушением сроков, установленных разрешениями, выданными Департаментом.
На основании указанных материалов Управление по 12 фактам нарушений составило в отношении генерального директора Общества 10 протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3 и 4 статьи 3.1(10) Закона Вологодской области от 08.12.2010 N 2429-ОЗ "Об административных правонарушениях в Вологодской области" (4 нарушения объединены в 2 производства).
Постановлениями административной комиссии в г. Череповце от 11.01.2022 генеральный директор Общества привлечен к указанной административной ответственности, в отношении него вынесено 10 постановлений о назначении административного наказания.
Решениями Череповецкого городского суда, вступившими в законную силу, оставлены без изменения определения судьи об оставлении без рассмотрения жалоб Общества на указанные постановления административной комиссии.
Общество, сославшись на незаконность бездействия Мэрии, выражающегося в невынесении мотивированных определений об отказе в возбуждении в отношении него дел об административных правонарушениях, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, исходя из того, что в отношении Общества не возбуждались производства по делам об административных правонарушениях, в удовлетворении заявленных требований отказал.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) дело об административном правонарушении может быть возбуждено лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, являются поводом к возбуждению дела об административном правонарушении (пункт 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ).
Согласно части 5 статьи 28.1 КоАП РФ в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
В силу статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством (часть 3); определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в соответствии с правилами, установленными настоящей главой (часть 4).
Порядок рассмотрения жалоб на указанные определения регламентирован положениями параграфа 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 29.09.2015 N 2315-О, связывая возможность возбуждения дела об административном правонарушении с наличием достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, КоАП РФ исключает возможность начала производства по делу об административном правонарушении, в частности, в случае отсутствия события административного правонарушения и отсутствия состава административного правонарушения (часть 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
Соответственно, принятие решения о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в его возбуждении, которое согласно части 5 статьи 28.1 КоАП РФ должно быть мотивированным, требует, в частности, проверки всех указанных в заявлении об административном правонарушении сведений.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что в отношении Общества какого-либо производства по делам об административных правонарушениях на основании актов от 19.11.2021, 22.11.2021, 23.11.2021, поступивших из Департамента, не возбуждалось. С заявлением в Мэрию о принятии относительно него решений по результатам проверок Общество не обращалось.
В связи с этим судами указано, что доводы Общества о вынесении в отношении него немотивированных определений об отказе в возбуждении дел об административных правонарушениях основаны на предположениях, которые документально не подтверждены и не могут являться предметом судебного разбирательства.
Суд апелляционной инстанции также отклонил ссылку Общества на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 30.03.2021 N 9-П, указав, что в рассматриваемом случае Общество какого-либо заявления, указывающего на наличие события административного правонарушения, не представляло.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, руководствуясь упомянутыми нормами, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, с чем согласился и суд апелляционной инстанции.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 16.11.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2023 по делу N А13-9356/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Совместное предприятие промышленно-энергетические технологии" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 29.09.2015 N 2315-О, связывая возможность возбуждения дела об административном правонарушении с наличием достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, КоАП РФ исключает возможность начала производства по делу об административном правонарушении, в частности, в случае отсутствия события административного правонарушения и отсутствия состава административного правонарушения (часть 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
Соответственно, принятие решения о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в его возбуждении, которое согласно части 5 статьи 28.1 КоАП РФ должно быть мотивированным, требует, в частности, проверки всех указанных в заявлении об административном правонарушении сведений.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что в отношении Общества какого-либо производства по делам об административных правонарушениях на основании актов от 19.11.2021, 22.11.2021, 23.11.2021, поступивших из Департамента, не возбуждалось. С заявлением в Мэрию о принятии относительно него решений по результатам проверок Общество не обращалось.
В связи с этим судами указано, что доводы Общества о вынесении в отношении него немотивированных определений об отказе в возбуждении дел об административных правонарушениях основаны на предположениях, которые документально не подтверждены и не могут являться предметом судебного разбирательства.
Суд апелляционной инстанции также отклонил ссылку Общества на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 30.03.2021 N 9-П, указав, что в рассматриваемом случае Общество какого-либо заявления, указывающего на наличие события административного правонарушения, не представляло."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 мая 2023 г. N Ф07-3150/23 по делу N А13-9356/2022