18 мая 2023 г. |
Дело N А05-4283/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Васильевой Е.С., Трощенко Е.И.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "АВА Клиник" Скачковой О.А. (доверенность от 10.01.2023), от Правительства Архангельской области Коробейникова Д.Е. (доверенность от 06.06.2022), от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области Недорезовой И.Б. (доверенность от 04.04.2022),
рассмотрев 17.05.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АВА Клиник" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 04.10.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2023 по делу N А05-4283/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "АВА Клиник", ОГРН 1122901009758 ИНН 2901226913; адрес: 163046, город Архангельск, улица Суфтина, дом 18, (далее - ООО "АВА Клиник", Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации (далее - АПК РФ), к Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Архангельской области, адрес: 163004, Архангельская область, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 49, (далее - Комиссия), Правительству Архангельской области, ОГРН 1032900016016, ИНН 2901116205, адрес: 163004, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 49, (далее - Правительство) о признании недействительным решения комиссии от 25.01.2022 N 1 в части невыделения надлежащего финансового обеспечения медицинской помощи в условиях дневного стационара для общества по стоимости утвержденных объемов, об обязании внести корректирующие изменения в решение от 25.01.2022 N 1 о распределении объемов медицинской помощи в условиях дневного стационара для общества на 2021 год в части финансового обеспечения медицинской помощи в условиях дневного стационара в размере 2 095 077 руб. 61 коп. с учетом правовых возможностей ответчиков и их обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования" (далее - Приказ N 108н), а также Положением о деятельности комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, утвержденным Приказом N 108н (далее - Положение).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Архангельской области, ОГРН 1022900520422, ИНН 2901010086; адрес: 163069, Архангельская область, город Архангельск, проспект Чумбарова-Лучинского, дом 39, корпус 1, (далее - Фонд), Министерство здравоохранения Архангельской области, ОГРН 1022900547207, ИНН 2901070303, адрес: 163004, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 49, (далее - Министерство).
Решением суда от 04.10.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.01.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "АВА Клиник", ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить и удовлетворить заявленные требования.
По мнению подателя жалобы, действия Комиссии по снятию ранее выделенных и уже выполненных объемов влекут нарушение условий Договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию; возможность и порядок перераспределения объемов и стоимости медицинской помощи предусмотрены действующим законодательством; Общество также не согласно с выводом судов о том, что перераспределение объемов медицинской помощи было необходимо ввиду исполнения объемов иными медицинскими организациями.
В судебном заседании представитель ООО "АВА Клиник" поддержал доводы кассационной жалобы, а представители Правительства Архангельской области, Комиссии и Фонда отклонили их по основаниям, изложенным в своих отзывах.
Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, однако его представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, общество включено в реестр медицинских организаций на 2021 год на основании уведомления об осуществлении деятельности в сфере обязательного медицинского страхования от 13.08.2020 N 195 (далее - уведомление) под N 292559.
В строке 19 уведомления и приложении к нему общество указало предложения о планируемых к выполнению объемах медицинской помощи на плановый год.
Кроме того, в 2021 году обществом направлены в комиссию обращения от 13.04.2021 N 130-к, от 17.05.202 N 186-к, от 18.06.2021 N 268-к, от 06.08.2021 N 305-к, от 27.08.2021 N 332-к, от 15.10.2021 N 425-к об изменении объемов и финансового обеспечения медицинской помощи.
В соответствии с решениями комиссии объемы и финансовое обеспечение медицинской помощи в 2021 году для общества установлены следующим образом: решениями от 29.12.2020 N 1,7 установлен объем 113 (случаи лечения, медицинская помощь в условиях дневного стационара), стоимость - 1 410,0 тыс. руб.; решениями от 19.02.2021 N 2, 3 стоимость увеличена до 1 432,1 тыс. руб.; решением от 05.04.2021 N 1 увеличены объем до 154 и стоимость - 1 969,7 тыс. руб.; решениями от 29.04.2021 N 1, от 11.06.2021 N 3, от 07.07.2021 N 1 объем и стоимость не менялись; решением от 09.08.2021 N 1 увеличены объем до 159 и стоимость - 2 040,5 тыс. руб.; решениями от 31.08.2021 N 1, от 04.04.2021 объем и стоимость не менялись; решением от 30.11.2021 N 3 увеличены объем до 163, стоимость - 2 090,8 тыс. руб.; решением от 27.12.2021 стоимость уменьшена 2 037,9 тыс. руб.; решением от 25.01.2022 N 1 объем и стоимость не изменены и составили 163 и 2 037,9 тыс. руб. соответственно.
Ссылаясь на то, что решением от 25.01.2022 N 1 для заявителя размер финансового обеспечения за 163 случая оказания медицинской помощи в условиях дневного стационара за 2021 год установлен в размере 2 037 876,42 руб., что значительно ниже первоначально установленного финансового обеспечения в размере 2 095 077,61 руб. за 163 случая оказания медицинской помощи, в результате этого обществом недополучено финансовое обеспечение за оказанную им медицинскую помощь в условиях дневного стационара в рамках утвержденных объемов за 163 случая оказания медицинской помощи в размере 57 201,19 руб., считая решение комиссии от 25.01.2022 N 1 незаконным и необоснованным в указанной части, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционный суд поддержал позицию суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для признания незаконными действий (бездействия), ненормативного правового акта органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 АПК РФ, пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 81 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
Для разработки проекта территориальной программы обязательного медицинского страхования в субъекте Российской Федерации создается комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (часть 9 статьи 36 Закона N 326-ФЗ).
В силу части 6 статьи 36 упомянутого Закона территориальная программа обязательного медицинского страхования в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования определяет на территории субъекта Российской Федерации способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, содержит реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, определяет условия оказания медицинской помощи в них, а также целевые значения критериев доступности и качества медицинской помощи.
Частью 2 статьи 30 Закона N 326-ФЗ установлено, что тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением, заключаемым между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, созданными в соответствии со статьей 76 Закона N 323-ФЗ и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), включенными в состав комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 36 настоящего Закона. Требования к структуре и содержанию указанного тарифного соглашения устанавливаются Федеральным фондом.
Деятельность комиссии регулируется Положением о деятельности комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - Положение о комиссии), являющимся приложением 1 к Правилам обязательного медицинского страхования, утвержденным приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила ОМС).
Согласно подпункту 4 пункта 4 Положения о комиссии комиссия осуществляет рассмотрение тарифов и формирование тарифного соглашения в соответствии с требованиями к структуре и содержанию тарифного соглашения, установленных Федеральным фондом в соответствии с частью 2 статьи 30 Закона N 326-ФЗ.
В соответствии с пунктом 20 названного Положения решения комиссии оформляются протоколом, который подписывается председательствующим и членами комиссии и доводится до сведения территориального фонда, страховых медицинских организаций и медицинских организаций. Решения, принимаемые комиссией в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для всех участников обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации.
В силу части 10 статьи 36 Закона N 326-ФЗ объемы предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи, установленные в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования, распределяются решением комиссии, указанной в части 9 настоящей статьи, между медицинскими организациями исходя из количества, пола и возраста застрахованных лиц, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим медицинскую помощь в амбулаторных условиях, потребности застрахованных лиц в медицинской помощи, а также нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи, установленных территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Для разработки проекта территориальной программы обязательного медицинского страхования в субъекте Российской Федерации создается комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (часть 9 статьи 36 Закона N 326-ФЗ).
Согласно пункту 4 Положения комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования:
1) разрабатывает проект территориальной программы;
2) разрабатывает и устанавливает показатели эффективности деятельности медицинских организаций, позволяющие провести оценку возможности реализации заявленных медицинской организацией объемов медицинской помощи;
3) распределяет на отчетный год и перераспределяет в течение года объемы предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи между медицинскими организациями в пределах и на основе установленных территориальной программой объемов предоставления медицинской помощи.
Решения комиссии считаются правомочными, если в заседании принимало участие более двух третей членов комиссии. Решение принимается простым большинством голосов от количества присутствующих на заседании членов комиссии. В случае равенства голосов голос председателя комиссии является решающим (пункт 19 Положения).
Правомочность комиссии подтверждается протоколами заседаний. Изменения объемов предоставления и финансового обеспечения, внесенные решениями комиссии, опубликованы на официальном сайте территориального фонда в свободном доступе.
В рассматриваемом случае судами обеих инстанций установлено, что оспариваемое решение принято на заседании комиссии при наличии необходимого кворума, решение принято по вопросам, включенным в повестку дня.
В силу пункта 20 Положения решения, принимаемые комиссией в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для всех участников обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 8.1 Положения распределение и перераспределение объемов финансового обеспечения медицинской помощи осуществляется:
1) по видам и условиям предоставления медицинской помощи, а также применяемым способам оплаты медицинской помощи;
2) в разрезе профилей медицинской помощи, и в случае распределения объемов предоставления медицинской помощи в разрезе заболеваний и состояний (групп заболеваний и состояний), групп и видов высокотехнологичной медицинской помощи - в разрезе заболеваний и состояний (групп заболеваний и состояний), групп и видов высокотехнологичной медицинской помощи;
3) в разрезе медицинских услуг (групп медицинских услуг) в случае установления в тарифном соглашении по отдельным видам медицинских услуг (групп медицинских услуг) возможности использования только способа оплаты медицинской помощи "за единицу объема медицинской помощи";
4) с учетом распределения (перераспределения) объемов предоставления медицинской помощи между медицинскими организациями, способов оплаты медицинской помощи и тарифов на оплату медицинской помощи, установленных и применяемых для оплаты медицинской помощи, оказанной медицинской организацией, в соответствии с тарифным соглашением.
В соответствии с пунктом 9 Положения при распределении и перераспределении объемов медицинской помощи учитываются:
1) порядок организации медицинской помощи в субъекте Российской Федерации с учетом этапов оказания медицинской помощи, уровня и структуры заболеваемости, особенностей половозрастного состава и плотности населения, транспортной доступности, климатических и географических особенностей региона, а также сроков ожидания оказания медицинской помощи;
2) сведения медицинских организаций, представленные при подаче уведомления об участии в сфере обязательного медицинского страхования;
3) соответствие заявленных медицинскими организациями объемов медицинской помощи перечню работ и услуг, включенных в лицензию на осуществление медицинской деятельности;
4) соответствие объемов медицинской помощи, заявленных медицинскими организациями при подаче уведомлений об осуществлении деятельности в сфере обязательного медицинского страхования, мощности коечного фонда, наличию соответствующего медицинского оборудования, медицинских работников соответствующих специальностей и других;
5) соответствие деятельности медицинских организаций требованиям порядков оказания медицинской помощи;
6) сведения страховых медицинских организаций о числе застрахованных лиц, их потребности в медицинской помощи и финансовых средствах для ее оплаты.
Распределение объемов медицинской помощи, установленных территориальной программой, между медицинскими организациями в субъекте Российской Федерации осуществляется без учета объемов медицинской помощи застрахованным лицам субъекта Российской Федерации, оказываемой за его пределами.
Распределение объемов медицинской помощи медицинской организации осуществляется комиссией в объемах, не превышающих предложения медицинской организации, представленные в уведомлении в соответствии с подпунктом 18 пункта 105 настоящих Правил, после оценки объемов медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам за пределами субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, объемы предоставления медицинской помощи распределены комиссией в пределах, не превышающих значения, указанные в уведомлении общества.
Порядок оплаты медицинской помощи, оказанной в условиях дневного стационара (далее - Порядок оплаты; том 2, листы 69-83), установлен приложением 5 к Тарифному соглашению в сфере обязательного медицинского страхования Архангельской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (далее - Тарифное соглашение; том 2, листы 148-152).
Согласно пункту 1 Порядка оплаты оплата медицинской помощи осуществляется:
- за законченный случай лечения заболевания, включенного в соответствующую клинико-статистическую группу (далее - КСГ) заболеваний согласно перечню, установленному в таблице 4 Порядка оплаты;
- за прерванный случай оказания медицинской помощи в случаях прерывания лечения;
- за услугу по проведению процедур диализа.
КСГ - группа заболеваний, относящихся к одному профилю медицинской помощи и сходных по используемым методам диагностики и лечения пациентов и средней ресурсоемкости (стоимость, структура затрат и набор используемых ресурсов) (пункт 2 Порядка оплаты).
Стоимость одного случая лечения в дневном стационаре по КСГ определяется по формуле согласно пункту 7 Порядка оплаты и зависит от коэффициента относительной затратоемкости по КСГ, представленного в таблице 4 Порядка оплаты.
В строке 19 уведомления и приложении к нему общество указало следующие предложения о планируемых к выполнению объемах медицинской помощи на плановый год по видам и условиям в разрезе профилей, врачей-специалистов, количеству вызовов скорой медицинской помощи, КСГ/КПГ по детскому и взрослому населению (дневной стационар): болезни нервной системы, хромосомные аномалии - 150, болезни и травмы позвоночника, спинного мозга, последствия внутричерепной травмы, сотрясение головного мозга - 200, болезни системы кровообращения, взрослые - 100, болезни органов дыхания - 100, операции на женских половых органах (уровень 2) - 300, всего 850. При этом, как следует из уведомления, все предложения общества значительно превышали фактические показатели предыдущего года.
Решениями от 29.12.2020 N 1,7 обществу установлен объем 113 случаев лечения, медицинской помощи в условиях дневного стационара, стоимость - 1 410,0 тыс. руб.; в приложении к договору отражены установленные объемы.
В 2021 году обществом направлены в комиссию обращения от 13.04.2021 N 130-к, от 17.05.202 N 186-к, от 18.06.2021 N 268-к, от 06.08.2021 N 305-к, от 27.08.2021 N 332-к, от 15.10.2021 N 425-к об изменении объемов и финансового обеспечения медицинской помощи.
С учетом указанных обращений в соответствии с решениями комиссии обществу установлены объемы и финансовое обеспечение медицинской помощи в 2021 год: решениями от 19.02.2021 N 2, 3 стоимость увеличена до 1 432,1 тыс. руб.; решением от 05.04.2021 N 1 увеличены объем до 154 и стоимость - 1 969,7 тыс. руб.; решениями от 29.04.2021 N 1, от 11.06.2021 N 3, от 07.07.2021 N 1 объем и стоимость не менялись; решением от 09.08.2021 N 1 увеличены объем до 159 и стоимость - 2 040,5 тыс. руб.; решениями от 31.08.2021 N 1, от 04.04.2021 объем и стоимость не менялись; решением от 30.11.2021 N 3 увеличены объем до 163, стоимость - 2 090,8 тыс. руб.
Ответы о рассмотрении обращений направлены фондом обществу (письма 08.10.2021 N 4107/01-14, 07.12.2021 N 5110/01-14). Иных обращений в комиссию от общества в части изменения объемов медицинской помощи и ее финансового обеспечения по дневному стационару в 2021 году не поступало.
На основании пункта 157 Правил ОМС в случае превышения объемов предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи, распределенных медицинской организации решением комиссии, медицинская организация обязана обратиться в комиссию с предложением о перераспределении объемов предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи.
Общество в течение 2021 года неоднократно обращалось в комиссию с предложениями о перераспределении объемов предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи при превышении таковых объемов. Последнее предложение общества направлено в комиссию письмом от 15.10.2021 N 263.
В обращении от 15.10.2021 N 263 об изменении объемов и финансового обеспечения медицинской помощи, представленном 19.10.2021, общество просило увеличить плановые объемы по оказанию медицинской помощи в условиях дневного стационара (159 случаев) до 220, указало на фактическое превышение в количестве 3 случаев (том 1, лист 47).
Данное письмо предусматривает информацию об отказе в оплате по выставленным счетам на сумму 8 742,91 руб. (в связи с предъявлением к оплате медицинской помощи сверх распределенного объема), а также информацию о трех случаях оказания медицинской помощи по КСГ дневного стационара с фактическим превышением выделенного объема (без указания, по какой именно КСГ данное превышение возникло).
В письме от 27.12.2021 N 5110/01-14 обществу сообщено, что в соответствии с решением от 30.11.2021 N 3 его предложения удовлетворены частично (том 2, лист 39). Решением комиссии от 30.11.2021 N 3 увеличены объем до 163 (увеличены по КСГ ds16.001на 4 случая) и стоимость на 50 259,14 руб. до 2 090 808,86 руб. (том 1, листы 99-103).
В дальнейшем решением комиссии от 27.12.2021 стоимость уменьшена 2 037 876,42 руб., при этом объемы не изменены (том 1, листы 104-108).
Данные об изменении объемов приведены в представленной в материалы дела таблице (том 3, лист 80).
Размер финансового обеспечения уменьшен решением комиссии 27.12.2021 в связи с уменьшением объема случаев медицинской помощи по КСГ 2.34.34, ds15.001 (болезни нервной системы, хромосомные аномалии) с 60 до 38 и увеличением КСГ 2.34.30, ds13.001 (болезни системы кровообращения, взрослые) с 20 до 42, при этом общий объем услуг (163) не изменен.
Таким образом, в течение 2021 года объемы предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи в условиях дневного стационара для заявителя увеличены следующим образом: с 113 случаев до 163, то есть на 50 случаев, с 1 410 000 руб. до 2 037 876,42 руб. или на 627 876,42 руб.
При этом оспариваемым решением от 25.01.2022 N 1 объем и финансовое обеспечение для общества не изменены и составили 163 и 2 037 876,42 руб. соответственно (том 1, листы 42-45).
Как следует из материалов дела, Общество не согласилось с отказом в увеличении объемов (соответственно стоимости) по КСГ 2.34.34, ds15.001 (болезни нервной системы, хромосомные аномалии) и КСГ 2.34.37, ds16.001 (болезни, травмы позвоночника, спинного мозга), поскольку объем фактически оказанных услуг по данным КСГ превысил плановые показатели.
Вместе с тем судами обеих инстанций установлено, что общество иные запланированные объемы услуг по КСГ 2.34.30, ds 13.001 (болезни системы кровообращения), КСГ 2.34.69, ds23.001 (болезни органов дыхания), КСГ 2.34.4, ds02.004 (операции на женских половых органах (уровень 2)) не оказало, плановые показатели по ним не выполнило, оказывало услуги по КСГ 2.34.34, ds15.001 (болезни нервной системы, хромосомные аномалии) и КСГ 2.34.37, ds16.001 (болезни, травмы позвоночника, спинного мозга), тем самым не оказывало услуги, потребность в оказании которых имелась.
Судами также установлено, что после 19.10.2021 общество в адрес комиссии с предложением о перераспределении объемов предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи в соответствии с пунктом 157 Правил ОМС не обращалось.
Согласно пункту 11 Положения распределение объемов медицинской помощи между медицинскими организациями осуществляется комиссией по следующим критериям:
1) количество прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и показателей объемов предоставления медицинской помощи на одно застрахованное лицо в год, утвержденных территориальной программой, с учетом показателей потребления медицинской помощи, видов медицинской помощи, условий предоставления медицинской помощи и врачебных специальностей;
2) показатели объемов предоставления медицинской помощи на одно застрахованное лицо в год, утвержденных территориальной программой, с учетом профилей отделений (коек), врачебных специальностей, видов медицинской помощи и условий ее предоставления медицинскими организациями, не имеющими прикрепленных застрахованных лиц;
3) количество диагностических и (или) консультативных услуг для обеспечения потребности медицинских организаций по выполнению порядков оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи по заболеваниям и состояниям в полном объеме при отсутствии или недостаточности у медицинских организаций данных диагностических и (или) консультативных услуг;
4) соотношение оказанных объемов предоставления медицинской помощи и оплаченных страховыми медицинскими организациями каждой медицинской организации;
5) необходимость и возможность внедрения новых медицинских услуг или технологий;
6) наличие ресурсного, в том числе кадрового, обеспечения планируемых объемов предоставления медицинской помощи;
7) достаточность мощности медицинской организации для выполнения объемов медицинской помощи, заявленных медицинской организацией в уведомлении об осуществлении деятельности в сфере обязательного медицинского страхования.
Вопреки доводам жалобы, Общество не обосновало, какие из критериев, установленных пунктом 11 Положения, применены комиссией неверно либо нарушены.
При распределении и перераспределении объемов предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи комиссией учтены критерии, установленные Положением, а также части 10 статьи 36 Закона 326-ФЗ, объемы распределены исходя из потребности застрахованных лиц в медицинской помощи, показателей потребления медицинской помощи по данным персонифицированного учета, с учетом видов медицинской помощи, фактически выполненных объемов медицинской помощи за предыдущий год и первое полугодие текущего года, уровня и структуры заболеваемости населения, с учетом данных медицинской статистики, повышенной заболеваемости по определенным нозологиям.
Размер бюджетных ассигнований бюджета территориального фонда на финансовое обеспечение организации ОМС на территории Архангельской области на 2021 год определен законом Архангельской области от 21.12.2020 N 362-22-ОЗ "О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов".
Утвержденная стоимость территориальной программы на 2021 году установлена приложение 6 к Территориальной программе.
Таким образом, корректировка объемов медицинской помощи и объема финансового обеспечения осуществлялась комиссией исходя из реальных возможностей оплаты объемов медицинской помощи.
Судами также учтено, что на территории Архангельской области медицинскую помощь в условиях дневного стационара оказывает 63 медицинских организаций, объемы которым распределены согласно приложению 3 к решению комиссии от 25.01.2022 N 1.
Наибольшие объемы по дневному стационару распределены итоговым решением комиссии медицинским организациям, оказывающим услуги, которые соответствуют потребности населения Архангельской области. Иного заявителем не доказано.
Как обоснованно указали суды обеих инстанций, само по себе несогласие заявителя с применением сведений, учитываемых при распределении и перераспределении объемов медицинской помощи (пункт 9 Положения) и критериев распределения объемов медицинской помощи (пункт 11 Положения), не свидетельствует о том, что принятым комиссией решением нарушены нормы законодательства Российской Федерации.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены.
Иное толкование подателем жалобы норм действующего законодательства и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 04.10.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2023 по делу N А05-4283/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АВА Клиник" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Р. Журавлева |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами также установлено, что после 19.10.2021 общество в адрес комиссии с предложением о перераспределении объемов предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи в соответствии с пунктом 157 Правил ОМС не обращалось.
Согласно пункту 11 Положения распределение объемов медицинской помощи между медицинскими организациями осуществляется комиссией по следующим критериям:
...
Вопреки доводам жалобы, Общество не обосновало, какие из критериев, установленных пунктом 11 Положения, применены комиссией неверно либо нарушены.
...
Как обоснованно указали суды обеих инстанций, само по себе несогласие заявителя с применением сведений, учитываемых при распределении и перераспределении объемов медицинской помощи (пункт 9 Положения) и критериев распределения объемов медицинской помощи (пункт 11 Положения), не свидетельствует о том, что принятым комиссией решением нарушены нормы законодательства Российской Федерации.
...
решение Арбитражного суда Архангельской области от 04.10.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2023 по делу N А05-4283/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АВА Клиник" - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 мая 2023 г. N Ф07-4975/23 по делу N А05-4283/2022