18 мая 2023 г. |
Дело N А21-1747/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Родина Ю.А., Савицкой И.Г.,
при участии от Калининградской областной таможни Симоновой В.Л. (доверенность от 19.12.2022 N 77),
рассмотрев 16.05.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Балтийская медицинская компания" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.08.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2023 по делу N А21-1747/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Балтийская медицинская компания", адрес: 236010, Калининград, пр. Мира, д. 136, лит. Г, каб. 7В, ОГРН 1145024003882, ИНН 5024144956 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительными вынесенных Калининградской областной таможней, адрес: 236016, Калининград, Артиллерийская ул., д. 26, стр. 1, ОГРН 1083925999992, ИНН: 3906190003 (далее - Таможня), требования от 16.07.2021 о внесении до выпуска товара изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N 10012020/140721/0084048 (далее - ДТ), решения, изложенного в уведомлении от 17.07.2021, об отказе в выпуске товара, оформленного по ДТ, решения от 19.11.2021 N 05-39/8 в части признания правомерными перечисленных решения и требования, об обязании Таможни устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем возврата ему излишне уплаченных 86 958 руб. 72 коп. налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
Решением суда первой инстанции от 23.08.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 30.01.2023, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 23.08.2022 и постановление от 30.01.2023, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя кассационной жалобы, не обоснованы выводы судов о несоблюдении Обществом условий для применения льготы по уплате НДС, предусмотренной абзацем вторым подпункта 2 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), о невозможности использования для подтверждения права на такую льготу декларации о соответствии от 14.01.2020 N РОСС RU Д-DE.АД37.В.23496/20, сертификата соответствия от 10.02.2021 N РОСС DE.HB61.H19684; Правилами государственной регистрации медицинских изделий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 (далее - Правила N 1416), не предусмотрена возможность изменения кода медицинского изделия по Общероссийскому классификатору продукции; в случае указания в регистрационном удостоверении на медицинское изделие и сертификате соответствия (декларации соответствия) разных кодов такого изделия по Общероссийскому классификатору продукции для подтверждения права на применение льготы в виде освобождения от уплаты НДС должны использоваться такие сертификаты и декларации; суды не учли, что ввезенный Обществом товар является составной частью аппарата "искусственной почки" для проведения гемодиализа; ввезенные Обществом бикарбонатные картриджи подлежат классификации по коду 94 4400 ранее действовавшего Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93, утвержденного постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 30.12.1993 N 301, к которому также относятся аппараты "искусственной почки" для проведения гемодиализа; с учетом классификации спорного товара в товарной позиции 9018 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС), утвержденной ранее действовавшим Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54, в соответствии с ОК 005-93 (код 94 4400) ввезенные Обществом бикарбонатные картриджи подлежали освобождению от уплаты НДС на основании пункта 14 раздела I перечня медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) НДС, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 (далее - Перечень N 1042); действующим законодательством не предусмотрен исчерпывающий перечень документов, представляемых для подтверждения права на освобождение от уплаты НДС; в сертификате соответствия от 10.02.2021 N РОСС DE.HB61.H19684 в отношении бикарбонатных картриджей "DiaCart", "DiaBox" указан включенный в пункт 14 раздела I Перечня N 1042 код 32.50.21.130 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 N 14-ст.
В отзыве на кассационную жалобу Таможня просит оставить ее без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Таможни возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, своего представителя для участия в нем не направило, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 14.07.2021 Общество ввезло на таможенную территорию ЕАЭС и представило к таможенному оформлению по ДТ товар - медицинские бикарбонатные картриджи "DiaCart" (650 г, 750 г), предназначенные для одноразового использования при процедуре гемодиализа, код по ОК 034-2014 32.50.21.130, производитель - Serumwerk Bernburg Vertriebs Gmbh (Федеративная Республика Германия).
В графе 33 ДТ Общество указало классификационный код товара по ТН ВЭД ЕАЭС - 9018 90 300 0.
Указанный в графе 36 ДТ код "ХТ" в соответствии с подпунктом 4.4.1 приложения 7 к решению Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 378 "О классификаторах, используемых для заполнения таможенных документов" обозначает освобождение от уплаты НДС в отношении ввозимых в Российскую Федерацию медицинских изделий.
В графе 44 ДТ Общество в подтверждение права на применение льготы в виде освобождения от уплаты НДС в отношении ввезенного медицинского изделия сослалось на подпункт 2 статьи 150 НК РФ, Перечень N 1042, привело сведения о регистрационном удостоверении на медицинское изделие от 22.05.2008 N ФСЗ 2008/01600.
До выпуска товара по ДТ Таможня 15.07.2021 запросила у Общества регистрационное удостоверение на медицинский бикарбонатный картридж "DiaCart", в котором был бы указан код товара по ОК 005-93, включенный в Перечень N 1042.
Согласно представленному Обществом регистрационному удостоверению от 22.05.2008 N ФСЗ 2008/01600, выданному на медицинские бикарбонатные картриджи "DiaCart", "DiaBox", ввезенный им товар имеет код по ОК 005-93 - 93 9800.
В ответ на запрос Таможни Общество в письме от 15.07.2021 сообщило, что в регистрационном удостоверении указан код медицинского изделия в соответствии с ОК 005-93, утратившим силу с 2017 года. Согласно имеющемуся у Общества сертификату соответствия от 10.02.2021 N РОСС DE.HB61.H19684 ввезенный товар имеет код по ОК 034-2014 32.50.21.130, который включен в Перечень N 1042, как и товары товарной позиции 9018 ТН ВЭД ЕАЭС, в связи с чем Общество правомерно заявило льготу в виде освобождения от уплаты НДС на ввезенный товар.
Поскольку указанный в регистрационном удостоверении на медицинское изделие код ввезенного Обществом товара по ОК 005-93 не включен в Перечень N 1042, Таможня пришла к выводу о неправомерном применении Обществом льготы по уплате НДС в отношении ввезенного медицинского изделия, в связи с чем 16.07.2021 выставила Обществу требование о внесении изменений в графы 36, 44, 47, В ДТ. В этот же день Таможня вынесла решение о внесении изменений в перечисленные графы ДТ.
В связи с неисполнением Обществом требования от 16.07.2021 Таможня на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 125 Таможенного кодекса (далее - ТК) ЕАЭС приняла решение об отказе в выпуске товара по ДТ, о чем 17.07.2021 уведомила Общество.
Общество по декларации на товары N 10012020/200721/0086373 20.07.2021 оформило товар, в отношении которого 23.07.2021 принято решение о его выпуске в соответствии с заявленной таможенной процедурой с уплатой 86958 руб. 72 коп. НДС по ставке 20%.
Решением Таможни от 19.11.2021 N 05-39/8 требование от 16.07.2021, решение, изложенное в уведомлении от 17.07.2021, об отказе в выпуске товара, оформленного по ДТ, признаны правомерными; решение от 16.07.2021 о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ, признано неправомерным, поскольку оно принято до выпуска товара по ДТ.
Не согласившись с требованием от 16.07.2021, решением об отказе в выпуске товара, частично с решением от 19.11.2021 N 05-39/8, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, придя к выводу о неправомерном применении Обществом в отношении товара по ДТ освобождения от уплаты НДС, отказали в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не нашла оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары указываются в числе прочих сведения о льготах по уплате таможенных платежей, к которым в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 46 ТК ЕАЭС относится НДС.
Согласно пункту 3 статьи 49 ТК ЕАЭС льготы по уплате вывозных таможенных пошлин, льготы по уплате налогов, а также льготы по уплате таможенных сборов (освобождение от уплаты таможенных сборов) устанавливаются законодательством государств-членов.
В силу абзаца второго подпункта 2 статьи 150 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 названного Кодекса.
Как указано в абзаце четвертом подпункта 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских изделий отечественного и зарубежного производства, включенных в Перечень N 1042. Положения данного абзаца в отношении медицинских изделий в редакции, действовавшей на момент оформления ДТ, применяются при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом ЕАЭС, или до 31.12.2021 регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В разделе I Перечня N 1042 приведены наименования медицинских изделий, их коды в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, ОК 005-93 или ОК 034-2014.
Согласно примечанию 1 к Перечню N 1042 (здесь и далее в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) для целей применения его раздела I следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по ОК 005-93 или ОК 034-2014 при условии регистрации медицинских изделий в соответствии с правом ЕАЭС или до 31.12.2021 государственной регистрации медицинских изделий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со сноской "*" к Перечню N 1042 код по ОК 005-93 применяется в отношении медицинских изделий, регистрационные удостоверения на которые содержат указания на код по ОК 005-93. Согласно сноске "******" к Перечню N 1042 код по ОК 034-2014 применяется в отношении медицинских изделий, регистрационные удостоверения на которые содержат указания на такой код.
Учтя примечание 1 к Перечню N 1042, суды двух инстанций обоснованно указали, что для освобождения от уплаты НДС в отношении соответствующего медицинского изделия необходимо, чтобы коды такого изделия в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, ОК 005-93 или ОК 034-2014 были указаны в одном пункте названного Перечня.
Суды установили и из материалов дела видно, что в соответствии с регистрационным удостоверением от 22.05.2008 N ФСЗ 2008/01600 ввезенное Обществом по ДТ медицинское изделие имеет код по ОК 005-93 - 93 9800. Товар по ДТ классифицирован в товарной позиции 9018 ТН ВЭД ЕАЭС.
Исходя из письма Общества от 15.07.2021, направленного Таможне, Общество применило освобождение от уплаты НДС в отношении ввезенного товара с учетом пункта 14 Перечня N 1042.
Вместе с тем в пункт 14 Перечня N 1042 включены приборы и аппараты для лечения, наркозные; устройства для замещения функций органов и систем организма, имеющие код по ОК 005-93 94 4400 (приборы и аппараты для электролечения низкочастотные; аппараты для электролечения высокочастотные и квантовые; приборы и аппараты для воздействия ультрафиолетовыми и инфракрасными лучами; эндоскопы для лечения; аппараты водолечебные и бальнеологические, механотерапевтические; приборы и аппараты радиотерапевтические, рентгенотерапевтические и ультразвуковые; аппараты ингаляционного наркоза, вентиляции легких, аэрозольтерапии, компенсации и лечения кислородной недостаточности; аппараты вакуумно-нагнетательные, для вливания и ирригации; аппараты и устройства для замещения функций органов и систем организма; приборы и аппараты для лечения другие).
Заявленный Обществом в графе 33 ДТ код товара по ТН ВЭД ЕАЭС (9018 90 300 0) включен в пункт 14 раздела I Перечня N 1042, при этом данному коду соответствует код по ОК 005-93 94 4400, а код по ОК 005-93 93 9800 в пункте 14 названного Перечня отсутствует.
Таким образом, ввиду несоответствия кода товара по ОК 005-93, указанного в регистрационном удостоверении медицинского изделия от 22.05.2008 N ФСЗ 2008/01600, коду медицинского изделия по ОК 005-93, приведенному в пункте 14 Перечня N 1042, Таможня и суды двух инстанций пришли к правомерному выводу о несоблюдении Обществом установленных в примечании 1 к названному Перечню условий для освобождения ввезенного медицинского изделия от обложения НДС.
Суды правомерно констатировали, что отмена с 01.01.2017 ОК 005-93 и введение в действие ОК 034-2014 на рассматриваемые правоотношения никак не повлияло, поскольку в Перечне N 1042 приведены коды по обоим классификаторам, медицинские изделия с кодом по ОК 005-93 93 9800 изначально не освобождались от обложения НДС.
Вопреки доводу кассационной жалобы, в рассматриваемом случае отнесение ввезенных Обществом бикарбонатных картриджей к коду по ОК 005-93 94 4400 не подтверждено, поскольку в регистрационном удостоверении указан код 93 9800. При этом то обстоятельство, что спорный товар является принадлежностью аппарата "искусственной почки", которому соответствует код по ОК 005-93 94 4400, правового значения не имеет и не свидетельствует о распространении на ввезенный по ДТ товар кода по ОК 005-93 94 4400 ввиду того, что спорный товар зарегистрирован в качестве самостоятельного медицинского изделия, в соответствии с регистрационным удостоверением ему присвоен код по ОК 005-93 93 9800, который не является льготным в соответствии с Перечнем N 1042.
Как правомерно отметили суды, регистрационное удостоверение от 22.05.2008 N ФСЗ 2008/01600 выдано Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения с учетом назначения медицинского изделия. Произвольное изменение по желанию декларанта указанного в регистрационном удостоверении кода изделия по ОК 005-93, на иной код, предусмотренный Перечнем N 1042, с целью освобождения от уплаты НДС, равно как и установление такого кода неуполномоченным органом, не соответствует закону.
Вопреки доводу Общества, сам по себе код медицинского изделия по ОК 005-93, ОК 034-2014, содержащийся в тех или иных документах на такое изделие (декларации о соответствии, сертификате соответствия), не является основанием для применения льготы по уплате НДС с учетом подлежащих применению норм Налогового кодекса Российской Федерации и примечания 1 к Перечню N 1042.
В силу подпункта "и" пункта 56 Правил N 1416 код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности указывается в регистрационном удостоверении на медицинское изделие.
Соответственно, единственным документом, достоверно подтверждающим код ввезенного по ДТ медицинского изделия по ОК 034-2014 (ОК 005-93), является его регистрационное удостоверение.
Согласно пункту 2 статьи 112 ТК ЕАЭС если при проведении таможенного контроля выявлены нарушения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, которые в соответствии с абзацами вторым и третьим подпункта 9 пункта 1 статьи 125 названного Кодекса при их устранении не будут являться основанием для отказа в выпуске товаров, и таможенным органом для устранения таких нарушений установлена необходимость изменения (дополнения) сведений, заявленных в таможенной декларации, такие сведения должны быть изменены (дополнены) декларантом по требованию таможенного органа в пределах срока выпуска товаров, установленного пунктами 3 и 6 статьи 119 ТК ЕАЭС.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 125 ТК ЕАЭС таможенный орган отказывает в выпуске товаров при невыполнении требований таможенного органа об изменении (дополнении) сведений, заявленных в таможенной декларации, в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 112 ТК ЕАЭС.
Поскольку Общество не внесло изменения в ДТ в соответствии с требованием от 16.07.2021, Таможня правомерно вынесла решение об отказе в выпуске товара по ДТ.
С учетом установленных по делу обстоятельств и подлежащих применению норм материального права суды двух инстанций пришли к обоснованным выводам о том, что применение Обществом в отношении товара по ДТ освобождения от уплаты НДС неправомерно, а решения, требование Таможни законны.
Приведенные Обществом в кассационной жалобе доводы основаны на неправильном применении норм материального права и противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам.
Всем доводам кассационной жалобы судами первой и апелляционной инстанции дана полная и объективная оценка на основании имеющихся в материалах дела доказательств, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для иной оценки.
Кассационная инстанция не усмотрела нарушения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении спора, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.08.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2023 по делу N А21-1747/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Балтийская медицинская компания" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Соколова |
Судьи |
С.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2 статьи 112 ТК ЕАЭС если при проведении таможенного контроля выявлены нарушения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, которые в соответствии с абзацами вторым и третьим подпункта 9 пункта 1 статьи 125 названного Кодекса при их устранении не будут являться основанием для отказа в выпуске товаров, и таможенным органом для устранения таких нарушений установлена необходимость изменения (дополнения) сведений, заявленных в таможенной декларации, такие сведения должны быть изменены (дополнены) декларантом по требованию таможенного органа в пределах срока выпуска товаров, установленного пунктами 3 и 6 статьи 119 ТК ЕАЭС.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 125 ТК ЕАЭС таможенный орган отказывает в выпуске товаров при невыполнении требований таможенного органа об изменении (дополнении) сведений, заявленных в таможенной декларации, в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 112 ТК ЕАЭС."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 мая 2023 г. N Ф07-5002/23 по делу N А21-1747/2022