г. Санкт-Петербург |
|
09 марта 2023 г. |
Дело N А42-6920/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 марта 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Протас Н.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Семакиной Т.А.,
при участии:
от заявителя: Евсюков Г.Г., по доверенности от 31.12.2022;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1948/2023) Федерального бюджетного учреждения "Федеральный центр строительного контроля" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 09.12.2022 по делу N А42-6920/2022 (судья Кушниренко В. Н.), принятое
по заявлению Федерального бюджетного учреждения "Федеральный центр строительного контроля"
к Министерству государственного жилищного и строительного надзора Мурманской области
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное бюджетное учреждение "Федеральный центр строительного контроля" (далее - заявитель, Учреждение, ФБУ "РосСтройКонтроль") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительными предписания Министерства государственного жилищного и строительного надзора Мурманской области (далее - Министерство) от 04.07.2022 N 46/22 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства и решения о проведении выездной внеплановой проверки от 17.06.2022 N 161/22.
Решением суда от 09.12.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Учреждение не согласившись с решением суда обратилось с апелляционной жалобой в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд. В обоснование жалобы податель сослался на то, что предписание направлено Министерством на электронный адрес Учреждения 12.07.2022 в 16:06, то есть по истечении срока, установленного для устранения нарушений по пунктам 2 и 3. Указанные обстоятельства фактически исключали возможность исполнения предписания в установленный срок. Считает, что несвоевременное уведомление нарушило право Учреждения на участие его представителя в контрольном (надзорном) действии как осмотр.
По мнению подателя жалобы, Министерство не вправе запрашивать у Учреждения исполнительную документацию, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 53 ГрК РФ Учреждение осуществляет строительный контроль в интересах технического заказчика МКУ "ХЭС Кольского района" на основании контракта от 07.04.2021 370, в круг обязанностей Учреждения входит только освидетельствование выполненных работ на предмет соответствия требованиям проектной документации и технических регламентов.
Министерство извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своего представителя не направило, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы жалобы, просил решение суда отменить.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в связи с наступлением события, указанного в программе проведения проверок N 47/22 от 16.06.2022, Министерством принято решение N 161/22 от 17.06.2022 о проведении выездной внеплановой проверки в отношении объекта капитального строительства "Строительство водозаборных сооружений с.Териберка Кольского района" (далее - объект капитального строительства).
Цель проведения надзорного мероприятия - проверка выполнения следующих видов работ:
подготовительные работы: установка информационного щита, расчистка стройплощадки, срезка растительного грунта, устройство временного ограждения, устройство временных дорог, устройство временных инженерных сетей строительной площадки, установка временных зданий и сооружений административно-бытового назначения;
работы основного периода: отсыпка участка строительства до проектных отметок; демонтаж ВЛ-6кВ Ф-5 от ПС 35кВ N 409, демонтаж МТП-5 с трансформатором 250кВА, установка опор освещения с основанием, монтаж электрических сетей воздушных линий, установка временной ТП-6/0,4кВ с трансформатором мощностью 400кВА, присоединение установленной ТП-6/0,4кВ к ВЛ-6кВ Ф-5; РВЧ - устройство котлованов, оснований под фундаменты, устройство гидроизоляции, армирование конструкций, инженерные сети (выпуски).
Контролируемое лицо - ФБУ "РосСтройКонтроль".
В решении о проведении выездной внеплановой проверки от 16.06.2022 N 161/22 (с учетом решения от 27.06.2022 N 1 о внесении изменений в решение Министерства государственного жилищного и строительного надзора Мурманской области от 17.06.2022 N 162/22) указаны следующие контрольные мероприятия: инструментальное обследование, истребование документов, осмотр, получение письменных объяснений. Срок проведения проверки с 21.06.2022, 10 час. 00 мин., по 04.07.2022, 17 час. 00 мин.
В целях проведения выездной проверки у контролируемого лица пунктом 13 решения истребованы необходимые документы, в том числе: копия разрешения на строительство; договор подряда между застройщиком и лицом, осуществляющим строительство; договор между застройщиком и техническим заказчиком в случае, если застройщик не является действующим членом саморегулируемой организации строителей и передал функции осуществления технического заказчика, в том числе функции проведения строительного контроля, техническому заказчику; общий и специальный журналы, в которых ведется учет выполнения работ; исполнительная документация, в том числе акты освидетельствования работ строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, инженерных систем и оборудования, оказывающих влияние на безопасность, контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также без разборки или повреждения строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, инженерных систем и оборудования; акты об устранении нарушений (недостатков) применительно к выполненным работам, выявленных ранее при проведении строительного контроля и осуществлении государственного строительного надзора; результаты экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ, проведенных в процессе строительного контроля; документы, подтверждающие проведение контроля качества применяемых строительных материалов; акты, подтверждающие исполнение функции строительного контроля.
Решение о проведении выездной внеплановой проверки от 17.06.2022 N 161/22 направлено ФБУ "РосСтройКонтроль" по электронной почте 20.06.2022 в 10 час. 52 мин.
При проведении выездной проверки Министерством рассмотрены представленные документы и сведения; 21.06.2022 и 29.06.2022 произведен визуальный осмотр объекта, в ходе которого проводилась фотофиксация. Выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами. Установлено, что контролируемым лицом не представлены акты, подтверждающие проведение строительного контроля со стороны ФБУ "РосСтройКонтроль" (перечень не представленных актов строительного контроля: отрывка котлованов под РЧВ; выполнение мероприятий по креплению вертикальных стен котлованов; выполнение мероприятий по устройству шпунта; освидетельствование соответствия грунтов в котловане; освидетельствование соответствия положению отметок дна котлована проектным; освидетельствование основания под плиту РЧВ; освидетельствование опалубки для бетонирования монолитных ж/б конструкций; освидетельствование армирования монолитных ж/б конструкций; освидетельствование инженерных сетей РЧВ; антикоррозийная защита металлических конструкций и сварных соединений; бетонирование плиты РЧВ); акты, подтверждающие приостановку последующих работ; акт о соответствии выполненных внеплощадочных и внутриплощадочных подготовительных работ требованиям безопасности труда и готовности объекта к началу строительства.
Результаты внеплановой выездной проверки оформлены соответствующим актом от 04.07.2022 N 147/22.
Усмотрев в действиях ФБУ "РосСтройКонтроль" нарушения требований статьи 53 ГрК РФ, пунктов 4, 5, 10 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением N 468, раздела 2 контракта N 70 на проведение строительного контроля от 07.04.2021, раздела 6 Проекта организации строительства шифр 63-ПОС.ТЧ (листы 48, 38), выразившиеся в непредставлении проверяющим актов проведения строительного контроля, актов о соответствии выполненных внеплощадочных и внутриплощадочных подготовительных работ требованиям безопасности труда и готовности объекта к началу строительства, в несвоевременном выявлении фактов нарушения проектной документации, технических регламентов, Министерство выдало Учреждению предписание об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства N 46/22 от 04.07.2022, которым возложила на него обязанность устранить указанные в предписании нарушения в срок до 05.07.2022 и до 29.07.2022. Впоследствии срок исполнения предписания с учетом продления установлен до 26.10.2022.
Не согласившись с предписанием Министерства, а также с решением о проведении проверки, ФБУ "РосСтройКонтроль" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, в удовлетворении которого судом первой инстанции отказано.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции, в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Министерстве государственного жилищного и строительного надзора Мурманской области, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 27.12.2021 N 995-ПП (далее - Положение), Министерство является исполнительным органом Мурманской области, осуществляющим, среди прочих, функции по контролю (надзору) в жилищной сфере и сфере строительства и по оказанию государственных услуг.
Министерство в рамках возложенных на него полномочий исполняет региональный государственный строительный надзор (пункт 2.2.3 Положения).
Согласно части 6 статьи 54 ГрК РФ организация и осуществление государственного строительного надзора регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ), а в случаях, указанных в части 10 настоящей статьи, нормативными правовыми актами Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", соответствующих федеральных органов исполнительной власти, принимаемыми по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
Закон N 248-ФЗ регулирует отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, устанавливает гарантии защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц.
В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля (пункт 1 части 2 статьи 90 Закона N 248-ФЗ).
Решения, принятые по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, подлежат отмене контрольным (надзорным) органом, проводившим контрольное (надзорное) мероприятие, вышестоящим контрольным (надзорным) органом или судом, в том числе по представлению (заявлению) прокурора (часть 1 статьи 91 Закона N 248-ФЗ).
Согласно пунктам 1, 3, 6 части 2 статьи 91 Закона N 248-ФЗ грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля является:
отсутствие оснований проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
нарушение требования об уведомлении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если такое уведомление является обязательным;
принятие решения по результатам контрольного (надзорного) мероприятия на основании оценки соблюдения положений нормативных правовых актов и иных документов, не являющихся обязательными требованиями.
В силу пункта 6 части 1 статьи 57 Закона N 248-ФЗ основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий может быть наступление события, указанного в программе проверок, если федеральным законом о виде контроля установлено, что контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании программы проверок.
Министерством 16.06.2022 утверждена программа проведения проверок N 47/22, где пунктом 1 указано, что к 21.06.2022 на объекте капитального строительства должны быть выполнены подготовительные работы и работы основного периода. В частности, на объекте должны быть поведены: установка информационного щита, расчистка стройплощадки, срезка растительного грунта, устройство временного ограждения, устройство временных дорог, устройство временных инженерных сетей строительной площадки, установка временных зданий и сооружений административно-бытового назначения, отсыпка участка строительства до проектных отметок; демонтаж ВЛ-6кВ Ф-5 от ПС 35кВ N 409, демонтаж МТП-5 с трансформатором 250кВА, установка опор освещения с основанием, монтаж электрических сетей воздушных линий, установка временной ТП-6/0,4кВ с трансформатором мощностью 400кВА, присоединение установленной ТП-6/0,4кВ к ВЛ-6кВ Ф-5; РВЧ - устройство котлованов, оснований под фундаменты, устройство гидроизоляции, армирование конструкций, инженерные сети (выпуски).
Проверка выполнения перечисленных видов работ предусмотрена в период с 21.06.2022 по 07.07.2022.
Податель жалобы ссылается на то, что Министерством было допущено грубое нарушение действующего законодательства в связи с нарушением требования об уведомлении заявителя о проведении контрольного (надзорного) мероприятия менее чем за 24 часа до начала проведения проверки, что повлекло невозможность защитить свои права надлежащим образом..
В соответствии с частью 6 статьи 73 Закона N 248-ФЗ о проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за двадцать четыре часа до ее начала в порядке, предусмотренном статьей 21 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено федеральным законом о виде контроля.
Информирование контролируемых лиц о совершаемых должностными лицами контрольного (надзорного) органа и иными уполномоченными лицами действиях и принимаемых решениях осуществляется в сроки и порядке, установленные настоящим Федеральным законом, путем размещения сведений об указанных действиях и решениях в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, а также доведения их до контролируемых лиц посредством инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, в том числе через федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (часть 4 статьи 21 Закона N 248-ФЗ).
Как следует из материалов дела, проверка объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводилась на основании решения о проведении выездной внеплановой проверки от 17.06.2022 N 161/22, согласно которому период проведения проверки с 21.06.2022 по 04.07.2022.
Решение о проведении выездной внеплановой проверки от 17.06.2022 N 161/22 направлено на электронный адрес Учреждения и согласно отчету о направлении получено им 20.06.2022 в 10 час. 59 мин.
Судом установлено, что первое проверочное мероприятие в рамках выездной проверки - осмотр объекта капитального строительства - проведено 21.06.2022 в 11 час. 00 мин., что следует из протокола осмотра от 04.07.2022 N 1.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что требование Закона N 248-ФЗ об уведомлении контролируемого лица о проведении контрольного (надзорного) мероприятия Министерством соблюдено, является правомерным.
Уведомление о проведении проверки за 23 часа нельзя признать неуведомлением, либо ненадлежащим уведомлением, влекущим грубое нарушение закона, кроме того представитель учреждения Мурзилин С.СС. присутствовал при проведении проверки.
В связи с чем довод о том, что учреждению было недостаточно времени для защиты своих интересов не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Согласно пункту 29 Общих требований к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора, утвержденных Постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2021 N 2161 в соответствии с частью 14 статьи 54 ГрК РФ контрольные (надзорные) мероприятия при осуществлении регионального государственного строительного надзора проводятся на основании программы проверок.
Программа проверок формируется в электронном виде, утверждается руководителем (заместителем руководителя) органа регионального государственного строительного надзора и не позднее чем через 3 рабочих дня со дня утверждения направляется контролируемому лицу по адресу, указанному в извещении о начале работ, в форме электронного документа, а в случае, предусмотренном частью 9 статьи 21 Федерального закона, - на бумажном носителе (пункт 32 Общих требований N 2161).
В данном случае извещение о начале строительства было подано МКУ "ХЭС Кольского района", которое в целях исполнения пункта 32 Общих требований N 2161 признается контролируемым лицом.
Программа проведения проверок направлена МКУ "ХЭС Кольского района" в день ее утверждения - 16.06.2022 (согласно отчету о направлении).
Согласно пункту 5 части 3 статьи 54 ГрК РФ предметом государственного строительного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 1 настоящей статьи, является соблюдение требований к порядку осуществления строительного контроля, установленных настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 6 Общих требований N 2161 объектом регионального государственного строительного надзора признается деятельность, действия (бездействие) застройщика, технического заказчика и лица, осуществляющего строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в части 11 статьи 54 ГрК РФ, в случаях, установленных частями 1 и 2 статьи 54 ГрК Ф.
Предметом регионального государственного строительного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 1 статьи 54 ГрК РФ, является соблюдение требований, установленных частью 3 статьи 54 ГрК РФ (пункт 7 Общих требований N 2161).
Таким образом, предметом регионального государственного строительного надзора является деятельность (действия) технического заказчика, осуществляющего функции строительного контроля.
Из части 2 статьи 53 ГрК РФ следует, что строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.
Согласно контракту N 70 от 07.04.2021 функция строительного контроля передана техническим заказчиком ФБУ "РосСтройКонтроль". Следовательно, деятельность Учреждения в части осуществления строительного контроля является объектом регионального государственного строительного надзора, а само Учреждение является субъектом проверки органа государственного строительного надзора.
Вопреки доводам Учреждения, протокол осмотра не содержит противоречивых сведений в части указания сроков контрольного (надзорного) мероприятия.
На странице 1 протокола осмотра N 1 от 04.07.2022 отражено, что осмотр проведен в сроки проведения проверки с 21.06.2022 по 04.07.2022.
На странице 2 протокола осмотра указано, что осмотр проведен 21.06.2022 и 29.06.2022.
Согласно сведениям, указанным в абзаце 3 на странице 3 протокола осмотра, при проведении контрольных (надзорных) мероприятий 21.06.2022 представитель строительного контроля отсутствовал.
29.06.2022 представитель строительного контроля Мурзилин С.С. присутствовал на объекте в период визуального осмотра.
Таким образом, указанные мероприятия проведены в рамках внеплановой выездной проверки, в соответствии с установленными сроками, в присутствии представителя контролируемого лица.
Ввиду проведения внеплановой выездной проверки посредством взаимодействия с контролируемым лицом, предписание об устранении нарушений от 04.07.2022 N 46/22 является законным, а учитывая характер выявленных нарушений, обоснованным.
Проверка исполнения предписания в срок, установленный в нем - 05.07.2022, 29.07.2022, Министерством не проводилась, исходя из чего, указанные даты не являются нормативным сроком устранения выявленных нарушений. Указанные даты также свидетельствует о возможной технической ошибке инспектора при установлении сроков в предписании.
Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", по заявлению ФБУ "РосСтройКонтроль", срок исполнения предписания продлен до 26.10.2022.
Техническое регулирование определяется положениями Федерального закона N 184-ФЗ "О техническом регулировании", которым особенности в строительстве установлены Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Технический регламент).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 39 Технического регламента обязательная оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки и утилизации, (сноса) осуществляется в форме строительного контроля, порядок проведения которого установлен в Постановлении N 468.
Таким образом, Постановление N 468 является обязательным для исполнения, а его соблюдение в рамках предмета государственного строительного надзора, предусмотрено пунктом 5 части 3 статьи 54 ГрК РФ.
Кроме того, наряду с несоблюдением требований пунктов 4, 5, 10 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением N 468, Учреждению оспариваемым предписанием вменяется несоблюдение требований ГрК РФ, проектной документации и положений контракта.
Судом установлено, что требование о предоставлении документов необходимых и (или) имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований содержится в пункте 13 решения о проведении выездной внеплановой проверки от 17.06.2022 N 161/22.
Разрешение на строительство (пункт 13.1 решения) представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (часть 1 статьи 51 ГрК РФ).
Таким образом, лицо, осуществляющее строительный контроль, обязано убедиться в наличии выданного разрешения на строительство и прекратить строительные работы при его отсутствии.
В соответствии с положениями контракта N 70 от 07.04.2021 на проведение строительного контроля задачами ФБУ "РосСтройКонтроль" являются предупреждение, выявление и пресечение допускаемых (допущенных) лицом, осуществляющим строительство, в процессе строительства объекта нарушений требований законодательства Российской Федерации, технических регламентов и документов в области технического регулирования, обязательных для соблюдения лицом, осуществляющим строительство (пункт 2.2). Следовательно, в целях исполнения контракта, а равно в целях выявления нарушений градостроительного законодательства Учреждение обязано иметь в распоряжении копию разрешения на строительство.
Наличие в распоряжении Учреждения копий договоров, указанных в пунктах 13.2 и 13.3 решения, исходит из обязанности по исполнению вышеуказанного контракта, а именно разделов 2 и 6, согласно которым Учреждению должна быть известна информация о взаимосвязанных с ним лицах в рамках исполнения предмета данного контракта.
Предоставление выписки из реестра членов саморегулируемой организации о допуске СРО лиц, осуществляющих строительство (пункты 13.4, 13.6 решения) исходит из обязанности, предусмотренной частью 2 статьи 52 ГрК РФ, согласно которой работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.
Функции строительного контроля заказчика могут выполняться только членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 статьи 47, частью 4.1 статьи 48, частями 2.1 и 2.2 статьи 52, частями 5 и 6 статьи 55.31 ГрК РФ.
Согласно пункту 8 Порядка ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства РД-11-05-2007, утвержденного приказом Ростехнадзора от 12.01.2007 N 7 (далее - РД-11-05-2007), разделы общего журнала работ ведутся уполномоченными на ведение такого журнала представителями застройщика или заказчика, лица, осуществляющего строительство, органа государственного строительного надзора и иных лиц путем заполнения его граф в соответствии с подпунктами 8.1-8.7 настоящего Порядка. Перечень уполномоченных на ведение разделов общего журнала работ представителей указанных лиц отражается на Титульном листе журнала.
Раздел 4 "Сведения о строительном контроле застройщика или заказчика в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства" заполняется уполномоченным представителем застройщика или заказчика. В указанный раздел включаются все данные о выявленных строительным контролем недостатках при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, а также сведения об устранении указанных недостатков (пункт 8.4 РД-11-05-2007).
Таким образом, Учреждение имеет право затребовать общий и специальный журналы работ, в том числе для предоставления его в надзорный орган (пункт 13.5 решения).
В соответствии с пунктом 9.2.6 СП 48.13330.2019 "Свод правил. Организация строительства. СНиП 12-01-2004" исполнительная документация подлежит хранению у застройщика (технического заказчика). Ввиду того, что Учреждение выполняет функцию строительного контроля со стороны технического заказчика, оно обязано обеспечить хранение исполнительной документации и предоставить ее по требованию надзорного органа (пункт 13.7 решения).
Согласно пункту 9.1.9 СП 48.13330.2019 застройщик (технический заказчик) в составе строительного контроля выполняет, в том числе, освидетельствование выполненных работ (в том числе скрытых), конструкций (в том числе ответственных), участков инженерных сетей, участвует в подписании соответствующих актов, подтверждающих соответствие.
В связи с чем, Учреждение обязано обеспечивать хранение актов, подтверждающих исполнение функции строительного контроля, в том числе актов об устранении нарушений, и имело возможность предоставить указанные акты в орган государственного строительного надзора на основании пунктов 13.8 и 13.11 решения.
В силу пункта 9.1.2 СП 48.13330.2019 строительный контроль включает, в том числе, лабораторный контроль, проводимый строительной лабораторией, осуществляемый участниками строительства. Следовательно, предоставление результатов экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ, проведенных в процессе строительного контроля, является обязанностью Учреждения (пункт 13.9 решения).
Согласно подпункту "е" пункта 6 Постановления N 468 в целях осуществления строительного контроля технического заказчика могут применяться иные мероприятия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и (или) заключенным договором.
Поэтому, является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что Учреждение обязано представить документы подтверждающие проведение контроля качества применяемых строительных материалов, в том числе во исполнение пунктов 2 и 3 контракта N 70 на проведение строительного контроля (подпункт 13.10 решения).
Таким образом, решение о проведение выездной внеплановой проверки от 17.06.2022 N 161/22 принято при наличии оснований проведения контрольных (надзорных) мероприятий с соблюдением требований Закона N 248-ФЗ, ГрК РФ.
Оспариваемое предписание не нарушает права и законные интересы Учреждения, не возлагает на Учреждение не предусмотренных законом обязанностей и вынесено при наличии достаточных оснований.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 09.12.2022 по делу N А42-6920/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-6920/2022
Истец: Федеральное бюджетное учреждение "Федеральный центр строительного контроля"
Ответчик: Министерство государственного жилищного и строительного надзора Мурманской области
Хронология рассмотрения дела:
02.06.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5706/2023
09.03.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-1948/2023
09.12.2022 Решение Арбитражного суда Мурманской области N А42-6920/2022
07.10.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-29021/2022