23 мая 2023 г. |
Дело N А66-7761/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 мая 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Константинова П.Ю., судей Малышевой Н.Н., Пряхиной Ю.В.,
при участии от министерства строительства Тверской области Прохоровой М.А. (доверенность от 19.05.2023),
от общества с ограниченной ответственностью "Промстроймонтаж" Адамовой М.А. (доверенность от 10.01.2022),
рассмотрев 23.05.2023 в открытом судебном заседании кассационные жалобы министерства строительства Тверской области, правительства Тверской области и заместителя прокурора Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 24.11.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2023 по делу N А66-7761/2022,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Тверской области (далее - Прокурор), в интересах Тверской области в лице министерства строительства Тверской области, адрес: 170100, Тверская обл., г. Тверь, пл. Святого Благоверного Князя Михаила Тверского, д. 5, ОГРН 1076952005041, ИНН 6950053604 (далее - Министерство), обратился в Арбитражный суд Тверской области с иском к государственному казенному учреждению Тверской области "Тверьоблстройзаказчик", адрес: 170100, Тверская обл., г. Тверь, пл. Святого Благоверного Князя Михаила Тверского, д. 5, ОГРН 1116952010625, ИНН 6950133850 (далее - Учреждение), обществу с ограниченной ответственностью "Промстроймонтаж", адрес: 241050, Брянская обл., г. Брянск, ул. Фокина, д. 67, каб. 5, ОГРН 1113256019876, ИНН 3255517200 (далее - Общество), о признании недействительным соглашения от 30.03.2022 о расторжении государственного контракта от 29.12.2020 N 179 и взыскании с Общества в пользу Тверской области 809 278,59 руб. неустойки за просрочку исполнения обязательств, предусмотренных государственным контрактом.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены правительство Тверской области, адрес: 170100, Тверская обл., г. Тверь, пл. Святого Благоверного Князя Михаила Тверского, д. 1, ОГРН 1026900587702, ИНН 6905000054 (далее - Правительство), Управление Федеральной антимонопольной службы по Тверской области, адрес: 170100, Терская обл., г. Тверь, Советская ул., д. 23, ОГРН 1036900080722, ИНН 6905005800, администрация города Ржева, адрес: 172381, Тверская обл., г. Ржев, Партизанская ул., д. 33, ОГРН 1026901853274, ИНН 6914002555, государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, адрес: 115088, Москва, Шарикоподшипниковская ул., д. 5, ОГРН 1077799028251, ИНН 7736243140.
Решением суда первой инстанции от 24.11.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.01.2023, в иске отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, Министерство, Правительство и Прокурор обратились в суд кассационной инстанции с кассационными жалобами, в которых, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным в него доказательствам, просят отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
По мнению Прокурора, суды не учли, что при заключении соглашения о расторжении государственного контракта вопреки обязанности, возложенной на заказчика законом, фактически им совершены действия, направленные на освобождение Общества от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.
Правительство и Министерство, ссылаясь на недобросовестность сторон при заключении соглашения о расторжении государственного контракта, в своих жалобах указали, что подрядчиком были нарушены сроки выполнения работ по контракту; часть работ по контракту не была выполнена, что причинило существенный вред охраняемым законом интересам государства.
В отзыве на кассационные жалобы Учреждение просило отменить обжалуемые судебные акты, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В отзыве на кассационные жалобы Общество просило отказать в их удовлетворении.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы кассационных жалоб, а представитель Общества возражал против удовлетворения кассационных жалоб.
Другие участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами, в рамках реализации региональной программы "Адресная программа Тверской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы" национального проекта "Жилье и городская среда" Учреждение (заказчик) и Общество (подрядчик) заключили государственный контракт от 29.12.2020 N 179 на подготовку проектной документации и выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству объекта "Многоквартирный жилой дом в городском округе город Ржев Тверской области, расположенный по адресу: Тверская обл., г. Ржев, ул. Революции (объект N 1)", с ценой контракта 173 112 492 руб., из которых 7 202 705,34 руб. - стоимость работ по подготовке проектной документации и выполнению инженерных изысканий, 165 909 786 руб. - стоимость работ по строительству объекта), и сроками выполнения работ: проектно-изыскательные работы - до 01.05.2021, строительно-монтажные работы - до 01.09.2022.
Дополнительным соглашением от 29.10.2021 N 1-21 к контракту стороны достигли договоренности об уменьшении объема работ (исключение третьего строения из объекта закупки), изменении цены контракта до 117 652 202 руб. (стоимость работ по подготовке проектной документации и выполнению инженерных изысканий - 4 743 965,05 руб., стоимость работ по строительству объекта - 112 908 236,95 руб.).
Приложением N 4 к соглашению от 29.10.2021 установлен график выполнения строительно-монтажных работ.
Дополнительным соглашением от 24.12.2021 N 2-21, заключенным между сторонами, увеличена цена контракта до 152 947 862,60 руб. (стоимость работ по подготовке проектной документации и выполнению инженерных изысканий - 6 167 154,57 руб., стоимость работ по строительству объекта - 146 780 708,03 руб.).
Работы по подготовке проектно-сметной документации и выполнению инженерных изысканий выполнены 18.10.2021, о чем составлен акт N 1 сдачи-приемки выполненных работ к контракту (подписан заказчиком 22.10.2021). Оплата в размере 7 202 705,34 руб. произведена 28.10.2021.
Подрядчиком в адрес заказчика 15.03.2022 направлены счет-фактура, акты форм N КС-2, КС-3, акт сверки взаиморасчетов по факту выполнения работ: вертикальная планировка в границах земельного участка, статические испытания (строения N 1, 2).
Акт сдачи-приемки выполненных работ к контракту от 10.01.2022 N 1 подписан заказчиком 21.03.2022 на сумму - 1 035 550,77 руб.
В связи с значительным увеличением стоимости строительства объекта, обоснованность которого подтверждена положительным заключением государственной экспертизы от 21.09.2021 N 01391-21/Г69-0001407, что не могло быть в полном объеме отражено соответствующим изменением контракта, поскольку противоречило бы положениям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О государственной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), о чем Учреждение уведомило Общество письмом от 31.01.202 N 114, последнее письмом от 09.02.2022 N 50/б предложило Учреждению рассмотреть вопрос о расторжении контракта.
Учреждение и Общество 30.03.2022 заключили соглашение о расторжении контракта, в пункте 2 которого признали выполнение Обществом на момент расторжения контракта работ на сумму 7 202 705,34 руб., принятых и оплаченных Учреждением.
Посчитав названное соглашение ничтожной сделкой, Прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды в иске отказали.
Суд округа, изучив материалы дела и доводы кассационных жалоб, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалоб в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований; с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Согласно пункту 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В силу статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Кодексом, другими законами или договором.
Пунктом 2 статьи 453 ГК РФ предусмотрено, что при расторжении договора обязательства сторон прекращаются.
На основании части 8 статьи 95 Закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно пункту 11.1 контракта его расторжение возможно по взаимному соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 25) разъяснено, что согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Согласно абзацу 5 пункта 1 Постановления N 25, если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов другой стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны (пункт 2 статьи 10 ГК РФ).
Как разъяснено в пункте 7 Постановления N 25, если совершение сделки нарушает запрет, установленный пунктом 1 статьи 10 ГК РФ, в зависимости от обстоятельств дела такая сделка может быть признана судом недействительной (пункты 1 или 2 статьи 168 ГК РФ).
В пункте 74 Постановления N 25 разъяснено, что ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность.
В пункте 75 Постановления N 25 указано, что сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной, как посягающая на публичные интересы.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суды установили, что применительно к рассматриваемому случаю законодательство не содержит перечня оснований для расторжения контрактов по соглашению сторон, при этом обязанность Учреждения по одностороннему отказу от исполнения контракта из материалов дела не следует, сведений о существенных нарушениях подрядчиком условий контракта не представлено.
Доказательств того, что условия соглашения о расторжении противоречат существу законодательного регулирования и посягают на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, не имеется.
Также не представлено бесспорных доказательств ничтожности соглашения, злоупотребления ответчиками правами или недобросовестности ответчиков.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении требований о признании спорного соглашения недействительным.
Кроме того, Прокурором заявлено требование о взыскании с Общества в пользу Тверской области неустойки за просрочку исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.
Суды, установив, что названное требование Прокурора не основано на положениях статьи 52 АПК РФ, правомерно отказали в иске в указанной части.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых решения и постановления, кассационной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 24.11.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2023 по делу N А66-7761/2022 оставить без изменения, а кассационные жалобы министерства строительства Тверской области, правительства Тверской области и заместителя прокурора Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
П.Ю. Константинов |
Судьи |
П.Ю. Константинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 74 Постановления N 25 разъяснено, что ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность.
В пункте 75 Постановления N 25 указано, что сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной, как посягающая на публичные интересы.
...
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2023 по делу N А66-7761/2022 оставить без изменения, а кассационные жалобы министерства строительства Тверской области, правительства Тверской области и заместителя прокурора Тверской области - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 мая 2023 г. N Ф07-4843/23 по делу N А66-7761/2022