02 июня 2023 г. |
Дело N А42-6920/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А., Толкунова В.М.,
при участии от Федерального бюджетного учреждения "Федеральный центр строительного контроля" Евсюкова Г.Г. (доверенность от 31.12.2022),
рассмотрев 30.05.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального бюджетного учреждения "Федеральный центр строительного контроля" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2023 по делу N А42-6920/2022,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное бюджетное учреждение "Федеральный центр строительного контроля", адрес: 127434, Москва, Дмитровское шоссе, дом 9, ОГРН 1047713006296, ИНН 7713035584 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительными предписания Министерства государственного жилищного и строительного надзора Мурманской области (далее - Министерство) от 04.07.2022 N 46/22 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства и решения о проведении выездной внеплановой проверки от 17.06.2022 N 161/22.
Решением суда первой и инстанции от 09.12.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.03.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Министерство о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Министерством в связи с наступлением события, указанного в программе проведения проверок от 16.06.2022 N 47/22, принято решение от 17.06.2022 N 161/22 о проведении выездной внеплановой проверки в отношении объекта капитального строительства "Строительство водозаборных сооружений с. Териберка Кольского района" (далее - объект капитального строительства).
Цель проведения надзорного мероприятия - проверка выполнения работ: подготовительные работы: установка информационного щита, расчистка стройплощадки, срезка растительного грунта, устройство временного ограждения, устройство временных дорог, устройство временных инженерных сетей строительной площадки, установка временных зданий и сооружений административно-бытового назначения; работы основного периода: отсыпка участка строительства до проектных отметок; демонтаж ВЛ-6 кВ Ф-5 от ПС 35 кВ N 409, демонтаж МТП-5 с трансформатором 250 кВА, установка опор освещения с основанием, монтаж электрических сетей воздушных линий, установка временной ТП-6/0,4 кВ с трансформатором мощностью 400 кВА, присоединение установленной ТП-6/0,4 кВ к ВЛ-6 кВ Ф-5; РВЧ - устройство котлованов, оснований под фундаменты, устройство гидроизоляции, армирование конструкций, инженерные сети (выпуски).
Контролируемое лицо - Учреждение.
В решении о проведении выездной внеплановой проверки от 16.06.2022 N 161/22 (с учетом решения от 27.06.2022 N 1 о внесении изменений в решение Министерства государственного жилищного и строительного надзора Мурманской области от 17.06.2022 N 162/22) указаны следующие контрольные мероприятия: инструментальное обследование, истребование документов, осмотр, получение письменных объяснений. Срок проведения проверки с 21.06.2022, 10 час. 00 мин., по 04.07.2022, 17 час. 00 мин.
Решение о проведении выездной внеплановой проверки от 17.06.2022 N 161/22 направлено Учреждению по электронной почте 20.06.2022 в 10 час. 52 мин.
При проведении выездной проверки Министерством рассмотрены представленные документы и сведения; 21.06.2022 и 29.06.2022 произведен визуальный осмотр объекта, в ходе которого проводилась фотофиксация. Выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами. Установлено, что контролируемым лицом не представлены акты, подтверждающие проведение строительного контроля со стороны Учреждения (перечень не представленных актов строительного контроля: отрывка котлованов под РЧВ; выполнение мероприятий по креплению вертикальных стен котлованов; выполнение мероприятий по устройству шпунта; освидетельствование соответствия грунтов в котловане; освидетельствование соответствия положению отметок дна котлована проектным; освидетельствование основания под плиту РЧВ; освидетельствование опалубки для бетонирования монолитных ж/б конструкций; освидетельствование армирования монолитных ж/б конструкций; освидетельствование инженерных сетей РЧВ; антикоррозийная защита металлических конструкций и сварных соединений; бетонирование плиты РЧВ); акты, подтверждающие приостановку последующих работ; акт о соответствии выполненных внеплощадочных и внутриплощадочных подготовительных работ требованиям безопасности труда и готовности объекта к началу строительства.
Результаты внеплановой выездной проверки оформлены соответствующим актом от 04.07.2022 N 147/22.
Усмотрев в действиях Учреждения нарушения требований статьи 53 ГрК РФ, пунктов 4, 5, 10 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением N 468, раздела 2 контракта N 70 на проведение строительного контроля от 07.04.2021, раздела 6 Проекта организации строительства шифр 63-ПОС.ТЧ, выразившиеся в непредставлении проверяющим актов проведения строительного контроля, актов о соответствии выполненных внеплощадочных и внутриплощадочных подготовительных работ требованиям безопасности труда и готовности объекта к началу строительства, в несвоевременном выявлении фактов нарушения проектной документации, технических регламентов, Министерство выдало Учреждению предписание об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства N 46/22 от 04.07.2022, которым возложила на него обязанность устранить указанные в предписании нарушения в срок до 05.07.2022 и до 29.07.2022. Впоследствии срок исполнения предписания с учетом продления установлен до 26.10.2022.
Не согласившись с предписанием Министерства, а также с решением о проведении проверки, Учреждение обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды двух инстанций не усмотрели правовых и фактически оснований для удовлетворения заявления Учреждения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Согласно части 6 статьи 54 ГрК РФ организация и осуществление государственного строительного надзора регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) (с учетом особенностей правового регулирования, установленного для строительства объектов, указанных в части 10 настоящей статьи).
Закон N 248-ФЗ регулирует отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, устанавливает гарантии защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц.
В силу пункта 6 части 1 статьи 57 Закона N 248-ФЗ основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий может быть наступление события, указанного в программе проверок, если федеральным законом о виде контроля установлено, что контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании программы проверок.
Суд указали, что Министерством 16.06.2022 утверждена программа проведения проверок N 47/22, где пунктом 1 указано, что к 21.06.2022 на объекте капитального строительства должны быть выполнены подготовительные работы и работы основного периода. В частности, на объекте должны быть проведены: установка информационного щита, расчистка стройплощадки, срезка растительного грунта, устройство временного ограждения, устройство временных дорог, устройство временных инженерных сетей строительной площадки, установка временных зданий и сооружений административно-бытового назначения, отсыпка участка строительства до проектных отметок; демонтаж ВЛ-6 кВ Ф-5 от ПС 35 кВ N 409, демонтаж МТП-5 с трансформатором 250 кВА, установка опор освещения с основанием, монтаж электрических сетей воздушных линий, установка временной ТП-6/0,4 кВ с трансформатором мощностью 400 кВА, присоединение установленной ТП-6/0,4 кВ к ВЛ-6 кВ Ф-5; РВЧ - устройство котлованов, оснований под фундаменты, устройство гидроизоляции, армирование конструкций, инженерные сети (выпуски).
Проверка выполнения перечисленных видов работ предусмотрена в период с 21.06.2022 по 07.07.2022.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 90 Закона N 248-ФЗ в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан, в том числе, выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля.
В силу части 1 статьи 91 Закона N 248-ФЗ решения, принятые по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, предусмотренным частью 2 названной статьи, подлежат отмене контрольным (надзорным) органом, проводившим контрольное (надзорное) мероприятие, вышестоящим контрольным (надзорным) органом или судом, в том числе по представлению (заявлению) прокурора.
Пунктом 3 части 2 статьи 91 Закона N 248-ФЗ предусмотрено, что к грубым нарушениям требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля относится нарушение требования об уведомлении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если такое уведомление является обязательным.
В соответствии с частью 6 статьи 73 Закона N 248-ФЗ о проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за двадцать четыре часа до ее начала в порядке, предусмотренном статьей 21 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено федеральным законом о виде контроля.
Судами установлено, что в рассматриваемом случае Учреждение было уведомлено о проведении проверки в срок, установленный частью 6 статьи 73 Закона N 248-ФЗ.
Также суды, ссылаясь на положения части 2 статьи 53, пункта 5 части 3 статьи 54 ГрК РФ, подпункта "а" пункта 6, пункта 7 "Общих требований N 2161" указали, что деятельность Учреждения в части осуществления строительного контроля является объектом регионального государственного строительного надзора, а само Учреждение является субъектом проверки органа государственного строительного надзора.
Суды, оцени представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, в том числе протокол осмотра, пришли к выводу о том, что мероприятия в отношении Учреждения проведены в рамках внеплановой выездной проверки, в соответствии с установленными сроками, в присутствии представителя контролируемого лица.
Техническое регулирование определяется положениями Федерального закона N 184-ФЗ "О техническом регулировании", которым особенности в строительстве установлены Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Технический регламент).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 39 Технического регламента обязательная оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки и утилизации, (сноса) осуществляется в форме строительного контроля, порядок проведения которого установлен в Положением о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением N 468 (далее - Постановление N 468).
В связи с чем суды заключили, что Постановление N 468 является обязательным для исполнения, а его соблюдение в рамках предмета государственного строительного надзора, предусмотрено пунктом 5 части 3 статьи 54 ГрК РФ.
Суды установили, что наряду с несоблюдением требований пунктов 4, 5, 10 Постановления N 468, Учреждению оспариваемым предписанием вменяется несоблюдение требований ГрК РФ, проектной документации и положений контракта.
Суды констатировали, что требование о предоставлении документов необходимых и (или) имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований содержится в пункте 13 решения о проведении выездной внеплановой проверки от 17.06.2022 N 161/22.
Суды двух инстанций, исходя из положений части 1 статьи 515 ГрК РФ, пункта 13.1 решения, условий контракта N 70 от 07.04.2021, заключили, что лицо, осуществляющее строительный контроль, обязано убедиться в наличии выданного разрешения на строительство и прекратить строительные работы при его отсутствии.
Суды указали, что наличие в распоряжении Учреждения копий договоров, указанных в пунктах 13.2 и 13.3 решения, исходит из обязанности по исполнению вышеуказанного контракта, а именно разделов 2 и 6, согласно которым Учреждению должна быть известна информация о взаимосвязанных с ним лицах в рамках исполнения предмета данного контракта.
Предоставление выписки из реестра членов саморегулируемой организации о допуске СРО лиц, осуществляющих строительство (пункты 13.4, 13.6 решения) исходит из обязанности, предусмотренной частью 2 статьи 52 ГрК РФ, согласно которой работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.
Функции строительного контроля заказчика могут выполняться только членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 статьи 47, частью 4.1 статьи 48, частями 2.1 и 2.2 статьи 52, частями 5 и 6 статьи 55.31 ГрК РФ.
Суды, ссылаясь на пункты 8, 8.4 Порядка ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства РД-11-05-2007, утвержденного приказом Ростехнадзора от 12.01.2007 N 7, пункты 9.2.6, 9.1.2, 9.1.9 СП 48.13330.2019 "Свод правил. Организация строительства. СНиП 12-01-2004", "е" пункта 6 Постановления N 468, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, заключили, что Учреждение вправе затребовать общий и специальный журналы работ, в том числе для предоставления его в надзорный орган; обязано обеспечить хранение исполнительной документации и предоставить ее по требованию надзорного органа; обеспечивать хранение актов, подтверждающих исполнение функции строительного контроля, в том числе актов об устранении нарушений, и имело возможность предоставить указанные акты в орган государственного строительного надзора; обязано предоставить результаты экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ, проведенных в процессе строительного контроля; представить документы подтверждающие проведение контроля качества применяемых строительных материалов, в том числе во исполнение пунктов 2 и 3 контракта N 70 на проведение строительного контроля.
Ввиду изложенного суды двух инстанции пришли к выводам о том, что решение о проведении выездной внеплановой проверки от 17.06.2022 N 161/22 принято при наличии оснований проведения контрольных (надзорных) мероприятий с соблюдением требований Закона N 248-ФЗ, ГрК РФ, о соответствии оспариваемого предписания упомянутым нормам жилищного законодательства, и об отсутствии оснований для признания нарушенными прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Иная оценка подателем жалобы обстоятельств спора не свидетельствует о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемых судебных актах либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2023 по делу N А42-6920/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального бюджетного учреждения "Федеральный центр строительного контроля" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды, ссылаясь на пункты 8, 8.4 Порядка ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства РД-11-05-2007, утвержденного приказом Ростехнадзора от 12.01.2007 N 7, пункты 9.2.6, 9.1.2, 9.1.9 СП 48.13330.2019 "Свод правил. Организация строительства. СНиП 12-01-2004", "е" пункта 6 Постановления N 468, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, заключили, что Учреждение вправе затребовать общий и специальный журналы работ, в том числе для предоставления его в надзорный орган; обязано обеспечить хранение исполнительной документации и предоставить ее по требованию надзорного органа; обеспечивать хранение актов, подтверждающих исполнение функции строительного контроля, в том числе актов об устранении нарушений, и имело возможность предоставить указанные акты в орган государственного строительного надзора; обязано предоставить результаты экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ, проведенных в процессе строительного контроля; представить документы подтверждающие проведение контроля качества применяемых строительных материалов, в том числе во исполнение пунктов 2 и 3 контракта N 70 на проведение строительного контроля.
Ввиду изложенного суды двух инстанции пришли к выводам о том, что решение о проведении выездной внеплановой проверки от 17.06.2022 N 161/22 принято при наличии оснований проведения контрольных (надзорных) мероприятий с соблюдением требований Закона N 248-ФЗ, ГрК РФ, о соответствии оспариваемого предписания упомянутым нормам жилищного законодательства, и об отсутствии оснований для признания нарушенными прав и законных интересов заявителя.
...
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 июня 2023 г. N Ф07-5706/23 по делу N А42-6920/2022
Хронология рассмотрения дела:
02.06.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5706/2023
09.03.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-1948/2023
09.12.2022 Решение Арбитражного суда Мурманской области N А42-6920/2022
07.10.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-29021/2022