13 июня 2023 г. |
Дело N А56-14824/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Баженовой Ю.С., судей Рудницкого Г.М., Сапоткиной Т.И.,
при участии от Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Рубцовой Ю.С. (доверенность от 11.10.2021 N 01-24-4534/21-0-0),
рассмотрев 31.05.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Центрального района Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.10.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2023 по делу N А56-14824/2022,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, адрес: 191023, Санкт-Петербург, пл. Ломоносова, д. 1, ОГРН 1037843025527, ИНН 7832000069 (далее - Комитет), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к администрации Центрального района Санкт-Петербурга, адрес: 191167, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 176, лит. А, ОГРН 1037843045701, ИНН 7825660628 (далее - Администрация), об обязании выполнить в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу работы по консервации и в течение 48 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу работы по реставрации и ремонту объекта культурного наследия регионального значения "Жилой дом Степанова В.Ф.", расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Константина Заслонова, д. 8, лит. А.
На случай неисполнения решения в установленный в нем срок Комитет просил суд взыскать с ответчика по 50 000 руб. по каждому требованию, а в случае дальнейшего неисполнения - по 100 000 руб. в месяц за каждое указанное в иске требование до месяца фактического исполнения решения суда.
К участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора привлечен Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга, адрес: 191144, Санкт-Петербург, Новгородская ул., д. 20, лит. А, пом. 2-Н, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076 (далее - КИО).
Определением от 27.07.2022 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Жилищное агентство Центрального района Санкт-Петербурга", адрес: 193167, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 176, ОГРН 1027809248378, ИНН 7825680085 (далее - Учреждение).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.10.2022 иск удовлетворен, на случай неисполнения решения суда в установленный в нем срок определена сумма денежных средств, подлежащих взысканию с Администрации и Учреждения в пользу Комитета, в размере 5000 руб. за каждое требование, а в случае дальнейшего неисполнения данных требований - по 10 000 руб. в месяц по каждому требованию до месяца фактического их исполнения.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2023 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение от 26.10.2022 и постановление от 09.02.2023 в части, отказав в удовлетворении исковых требований к Администрации. Податель жалобы считает себя ненадлежащим ответчиком по иску.
В судебном заседании представитель Комитета возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные участвующие в деле лица извещены в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что не препятствует рассмотрению жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 АПК РФ исходя из доводов жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжения Комитета от 23.04.2009 N 10-11 "О включении выявленных объектов культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" здание по адресу: Санкт-Петербург, ул. Константина Заслонова, д. 8, лит. А является объектом культурного наследия регионального значения "Жилой дом Степанова В.Ф." (далее - Объект).
Распоряжением Комитета от 01.09.2011 N 10-543 утвержден предмет охраны Объекта.
Впоследствии распоряжением от 27.06.2017 N 07-19-230/17-0-0 утверждено охранное обязательство (далее - Охранное обязательство) собственников и иных законных владельцев объекта, в соответствии с подпунктом 25 раздела 6 которого, необходимо в срок с 27.06.2017 до 27.06.2021 выполнить работы по реставрации и ремонту Объекта.
Согласно представленной в материалы дела выписке из Единого государственного реестра недвижимости на Объект 27.02.2015 зарегистрировано право собственности Санкт-Петербурга.
Объект учтен в составе имущества казны Санкт-Петербурга, третьим лицам в пользование не передан.
По результатам проведенного 29.06.2021 в силу статьи 11 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) мероприятия по систематическому наблюдения за соблюдением обязательных требований (акт Комитета от 29.06.2021 N 01-58-585/20-1-0) установлено, что предусмотренные пунктом 25 раздела 6 Охранного обязательства требования в части работ по сохранению объекта не исполнены, по визуальному осмотру установлено, что Объект находится в ненадлежащем техническом состоянии.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Комитет обратился в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Суд первой инстанции, с которым согласился апелляционный суд, признал требования Комитета обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Суд кассационной инстанции, исследовав материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно пункту 11 статьи 47.6 Закона 73-ФЗ обязательства по содержанию и сохранению объекта культурного наследия подлежат выполнению в случае, если объект культурного наследия находится в государственной собственности субъекта Российской Федерации и не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению либо не передан в безвозмездное пользование, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, уполномоченными на осуществление полномочий собственника соответствующего имущества.
На основании пункта 2, подпунктов 1 и 3 пункта 3 статьи 47.2, подпунктов 1, 4, 7 пункта 1 статьи 47.3, пункта 11 статьи 47.6 Закона 73-ФЗ лицо, которому объект культурного наследия принадлежит на праве собственности, обязано обеспечить финансирование и организацию проведения научно-исследовательских, изыскательских, проектных работ, консервации, ремонта, реставрации и иных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия и сохранение предмета охраны объекта культурного наследия; организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 45 Закона 73-ФЗ; осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.
Доводы подателя жалобы о том, что Администрация является ненадлежащим ответчиком, были предметом оценки судов и обоснованно ими отклонены ввиду следующего.
Согласно пункту 3.14.1 Положения об администрациях районов Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 N 1098, администрация района осуществляет полномочия собственника государственного имущества Санкт-Петербурга, расположенного на территории района, в части обеспечения содержания нежилых зданий, а также помещений в таких зданиях, являющихся имуществом казны Санкт-Петербурга и не переданных по договорам третьим лицам.
В рамках исполнения указанных полномочий Администрация издала распоряжение от 19.04.2019 N 1053-р "Об организации работ, направленных на обеспечение содержания зданий и помещений", которым поручило Учреждению обеспечить осуществление мероприятий по содержанию зданий и помещений, являющихся имуществом казны Санкт-Петербурга и не переданных по договору третьим лицам, согласно приложению к настоящему распоряжению.
Здание, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, ул. Константина Заслонова, д. 8, лит. А, включено в список объектов, содержащихся в данном приложении.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали Администрацию и Учреждение надлежащими ответчиками по настоящему делу.
Доводы кассационной жалобы не опровергают правомерности выводов судов, а лишь выражают несогласие с ними, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем, у кассационного суда отсутствуют основания для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.10.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2023 по делу N А56-14824/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Центрального района Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Ю.С. Баженова |
Судьи |
Ю.С. Баженова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По результатам проведенного 29.06.2021 в силу статьи 11 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) мероприятия по систематическому наблюдения за соблюдением обязательных требований (акт Комитета от 29.06.2021 N 01-58-585/20-1-0) установлено, что предусмотренные пунктом 25 раздела 6 Охранного обязательства требования в части работ по сохранению объекта не исполнены, по визуальному осмотру установлено, что Объект находится в ненадлежащем техническом состоянии.
...
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 июня 2023 г. N Ф07-6199/23 по делу N А56-14824/2022