02 июня 2023 г. |
Дело N А56-23214/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июня 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чуватиной Е.В., судей Захаровой М.В., Сергеевой И.В.,
при участии от федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Дзюбенко Т.И. (доверенность от 16.03.2023),
рассмотрев 31.05.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.12.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2023 по делу N А56-23214/2018,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, адрес: 191023, Санкт-Петербург, пл. Ломоносова, д. 1, ОГРН 1037843025527, ИНН 7832000069 (далее - Комитет), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны, адрес 191119, Санкт-Петербург, Звенигородская ул., д. 5, ОГРН 1027810323342, ИНН 7826001547 (далее - Учреждение), об обязании выполнить ремонт и реставрацию фасадов здания по адресу: Санкт-Петербург, г. Ломоносов, Иликовский пр., д. 1а, лит. А (далее - Объект), являющегося частью объекта культурного наследия регионального значения "Казарменный комплекс - бывшие дворцовые конюшни", демонтировать незаконно размещенные баннеры.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, 105066, г. Москва, Спартаковская ул., д. 2Б, ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.07.2018 иск удовлетворен частично: на Учреждение возложена обязанность в течение 24 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда в установленном законом порядке выполнить ремонт и реставрацию фасадов Объекта, в остальной части иска отказано; с Учреждения в доход федерального бюджета взыскано 6000 руб. государственной пошлины.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2018 данное решение оставлено без изменения.
На основании вступившего в законную силу решения Комитету выдан исполнительный лист серии ФС N 034199504.
В апреле 2021 года Учреждение обратилось в суд первой инстанции с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения вышеуказанного решения суда на 12 месяцев.
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.05.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2021 и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.11.2021, в удовлетворении этого заявления отказано.
В ноябре 2022 года Учреждение повторно обратилось в суд с заявлением о предоставлении ему отсрочки исполнения решения по настоящему делу на 12 месяцев.
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.12.2022 в удовлетворении названного заявления отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2023 данное определение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить определение от 20.12.2022 и постановление от 07.03.2023, направить заявление о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению подателя жалобы, суды необоснованно отклонили ходатайство о предоставлении отсрочки исполнения решения от 05.07.2018, указывает на отсутствие необходимого финансирования, ссылается на поступившее в адрес Учреждения сообщение от 03.02.2023 о включении объектов культурного наследия в перечень объектов военной инфраструктуры для проведения капитального ремонта не ранее 2025 года.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы жалобы.
Иные участвующие в деле лица извещены в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в силу статьи 284 того же Кодекса не препятствует рассмотрению жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда в силу статьи 16 АПК РФ обязательны для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 324 АПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения. Рассрочка исполнения судебного акта означает, что требования, содержащиеся в исполнительном листе, будут исполняться частями, поэтапно, в сроки, установленные судом.
Предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта является исключительной мерой, которая должна применяться судом лишь при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения арбитражного суда. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации не содержит перечня оснований для предоставления отсрочки (рассрочки) исполнения судебного акта и запрета на повторное ее предоставление, а устанавливает лишь критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
Таким образом, рассрочка либо отсрочка исполнения судебных актов предоставляется должнику в исключительных случаях с учетом фактических обстоятельств и необходимости соблюдения баланса интересов как должника, так и взыскателя. При этом суд оценивает реальность исполнения судебного акта в будущем. В противном случае задержка исполнения повлечет необоснованное ограничение прав и законных интересов взыскателя.
Должник в порядке статьи 65 АПК РФ должен доказать наличие обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, а также то, что отсрочка его исполнения после окончания ее срока позволит исполнить решение.
Учреждение в обоснование заявления о предоставлении ему отсрочки исполнения решения от 05.07.2018 указало на отсутствие у него необходимого финансирования и на отнесение вопросов обеспечения проведения ремонтных работ к компетенции иного лица, подведомственного Министерству обороны Российской Федерации.
Исследовав и оценив приведенные заявителем доводы и представленные им доказательства, суды посчитали, что Учреждение не подтвердило наличие оснований для предоставления ему отсрочки исполнения судебного акта, в том числе, что удовлетворение такого заявления будет способствовать достижению исполнимости судебного акта.
При этом суды исходили из того, что при рассмотрении дела было установлено неудовлетворительное состояние Объекта, требующее проведения работ по ремонту и реставрации фасадов объекта культурного наследия, а доказательства принятия мер по выполнению работ, направленных на сохранение объекта культурного наследия, во исполнение решения суда, вступившего в законную силу 15.10.2018, не представлены. Аргументы Учреждения относительно недостаточности финансирования были проанализированы судами и мотивированно отклонены.
При таком положении суды правомерно отказали в удовлетворении заявления Учреждения.
Доводы подателя жалобы со ссылкой на сообщение от 03.02.2023 N 708/ОК-89 - документ, не представленный им при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, не могут быть приняты судом кассационной инстанции (пункт 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Поскольку при рассмотрении заявления Учреждения о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта суды правильно применили нормы материального и процессуального права, предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.12.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2023 по делу N А56-23214/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Чуватина |
Судьи |
Е.В. Чуватина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.